АДМИНИСТРАЦИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 октября 2018 года N 529
О внесении изменений в постановление администрации Липецкой области от 5 июня 2008 года N 130 "Об утверждении схемы территориального планирования Липецкой области"
В соответствии с частью 1 статьи 15 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 6 Закона Липецкой области от 6 апреля 2007 года N 34-ОЗ "О схеме территориального планирования Липецкой области", постановлением администрации Липецкой области от 13 декабря 2013 года N 588 "Об утверждении государственной программы Липецкой области "Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ" и решением заседания администрации области от 11 апреля 2017 года администрация Липецкой области постановляет:
Внести в постановление администрации Липецкой области от 5 июня 2008 года N 130 "Об утверждении схемы территориального планирования Липецкой области" (Липецкая газета, 2008, 10 октября; 2015, 06 августа; 2017, 11 октября http://www.pravo.gov.ru) следующее изменение:
приложение к постановлению изложить в следующей редакции:
"Приложение
к постановлению
администрации Липецкой области
"Об утверждении схемы
территориального планирования
Липецкой области"
СХЕМА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Липецкая область относится к продвинутым субъектам Российской Федерации, входит в число лидеров и является одной из опорных точек социально-экономического развития России.
Липецкая область успешно встроена в общероссийский и мировой рынок, достигнув высоких показателей экономического роста, и входит в группу семи регионов Российской Федерации с высоким уровнем социально-экономического развития.
Руководство области не останавливается на достигнутом и, разрабатывая социально-экономическую стратегию области, ставит перед ней крупные задачи. В частности, поставлена задача, которая успешно решается, по преодолению сырьевой направленности промышленности и доминирующей роли черной металлургии, ускоренному развитию обрабатывающих отраслей промышленности, прежде всего машиностроения.
В Липецкой области, в числе первых, создана особая экономическая зона промышленно - производственного типа федерального значения "Липецк", предназначенная для привлечения крупномасштабных инвестиций и реализации значительных инвестиционных проектов. Создано 10 особых экономических зон регионального уровня:
- промышленно-производственного типа ("Тербуны", "Чаплыгинская", "Данков", "Елецпром");
- туристско-рекреационного типа ("Елец", "Задонщина");
- агропромышленного типа ("Астапово", "Хлевное", "Измалково");
- технико-внедренческого типа ("Липецк - Технополюс").
Создаются и развиваются кластеры (туристические, автотуристические: Елец, Задонский район, Доброе, Чаплыгин); промышленные кластеры, в том числе промышленный кластер белой техники, кластер станкостроения и станкоинструментальной промышленности "ЛИПЕЦКМАШ", созданные в регионе в 2015 году, инновационный территориальный кластер машиностроения и металлообработки Липецкой области "Долина машиностроения", созданный в регионе в 2016 году, а также планируемые к созданию кластер сельхозмашиностроения, кластер по производству строительных материалов, биофармацевтический кластер и другие кластеры на территории Липецкой области; "Технопарк-Липецк", созданный в 2012 году на территории города Липецка; индустриальные (промышленные) парки, промышленные технопарки и другие виды парков и технопарков (г. Липецк, г. Елец, г. Данков, г. Чаплыгин, г. Лебедянь, с. Тербуны, Краснинский район и другие муниципальные образования Липецкой области), в том числе и на территориях ОЭЗ. Планируется ОЭЗ агропромышленного типа в Становлянском районе.
Впервые, за годы новых общественно-экономических отношений, в Российской Федерации на территории Липецкой области будет строиться новый жилой район "Романово" по новым градостроительным стандартам и условиям жизни.
В 2013 году документами территориального планирования обеспечены все муниципальные образования области.
Представленная работа - "Схема территориального планирования Липецкой области" - является общерегиональным базовым градостроительным документом и должна стать основой для разработки градостроительных документов всех других уровней. При этом градостроительные решения для локальных территорий не должны противоречить общим принципам, заложенным в областной Схеме.
Ключевые градостроительные решения Схемы должны стать базовыми и при разработке документов социально-экономического развития области стратегического и прогнозного характера на длительные сроки.
"Схема территориального планирования Липецкой области" является стратегическим градостроительным документом, представляющим территориальное развитие Липецкой области на расчетный срок (2025 г.) и прогнозный период (до 2040 г.).
"Схема территориального планирования Липецкой области" является комплексным градостроительным документом, охватывающим все подсистемы жизнедеятельности региона: природно-ресурсную, производственную, социальную, инженерно-транспортную, рекреационно-туристическую подсистему и охрану памятников истории и культуры, экологическую ситуацию и охрану окружающей природной среды, пространственно-планировочную ситуацию и функциональное зонирование территории.
В "Схеме территориального планирования Липецкой области" определена главная социально-экономическая идея и главная градостроительная идея Проекта, поставлены стратегические задачи и намечены основные стратегические направления развития территории, а также предложены проектные решения для реализации стратегии развития области.
Главная экономическая идея Проекта - противодействие и смягчение вектора центростремительного развития территории - стягивания населения, труда и капитала в г. Липецк, на основе расширения территорий активной хозяйственной деятельности и формирования новых точек роста, а также реализации нового стратегического направления развития территории - формирования туристско-рекреационного комплекса и сопряженных с ним отраслей, и, как результат, - развитие периферийных территорий, уменьшение числа проблемных и депрессивных районов.
Главная градостроительная идея Проекта - улучшение градостроительной ситуации, оптимизация планировочной структуры и зонирования территории, совершенствование системы расселения, в соответствии с упорядочением и развитием урбанизированных территорий, зоны агломерации Липецк - Грязи, а также территорий сельскохозяйственного назначения и рекреационных зон, улучшения экологической ситуации и совершенствования природно-экологического каркаса территории.
В "Схеме территориального планирования Липецкой области" выполнены и представлены:
- прогнозная модель социально-экономического и градостроительного развития Липецкой области, выстроенная, с одной стороны, на конкурентных преимуществах территории: значительном природно-ресурсном и высоком социально-экономическом потенциале, выгодном местоположении, богатом историко-культурном и духовном наследии, а с другой стороны - при определенных ресурсных ограничениях (прежде всего трудовых);
- анализ и комплексная оценка территории области с целью определения ее территориальных ограничений и потенциальных возможностей, подготовки предложений по ее функциональному макрозонированию с рекомендациями по установлению для каждой зоны регламентов (режимов) хозяйственного (в т.ч. градостроительного) использования территории;
- предложения по перспективной пространственной структуре области в условиях совершенствования модели развития области, имеющей целью упорядочение развития ее зон, центров и осей, способствующей гармоничному развитию территориальной структуры в целом;
- предложения по перспективному зонированию территории с выделением функциональных зон, с целью комплексного и наиболее эффективного ее использования;
- основные направления развития и рационального взаимоувязанного размещения в пределах области промышленного, сельскохозяйственного, гражданского, транспортного и рекреационного строительства на основе совершенствования модели развития Липецкой области;
- предложение по формированию нового стратегического направления развития Липецкой области на основе экономического использования ценного историко-культурного наследия и богатых рекреационных ресурсов;
- предложения по охране памятников истории и культуры;
- предложение по созданию в г. Задонске духовно-религиозного центра на основе духовных святынь православия;
- предложения по перспективному развитию сети городских и сельских поселений, систем расселения, жилого фонда и социальной инфраструктуры, массового отдыха населения;
- прогноз перспективной численности населения области в целом, городского и сельского населения, а также в разрезе отдельных городов и сельских административных районов; прогнозная оценка потребности в миграционном приросте населения для реализации прогнозной модели социально-экономического и градостроительного развития области;
- предложения по водообеспечению, водоотведению, энергоснабжению, развитию транспортных связей, имеющих межрайонное значение;
- предложения по охране окружающей природной среды и улучшению санитарно-гигиенических условий, по охране воздушного и водного бассейнов, почвенного покрова, организации системы охраняемых природных территорий, предложения по совершенствованию природно-экологического каркаса территории;
- предложения по реализации Схемы территориального планирования Липецкой области;
- Основные положения Схемы территориального планирования Липецкой области.
Кроме того, в составе "Схемы территориального планирования Липецкой области" выполнены еще две самостоятельные работы. Это - "Предложения по резервным территориям для развития центров муниципальных районов и города Ельца и их проектным границам", с экономическим и градостроительным обоснованием. И фрагмент - "Особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Липецк" (ранее - "Казинка"), с экономическим и градостроительным обоснованием положения ОЭЗ на территории Грязинского и Елецкого муниципального районов.
Важно отметить, что разрабатываемые ранее (в советский период) схемы районной планировки содержали предложения по сбалансированному развитию области, но они были необязательными для министерств и ведомств.
Сейчас, когда субъекты Федерации наделены большими правами, имеются все возможности для реализации предложенной Схемы. Для этого необходимо, по крайней мере, соблюдение трех важных условий:
- необходимо пересмотреть отношение к территориальному развитию и градостроительству, воспринимать его как сферу многообразной комплексной деятельности, открывающей широкие возможности не только для архитектурно-планировочной деятельности, но и для экономической, социальной и природоохранной деятельности;
- администрация Липецкой области при поддержке федеральных органов власти должна использовать доступные ей рычаги политического и экономического регулирования всех процессов, происходящих в области;
- органы архитектуры и градостроительства (вместе с земельными и имущественными органами) должны изменить свой статус и стать важной градостроительной силой области.
При выполнении названных выше условий органы строительства и архитектуры в состоянии взять на себя ответственность не только за анализ территории, разработку предложений по совершенствованию пространственной структуры и рациональному зонированию области, организационные и технические функции при разработке Схемы территориального планирования Липецкой области, но и выступить в роли необходимого лидера интеграционных процессов, "держателя" территории.
При соответствующем отношении государственных органов к проектным решениям, к градостроительству в целом эффективность и практическая значимость "Схемы территориального планирования Липецкой области" может быть весьма высокой.
Графическая часть работы выполнялась в электронном виде, с послойным нанесением основной градостроительной информации, с использованием программного обеспечения MapInfo.
АО "Проектный институт "Липецкгражданпроект" - разработчик внесения изменений в схему территориального планирования Липецкой области, 2017 г.
Авторский коллектив: