Недействующий


КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 сентября 2018 года N 380


О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.10.2013 N 464 "Об утверждении государственной программы Кемеровской области "Государственная поддержка агропромышленного комплекса и устойчивого развития сельских территорий в Кемеровской области" на 2014 - 2020 годы"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 01.11.2023 N 707.
____________________________________________________________________



В соответствии с Законом Кемеровской области от 11.12.2017 N 102-ОЗ "Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" (в редакции законов Кемеровской области от 26.02.2018 N 7-ОЗ, от 28.03.2018 N 12-ОЗ, от 29.03.2018 N 17-ОЗ, от 04.05.2018 N 23-ОЗ, от 14.06.2018 N 41-ОЗ, от 17.08.2018 N 70-ОЗ), постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 21.02.2013 N 58 "Об утверждении Положения о государственных программах Кемеровской области" Коллегия Администрации Кемеровской области постановляет:


1. Внести в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.10.2013 N 464 "Об утверждении государственной программы Кемеровской области "Государственная поддержка агропромышленного комплекса и устойчивого развития сельских территорий в Кемеровской области" на 2014 - 2020 годы" (в редакции постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 28.02.2014 N 90, от 26.05.2014 N 207, от 02.07.2014 N 260, от 19.09.2014 N 374, от 17.10.2014 N 428, от 17.12.2014 N 508, от 02.03.2015 N 48, от 16.04.2015 N 101, от 05.06.2015 N 168, от 30.09.2015 N 317, от 28.12.2015 N 447, от 12.04.2016 N 135, от 06.06.2016 N 230, от 26.09.2016 N 388, от 19.01.2017 N 26, от 07.02.2017 N 48, от 11.04.2017 N 147, от 04.07.2017 N 340, от 18.08.2017 N 429, от 09.11.2017 N 590, от 27.12.2017 N 662, от 27.02.2018 N 62, от 02.07.2018 N 263) следующие изменения:


1.1. В заголовке, пункте 1 цифры "2014 - 2020" заменить цифрами "2014 - 2021".


1.2. Государственную программу Кемеровской области "Государственная поддержка агропромышленного комплекса и устойчивого развития сельских территорий в Кемеровской области" на 2014 - 2020 годы, (далее - Государственная программа), утвержденную постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.


2. Настоящее постановление подлежит опубликованию на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".


3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на исполняющего обязанности заместителя Губернатора Кемеровской области (по агропромышленному комплексу) А.В.Харитонова.


4. Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящим пунктом установлены иные сроки вступления в силу.


Положения паспорта Государственной программы, раздела 4 текстовой части Государственной программы в части ресурсного обеспечения на 2019 - 2021 годы, раздела 5 текстовой части Государственной программы в части планового значения целевого показателя (индикатора) на 2019 - 2021 годы (в редакции настоящего постановления) применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении областного бюджета, начиная с областного бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.



И.о. Губернатора
Кемеровской области
В.Н.ЧЕРНОВ



Приложение
к постановлению
Коллегии Администрации
Кемеровской области
от 18 сентября 2018 г. N 380



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2014 - 2021 ГОДЫ



ПАСПОРТ
 государственной программы Кемеровской области "Государственная поддержка агропромышленного комплекса и устойчивого развития сельских территорий в Кемеровской области" на 2014 - 2021 годы

Наименование государственной программы

Государственная программа Кемеровской области "Государственная поддержка агропромышленного комплекса и устойчивого развития сельских территорий в Кемеровской области" на 2014 - 2021 годы (далее - Государственная программа)

Директор Государственной программы

Заместитель Губернатора Кемеровской области (по агропромышленному комплексу)

Ответственный исполнитель (координатор) Государственной программы

Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области

Исполнители Государственной программы

Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области;

управление ветеринарии Кемеровской области;

управление государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Кемеровской области

Перечень подпрограмм Государственной программы

1. Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства.

2. Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов.

3. Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства.

4. Стимулирование увеличения производства сельскохозяйственной продукции.

5. Поддержка малых форм хозяйствования.

6. Устойчивое развитие сельских территорий.

7. Обеспечение реализации Государственной программы.

