Недействующий

Об утверждении муниципальной программы городского округа Химки Московской области "Содержание и развитие жилищно-коммунального хозяйства городского округа Химки" (с изменениями на: 29.03.2018)

1.2. Основные проблемы сферы реализации муниципальной программы


В настоящее время перед органами местного самоуправления стоит достаточно много острых проблем, касающихся ремонта объектов жилищного хозяйства, коммунальной и инженерной инфраструктуры и содержания объектов внешнего благоустройства, требующих безотлагательного решения. Основной экономический и социальный эффект данных мероприятий, включенных в муниципальную программу заключается в обеспечении сохранности существующего имущества путём проведения ремонтов, их контроле и содержании в надлежащем виде. Имеющиеся объекты жилищного хозяйства, коммунальной и инженерной инфраструктуры и благоустройства, расположенные на территории городского округа Химки, не обеспечивают растущие потребности, а уровень их износа продолжает увеличиваться. Финансово-экономические механизмы, обеспечивающие восстановление и ремонт существующих объектов жилищного хозяйства, коммунальной и инженерной инфраструктуры, внешнего благоустройства и охраны окружающей среды, а также строительство новых объектов недостаточно эффективны и не соответствуют уровню развития муниципального образования.

Поддержание в работоспособном состоянии коммунальной и инженерной инфраструктуры является одной из задач управления жилищно-коммунального хозяйства.

В тоже время много проблем, касающихся содержания объектов внешнего благоустройства, требующих безотлагательного решения. Одним из условий улучшения жизни населения городского округа Химки является повышение качества и эффективности работ по содержанию внешнего благоустройства, то есть улучшение внешнего вида города, приведение улиц, парков, скверов, аллей, мостов, площадей, городских пляжей, кладбищ и прочих объектов в состояние, отвечающее требованиям и нормам, придавая им ухоженный вид.

Вопросы охраны окружающей среды на территории городского округа имеют также большое значение. Экологическая ситуация в городе Химки остается напряженной, а уровень загрязнения окружающей среды - достаточно высоким.

Кроме того, в муниципальные контейнеры попадает мусор от объектов торговли (предприятий, торговых палатки и павильоны), которые зачастую не имеют договора на его вывоз или же имеющие таковой, однако объем оплачиваемых услуг явно занижен в разы и как следствие, нагрузка вновь ложится на бюджет городского округа. Наряду с этим транспортная составляющая за вывоз мусора так же увеличилась из-за закрытия полигона ТБО "Левобережный", на котором проводилось захоронение отходов до июня 2012 года, в связи, с чем увеличилась стоимость услуг по вывозу мусора. Задача в данном направлении - не допускать резкого повышения расценок для жителей городского округа Химки на вывоз мусора и максимально рационально использовать средства, выделяемые из бюджета. В связи с закрытием полигона обострилась проблема проведения комплекса работ, направленного на предотвращение негативного воздействия на жителей и окружающую среду городского округа, а так же восстановление продуктивности и хозяйственной ценности восстанавливаемой территории. Полного восстановления продуктивности и хозяйственной ценности территории закрытого полигона рациональными в технико-экономическом отношении средствами добиться невозможно и здесь необходимо говорить о направлениях рекультивации, которая в дальнейшем определит целевое использование рекультивируемых территорий. Необходима рекультивация "тела" полигона ТБО "Левобережный".

Основными ежегодно проводимыми мероприятиями, направленными на улучшение и сохранение состояния окружающей среды в городском округе Химки будут являться:

- проведение плановых инвентаризаций несанкционированных свалок;

- своевременная ликвидация несанкционированных свалок на территории города и микрорайонов;

- проведение экологических субботников для расчистки территории города и прилегающих территорий от несанкционированного мусора;

- проведение информационной работы среди населения, используя средства массовой информации, о доведении требований соблюдения чистоты и порядка на территории городского округа Химки.

Принимая во внимание, изложенное и учитывая сложность проблем с одной стороны и разнородность проблем с другой стороны, существует необходимость выработки комплексного и системного решения, обеспечивающего кардинальное улучшение качества жизни населения и эффективности отрасли жилищно-коммунального хозяйства, представляется наиболее эффективным решать существующие проблемы в рамках муниципальной программы "Развитие жилищно-коммунального хозяйства городского округа Химки" с использованием программно-целевого метода. Подобное решение позволит объединить отдельные мероприятия и добиться мультипликативного эффекта, выраженного в развитии и модернизации жилищного фонда, эффективном использовании коммунальных ресурсов, создании благоприятного инвестиционного климата и совершенствовании институциональной среды жилищно-коммунального хозяйства.

