(с изменениями на 21 апреля 2022 года)
(в ред. Постановлений администрации Тамбовской области от 05.07.2019 N 793, от 10.11.2021 N 832, от 21.04.2022 N 323)
С целью совершенствования межведомственного подхода к организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, и формирования Банка данных о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, администрация области постановляет:
1. Утвердить Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, (далее - Порядок) согласно приложению.
2. Определить координатором по формированию единого областного банка данных о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, (далее - Банк данных) комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав Тамбовской области.
(п. 2 в ред. Постановления администрации Тамбовской области от 10.11.2021 N 832)
3. Управлению социальной защиты и семейной политики области (Орехова) с целью формирования и поддержания в актуальном состоянии Банка данных обеспечить в Тамбовском областном государственном казенном учреждении "Центр координации и развития социальной защиты" сбор, обработку и хранение информации, поступающей из городских округов и муниципальных районов области.
(в ред. Постановления администрации Тамбовской области от 21.04.2022 N 323)
4. Рекомендовать главам администраций городских округов, муниципальных районов области определить уполномоченный отдел (специалиста) по формированию и поддержанию в актуальном состоянии муниципального банка данных о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, по городскому округу (муниципальному району).
(п. 4 в ред. Постановления администрации Тамбовской области от 05.07.2019 N 793)
5. Признать утратившими силу:
6. Опубликовать настоящее постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru).
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации области Н.Е.Астафьеву.
И.о. главы администрации области
О.О.Иванов
ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ, И ФОРМИРОВАНИЯ БАНКА ДАННЫХ О СЕМЬЯХ И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
(в ред. Постановлений администрации Тамбовской области от 05.07.2019 N 793, от 10.11.2021 N 832, от 21.04.2022 N 323)
1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с федеральными законами от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон N 120-ФЗ), от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", Законом Тамбовской области от 07.07.2021 N 645-З "О порядке создания и осуществления деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Тамбовской области" и определяет общие условия межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по своевременному выявлению, учету, организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, принятию мер, направленных на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних (далее - субъекты системы профилактики, межведомственное взаимодействие).
(в ред. Постановления администрации Тамбовской области от 10.11.2021 N 832)
1.2. Выявление, учет и организация индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, рассматриваются как комплекс социальных, правовых, педагогических и иных мер, профессиональных действий субъектов системы профилактики по установлению обстоятельств, способствующих:
безнадзорности;
беспризорности;
обстановке, представляющей опасность для жизни и (или) здоровья несовершеннолетнего, не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию;
совершению правонарушений или антиобщественных действий несовершеннолетними;
неисполнению родителями (законными представителями) своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательному влиянию на несовершеннолетнего, жестокому обращению с ним;
совершению преступлений несовершеннолетними.
1.3. В настоящем Порядке используются понятия и термины в значениях, определенных Федеральным законом N 120-ФЗ.
1.4. В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят органы и учреждения, указанные в статье 4 Федерального закона N 120-ФЗ.
1.5. Индивидуальная профилактическая работа осуществляется в отношении лиц, указанных в статье 5 Федерального закона N 120-ФЗ, на основаниях и в сроки, предусмотренные статьями 6 и 7 Федерального закона N 120-ФЗ.
2.1. Основными целями взаимодействия субъектов системы профилактики являются:
обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних, совершению правонарушений и преступлений в отношении детей, семейному неблагополучию;
повышение эффективности межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики при реализации системы социальных, правовых, психолого-педагогических и иных мер, направленных на нормализацию внутрисемейных отношений.
2.2. Основными задачами взаимодействия субъектов системы профилактики являются:
своевременное выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, устранение причин и условий, способствующих этому;
осуществление контроля за условиями жизни несовершеннолетнего и семьи;
постановка на учет (снятие с учета) в Банк данных о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (далее - Банк данных);
разработка и реализация комплексного межведомственного плана индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего и семьи, находящихся в социально опасном положении;
осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетнего.
2.3. Взаимодействие субъектов системы профилактики основывается на следующих принципах:
законности;
разграничения компетенции между субъектами (участниками) межведомственного взаимодействия;
исключения дублирования процедур сбора и обработки информации о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении, субъектами (участниками) межведомственного взаимодействия;
индивидуального подхода в организации работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;
максимального учета интересов несовершеннолетних;
обеспечения конфиденциальности полученной в процессе межведомственного взаимодействия информации;
презумпции добросовестности родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в осуществлении родительских прав.
3.1. Основаниями для признания семьи несовершеннолетнего находящейся в социально опасном положении являются:
неисполнение родителями (законными представителями) несовершеннолетнего своих обязанностей по обеспечению минимальных жизненных благ, необходимых для проживания и развития (отсутствие необходимой одежды по сезону, регулярного питания в соответствии с возрастом; отсутствие условий, в том числе санитарно-гигиенических, для воспитания, ухода, отказ от лечения, оставление по месту проживания (пребывания) или на улице в возрасте или состоянии, при котором несовершеннолетний не может самостоятельно ориентироваться);
наличие факторов, отрицательно влияющих на воспитание несовершеннолетнего со стороны родителей (законных представителей) (злоупотребление алкогольной и спиртосодержащей продукцией, употребление наркотических средств без назначения врача, попрошайничество, проституция и другие);
вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступлений и антиобщественных действий (попрошайничество, проституция, употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, употребление наркотических средств без назначения врача, употребление одурманивающих веществ и другие);
жестокое обращение с несовершеннолетним со стороны родителей (законных представителей) (причинение вреда физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию);