АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ХИМКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 марта 2018 года N 267

О внесении изменений в постановление Администрации городского округа Химки Московской области от 30.12.2016 N 1429 "Об утверждении муниципальной программы городского округа Химки Московской области "Развитие жилищно-коммунального хозяйства городского округа Химки"

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлениями Администрации городского округа Химки Московской области от 24.07.2013 N 653 "Об утверждении Порядка разработки и реализации муниципальных программ городского округа Химки", от 31.08.2016 N 936 "Об утверждении Перечня муниципальных программ городского округа Химки Московской области", на основании Устава городского округа Химки Московской области, Администрация городского округа Химки Московской области (далее - Администрация)

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести изменения в постановление Администрации от 30.12.2016 N 1429 "Об утверждении муниципальной программы городского округа Химки Московской области "Развитие жилищно-коммунального хозяйства городского округа Химки", изложив приложение "Муниципальная программа городского округа Химки Московской области "Развитие жилищно-коммунального хозяйства городского округа Химки" в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Опубликовать настоящее постановление в газете "Химкинские новости", а также разместить на официальном сайте Администрации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Администрации Варакина И.А.

     Глава городского округа
      Д.В. Волошин


Приложение
к Постановлению Администрации
от 29.03.2018 N 267


Муниципальная программа городского округа Химки Московской области "Развитие жилищно-коммунального хозяйства городского округа Химки" на 2017-2021 годы


1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы "Развитие жилищно-коммунального хозяйства городского округа Химки"


1.1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы


Сегодня жилищно-коммунальное хозяйство городского округа Химки Московской области (далее - городской округ Химки) представляет собой многоотраслевой комплекс, в котором переплетаются все социально-экономические отношения по жизнеобеспечению населения и удовлетворению потребностей производственных отраслей и сферы услуг.

Данная отрасль включает в себя предприятия и организации жилищно-коммунального комплекса, от результативности, функционирования которых зависит развитие городских объектов и состояние среды обитания жителей города (т.е. напрямую связана с удовлетворением потребностей населения в жилье и коммунальных услугах), а также оказывает огромное влияние на экономическую ситуацию в городском округе Химки и, прежде всего, на формирование бюджетов муниципальных образований.

Муниципальная программа городского округа Химки Московской области "Развитие жилищно-коммунального хозяйства городского округа Химки" (далее - муниципальная программа) направлена на:

- создание условий для дальнейшего развития и модернизации жилищно-коммунального комплекса городского округа Химки с привлечением субъектов предпринимательства к управлению и инвестированию в отрасль, позволяющих повысить качество предоставляемых услуг населению;

- снижение среднего уровня физического износа объектов коммунальной инфраструктуры и многоквартирных домов городского округа Химки. Реализация в полном объеме указанных мероприятий позволит создать условия для эффективной работы в части обеспечения безопасных и комфортных условий проживания населения городского округа Химки;

- устойчивое функционирование коммунального хозяйства, соблюдение нормативных требований по благоустройству и санитарному состоянию территорий; реализацию жилищной реформы на территории городского округа Химки, организации ремонта и содержания жилищного фонда;

- создание и эксплуатацию единой информационно-аналитической системы коммунального и жилищного хозяйства городского округа; развитие жилищного хозяйства и модернизацию коммунального комплекса.

Основаниями для разработки и утверждения настоящей муниципальной программы являются:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации;

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации;

3. Федеральный Закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления";

4. Устав городского округа Химки, принятый Решением Совета депутатов городского округа Химки от 01.08.2016 г. N 07/3;

5. Постановление Администрации городского округа Химки от 31.08.2016 N 936 "Об утверждении Перечня муниципальных программ городского округа Химки Московской области";

6. Постановление Администрации городского округа Химки от 24.07.2013 N 653 "Об утверждении Порядка разработки муниципальных программ городского округа Химки";

7. Положение о нормах и правилах благоустройства в городском округе Химки Московской области, утвержденное Решением Совета депутатов городского округа Химки от 18.09.2012 N 12/4 "Об утверждении Положения о нормах и правилах благоустройства в городском округе Химки Московской области";

8. Правила по благоустройству, санитарному содержанию территории, организации уборки и обеспечению чистоты и порядка в городском округе Химки, утвержденные постановлением Администрации городского округа Химки от 24.05.2010 г. N 600 "О мерах по улучшению благоустройства территории городского округа Химки";

В то же время муниципальная программа разработана на основе анализа состояния объектов жилищного хозяйства и внешнего благоустройства городского округа Химки с целью определения дальнейших направлений развития на 2017-2021 годы.

Муниципальный жилищный фонд городского округа Химки составляет 1157 многоквартирных домов общей площадью 8293,37 тыс.кв.м.

Одним из направлений развития жилищно-коммунального хозяйства городского округа является развитие конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания жилищного фонда. На сегодняшний день более 51% жилья находится в частной собственности, что способствует более ответственному отношению к управлению жилищным фондом. В сфере улучшения обслуживания многоквартирных домов Администрацией городского округа Химки создаются все условия для увеличения в округе количества управляющих организаций и ТСЖ, где имеется следующее количество управляющих организаций:

- частных организаций - 38 ед.;

- товариществ собственников жилья - 25 ед.

Также к жилищно-коммунальному комплексу относятся объекты инженерной инфраструктуры, которые характеризуются следующими показателями:

- 20 шт. отопительных котельных (установленных котлов - 63 шт.);

- 89 шт. центральных тепловых пунктов (87 шт. ЦТП и 2 шт. ИТП);

- 186 км тепловых и паровых сетей в 2-х трубном исчислении (в том числе ветхих сетей - 45,8 км);

- 971 км электрических сетей (в том числе 343 км сетей наружного освещения), из них: ветхие - 8,0 км;

- 310 шт. трансформаторных подстанций и 26 распределительных пунктов;

- 261,7 км водопроводных сетей, из них: нуждающихся в замене - 111,3 км (водоводов – 30,56 км, из них: нуждающихся в замене – 24,3 км; уличной водопроводной сети – 124,43 км, из них: нуждающихся в замене – 40,10 км; внутриквартальной и внутридворовой сети – 106,73 км, из них: нуждающихся в замене – 46,9 км);

- 283,4 км канализационных сетей, из них: нуждающихся в замене - 146,2 км (главных коллекторов – 72,85 км, из них: нуждающихся в замене – 57,1 км; уличной канализационной сети – 83,1 км, из них: нуждающихся в замене – 33,8 км; внутриквартальной и внутридворовой сети – 127,87 км, из них: нуждающихся в замене – 55,3 км);

- 25,6 км сетей ливневой канализации;

Объекты коммунальной и инженерной инфраструктуры, несмотря на проводимую работу по повышению надежности и экологической безопасности, находятся в изношенном состоянии. Нормативный срок отслужили на конец 2016 года около 60% основных фондов коммунального хозяйства. В последнее время физический износ основных фондов котельных составляет 80%, центральных тепловых пунктов 90%, тепловых сетей 70%, а также нуждающихся в замене; около 40% теплопроводов, 49% сетей водоснабжения и 65% сетей канализации.

На сегодня в городском округе Химки на придомовых территориях расположено 517 детских площадок, 48 спортивных площадок, более 1500 кв.м. клумб и газонов. Кроме того, на территории парков функционирует: 20 детских площадок, 26 спортивных площадок с уличными тренажерами, 11 фонтанов, 4 площадки для выгула собак, 1 танцевальная площадка, 1 велодорожка и 3 630 кв. метров тропиночной сети, а также расположено 155 клумб и вазоны с живыми цветами.

На территории городского округа Химки расположено около 1100 шт. контейнеров для ТБО и более 70 шт. бункеров для КГМ. Ежедневный вывоз мусора составляет более 1650 куб.м., что при пересчете на одного жителя на 15% превышает норматив на 1 человека. Это говорит о том, что количество проживающих на территории городского округа без регистрации составляет порядка 15% от общего числа зарегистрированных Химчан и услугу по вывозу бытовых отходов они не оплачивают. Таким образом, на городской бюджет ложится обязанность по вывозу указанного количества мусора в размере более 20 млн. руб. в год.

Одним из существенных элементов капитального ремонта многоэтажных жилых домов городского округа Химки является полная замена и модернизация лифтов, отработавших срок эксплуатации. Востребованными отраслевыми задачами, решение которых позволит создать условия для поддержания системы жизнеобеспечения населения в надлежащем качестве, являются предупреждение ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования этих систем, ликвидация их последствий, включая проведение аварийно-восстановительных и других неотложных работ при возникновении аварийных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства и других объектах городского округа Химки.

Отсутствие комплексного и системного решения вопросов, связанных с дальнейшим развитием жилищно-коммунального комплекса городского округа Химки и его модернизацией, не позволит в дальнейшем производить ресурсы и предоставлять коммунальные услуги в объеме, необходимом для удовлетворения потребности населения в питьевой воде, тепле, комфортном проживании. При существенной степени износа оборудования, непроизводительные потери энергоресурсов увеличиваются, возрастает количество сбоев и аварийных ситуаций. В результате, средства организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, а также средства бюджета городского округа Химки и бюджета Московской области направляются не на строительство и реконструкцию систем коммунальной инфраструктуры, а на ремонтные работы, включая аварийно-восстановительные. В свою очередь, это является постоянным источником роста расходов на производство жилищно-коммунальных услуг и тарифов для населения. Финансовое обеспечение процессов модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства городского округа Химки за счет средств бюджета Московской области и городского округа Химки является недостаточно эффективным и способствует вытеснению частных инвестиций с рынка жилищно-коммунальных услуг. Кроме того, возможные объемы бюджетных инвестиций ограничены. Преодоление дефицита инвестиционных ресурсов, привлекаемых в коммунальный сектор и жилищное хозяйство, и существенное повышение эффективности инвестиционных отраслевых проектов могут быть достигнуты

только на основе формирования инструментов и практики долгосрочного финансового обеспечения мероприятий по модернизации и развитию системы коммунальной инфраструктуры, объектов жилищного хозяйства кредитно-финансовыми организациями и частными инвесторами с учетом целевых показателей надежности и качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг (коммунальных ресурсов).

Муниципальная программа соответствует приоритетам социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, установленным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

1.2. Основные проблемы сферы реализации муниципальной программы


В настоящее время перед органами местного самоуправления стоит достаточно много острых проблем, касающихся ремонта объектов жилищного хозяйства, коммунальной и инженерной инфраструктуры и содержания объектов внешнего благоустройства, требующих безотлагательного решения. Основной экономический и социальный эффект данных мероприятий, включенных в муниципальную программу заключается в обеспечении сохранности существующего имущества путём проведения ремонтов, их контроле и содержании в надлежащем виде. Имеющиеся объекты жилищного хозяйства, коммунальной и инженерной инфраструктуры и благоустройства, расположенные на территории городского округа Химки, не обеспечивают растущие потребности, а уровень их износа продолжает увеличиваться. Финансово-экономические механизмы, обеспечивающие восстановление и ремонт существующих объектов жилищного хозяйства, коммунальной и инженерной инфраструктуры, внешнего благоустройства и охраны окружающей среды, а также строительство новых объектов недостаточно эффективны и не соответствуют уровню развития муниципального образования.

Поддержание в работоспособном состоянии коммунальной и инженерной инфраструктуры является одной из задач управления жилищно-коммунального хозяйства.

В тоже время много проблем, касающихся содержания объектов внешнего благоустройства, требующих безотлагательного решения. Одним из условий улучшения жизни населения городского округа Химки является повышение качества и эффективности работ по содержанию внешнего благоустройства, то есть улучшение внешнего вида города, приведение улиц, парков, скверов, аллей, мостов, площадей, городских пляжей, кладбищ и прочих объектов в состояние, отвечающее требованиям и нормам, придавая им ухоженный вид.

Вопросы охраны окружающей среды на территории городского округа имеют также большое значение. Экологическая ситуация в городе Химки остается напряженной, а уровень загрязнения окружающей среды - достаточно высоким.

