ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 сентября 2018 года N 634-ПП
ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ НА 2019 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2020 И 2021 ГОДОВ
В соответствии с частью 2 статьи 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Уставом города Севастополя, Законом города Севастополя от 30.04.2014 N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя" и Законом города Севастополя от 14.08.2014 N 59-ЗС "О бюджетном процессе в городе Севастополе", в целях реализации бюджетного процесса в городе Севастополе Правительство Севастополя постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления бюджетной и налоговой политики города Севастополя на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (далее - Основные направления).
2. Главным распорядителям средств бюджета города Севастополя осуществлять планирование бюджетных ассигнований в соответствии с Основными направлениями.
3. Департаменту финансов города Севастополя при формировании проекта бюджета города Севастополя на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов руководствоваться Основными направлениями.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления внутригородских муниципальных образований города Севастополя при формировании местных бюджетов руководствоваться Основными направлениями.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора - Председателя Правительства Севастополя Пономарева И.В.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ НА 2019 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2020 И 2021 ГОДОВ
Основные направления бюджетной политики города Севастополя на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (далее - Основные направления бюджетной политики) разработаны в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 года N 13 "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года", Законом города Севастополя от 14 августа 2014 года N 59-ЗС "О бюджетном процессе в городе Севастополе", Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (проект).
При подготовке Основных направлений бюджетной политики были учтены основные положения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 г., указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., Стратегия социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года, утвержденная Законом города Севастополя от 21 июля 2017 года N 357-ЗС, государственные программы города Севастополя, основные параметры прогноза социально-экономического развития города Севастополя на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов и иные документы стратегического планирования.
Целями Основных направлений бюджетной политики являются определение условий, используемых для составления проекта бюджета города Севастополя на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, основных принципов и подходов к его формированию с учетом целей социально-экономического развития города Севастополя, а также обеспечение прозрачности и открытости бюджетного планирования.
Приоритетной задачей бюджетной политики является финансовое обеспечение реализации проектов (программ) города, направленных на достижение целевых показателей и мероприятий национальных проектов, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204.
Важным направлением деятельности в сфере повышения эффективности бюджетных расходов на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов остается обеспечение долгосрочной устойчивости бюджетной системы города Севастополя. Для достижения поставленных целей предусматриваются следующие меры:
- соблюдение условий Соглашения, заключенного с Министерством финансов Российской Федерации, в соответствии со статьей 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов города Севастополя;
- обеспечение соблюдения условий соглашений о предоставлении целевых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в бюджет города Севастополя, заключенных с федеральными органами исполнительной власти;
- повышение качества и эффективности реализации государственных программ города Севастополя как основного инструмента интеграции стратегического целеполагания, бюджетного планирования и операционного управления; постепенная интеграция проектных принципов управления со структурой государственных программ;
- совершенствование методов бюджетного планирования с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации в части вопросов финансового обеспечения выполнения государственного задания по оказанию государственных услуг (выполнению работ);
- безусловное финансовое обеспечение нормативных публичных обязательств, повышение адресности предоставления мер социальной поддержки с учетом критериев нуждаемости;
- повышение качества и обоснованности принимаемых решений, приводящих к расходованию бюджетных средств;
- повышение ответственности главных распорядителей бюджетных средств за своевременное и качественное, с точки зрения проведенных мероприятий и достигнутых результатов, освоение бюджетных средств на основании ежегодной оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств;
- разработка ведомственных планов оптимизации бюджетных расходов;
- повышение эффективности процедур проведения государственных закупок, в том числе осуществление оценки обоснованности закупок и проведение контрольных процедур;
- повышение эффективности деятельности предприятий государственной формы собственности, завершение процесса реорганизации (ликвидации) государственных унитарных предприятий города Севастополя;
- актуализация сведений о численности неработающего населения путем осуществления сверки исходных данных для расчета взносов на неработающее население;
- формирование в бюджете города дорожного фонда, подлежащего использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов;
- обеспечение мероприятий по поддержке инвестиционных проектов в соответствии с законодательством города Севастополя.
Бюджетная политика в области межбюджетных отношений будет осуществляться по следующим направлениям:
- обеспечение принятия реалистичных бюджетов и повышение качества бюджетного планирования;
- дифференциация внутригородских муниципальных образований города Севастополя по численности проживающего населения в сфере межбюджетных отношений;
- определение четкого и стабильного разграничения расходных обязательств и доходных источников между городом Севастополем и внутригородскими муниципальными образованиями города Севастополя, обеспечивающего бюджетную сбалансированность на местном уровне, достаточную степень их финансовой самостоятельности в рамках единых принципов управления финансами и возможности реализации единой финансовой политики;
- обеспечение стабильных условий формирования доходов местных бюджетов за счет применения норматива отчислений от налога на доходы физических лиц и налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения;
- оказание методической поддержки органам местного самоуправления в городе Севастополе по вопросам формирования межбюджетных отношений, составления и исполнения местных бюджетов.
Показатели бюджета на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов должны быть сформированы с учетом следующих подходов:
а) обеспечение сбалансированности бюджета;
б) финансирование расходных обязательств города Севастополя в соответствии с требованиями Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации";
в) обеспечение расходов на оплату труда работников в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и принятыми региональными планами мероприятий ("дорожными картами") по развитию отраслей социальной сферы с учетом достижения целевых показателей повышения оплаты труда работников бюджетной сферы в 2018 году, в 2019 - 2021 годах сохранения достигнутых в 2018 году соотношений;
г) индексация фонда оплаты труда категорий работников бюджетной сферы, на которых не распространяются соответствующие указы Президента Российской Федерации, на уровень инфляции;
д) повышение уровня минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного населения;
е) ежегодная индексация социально значимых расходов на уровень инфляции;
ж) увеличение численности работников учреждений, финансируемых из бюджета города, и органов власти города Севастополя только в случаях расширения функций, предоставления дополнительных полномочий, а также увеличения сети государственных учреждений;
з) принятие новых нормативно обусловленных расходных обязательств бюджета города Севастополя только в исключительных случаях;
и) соблюдение нормативов расходов на содержание органов государственной власти.
Основные параметры бюджета города Севастополя формируются на основании базового варианта показателей прогноза социально-экономического развития города Севастополя на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов. Предполагается устойчивый рост валового регионального продукта, промышленного производства, сельского хозяйства, отрасли строительства, инвестиций в основной капитал и номинальной начисленной среднемесячной заработной платы. Позитивное влияние будут оказывать реализация на территории города национальных проектов и принятые Правительством Российской Федерации решения о продлении срока реализации ФЦП "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года" на период до 2022 года и включении в нее новых мероприятий и объектов. Негативное влияние возможно из-за нестабильности внешнеэкономических условий, расширения антироссийских санкций, а также повышения НДС и нестабильности валютного курса на инфляцию.
В числе Основных направлений сохраняют актуальность повышение качества и результативности контрольных мероприятий, осуществляемых главными распорядителями бюджетных средств и органами государственного (муниципального) финансового контроля, а также совершенствование системы бюджетной отчетности с соответствующим техническим сопровождением и автоматизацией процессов, связанных с обеспечением своевременного и качественного формирования отчетности об исполнении как бюджета города, так и местных бюджетов.
Задача по повышению прозрачности и открытости бюджета и бюджетного процесса для общества является одним из направлений бюджетной политики на ближайшие три года.
На сегодняшний день эта задача реализуется путем опубликования информации о бюджетных данных в доступной для граждан форме в средствах массовой информации, на официальном сайте Правительства Севастополя, а также на портале "Открытый бюджет города Севастополя", содержащем информацию о процессе формирования проекта бюджета и основных параметрах консолидированного бюджета города Севастополя, информацию об исполнении консолидированного бюджета города Севастополя, информацию о государственных программах города Севастополя и обратную связь с пользователями портала.
