Администрация области постановляет:
1. Утвердить Комплекс мер по организации продуктивной социально значимой деятельности несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, в Тамбовской области на 2018 - 2019 годы согласно приложению.
2. Опубликовать настоящее постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" (http://www.tamlife.ru).
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации области Н.Е.Астафьеву.
И.о. главы администрации области
О.О.Иванов
КОМПЛЕКС МЕР ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОДУКТИВНОЙ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НАХОДЯЩИХСЯ В КОНФЛИКТЕ С ЗАКОНОМ, В ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2018 - 2019 ГОДЫ (ДАЛЕЕ - КОМПЛЕКС МЕР)
Основание для разработки Комплекса мер | ||||||
Орган исполнительной власти области, ответственный за реализацию Комплекса мер | Управление образования и науки области | |||||
Основные разработчики и исполнители Комплекса мер. Перечень социально ориентированных некоммерческих организаций | Управление образования и науки области; комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации области (далее - КДН и ЗП); управление социальной защиты и семейной политики области; управление культуры и архивного дела области; управление здравоохранения области; управление по физической культуре и спорту области; управление информационной политики департамента общественных связей и информационной политики аппарата главы администрации области; управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Тамбовской области; Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тамбовской области (далее - УМВД России по Тамбовской области); Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования (далее - ТОГБОУ ДО) "Центр развития творчества детей и юношества"; ТОГБОУ ДО "Областная детско-юношеская спортивная школа"; Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение (далее - ТОГБУ) Межрегиональный центр возрождения духовно-нравственного наследия "Преображение"; Тамбовское областное государственное казенное учреждение социального обслуживания населения (далее - ТОГКУ СОН) "Центр социальной помощи семье и детям "Жемчужина леса"; Тамбовское областное государственное казенное стационарное учреждение социального обслуживания (далее - ТОГКСУ СО) "Социальный приют для детей "Орешек"; ТОГБУ СОН "Забота"; ТОГКУ "Социально-оздоровительный центр "Росинка"; социально ориентированные некоммерческие организации, действующие на территории Тамбовской области: автономная некоммерческая организация (далее - АНО) "Центр инновационных технологий дополнительного образования"; АНО Тамбовское региональное отделение Общероссийского общественного благотворительного фонда "Российский детский фонд"; АНО "Тамбовское региональное отделение общественной организации "Всероссийское общество трезвости и здоровья"; АНО "Центр духовно-нравственного просвещения "Единение"; АНО "Центр развития массового спорта и оздоровления населения"; Тамбовское региональное объединение общероссийской общественной организации "Ассоциация молодых юристов"; АНО "Военно-патриотическое объединение "Победа"; Региональное отделение Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту" (далее - ООГО ДОСААФ) России Тамбовской области; Региональная общественная спортивная организация "Феникс"; Тамбовское областное отделение Всероссийской общественной организации ветеранов "Боевое Братство"; Тамбовская региональная общественная организация "Федерация автомотоспорта"; Федерация армейского рукопашного боя Тамбовской области; Федерация практической стрельбы Тамбовской области; Общественная организация ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск (далее - ОВД и ВВ) Тамбовской области; органы местного самоуправления (по согласованию) | |||||
Сроки реализации Комплекса мер | 01.01.2018 - 31.12.2019 | |||||
Цель Комплекса мер | Профилактика преступности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе повторных | |||||
Задачи Комплекса мер | Совершенствование взаимодействия органов и учреждений системы профилактики преступности и правонарушений несовершеннолетних в вопросах организации их продуктивной социально значимой деятельности; создание условий, благоприятных для развития личности несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, их успешной социализации и ресоциализации; привлечение некоммерческих организаций, социально ориентированного бизнеса, добровольцев к решению задач профилактики преступлений и правонарушений несовершеннолетних | |||||