Кроме того, в муниципальные контейнеры попадает мусор от объектов торговли (предприятий, торговых палатки и павильоны), которые зачастую не имеют договора на его вывоз или же имеющие таковой, однако объем оплачиваемых услуг явно занижен в разы и как следствие, нагрузка вновь ложится на бюджет городского округа. Наряду с этим транспортная составляющая за вывоз мусора так же увеличилась из-за закрытия полигона ТБО "Левобережный", на котором проводилось захоронение отходов до июня 2012 года, в связи, с чем увеличилась стоимость услуг по вывозу мусора. Задача в данном направлении - не допускать резкого повышения расценок для жителей городского округа Химки на вывоз мусора и максимально рационально использовать средства, выделяемые из бюджета. В связи с закрытием полигона обострилась проблема проведения комплекса работ, направленного на предотвращение негативного воздействия на жителей и окружающую среду городского округа, а так же восстановление продуктивности и хозяйственной ценности восстанавливаемой территории. Полного восстановления продуктивности и хозяйственной ценности территории закрытого полигона рациональными в технико-экономическом отношении средствами добиться невозможно и здесь необходимо говорить о направлениях рекультивации, которая в дальнейшем определит целевое использование рекультивируемых территорий. Необходима рекультивация "тела" полигона ТБО "Левобережный".

Основными ежегодно проводимыми мероприятиями, направленными на улучшение и сохранение состояния окружающей среды в городском округе Химки будут являться:

- проведение плановых инвентаризаций несанкционированных свалок;

- своевременная ликвидация несанкционированных свалок на территории города и микрорайонов;

- проведение экологических субботников для расчистки территории города и прилегающих территорий от несанкционированного мусора;

- проведение информационной работы среди населения, используя средства массовой информации, о доведении требований соблюдения чистоты и порядка на территории городского округа Химки.

Принимая во внимание, изложенное и учитывая сложность проблем с одной стороны и разнородность проблем с другой стороны, существует необходимость выработки комплексного и системного решения, обеспечивающего кардинальное улучшение качества жизни населения и эффективности отрасли жилищно-коммунального хозяйства, представляется наиболее эффективным решать существующие проблемы в рамках муниципальной программы "Развитие жилищно-коммунального хозяйства городского округа Химки" с использованием программно-целевого метода. Подобное решение позволит объединить отдельные мероприятия и добиться мультипликативного эффекта, выраженного в развитии и модернизации жилищного фонда, эффективном использовании коммунальных ресурсов, создании благоприятного инвестиционного климата и совершенствовании институциональной среды жилищно-коммунального хозяйства.

Необходимость в достаточно короткий срок решить масштабные задачи муниципальной программы определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения указанных проблем, поскольку они:

- входят в число приоритетов федеральных программ и программ Московской области, а их решение позволит обеспечить возможность улучшения жилищных условий и качества жизни населения городского округа Химки, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с функционированием систем жизнеобеспечения, а также создать условия для устойчивого и эффективного развития жилищно-коммунального хозяйства;

- не могут быть решены в пределах одного года и требуют значительных бюджетных расходов;

- носят комплексный характер, а их решение окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие общества, общее экономическое развитие и рост производства.

Одна из основных проблем, характерных для жилищно-коммунальной отрасли городского округа Химки - высокая степень износа объектов коммунальной инфраструктуры. Данное обстоятельство существенно затрудняет достижение положительных показателей качества оказываемых коммунальных услуг населению. Это, прежде всего, выражается в сбоях и авариях в системах тепло- и водоснабжения, количество которых при инерционном развитии реализации сферы будет, безусловно, расти.

Низкая эффективность производства и распределения энергоресурсов наряду с недостаточно высоким уровнем собираемости платежей за жилищно-коммунальные услуги будут способствовать возникновению задолженности ресурсоснабжающих предприятий за потребленный природный газ.

В качестве одного из существенных недостатков системы водоснабжения можно выделить неудовлетворительное качество питьевой воды, поступающей в жилищный фонд. Низкое качество питьевой воды обусловлено повышенным содержанием железа. Также продолжают поступать жалобы населения на превышение органолептических показателей качества воды.

При инерционном развитии ситуации прогнозируется высокий уровень износа очистных сооружений хозяйственно-бытовых сточных вод, что понесет за собой низкие значения такого показателя как доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения. В целях исправления сложившейся ситуации требуется проведение широкомасштабных работ по реконструкции очистных сооружений, находящихся в собственности городского округа Химки.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»