Основные направления налоговой политики города Севастополя на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов разработаны на основании положений Налогового и Бюджетного кодексов Российской Федерации с учетом проекта Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года (далее - Стратегия), действующих и планируемых к принятию законов города Севастополя в сфере налогообложения.
Налоговая система в городе Севастополе функционирует в условиях правового поля Российской Федерации с 2015 года. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законодательством города Севастополя установлены региональные и местные налоги. Для стимулирования инвестиционной деятельности и развития малого и среднего бизнеса на территории города Севастополя предусмотрены льготные налоговые условия. Так, налоговые ставки в пониженном размере установлены:
- по специальным налоговым режимам для малого и среднего бизнеса на периоды 2015 и 2016 годов в среднем на уровне 45% от максимальных и 2017 - 2021 годов в среднем на уровне 67% от максимальных для постепенного повышения до уровня, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации для остальных субъектов Российской Федерации;
- по налогу на имущество организаций - на период 2015 - 2020 годов на уровне 45% от максимальной согласно Налоговому кодексу Российской Федерации.
Кроме того, для привлечения инвестиций и обеспечения роста доходной базы бюджета города для участников Свободной экономической зоны (далее - СЭЗ) в городе Севастополе предусмотрены следующие налоговые преференции:
- по налогу на прибыль организаций - пониженные ставки с 17% до 2% в первые три года с даты регистрации в качестве участника СЭЗ, с 17% до 6% с 4 по 8 годы, с 17% до 12,5% с 9 года;
- по налогу на имущество организаций на 5 лет и земельному налогу на 3 года - освобождение от налогообложения в части имущества и земли, связанных с выполнением договора об осуществлении деятельности в СЭЗ.
Таким образом, процесс формирования доходной базы города Севастополя еще не завершен и будет продолжаться в среднесрочной перспективе.
В этих условиях целями налоговой политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов будут являться обеспечение сбалансированности бюджета города Севастополя и предусмотренное Стратегией увеличение объема и доли собственных налоговых и неналоговых доходов бюджета.
Достижение этой цели потребует решения задач по следующим направлениям:
1. Наращивание собственных налоговых поступлений в бюджет города Севастополя за счет стимулирования инвестиций в экономику.
Действие СЭЗ на территории города Севастополя создает необходимые условия для привлечения инвестиций и развития производства.
Проведенная оценка налоговых льгот в соответствии с рекомендациями Министерства финансов Российской Федерации по налогу на прибыль организаций для участников СЭЗ показала эффективность налоговых преференций за 2015, 2016 и 2017 годы. Для сохранения благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности и снижения налоговой нагрузки на инвесторов, установленные законодательством Севастополя пониженные ставки по налогу на прибыль в среднесрочном периоде будут сохранены. Вопрос о дифференциации пониженных налоговых ставок в зависимости от вида осуществляемой деятельности на территории СЭЗ будет рассмотрен после принятия соответствующего федерального закона, проект которого находится на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
2. Поддержка малого и среднего бизнеса.
Для развития малого и среднего предпринимательства и адаптации к условиям налоговой системы Российской Федерации в 2017 - 2021 годах на территории города Севастополя действуют пониженные налоговые ставки - в среднем на уровне 2/3 от максимального размера, предусмотренного Налоговым кодексом Российской Федерации. Кроме того, с 2018 года на территории города Севастополя введены "налоговые каникулы" с нулевой ставкой по упрощенной и патентной системам налогообложения для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению.
С 2019 года планируется расширение видов предпринимательской деятельности на патентной системе налогообложения в сфере бытовых услуг в соответствии с полномочиями субъектов Российской Федерации, предусмотренными Налоговым кодексом Российской Федерации.
На уровне федерального налогового законодательства заявлено принятие решений в части изменения параметров специальных налоговых режимов в части:
- минимизации налогообложения с целью пресечения злоупотреблений, связанных с использованием патентной системы налогообложения по видам деятельности:
"сдача в аренду жилых и нежилых помещений", "торговля и общественное питание" - ограничение общего количества объектов, общей площади объектов, в отношении которых индивидуальный предприниматель может применять патентную систему налогообложения;