АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ХИМКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 04 декабря 2017 года N 1274

О внесении изменений в постановление Администрации городского округа Химки Московской области от 31.12.2014 N 2180 "Об утверждении муниципальной программы городского округа Химки Московской области "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городском округе Химки"

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлениями Администрации городского округа Химки Московской области от 24.07.2013 N 653 "Об утверждении Порядка разработки и реализации муниципальных программ городского округа Химки", от 31.08.2016 N 936 "Об утверждении Перечня муниципальных программ городского округа Химки Московской области", на основании Устава городского округа Химки Московской области, Администрация городского округа Химки Московской области (далее - Администрация)

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести изменения в постановление Администрации от 31.12.2014 N 2180 "Об утверждении муниципальной программы городского округа Химки Московской области "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городском округе Химки", изложив приложение "Муниципальная программа городского округа Химки Московской области "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городском округе Химки" в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Опубликовать настоящее постановление в газете "Химкинские новости", а также разместить на официальном сайте Администрации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Администрации Лапидуса Г.Л.

     Глава городского округа
Д.В. Волошин


Приложение
к постановлению Администрации
от 04.12.2017 N 1274

Муниципальная программа городского округа Химки Московской области "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городском округе Химки" на 2015-2020 годы


1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городском округе Химки", основные проблемы сферы и инерционный прогноз её развития


1.1 Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы


В Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 N 1715-р, обозначено, что снижение удельной энергоемкости экономики является центральной задачей энергетической политики России, без решения которой энергетический сектор неизбежно будет сдерживать социально-экономическое развитие страны.

Население городского округа Химки Московской области (далее - городской округ Химки) по состоянию на конец 2014 года составило 232 066 человек.

На территории городского округа Химки располагается 1 101 многоквартирный дом, общей площадью более 6 239,8 тыс. кв.м.

Электроснабжение потребителей городского округа Химки обеспечивает ОАО "Химкинская Электросеть". Годовое поступление электроэнергии в сети городского округа Химки в 2014 году составило 540 022 000 кВтч.

Функцию теплоснабжения потребителей городского округа Химки выполняет ОАО "ТСК Мосэнерго". На территории города имеется 25 котельных и 87 центральных тепловых пунктов (ЦТП). Годовое поступление тепловой энергии в 2013 году 943310 Гкал. Отапливаемая общая площадь жилых помещений составляет 5 310,42 тыс. кв.м. Протяженность тепловых сетей - 182 км (в двухтрубном исчислении).

Годовой объем потребляемых топливно-энергетических ресурсов составляет электроэнергии более 39885322 кВтч, тепловой энергии более 92053,77 Гкал, топлива порядка 18 тыс.т.у.т. Анализ фактического использования топливно-энергетических ресурсов муниципальными учреждениями, финансируемыми за счет средств местного бюджета, показал, что бюджетные организации имеют потенциал по экономии ТЭР в натуральном выражении от 4% до 10%.

Водоснабжение и водоотведение на территории городского округа Химки осуществляет ОАО "Химкинский водоканал" с 15 водозаборными узлами (59 артезианских скважин), протяженность уличной водопроводной сети составляет - 256,9 км.

14 канализационно - насосных станций, протяженность канализационной сети - 284,9 км.

В целях снижения удельной энергоемкости экономики городского округа Химки необходимо осуществление комплекса мер по интенсификации энергосбережения, которые заключаются в разработке, принятии и реализации мероприятий по повышению энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении энергоресурсов на территории городского округа Химки.

В настоящее время создание условий для повышения эффективности использования энергии и других видов ресурсов становится одной из приоритетных задач социально-экономического развития городского округа Химки.

1.2 Основные проблемы сферы реализации муниципальной программы


Деятельность жилищно-коммунального хозяйства сопровождается большими потерями энергетических ресурсов при их производстве, передаче и потреблении. Расчеты и результаты тепловизионного контроля ограждающих конструкций зданий показывают, что общие теплопотери зданий на 50 - 60 % выше нормативных. Усугубляет ситуацию и рост тарифов на тепловую и электрическую энергию, опережающий уровень инфляции, что приводит к повышению расходов бюджета на энергообеспечение.

В настоящее время экономика и бюджетная сфера городского округа Химки характеризуется повышенной энергоемкостью.