Цели Государственной программы

Ускорение темпов экономического роста агропромышленного комплекса, обеспечивающего продовольственную безопасность Кемеровской области, на основе повышения ее конкурентоспособности;

увеличение производства продукции растениеводства, ее переработки, расширение ассортимента;

сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов; восстановление и повышение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения;

стимулирование роста производства продукции животноводства, повышение конкурентоспособности продукции животноводства;

повышение эффективности и конкурентоспособности продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет технической и технологической модернизации производства;

повышение эффективности производства, в том числе за счет научных исследований и формирования кадрового потенциала, в агропромышленном комплексе Кемеровской области;

увеличение производства и сбыта сельскохозяйственной продукции малыми формами хозяйствования агропромышленного комплекса Кемеровской области;

создание благоприятных социально-экономических условий для устойчивого развития сельской экономики, повышения занятости, уровня и качества жизни сельского населения;

обеспечение эффективной деятельности органов государственной власти Кемеровской области и бюджетных учреждений Кемеровской области в сфере развития агропромышленного комплекса

Задачи Государственной программы

Стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции;

создание условий для дальнейшего роста производства продукции растениеводства агропромышленного комплекса;

развитие элитного семеноводства; повышение доступности кредитных ресурсов, снижение рисков в подотрасли растениеводства;

систематическое воспроизводство природного плодородия почв;

организация мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и формирование информационной базы данных по плодородию почв;

увеличение объемов производства продукции мясного и молочного животноводства; развитие племенного животноводства;

обеспечение круглогодичного получения эмбрионов крупного рогатого скота с высоким генетическим потенциалом;

обеспечение устойчивого развития рыбохозяйственной отрасли региона;

повышение доступности кредитных ресурсов, снижение рисков в подотрасли животноводства;

государственная поддержка производства молока. Обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении и охрана здоровья населения;

создание условий для сохранения стойкого эпизоотического благополучия животноводства Кемеровской области; стимулирование приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями сельскохозяйственной техники, в том числе высокотехнологичной;

поддержка агропромышленного комплекса Кемеровской области, научных исследований и подготовка кадров для сельского хозяйства; повышение доступности кредитования малых форм хозяйствования;

создание условий для увеличения количества субъектов малых форм хозяйствования в сельской местности и повышения уровня доходов сельского населения;

улучшение жилищных условий сельского населения и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе;

повышение уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, стимулирование инициатив граждан, проживающих в сельской местности, по улучшению условий жизнедеятельности и развитию сельских территорий; повышение доступности и качества оказания государственными бюджетными учреждениями государственных услуг в сфере сельского хозяйства, а также развитие материально-технической базы указанных учреждений; обеспечение эффективного управления в сфере развития агропромышленного комплекса

Срок реализации Государственной программы

2014 - 2021 годы

Объемы и источники финансирования Государственной программы в целом и с разбивкой по годам ее реализации

Всего средств на реализацию Государственной программы на 2014 - 2021 годы - 140 121 343,9 тыс. рублей,

из них:

на 2014 год - 16 598 699,7 тыс. рублей;

на 2015 год - 15 135 022,5 тыс. рублей;

на 2016 год - 21 545 308,1 тыс. рублей;

на 2017 год - 17 600 066,2 тыс. рублей;

на 2018 год - 17 746 665,0 тыс. рублей;

на 2019 год - 16 748 946,7 тыс. рублей;

на 2020 год - 17 424 927,5 тыс. рублей;

на 2021 год - 17 321 708,2 тыс. рублей;

средства областного бюджета на 2014 - 2021 годы - 5 498 442,7 тыс. рублей,

из них: на 2014 год - 958 472,3 тыс. рублей;

на 2015 год - 723 727,7 тыс. рублей;

на 2016 год - 571 177,9 тыс. рублей;

на 2017 год - 584 191,5 тыс. рублей;

на 2018 год - 747 469,5 тыс. рублей;

на 2019 год - 637 868,0 тыс. рублей;

на 2020 год - 637 767,9 тыс. рублей;

на 2021 год - 637 767,9 тыс. рублей;

иные не запрещенные законодательством источники на 2014 - 2021 годы - 134 622 901,2 тыс. рублей,

из них:

на 2014 год - 15 640 227,4 тыс. рублей;

на 2015 год - 14 411 294,8 тыс. рублей;

на 2016 год - 20 974 130,2 тыс. рублей;

на 2017 год - 17 015 874,7 тыс. рублей;

на 2018 год - 16 999 195,5 тыс. рублей;

на 2019 год - 16 111 078,7 тыс. рублей;

на 2020 год - 16 787 159,6 тыс. рублей;

на 2021 год - 16 683 940,3 тыс. рублей;

в том числе:

федеральный бюджет - 5 500 649,1 тыс. рублей;

из них:

на 2014 год - 957 939,9 тыс. рублей;

на 2015 год - 897 269,6 тыс. рублей;

на 2016 год - 818 077,4 тыс. рублей;

на 2017 год - 628 880,0 тыс. рублей;

на 2018 год - 593 669,0 тыс. рублей;

на 2019 год - 771 934,4 тыс. рублей;

на 2020 год - 832 878,8 тыс. рублей;

на 2021 год - 0 тыс. рублей;

местный бюджет - 210 918,1 тыс. рублей,

из них:

на 2014 год - 7 110,5 тыс. рублей;

на 2015 год - 8 537,1 тыс. рублей;

на 2016 год - 19 812,8 тыс. рублей;

на 2017 год - 19 282,7 тыс. рублей;

на 2018 год - 56 415,5 тыс. рублей;

на 2019 год - 35 104,9 тыс. рублей;

на 2020 год - 50 348,5 тыс. рублей;

на 2021 год - 14 306,1 тыс. рублей;

средства юридических и физических лиц - 128 911 334 тыс. рублей,

из них:

на 2014 год - 14 675 177,0 тыс. рублей;

на 2015 год - 13 505 488,1 тыс. рублей;

на 2016 год - 20 136 240,0 тыс. рублей;

на 2017 год - 16 367 712,0 тыс. рублей;

на 2018 год - 16 349 111,0 тыс. рублей;

на 2019 год - 15 304 039,4 тыс. рублей;

на 2020 год - 15 903 932,3 тыс. рублей;

на 2021 год - 16 669 634,2 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Государственной программы

Реализация Государственной программы позволит обеспечить:

индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах, процентов к предыдущему году):

2014 год - 102,7 процента;

2015 год - 101,4 процента;

2016 год - 100,1 процента;

2017 год - 101,7 процента;

2018 год - 101 процент;

2019 год - 101,4 процента;

2020 год - 100,5 процента;

2021 год - 100,8 процента;

индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах, процентов к предыдущему году):

2014 год - 104,7 процента;

2015 год - 104,1 процента;

2016 год - 99 процентов;

2017 год - 102,7 процента;

2018 год - 101,1 процента;

2019 год - 101,2 процента;

2020 год - 100,2 процента;

2021 год - 101,1 процента;

индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах, процентов к предыдущему году);

2014 год - 101 процент;

2015 год - 101,8 процента;

2016 год - 101 процент;

2017 год - 100,9 процента;

2018 год - 100,9 процента;

2019 год - 101,6 процента;

2020 год - 100,7 процента;

2021 год - 100,5 процента;

индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства (в сопоставимых ценах, процентов к предыдущему году):

2014 год - 104,1 процента;

2015 год - 100 процентов;

2016 год - 75 процентов;

темп роста производительности труда в сельском хозяйстве (процентов к предыдущему году):

2014 год - 102,8 процента;

2015 год - 106,4 процента;

2016 год - 103 процента;

индекс производительности труда в сельском хозяйстве (процентов к предыдущему году):

2017 год - 101 процент;

2018 год - 101,5 процента;

2019 год - 102 процента;

2020 год - 102,5 процента;

2021 год - 102,7 процента;

темп роста среднемесячной реальной заработной платы в сельском хозяйстве (процентов к предыдущему году):

2014 год - 103,8 процента;

2015 год - 100,5 процента;

2016 год - 103,2 процента;

2017 год - 101,5 процента;

2018 год - 102 процента;

2019 год - 102,5 процента;

2020 год - 102,7 процента;

2021 год - 103 процента;

среднемесячная реальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства):

2014 год - 12590 рублей;

2015 год - 13127 рублей;

2016 год - 12600 рублей;

2017 год - 14084 рубля;

2018 год - 14600 рублей;

2019 год - 15000 рублей;

2020 год - 15500 рублей;

2021 год - 16000 рублей;

среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства):

2017 год - 20100 рублей;

2018 год - 21000 рублей;

2019 год - 21559 рублей;

2020 год - 23714 рублей;

2021 год - 24200 рублей;

создание новых рабочих мест в сельском хозяйстве:

2014 год - 975 единиц;

2015 год - 1000 единиц;

2016 год - 820 единиц;

2017 год - 1050 единиц;

2018 год - 1050 единиц;

2019 год - 1100 единиц;

2020 год - 1150 единиц;

2021 год - 1170 единиц;

количество высокопроизводительных рабочих мест:

2017 год - 0,995 тыс. единиц;

2018 год - 1,015 тыс. единиц;

2019 год - 1,034 тыс. единиц;

2020 год - 1,034 тыс. единиц;

2021 год - 1,040 тыс. единиц;

развитие отраслей растениеводства:

валовой сбор зерновых и зернобобовых в хозяйствах всех категорий:

2014 год - 1077,1 тыс. тонн;

2015 год - 1000,0 тыс. тонн;

2016 год - 937,8 тыс. тонн;

2017 год - 1063,0 тыс. тонн;

2018 год - 1090,8 тыс. тонн;

2019 год - 1120,6 тыс. тонн;

2020 год - 1140,4 тыс. тонн;

2021 год - 1150,0 тыс. тонн;

предотвращение выбытия из сельскохозяйственного оборота сельскохозяйственных угодий:

2014 год - 10 тыс. гектаров;

2015 год - 10 тыс. гектаров;

2016 год - 10 тыс. гектаров;

2017 год - 10 тыс. гектаров;

2018 год - 10 тыс. гектаров;

2019 год - 10 тыс. гектаров;

2020 год - 10 тыс. гектаров;

2021 год - 10 тыс. гектаров;

развитие животноводства:

производство скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий (живой вес):

2014 год - 126,6 тыс. тонн;

2015 год - 131,3 тыс. тонн;

2016 год - 135,0 тыс. тонн;

2017 год - 137,4 тыс. тонн;

2018 год - 138,2 тыс. тонн;

2019 год - 141,8 тыс. тонн;

2020 год - 142,1 тыс. тонн;

2021 год - 143,0 тыс. тонн;

объем производства молока в хозяйствах всех категорий:

2014 год - 365,0 тыс. тонн;

2015 год - 376,0 тыс. тонн;

2016 год - 383,5 тыс. тонн;

производство молока в сельскохозяйственных организациях крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей:

2017 год - 178 тыс. тонн;

2018 год - 179 тыс. тонн;

2019 год - 180 тыс. тонн;

2020 год - 181 тыс. тонн;

2021 год - 182 тыс. тонн;

количество полученных эмбрионов крупного рогатого скота с высоким генетическим потенциалом продуктивности молочного стада;

2014 год - 1400 штук;

2015 год - 300 штук;

2016 год - 310 штук;

2017 год - 330 штук;

2018 год - 350 штук;

2019 год - 400 штук;

2020 год - 400 штук;

2021 год - 400 штук;

доля выполнения плановых показателей ремонтных работ зданий и сооружений ветеринарных лабораторий от общего количества, утвержденного на год:

2014 год - 100 процентов;

2015 год - 100 процентов;

2016 год - 100 процентов;

2017 год - 100 процентов;

2018 год - 100 процентов;

2019 год - 100 процентов;

2020 год - 100 процентов;

2021 год - 100 процентов;

доля приобретенного на основании государственных контрактов оборудования для ветеринарных лабораторий от общего количества, утвержденного на год:

2014 год - 100 процентов;

2015 год - 100 процентов;

2016 год - 100 процентов;

2017 год - 100 процентов;

2018 год - 100 процентов;

2019 год - 100 процентов;

2020 год - 100 процентов;

2021 год - 100 процентов;

энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций на 100 гектаров посевной площади (суммарная номинальная мощность двигателей тракторов, комбайнов и самоходных машин):

2014 год - 158 л. с.;

2015 год - 159 л. с.;

2016 год - 160 л. с.;

2017 год - 161 л. с.;

2018 год - 162 л. с.;

2019 год - 163 л. с.;

2020 год - 164 л. с.;

2021 год - 164 л. с.;

устойчивое развитие сельских территорий:

ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности, всего:

2014 год - 3,978 тыс. кв. метров;

2015 год - 1,800 тыс. кв. метров;

2016 год - 2,173 тыс. кв. метров;

2017 год - 1,740 тыс. кв. метров;

2018 год - 828,1 кв. метров;

2019 год - 1029,3 кв. метров;

2020 год - 1151,0 кв. метров;

2021 год - 1151,0 кв. метров;

обеспеченность сельского населения питьевой водой:

2014 год - 70 процентов;

2015 год - 71 процент;

2016 год - 72 процента;

2017 год - 73 процента;

2018 год - 73 процента;

2019 год - 74 процента;

2020 год - 74 процента;

2021 год - 74 процента;

уровень газификации домов (квартир), расположенных в сельских населенных пунктах, сетевым газом:

2014 год - 0,4 процента;

2015 год - 0,4 процента;

2016 год - 0,4 процента;

2017 год - 0,4 процента;

2018 год - 0,5 процента;

2019 год - 0,5 процента;

2020 год - 0,5 процента;

2021 год - 0,5 процента



1. Характеристика текущего состояния в Кемеровской области сферы деятельности, для решения задач которой разработана Государственная программа, с указанием основных показателей и формулировкой основных проблем


Агропромышленный комплекс - совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства, участвующих в производстве, переработке сельскохозяйственной продукции и доведении ее до потребителя.


Главная задача агропромышленного комплекса - обеспечение населения продовольствием.


Роль и место агропромышленного комплекса в экономике Кемеровской области необходимо оценивать адекватно целям и задачам, отводимым ему общегосударственной политикой. Агропромышленный комплекс сочетает систему функций, имеющих право на признание его приоритетным сектором экономики области. Такой подход предусматривает обеспечение устойчивого развития той сферы материального производства, которая является первой жизненной необходимостью для каждого члена общества независимо от материального и социального положения.


Программа предусматривает систему мер, представляющих собой комплекс взаимосвязанных специальных организационно-технологических, производственных и хозяйственных мероприятий с соответствующим финансовым обеспечением, направленных на обеспечение продовольственной безопасности.


Численность работников, занятых в сельском хозяйстве, составляет только 3,5 процента от занятых в экономике региона, но они обеспечивают Кемеровскую область на 100 процентов хлебом, яйцом, картофелем. Уровень обеспеченности продуктами собственного производства составляет: молоком - 62,2 процента, мясом - 48,2 процента.


На протяжении нескольких лет уровень цен на продукцию сельского хозяйства остается на неизменном уровне, а стоимость ресурсов, необходимых для производства продукции, увеличивается, в связи с этим сельскохозяйственные товаропроизводители имеют низкий уровень доходности.


В 2017 году сельскохозяйственные организации получили 885 млн. рублей прибыли с учетом государственной поддержки в объеме 668 млн. рублей. Доля убыточных хозяйств составила 9,7 процента. Совокупный уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций составил 4,8 процента. Основная масса сельскохозяйственных товаропроизводителей не имеет собственных ресурсов и возможности пользоваться коммерческими кредитами для осуществления своей деятельности. Для расширенного воспроизводства необходимо иметь минимум 25 процентов рентабельности. Поэтому одним из главных направлений повышения устойчивого роста сельского хозяйства является повышение его доходности.


В сельскохозяйственном обороте находится 2 млн. 657,9 тыс. гектаров земель сельскохозяйственного назначения, что составляет 25 процентов площади земельных ресурсов Кузбасса.


Высокий уровень плодородия почвы является одним из обязательных условий эффективного функционирования агроценоза. Оптимизация состояния почвенного плодородия невозможна без научно обоснованного применения удобрений, в первую очередь минеральных. Однако в земледелии Кемеровской области за годы реформ использование минеральных и органических удобрений сократилось до минимума. Последствия существующего экстенсивного типа земледелия очевидны - нарастающее истощение плодородных пахотных почв. За период с 2012 по 2016 год внесение минеральных удобрений на 1 га посевной площади в среднем по области составляло от 2,7 кг/га д.в. до 10,6 кг/га д.в., внесение органических удобрений не превышало 0,2 - 0,3 тонны на 1 га.


Земельный фонд региона по размерам и качеству является его стратегическим преимуществом, а плодородие почвы во взаимодействии с другими природными факторами составляет базовую ценность земли, определяющую уровень производительности труда и стоимость произведенного продукта.


Известно, что высококачественные семена являются самым эффективным и низкозатратным фактором получения высоких урожаев сельскохозяйственных культур.


Для успешного ведения сельскохозяйственного производства большое значение имеет сортосмена (замена возделываемых сортов новыми) и сортообновление (посев семян высших репродукций этого же сорта).


Сельскохозяйственные товаропроизводители заинтересованы в приобретении качественных семян и отдают предпочтение новым сортам, которые отличаются высокой адаптивностью, урожайностью, устойчивостью к абиотическим (зимостойкость, засухоустойчивость, полегание) и биотическим (болезни, вредители) факторам среды с целью увеличения урожайности и повышения качества получаемой продукции. Рекомендуется проводить сортосмену через 5 - 7 лет.


Однако в процессе размножения и производственного использования хозяйственно-ценные признаки и свойства сорта постепенно ухудшаются. В связи с этим возникает необходимость периодической замены сортовых семян, находящихся в производстве, на высококачественные семена высоких категорий тех же сортов, т.е. проводить сортообновление.


Сортообновление зерновых, зернобобовых и технических культур рекомендуется осуществлять после 3 - 4 репродукций, картофеля - после 2 репродукций. Для получения стабильных урожаев и снижения затрат на приобретение семенного материала для обновления семенного фонда необходимо вести внутрихозяйственное семеноводство сельскохозяйственных культур. Удельный вес элитных посевов относительно общей площади сельскохозяйственных культур должен составлять 10 - 15 процентов.


Основа сортообновления - это элитные семена (супер-суперэлита, суперэлита, элита), лучшие по качеству семена конкретного сорта, обладающие хорошими породными свойствами и высокой сортовой чистотой.


В 2017 году доля площади, засеянной элитными семенами, в общей площади посевов в Кемеровской области составила 6,7 процента, в 2016 - 4,7 процента.


Эти резервы повышения урожайности необходимо использовать в полной мере через механизм субсидирования посевов элитных семян.


Вместе с тем сегодня продолжается снижение плодородия земель, вынос питательных веществ с урожаем. В связи с резким сокращением применения органических и минеральных удобрений наблюдается снижение содержания гумуса, обменного калия и подвижного фосфора, отмечается начало деградации почв.


В настоящее время перспективным направлением использования минеральных удобрений являются жидкие формы удобрений, таких как КАС-28, КАС-32, КАС+S, а также безводный аммиак.


Жидкие формы минеральных удобрений обладают рядом существенных преимуществ, а также более технологичны при транспортировке, хранении и применении в рамках внедрения систем точного земледелия.


Сельхозпроизводители Кемеровской области с 2017 года начали активно применять жидкие удобрения, и общий объем их внесения в 2018 году вырос до 6,1 тыс. тонн. Стоимость одного килограмма действующего вещества азота в жидких удобрениях ниже на 18 - 20 процентов, при этом эффективность их применения выше гранулированных.


Также перспективным направлением является использование жидких комплексных удобрений, содержащих не только азот, но и фосфор и калий.


По результатам агрохимического обследования площадь кислых почв на пашне составляет 56 процентов (825,2 тыс. гектаров). Из них в первоочередном известковании нуждаются 226,2 тыс. гектаров, в поддерживающем известковании - 605 тыс. гектаров пахотных земель. Проведение этой работы позволит коренным образом улучшить основные свойства почвы: восстановить структуру, водно-воздушный режим, повысить ее биологическую активность, усилить образование усвояемых форм элементов питания. В целом улучшится агроэкологическая обстановка.


Проведение комплекса агрохимических, гидромелиоративных и агролесомелиоративных мероприятий требует объективной и постоянно обновляемой информации о состоянии почвенного плодородия. Для оценки состояния и динамики агрохимических характеристик сельскохозяйственных угодий проводится их систематическое обследование, которое является частью общего мониторинга состояния этих земель.


При расчете прогнозных объемов агрохимических мероприятий учтены потенциально возможные объемы производства сельскохозяйственной продукции к 2013 году и нормативы выноса элементов питания сельскохозяйственными культурами в расчете на одну тонну урожая.


Важнейшим фактором обеспечения воспроизводства плодородия почв является оросительная и осушительная мелиорация в сочетании с агрохимическими, агролесомелиоративными мероприятиями. Только при этих условиях обеспечивается наивысшая эффективность мелиорированных земель. По данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, по состоянию на 01.01.2016 в Кемеровской области имелось 30,7 тыс. гектаров мелиорированных земель, в том числе 21,6 тыс. гектаров орошаемых и 9,1 тыс. гектаров осушенных.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»