Целевые группы, на которые направлена деятельность по Комплексу мер | Несовершеннолетние, состоящие на учете в органах внутренних дел, - 691 чел.; несовершеннолетние, состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, - 691 чел; несовершеннолетние, состоящие на внутришкольном учете, - 1061 чел.; несовершеннолетние, отбывшие наказание за совершение преступления - 1 чел.; семьи, воспитывающие детей, находящихся в конфликте с законом, - 552 | |||||
География Комплекса мер | 30 муниципальных образований области: город Кирсанов, город Котовск, город Мичуринск, город Моршанск, город Рассказово, город Тамбов, город Уварово, Бондарский район, Гавриловский район, Жердевский район, Знаменский район, Инжавинский район, Кирсановский район, Мичуринский район, Мордовский район, Моршанский район, Мучкапский район, Никифоровский район, Первомайский район, Петровский район, Пичаевский район, Рассказовский район, Ржаксинский район, Сампурский район, Сосновский район, Староюрьевский район, Тамбовский район, Токаревский район, Уваровский район, Уметский район; 41 организация, подведомственная управлению образования и науки области; комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации области; 30 комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрациях муниципальных образований; 240 комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрациях городских (сельских) поселений; 30 подразделений по делам несовершеннолетних области, подведомственных УМВД России по Тамбовской области; 4 организации, подведомственные управлению социальной защиты и семейной политики области; 30 организаций, подведомственных управлению здравоохранения области; Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей УМВД России по Тамбовской области; Федеральное казенное учреждение (далее - ФКУ) уголовно-исполнительная инспекция управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Тамбовской области; ФКУ СИЗО-3 управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Тамбовской области | |||||
Ожидаемые конечные результаты реализации Комплекса мер, в том числе в части изменения положения целевых групп | Снижение численности несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел: 2018 - 680 чел.; 2019 - 670 чел.; снижение численности несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП): 2018 - 680 чел.; 2019 - 670 чел.; снижение удельного веса несовершеннолетних, совершивших преступления или принявших в них участие, в общей численности несовершеннолетних: 2018 - -0,2%; 2019 - -0,19%; снижение удельного веса несовершеннолетних, совершивших преступление повторно, в общей численности несовершеннолетних, совершивших преступление: 2018 - -3,34%; 2019 - -3,33%; повышение численности несовершеннолетних, принявших участие в мероприятиях Комплекса мер: 2018 - 14000 чел.; 2019 - 15500 чел. увеличение числа семей, охваченных мероприятиями Комплекса мер: 2018. - 3000; 2019 - 3050; увеличение числа специалистов, прошедших обучение в рамках Комплекса мер: 2018 - 270 чел.; 2019 - 350 чел.; увеличение числа социально ориентированных некоммерческих организаций, принимающих участие в реализации Комплекса мер: 2018 - 10; 2019 - 13; увеличение численности добровольцев, прошедших специальную подготовку и принимающих участие в реализации Комплекса мер: 2018 - 50 чел.; 2019 - 75 чел. | |||||
Объем и источники финансирования Комплекса мер | Год | Всего (руб.) | Бюджет Тамбовской области (руб.) | Бюджеты муниципальных образований (руб.) | Привлеченные средства (руб.) | Средства гранта Фонда поддержки детей (руб.) |
2018 | 10974279 | 951675 | 3517491 | 1148220 | 5356893 | |
2019 | 7161958 | 750535 | 1839048 | 1102620 | 3469755 |
Совершение несовершеннолетними гражданами правонарушений и преступлений остается одной из самых существенных социально-правовых проблем российского общества.
В Тамбовской области ведется целенаправленная работа по формированию системы профилактики преступности и правонарушений несовершеннолетних.