Нереализованный потенциал организационного и технологического энергосбережения составляет до 40 процентов общего объема внутреннего энергопотребления. Согласно существующим оценкам, удельный вес различных составляющих в общей величине указанного потенциала характеризуется следующими данными:

- жилые здания - 18 -19 %;

- электроэнергетика, промышленность, транспорт - в каждом случае в диапазоне от 13 до 15 %;

- теплоснабжение, оказание услуг, строительство - в каждом случае в диапазоне от 9 до 10 %;

- энергоснабжение бюджетных учреждений - в диапазоне от 5 до 6 %.

Учитывая, что в настоящее время городской округ Химки является динамично развивающимся муниципальным образованием Московской области, решение вопросов повышения энергоэффективности городской экономики имеет приоритетное значение.

Задача энергосбережения особенно актуальна в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве. Именно в этих сферах расходуется до 40 - 60 % средств городского бюджета.

При этом, одной из основных проблем энергохозяйства, особенно коммунального, является изношенность основных фондов - по многим видам он составляет 70 % и более, что в первую очередь, сказывается на надежности энергоснабжения и технико-экономических показателях работы энергетического оборудования.

Удельные расходы топлива на производство тепловой энергии, потери при производстве и транспортировке тепловой и электрической энергии, расходы электроэнергии в системе водоснабжения и водоотведения, а также расходы энергии на собственные и технологические нужды энергоснабжающих и управляющих организаций сферы жилищно-коммунального хозяйства городского округа Химки превышают нормативные.

1.3 Инерционный прогноз развития сферы реализации муниципальной программы


Одной из основных угроз социально-экономическому развитию городского округа Химки является снижение конкурентоспособности предприятий, отраслей экономики муниципального образования, эффективности муниципального управления, вызванное ростом затрат на оплату топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, опережающих темпы экономического развития.

При существующем уровне энергоемкости экономики и социальной сферы, без внедрения реализации муниципальной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городском округе Химки" (далее - муниципальная программа) городского округа Химки предстоящие изменения стоимости топливно-энергетических и коммунальных ресурсов приведут к следующим негативным последствиям:

- росту затрат предприятий, расположенных на территории городского округа Химки, на оплату топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, приводящему к снижению конкурентоспособности и рентабельности их деятельности;

- росту стоимости жилищно-коммунальных услуг при ограниченных возможностях населения самостоятельно регулировать объем их потребления и снижению качества жизни населения;

- снижению эффективности бюджетных расходов, вызванному ростом доли затрат на оплату коммунальных услуг в общих затратах на муниципальное управление;

- опережающему росту затрат на оплату коммунальных ресурсов в расходах на содержание муниципальных организаций и вызванному этим снижению эффективности оказания услуг.

Также при инерционном развитии сферы высокая энергоемкость предприятий в этих условиях может стать причиной снижения роста экономики городского округа Химки и спровоцировать низкий уровень налоговых поступлений в бюджет.

При инерционном развитии реализация задач ввода новых мощностей энергообъектов будет выполняться без учета широкого внедрения современного оборудования, материалов и новых энергосберегающих технологий. Котельные установки с высоким коэффициентом полезного действия, предизолированные трубы, электродвигатели с частотно-регулируемым приводом, регулирующие шунтирующие реакторы, энергосберегающие лампы и светильники - вот лишь малая часть предлагаемого современного оборудования, отсутствие которого критично влияет на сферу энергопотребления.

При инерционном прогнозе развития сферы энергосбережения к 2020 году ожидается следующая динамика показателей в сфере энергоэффективности и энергосбережения:

- увеличение удельного суммарного расхода энергетических ресурсов на снабжение органов местного самоуправления и муниципальных учреждений до уровня 0,069 т.у.т. /кв. м.

- увеличение удельного расхода тепловой энергии на снабжение органов местного самоуправления и муниципальных учреждений до уровня 0,42 Гкал/кв.м.

- увеличение удельного расхода холодной воды на снабжение органов местного самоуправления и муниципальных учреждений до уровня 115,7 куб.м./чел в год.

- увеличение удельного расхода горячей воды на снабжение органов местного самоуправления и муниципальных учреждений до уровня 56,32 куб.м./чел в год.

- увеличение удельного суммарного расхода энергетических ресурсов в многоквартирных домах.

- увеличение удельного расхода электрической энергии в системах уличного освещения до уровня 3,91 кВт*ч/кв.м.

2. Прогноз развития сферы реализации муниципальной программы с учетом реализации муниципальной программы, включая возможные варианты решения проблем, оценку преимуществ и рисков, возникающих при выборе вариантов решения проблем


Основаниями для разработки и утверждения настоящей муниципальной программы являются:

1. Статья 8 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в соответствии с которой к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности отнесена разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

2. Указ Президента Российской Федерации от 04.06.2008 N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики" (далее - Указ Президента) которым в целях обеспечения рационального и экологически ответственного использования энергии и энергетических ресурсов установлена величина снижения к 2020 году энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации не менее чем на 40 процентов по сравнению с 2007 годом.

3. Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам расширенного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 02.07.2009 г. Пр-1802ГС от 15.07.2009 г.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности".

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. N 1663-р и от 25.12.2008 г. N 1996-р.

6. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.02.2010 N 61 "Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности".

Настоящая муниципальная программа направлена на повышение энергоэффективности городского округа. Химки и, как следствие, рост конкурентоспособности, финансовой устойчивости, энергетической и экологической безопасности городского округа Химки. Основной проблемой, решению которой способствует программа, является преодоление энергетических барьеров экономического роста, в том числе за счет экономии средств, высвобождаемых в результате реализации энергосберегающих мероприятий.

В целях снижения энергоемкости экономики наряду со структурными изменениями предусматривается интенсивная реализация организационных и технологических мер по экономии топлива и энергии, то есть проведение целенаправленной энергосберегающей политики.

Целевая направленность настоящей муниципальной программы определяется необходимостью решения задач энергосбережения и повышения энергоэффективности коммунального комплекса, устойчивого и надежного энергоснабжения населения, социальной сферы и экономики на территории городского округа Химки.

Необходимость решения проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности программно-целевым методом обусловлена следующими причинами:

1. Невозможностью комплексного решения проблемы в требуемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма.

2. Комплексным характером проблемы и необходимостью координации действий по ее решению.

3. Необходимостью обеспечить выполнение задач социально-экономического развития, поставленных на федеральном, региональном и местном уровне.

Повышение эффективности использования энергии и других видов ресурсов требует координации действий поставщиков и потребителей ресурсов, выработки общей технической политики, согласования договорных условий, сохранения баланса и устойчивости работы технических систем и т.п. Интересы участников рыночных отношений при этом не совпадают, а часто прямо противоположны, что требует участия в процессе третьей стороны в лице органов государственной власти и органов местного самоуправления, имеющих полномочия в сфере регулирования электроэнергетики и коммунальных услуг.

В силу преимущественно монопольного характера рынка энергии и других коммунальных ресурсов без участия органов государственной власти и органов местного самоуправления баланс в отношениях поставщиков и потребителей ресурсов будет смещен в пользу поставщиков.

Снижение потерь электроэнергии при передаче и распределении до технико-экономически обоснованного уровня и поддержание потерь на этом уровне является актуальным показателем, характеризующим рациональное построение электросетей, их технологический потенциал, степень их модернизации. Прогноз спроса на газ формируется с учетом влияния динамики численности населения, объемов жилищного строительства, развития коммунальной теплоэнергетики, роста производства промышленной продукции в тех отраслях, где используется газ, в первую очередь в промышленности строительных материалов.

Прогноз спроса на электроэнергию формируется с учетом влияния основных факторов - динамики численности населения, роста производства промышленной продукции, в том числе обрабатывающих производств, развития транспорта, сельскохозяйственного производства, объемов жилищного строительства, предприятий сферы услуг, а также динамики удельных показателей электроемкости по крупным видам экономической деятельности, которая определяется как изменением структуры экономики и отдельных секторов, так и уровнями электрификации производственных процессов, объемами энергосбережения.

В рамках реализации муниципальной программы можно выделить следующие риски, оказывающие влияние на достижение цели и задач программы:

1) Отраслевые риски.

Изменение тарифной политики в отношении тарифов на передачу электроэнергии, ухудшение финансово-экономического состояния организаций.

Превентивные мероприятия:

- подготовка и представление в регулирующие органы обоснованных расчетных материалов;

- активная работа с регулирующими органами при определении тарифов;

- создание конкурентной среды в сфере закупок работ и услуг;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»