ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 13 августа 2018 года N 649-РГ


Об утверждении Концепции развития сбора, изучения, использования, переработки и реализации палеонтологических материалов мамонтовой фауны на территории Республики Саха (Якутия)

(в редакции распоряжения Главы РС(Я) от 30.01.2023 N 98-РГ)



В целях обеспечения государственного регулирования сбора, изучения, использования, переработки и реализации палеонтологических материалов мамонтовой фауны на территории Республики Саха (Якутия):


1. Утвердить Концепцию развития сбора, изучения, использования, переработки и реализации палеонтологических материалов мамонтовой фауны на территории Республики Саха (Якутия) согласно приложению к настоящему распоряжению.


2. Правительству Республики Саха (Якутия) (Солодов В.В.) до 1 сентября 2018 года утвердить План мероприятий по реализации Концепции развития сбора, изучения, использования, переработки и реализации палеонтологических материалов мамонтовой фауны на территории Республики Саха (Якутия).


3. Признать утратившим силу распоряжение Президента Республики Саха (Якутия) от 22 июля 2011 г. N 484-РП "О Концепции развития добычи, реализации и переработки мамонтовой кости на территории Республики Саха (Якутия)".


4. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на исполняющего обязанности Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Солодова В.В.


5. Опубликовать настоящее распоряжение в официальных средствах массовой информации.



Временно исполняющий обязанности
Главы Республики Саха (Якутия)
А.НИКОЛАЕВ



13 августа 2018 года
N 649-РГ



Утверждена
распоряжением Главы
Республики Саха (Якутия)
от 13 августа 2018 г. N 649-РГ



КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СБОРА, ИЗУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ПЕРЕРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ МАМОНТОВОЙ ФАУНЫ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

(в ред. распоряжения Главы РС(Я) от 30.01.2023 N 98-РГ)



I. Основные цели и задачи Концепции


Основными целями Концепции развития сбора, изучения, использования, переработки и реализации палеонтологических материалов мамонтовой фауны (далее - МФ) на территории Республики Саха (Якутия) (далее - Концепция) являются:


1. Достижение положительного социально-экономического эффекта для коренного населения арктических и северных территорий Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации и легализация внутреннего и экспортного оборота (рынка) МФ за счет:


создания открытой прозрачной системы торговли, в том числе на экспорт, бивнями мамонта;


увеличения закупочной и экспортной стоимости;


развития переработки бивня мамонта с получением полуфабрикатов;


вывода косторезного производства на уровень востребованности продукции на потребительских рынках в России и странах АТР.


2. Создание в Республике Саха (Якутия) международного центра изучения, хранения, экспонирования мамонтовой фауны.


Для достижения основных целей Концепции определены следующие задачи:


1) анализ и формирование нормативно-правовой базы на федеральном и региональном уровнях, охватывающей все процессы, связанные с оборотом палеонтологических остатков ископаемой мамонтовой фауны, в том числе вопросы государственного надзора;


2) организация общедоступной торговой площадки для централизации и контроля оборота МФ;


3) совершенствование государственного регулирования экспорта мамонтовых бивней и их фрагментов с приближением разрешительных процедур к местам реального сбора;


4) упрощение порядка внутреннего и экспортного оборота (рынка) мамонтового бивня;


5) организация переработки мамонтового бивня и развитие косторезного производства в Республике Саха (Якутия);


6) развитие мамонтового бренда;


7) организация государственного экологического надзора за сбором палеонтологических остатков мамонтовой фауны;


8) организация систематического изучения палеонтологических ископаемых остатков мамонтовой фауны;


9) создание условий для научного изучения и сохранения экспонатов мамонтовой фауны, представляющих культурную и научную ценность.



II. Общая информация


Ископаемые бивни мамонта являются невосстанавливающимся ископаемым ресурсом биогенного происхождения (биолиты). По экспертным оценкам более 80% ресурсов бивней мамонта в России сосредоточены на территории Республики Саха (Якутия). Потенциал мамонтового бивня крупнейшей на Земле Северо-Якутской костеносной провинции оценивается примерно в 500 тыс. т.


Международный запрет с 1990 года на торговлю слоновой костью создал спрос на ископаемые бивни мамонта, в связи с чем возобновился сбор и реализация мамонтовой кости на рынок, где основную роль, в том числе в экспортных поставках, играет территория Республика Саха (Якутия). Бивень мамонта пользуется устойчивым спросом на внутреннем и экспортном рынках, около 90% его экспортируется в страны Азии. Самый емкий рынок находится в Китае, куда из Российской Федерации экспортируется более 60 тонн бивня ежегодно, в основном из Республики Саха (Якутия).


В настоящее время проблемы, связанные с мамонтовой фауной, приобретают системный характер: необходимость упорядочивания научных исследований исполинов (мамонтов) неоплейстоценового возраста, музейной деятельности и организации международных выставочных экспозиций, развитие и популяризация туризма "По следам мамонтов" и создание прозрачной, надежной системы правового регулирования управления, оборота и надзора в сфере видов деятельности, связанной с мамонтовой фауной.


На настоящий момент сбор, изучение, использование, переработка и реализация палеонтологических материалов мамонтовой фауны не в полной мере урегулированы действующим законодательством Российской Федерации, в то время, как эти ресурсы почти 300 лет являются объектом традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера Якутии, которые в процессе исторической традиционной хозяйственной деятельности (оленеводство, коневодство, охотничий и рыбный промысел) собирали бивни мамонта для поставки их купцам и промышленникам.



III. Оценка состояния отрасли


SWOT-анализ текущего состояния отрасли

Сильные стороны

Слабые стороны

- Рост спроса на бивень мамонта в связи с запретом экспорта бивня слона в Китае;

- территория РС(Я) - основной источник бивня мамонта - 80% объемов мирового сбора, ресурсная база - 500 тыс. т;

- в РФ имеются специалисты, техника и технология для первичной обработки бивня и изготовления заготовок для производства сувенирной продукции;

- относительно развито косторезное искусство;

- создается научная база для изучения мамонтовой фауны;

- территориальная близость Республики Саха (Якутия) к рынкам сбыта МФ

- Отсутствие в местах сбора бивней мамонта транспортной инфраструктуры;

- отсутствие нормативного обоснования коммерческого сбора бивней мамонта, как сырья для переработки и получения иной продукции;

- дуализм в терминологии "палеонтологические остатки", охватывающий скелетные и трупные остатки, имеющие научную и коллекционную ценность, и бивни мамонта, имеющие в большей степени коммерческую ценность;

- хаотичный, бессистемный характер распределения палеонтологических остатков в толще едомных отложений, не позволяющий проводить традиционные геологоразведочные работы с подсчетом запасов;

- отсутствие технологии организации промышленного сбора;

- сложные процедуры получения экспортной лицензии;

- произведения косторезных мастеров уникальные, штучные, сложные в технологии изготовления. Они, а также местная сувенирная продукция, не востребованы на потребительских рынках в других странах (КНР, Индия);

- развитый теневой рынос вовлечением конечного выгодоприобретателя на начальных этапах сбора и реализации;

- сезонный характер сбора МФ обуславливает необходимость хранения собранного материала в межсезонье

Возможности

Угрозы

- Рост доходов коренного населения;

- увеличение доходной части бюджета муниципальных образований;

- создание бренда "бивни мамонта", "изделия из бивней мамонта";

- создание перерабатывающего производства с использованием современного оборудования для массовой обработки бивня мамонта. Получение добавленной стоимости от углубленной переработки (производства полуфабрикатов и изделий);

- создание косторезной промышленности с выпуском продукции, востребованной на потребительских рынках России и других стран;

- создание современной научной инфраструктуры, способной обеспечить полный цикл исследований палеонтологических материалов мамонтовой фауны;

- минимизация теневого рынка оборота МФ

- Захват рынка сырья иностранными компаниями;

- захват локальных рынков сувенирной продукции иностранными производителями;

- развитие "теневого" рынка;

- криминализация оборота бивней мамонта;

- нанесение невосполнимого экологического ущерба при незаконном промышленном сборе мамонтового бивня;

- ужесточение административных процедур по сбору, реализации, экспорту бивня мамонта;

- лишение коренного населения источников доходов от традиционного образа жизни



IV. Проблемы правового регулирования


Разработка Концепции основывается на действующем законодательстве Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) и требует развития нормативно-правовой базы. В связи с тем, что законодательство Российской Федерации не регулирует промышленный сбор ископаемой мамонтовой кости, Республика Саха (Якутия) предпринимала все возможные меры государственного регулирования: от проведения научных работ, геологического изучения, организации промышленного сбора, оборота и переработки мамонтовой кости до ежегодных международных аукционов по продаже мамонтовой кости и организации Всероссийских фестивалей косторезного искусства, образования особо охраняемых геологических объектов в районах уникального скопления остатков мамонтовой фауны.



4.1. Сбор мамонтовой фауны


С 2003 года Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию выдавал лицензии на сбор с поверхности бивня мамонта и других остатков мамонтовой фауны на срок до 1 года. Всего в 2007 году выдано 23 лицензии 14 недропользователям. Результатом легализации сбора бивня мамонта стало ежегодное увеличение объемов сбора (по отчетам недропользователей), а также увеличение налоговых поступлений в бюджет республики (НДПИ):

Годы

Объем сбора, т

НДПИ, тыс. рублей

2003

14,7

247

2004

23,1

332

2005

29,3

290,5

2006

28,1

554,6

2007

33,4

1 141,2


Для создания системы правового регулирования были приняты правовые документы:


Закон Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2005 г. 250-З N 507-III "О регулировании пользования и распоряжения особым природным ресурсом - ископаемыми остатками мамонтовой фауны";


"Положение о порядке выдачи лицензий (разрешений) на право пользования недрами на территории Республики Саха (Якутия) при изучении, сборе бивней мамонта и других остатков мамонтовой фауны в коммерческих целях, раскопке трупных и скелетных остатков мамонтовой фауны в научных целях" (постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 25.12.2003 N 425-III);


Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 30 марта 2005 г. N 2044 "Об особом статусе природных ресурсов - ископаемых остатков мамонтовой фауны и регулирования их оборота на территории Республики Саха (Якутия)".


По протесту Прокуратуры Республики Саха (Якутия) Закон Республики Саха (Якутия) "О регулировании пользования и распоряжения особым природным ресурсом - ископаемыми остатками мамонтовой фауны" от 16 июня 2005 г. 250-З N 507-III и другие республиканские нормативные акты в сфере ископаемой мамонтовой фауны в 2007 году были приведены в соответствие с федеральным законодательством.


Сбор палеонтологических материалов мамонтовой фауны регулируется статьями 6, 10.1, 11, 16, 33 Закона Российской Федерации "О недрах" и утвержденным в рамках исполнения этого закона Приказом Минприроды России от 29 ноября 2004 г. N 711 Порядком рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.


Согласно этим документам право на сбор палеонтологических материалов возникает на основании решения, принятого уполномоченным органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия), по согласованию с территориальным управлением Роснедра - Якутнедра. Срок действия лицензии был не определен.


Сбор палеонтологических материалов мамонтовой фауны в пределах особо охраняемых природных территорий проводится по согласованию с уполномоченным органом в соответствии с положением данного ООПТ.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»