Укреплена законодательная база в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних. На территории области действуют:
Приняты нормативные правовые акты области, обеспечивающие эффективность профилактических мер в сфере предупреждения преступлений и правонарушений, в том числе совершенных несовершеннолетними:
Государственная программа Тамбовской области "Обеспечение безопасности населения Тамбовской области и противодействие преступности" на 2015 - 2020 годы, утвержденная постановлением администрации области от 06.10.2014 N 1203;
Региональная система профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних в Тамбовской области представлена:
комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
органами внутренних дел, в том числе подразделениями по делам несовершеннолетних УНК, ГИБДД, ЦВСНП;
уголовно-исполнительными инспекциями;
Центром временного содержания несовершеннолетних правонарушителей;
органами управления образованием и образовательными организациями;
органами социальной защиты и семейной политики, учреждениями социального обслуживания;
специальными учреждениями для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
органами опеки и попечительства;
органами по делам молодежи;
органами управления здравоохранением области и учреждениями здравоохранения;
органами управления трудом и занятостью населения области и учреждениями занятости;
органами и учреждениями культуры, спорта и туризма.
Множественность субъектов профилактики, различающихся по характеру, масштабам, формам и методам деятельности, - одна из существенных особенностей профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Ядром профилактики преступлений и правонарушений лиц, не достигших 18-летнего возраста, являются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. На территории области осуществляет деятельность 271 комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав:
1 - при администрации области;
30 - при администрациях городских округов (муниципальных районов);
240 - при администрациях городских (сельских) поселений.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации области в пределах своей компетенции координирует и осуществляет контроль за деятельностью органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Комиссия является также координатором по организации и проведению социальной реабилитации (индивидуальной профилактической работы) с несовершеннолетними, освобожденными из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшимися из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, а также осужденными условно или к иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы. В этой работе действует хорошо отлаженный механизм межведомственного взаимодействия всех субъектов профилактики.
В состав комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации области введен Уполномоченный по правам ребенка в Тамбовской области (постановление администрации области от 09.07.2010 N 822).
Важной составляющей в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является деятельность по выявлению детей, находящихся в социально опасном положении. Сведения о правонарушениях несовершеннолетних анализируются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами внутренних дел, уголовно-исполнительными инспекциями, учреждениями социальной защиты и семейной политики, образовательными организациями области.
В целях создания единого областного межведомственного информационного поля для учета несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, в области ведется единый областной Банк данных "Система выявления и учета несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении" (далее - Банк данных).
Банк данных включает совокупность сформированных на уровне муниципальных образований информационных ресурсов, содержащих документированную информацию о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении, проживающих на территории области.
В настоящее время в Банке данных содержатся сведения на 1840 несовершеннолетних и 1342 семьи, находящейся в социально опасном положении.
В целях поддержания Банка данных в актуальном состоянии органами местного самоуправления заключены соглашения с субъектами профилактики безнадзорности по обмену конфиденциальной информацией в части организации профилактической работы, оказания различных видов помощи на межведомственном уровне.
Основная ответственность в борьбе с правонарушениями несовершеннолетних возложена на УМВД по Тамбовской области.
В предупреждении правонарушений несовершеннолетних участвуют специализированные подразделения УМВД по Тамбовской области. Служба ГИБДД осуществляет различные мероприятия по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма (например, операция "Внимание, дети!", "Соблюдайте скоростной режим" и т.д.). Личный состав аппаратов оперативных подразделений предупреждает и пресекает правонарушения несовершеннолетних, разоблачает и выявляет организаторов и подстрекателей преступлений несовершеннолетних, а также тех, кто вовлекает их в бродяжничество, пьянство, попрошайничество. Участковые уполномоченные полиции осуществляют профилактическую работу с неблагополучными семьями, в которых родители (законные представители) оказывают негативное воздействие на детей, а дети совершают правонарушения.
Главным звеном в профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних органов внутренних дел являются подразделения по делам несовершеннолетних (далее - ПДН ОВД). Их работа строится на выявлении обстоятельств, влияющих на развитие ребенка, а также реальной помощи в социальном, нравственном становлении его как полноценного гражданина.
ПДН ОВД выполняют задачи по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних; выявлению и устранению способствующих этому условий; обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий.