(в редакции распоряжения Главы РС(Я) от 30.01.2023 N 98-РГ)
В целях обеспечения государственного регулирования сбора, изучения, использования, переработки и реализации палеонтологических материалов мамонтовой фауны на территории Республики Саха (Якутия):
1. Утвердить Концепцию развития сбора, изучения, использования, переработки и реализации палеонтологических материалов мамонтовой фауны на территории Республики Саха (Якутия) согласно приложению к настоящему распоряжению.
2. Правительству Республики Саха (Якутия) (Солодов В.В.) до 1 сентября 2018 года утвердить План мероприятий по реализации Концепции развития сбора, изучения, использования, переработки и реализации палеонтологических материалов мамонтовой фауны на территории Республики Саха (Якутия).
3. Признать утратившим силу распоряжение Президента Республики Саха (Якутия) от 22 июля 2011 г. N 484-РП "О Концепции развития добычи, реализации и переработки мамонтовой кости на территории Республики Саха (Якутия)".
4. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на исполняющего обязанности Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Солодова В.В.
5. Опубликовать настоящее распоряжение в официальных средствах массовой информации.
Временно исполняющий обязанности
Главы Республики Саха (Якутия)
А.НИКОЛАЕВ
13 августа 2018 года
N 649-РГ
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СБОРА, ИЗУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ПЕРЕРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ МАМОНТОВОЙ ФАУНЫ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
(в ред. распоряжения Главы РС(Я) от 30.01.2023 N 98-РГ)
Основными целями Концепции развития сбора, изучения, использования, переработки и реализации палеонтологических материалов мамонтовой фауны (далее - МФ) на территории Республики Саха (Якутия) (далее - Концепция) являются:
1. Достижение положительного социально-экономического эффекта для коренного населения арктических и северных территорий Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации и легализация внутреннего и экспортного оборота (рынка) МФ за счет:
создания открытой прозрачной системы торговли, в том числе на экспорт, бивнями мамонта;
увеличения закупочной и экспортной стоимости;
развития переработки бивня мамонта с получением полуфабрикатов;
вывода косторезного производства на уровень востребованности продукции на потребительских рынках в России и странах АТР.
2. Создание в Республике Саха (Якутия) международного центра изучения, хранения, экспонирования мамонтовой фауны.
Для достижения основных целей Концепции определены следующие задачи:
1) анализ и формирование нормативно-правовой базы на федеральном и региональном уровнях, охватывающей все процессы, связанные с оборотом палеонтологических остатков ископаемой мамонтовой фауны, в том числе вопросы государственного надзора;
2) организация общедоступной торговой площадки для централизации и контроля оборота МФ;
3) совершенствование государственного регулирования экспорта мамонтовых бивней и их фрагментов с приближением разрешительных процедур к местам реального сбора;
4) упрощение порядка внутреннего и экспортного оборота (рынка) мамонтового бивня;
5) организация переработки мамонтового бивня и развитие косторезного производства в Республике Саха (Якутия);
6) развитие мамонтового бренда;
7) организация государственного экологического надзора за сбором палеонтологических остатков мамонтовой фауны;
8) организация систематического изучения палеонтологических ископаемых остатков мамонтовой фауны;
9) создание условий для научного изучения и сохранения экспонатов мамонтовой фауны, представляющих культурную и научную ценность.
Ископаемые бивни мамонта являются невосстанавливающимся ископаемым ресурсом биогенного происхождения (биолиты). По экспертным оценкам более 80% ресурсов бивней мамонта в России сосредоточены на территории Республики Саха (Якутия). Потенциал мамонтового бивня крупнейшей на Земле Северо-Якутской костеносной провинции оценивается примерно в 500 тыс. т.
Международный запрет с 1990 года на торговлю слоновой костью создал спрос на ископаемые бивни мамонта, в связи с чем возобновился сбор и реализация мамонтовой кости на рынок, где основную роль, в том числе в экспортных поставках, играет территория Республика Саха (Якутия). Бивень мамонта пользуется устойчивым спросом на внутреннем и экспортном рынках, около 90% его экспортируется в страны Азии. Самый емкий рынок находится в Китае, куда из Российской Федерации экспортируется более 60 тонн бивня ежегодно, в основном из Республики Саха (Якутия).
В настоящее время проблемы, связанные с мамонтовой фауной, приобретают системный характер: необходимость упорядочивания научных исследований исполинов (мамонтов) неоплейстоценового возраста, музейной деятельности и организации международных выставочных экспозиций, развитие и популяризация туризма "По следам мамонтов" и создание прозрачной, надежной системы правового регулирования управления, оборота и надзора в сфере видов деятельности, связанной с мамонтовой фауной.
На настоящий момент сбор, изучение, использование, переработка и реализация палеонтологических материалов мамонтовой фауны не в полной мере урегулированы действующим законодательством Российской Федерации, в то время, как эти ресурсы почти 300 лет являются объектом традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера Якутии, которые в процессе исторической традиционной хозяйственной деятельности (оленеводство, коневодство, охотничий и рыбный промысел) собирали бивни мамонта для поставки их купцам и промышленникам.
Сильные стороны | Слабые стороны |
- Рост спроса на бивень мамонта в связи с запретом экспорта бивня слона в Китае; - территория РС(Я) - основной источник бивня мамонта - 80% объемов мирового сбора, ресурсная база - 500 тыс. т; - в РФ имеются специалисты, техника и технология для первичной обработки бивня и изготовления заготовок для производства сувенирной продукции; - относительно развито косторезное искусство; - создается научная база для изучения мамонтовой фауны; - территориальная близость Республики Саха (Якутия) к рынкам сбыта МФ | - Отсутствие в местах сбора бивней мамонта транспортной инфраструктуры; - отсутствие нормативного обоснования коммерческого сбора бивней мамонта, как сырья для переработки и получения иной продукции; - дуализм в терминологии "палеонтологические остатки", охватывающий скелетные и трупные остатки, имеющие научную и коллекционную ценность, и бивни мамонта, имеющие в большей степени коммерческую ценность; - хаотичный, бессистемный характер распределения палеонтологических остатков в толще едомных отложений, не позволяющий проводить традиционные геологоразведочные работы с подсчетом запасов; - отсутствие технологии организации промышленного сбора; - сложные процедуры получения экспортной лицензии; - произведения косторезных мастеров уникальные, штучные, сложные в технологии изготовления. Они, а также местная сувенирная продукция, не востребованы на потребительских рынках в других странах (КНР, Индия); - развитый теневой рынос вовлечением конечного выгодоприобретателя на начальных этапах сбора и реализации; - сезонный характер сбора МФ обуславливает необходимость хранения собранного материала в межсезонье |
Возможности | Угрозы |
- Рост доходов коренного населения; - увеличение доходной части бюджета муниципальных образований; - создание бренда "бивни мамонта", "изделия из бивней мамонта"; - создание перерабатывающего производства с использованием современного оборудования для массовой обработки бивня мамонта. Получение добавленной стоимости от углубленной переработки (производства полуфабрикатов и изделий); - создание косторезной промышленности с выпуском продукции, востребованной на потребительских рынках России и других стран; - создание современной научной инфраструктуры, способной обеспечить полный цикл исследований палеонтологических материалов мамонтовой фауны; - минимизация теневого рынка оборота МФ | - Захват рынка сырья иностранными компаниями; - захват локальных рынков сувенирной продукции иностранными производителями; - развитие "теневого" рынка; - криминализация оборота бивней мамонта; - нанесение невосполнимого экологического ущерба при незаконном промышленном сборе мамонтового бивня; - ужесточение административных процедур по сбору, реализации, экспорту бивня мамонта; - лишение коренного населения источников доходов от традиционного образа жизни |
Разработка Концепции основывается на действующем законодательстве Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) и требует развития нормативно-правовой базы. В связи с тем, что законодательство Российской Федерации не регулирует промышленный сбор ископаемой мамонтовой кости, Республика Саха (Якутия) предпринимала все возможные меры государственного регулирования: от проведения научных работ, геологического изучения, организации промышленного сбора, оборота и переработки мамонтовой кости до ежегодных международных аукционов по продаже мамонтовой кости и организации Всероссийских фестивалей косторезного искусства, образования особо охраняемых геологических объектов в районах уникального скопления остатков мамонтовой фауны.
С 2003 года Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию выдавал лицензии на сбор с поверхности бивня мамонта и других остатков мамонтовой фауны на срок до 1 года. Всего в 2007 году выдано 23 лицензии 14 недропользователям. Результатом легализации сбора бивня мамонта стало ежегодное увеличение объемов сбора (по отчетам недропользователей), а также увеличение налоговых поступлений в бюджет республики (НДПИ):
Годы | Объем сбора, т | НДПИ, тыс. рублей |
2003 | 14,7 | 247 |
2004 | 23,1 | 332 |
2005 | 29,3 | 290,5 |
2006 | 28,1 | 554,6 |
2007 | 33,4 | 1 141,2 |
Для создания системы правового регулирования были приняты правовые документы:
"Положение о порядке выдачи лицензий (разрешений) на право пользования недрами на территории Республики Саха (Якутия) при изучении, сборе бивней мамонта и других остатков мамонтовой фауны в коммерческих целях, раскопке трупных и скелетных остатков мамонтовой фауны в научных целях" (постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 25.12.2003 N 425-III);
По протесту Прокуратуры Республики Саха (Якутия) Закон Республики Саха (Якутия) "О регулировании пользования и распоряжения особым природным ресурсом - ископаемыми остатками мамонтовой фауны" от 16 июня 2005 г. 250-З N 507-III и другие республиканские нормативные акты в сфере ископаемой мамонтовой фауны в 2007 году были приведены в соответствие с федеральным законодательством.
Сбор палеонтологических материалов мамонтовой фауны регулируется статьями 6, 10.1, 11, 16, 33 Закона Российской Федерации "О недрах" и утвержденным в рамках исполнения этого закона Приказом Минприроды России от 29 ноября 2004 г. N 711 Порядком рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Согласно этим документам право на сбор палеонтологических материалов возникает на основании решения, принятого уполномоченным органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия), по согласованию с территориальным управлением Роснедра - Якутнедра. Срок действия лицензии был не определен.
Сбор палеонтологических материалов мамонтовой фауны в пределах особо охраняемых природных территорий проводится по согласованию с уполномоченным органом в соответствии с положением данного ООПТ.