Действующий

Об утверждении Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры города Махачкалы на период 2018-2035 годов



2. Характеристика существующего состояния транспортной инфраструктуры


2.1. Анализ положения г. Махачкалы в структуре пространственной организации Российской Федерации и Республики Дагестан.


Через территорию Дагестана проходят международные транспортные коридоры страны "Запад - Восток", "Север - Юг", включающие важнейшие магистрали: федеральную автомобильную трассу "Кавказ" и железнодорожную магистраль "Москва - Ростов-на-Дону - Махачкала - Баку", а также автомобильную магистраль "Армавир - Буденновск - Кочубей - Махачкала" и железнодорожную магистраль "Москва - Волгоград - Астрахань - Кочубей - Махачкала", связывающие территорию республики в единое транспортно-экономическое пространство с развитыми регионами и деловыми центрами России и стран ближнего зарубежья.


Одним из ключевых объектов транспортной инфраструктуры Северного Кавказа является Махачкалинский морской торговый порт, выгодно расположенный в зоне международных транспортных коридоров "Север - Юг", "Восток - Запад". На сегодняшний день грузооборот ММТП составляет 1 млн. 670 тыс. тонн. Порт работает круглогодично.


В 15 километрах от Махачкалы расположен международный аэропорт "Уйташ", имеющий стратегическое значение, в том числе для экономически эффективного осуществления технических и транзитных перевозок. Аэропорт является единственными воздушными воротами Дагестана и вторым по значимости в Северо-Кавказском федеральном округе - он связан воздушным сообщением со многими городами России: Москвой, Санкт-Петербургом, Сочи, Ростовом-на-Дону, Самарой, Сургутом, Минеральными Водами, а также с городами дальнего зарубежья: Стамбулом и Шарджей. После завершения реконструкции взлетно-посадочной полосы с октября 2015 года аэропорт перешел на круглосуточный режим работы и ведет активную деятельность по допуску и регулярному обслуживанию новых типов воздушных судов и расширению маршрутной сети. Аэропорт за 2015 год обслужил около 707 тысяч пассажиров, увеличив пассажиропоток на 68% по сравнению с 2013 годом (в 2014 году аэропорт был закрыт на реконструкцию).


Через республику проходят магистральный нефтепровод "Баку - Новороссийск" и три магистральных газопровода: "Макат - Северный Кавказ", "Моздок - Казимагомед", "Кумли - Аксай".


Территория республики отличается относительно высокими показателями плотности железнодорожной и автомобильной сети. Густота железнодорожных путей общего пользования составляет 103 км путей на 10000 кв. км территории (в среднем по России - 50 км); плотность автомобильных дорог общего пользования - 148 км на 1000 км дорог (в среднем по России - 32 км); удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием - 93% (в среднем по России - 91%).


Махачкала является центральным транзитным пунктом, расположенным на стыке всех дорог Дагестана.


Железнодорожный вокзал Махачкалы расположен в границах железнодорожной станции "Махачкала II - Порт" Махачкалинского региона Северо-Кавказской железной дороги, основной пассажирской станции города, где останавливаются все поезда дальнего следования. Станция "Махачкала" является конечной для всех пригородных поездов. Длина железнодорожных путей по Махачкалинскому региону СКЖД составляет 878,69 км. Махачкалинский регион СКЖД осуществляет перевозку пассажиров по междугородним маршрутам и по внутриреспубликанским маршрутам пригородного сообщения.


В Махачкале имеются два автовокзала: главный - Северный и пригородный - Южный. Северный автовокзал обслуживает как межрегиональные маршруты дальнего следования в города центральной и южной России, так и междугородние маршруты в города и села северной и центральной части Дагестана; Южный автовокзал (Южная автостанция) является конечным пунктом для междугородних маршрутов, соединяющих с Махачкалой южные районы Дагестана.


2.2. Социально-экономическая характеристика г. Махачкалы, характеристика градостроительной деятельности на территории г. Махачкалы, включая деятельность в сфере транспорта, оценка транспортного спроса.


Махачкала является третьим по численности населения среди городов Северо-Кавказского региона и крупнейшим городом Северо-Кавказского федерального округа. Численность населения городского округа по состоянию на 2017 год составляет 722 тыс. человек, в том числе численность населения г. Махачкалы - 593 тыс. человек. Город Каспийск является основным городом-спутником Махачкалы, его население, по данным Росстата на 01.01.2017, составляло 113348 жителей.


Численность населения г. Махачкалы показывает устойчивую динамику роста - в пределах 1% в год. Более динамичный рост численности населения показывает г. Каспийск с темпом прироста, не превышающим 3% в год.