Необходимость в достаточно короткий срок решить масштабные задачи муниципальной программы определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения указанных проблем, поскольку они:

- входят в число приоритетов федеральных программ и программ Московской области, а их решение позволит обеспечить возможность улучшения жилищных условий и качества жизни населения городского округа Химки, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с функционированием систем жизнеобеспечения, а также создать условия для устойчивого и эффективного развития жилищно-коммунального хозяйства;

- не могут быть решены в пределах одного года и требуют значительных бюджетных расходов;

- носят комплексный характер, а их решение окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие общества, общее экономическое развитие и рост производства.

Одна из основных проблем, характерных для жилищно-коммунальной отрасли городского округа Химки - высокая степень износа объектов коммунальной инфраструктуры. Данное обстоятельство существенно затрудняет достижение положительных показателей качества оказываемых коммунальных услуг населению. Это, прежде всего, выражается в сбоях и авариях в системах тепло- и водоснабжения, количество которых при инерционном развитии реализации сферы будет, безусловно, расти.

Низкая эффективность производства и распределения энергоресурсов наряду с недостаточно высоким уровнем собираемости платежей за жилищно-коммунальные услуги будут способствовать возникновению задолженности ресурсоснабжающих предприятий за потребленный природный газ.

В качестве одного из существенных недостатков системы водоснабжения можно выделить неудовлетворительное качество питьевой воды, поступающей в жилищный фонд. Низкое качество питьевой воды обусловлено повышенным содержанием железа. Также продолжают поступать жалобы населения на превышение органолептических показателей качества воды.

При инерционном развитии ситуации прогнозируется высокий уровень износа очистных сооружений хозяйственно-бытовых сточных вод, что понесет за собой низкие значения такого показателя как доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения. В целях исправления сложившейся ситуации требуется проведение широкомасштабных работ по реконструкции очистных сооружений, находящихся в собственности городского округа Химки.

Для системы теплоснабжения также характерны проблемы, обусловленные высокой степенью износа основных средств, включающего в себя устаревшее и энергоемкое оборудование. В условиях непрекращающегося роста цен на энергетические ресурсы (природный газ, электрическая энергия) именно показатели энергоэффективности применяемого тепловырабатывающего оборудования и тепловых сетей приобретают наиболее важнейшее значение. При инерционном развитии прогнозируется увеличение удельного веса потерь теплоэнергии в общем количестве поданного в сеть тепла. Достичь снижения данных показателей энергоэффективности возможно исключительно за счет реконструкции (модернизации) существующих котельных, перевода угольных котельных на природный газ, более активного использования автономных систем отопления жилых помещений и многоквартирных домов, капитального ремонта тепловых сетей.

Эксплуатация многоквартирных домов подразумевает необходимость проведения капитального ремонта конструктивных элементов, периодичность которого определена Ведомственными строительными нормами "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" ВСН 58-88 (р), утвержденными приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312.

Длительное время на территории Российской Федерации отсутствовали эффективные правовые и организационные механизмы, необходимые для выполнения вышеуказанных строительных норм в отношении проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. Лишь с введением в Жилищный кодекс Российской Федерации "Раздела IX" организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" вступили в силу нормы, позволяющие создать устойчивые механизмы финансирования расходов, связанных с проведением капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

Порядок проведения капитального ремонта многоквартирных домов на территории Московской области регулируются Законом Московской области от 01.07.2013 N 66/2013-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области" (далее - Закон МО N 66), в соответствии с которым постановлением Правительства Московской области от 27.12.2013 N 1188/58 утверждена региональная программа Московской области "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области, на 2014 – 2038 годы" (далее – Региональная программа капитального ремонта), содержащая адресный перечень многоквартирных домов, в отношении общего имущества которых до 2038 года планируется проведение капитального ремонта.

Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется исходя из критериев, установленных Законом МО N 66 в соответствии с Порядком использования критериев очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 27.12.2013 N 1187/58 "Об утверждении Порядка использования критериев очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области". Использование указанных критериев должно обеспечивать перспективное планирование капитального ремонта жилищного фонда с учетом фактического технического состояния конструктивных элементов многоквартирных домов.

В целях обеспечения финансирования работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов Жилищным кодексом Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Московской области предусмотрен специальный взнос, взимаемый с собственников жилых помещений за каждый квадратный метр жилой площади. В целях создания правовых и организационных основ и координации работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области, Правительством Московской области была создана некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов".

Принимая во внимание необходимость упорядочения мероприятий по планированию и организации капитального ремонта, дальнейшее выполнение капитального ремонта жилищного фонда необходимо осуществлять программно-целевым методом в рамках настоящей Программы, обеспеченной соответствующим финансированием, а также системой планирования и контроля.

Состояние объектов благоустройства населенных пунктов также является одним из существенных факторов, влияющих на уровень и качество жизни населения.

Наиболее актуальными направлениями деятельности по содержанию и развитию объектов благоустройства на территории городского округа Химки являются: