ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 декабря 2017 года N 721
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ "КУЛЬТУРА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ (2016 - 2020 ГОДЫ)", УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ ОТ 27.10.2015 N 558
В соответствии с Законом Республики Хакасия от 23.12.2016 N 114-ЗРХ "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (с последующими изменениями), Законом Республики Хакасия от 20.12.2017 N 104-ЗРХ "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.04.2013 N 221 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Хакасия" (с последующими изменениями) Правительство Республики Хакасия постановляет:
1. Внести в государственную программу Республики Хакасия "Культура Республики Хакасия (2016 - 2020 годы)", утвержденную постановлением Правительства Республики Хакасия от 27.10.2015 N 558 (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 29.10.2015, N 1900201510290011; 27.06.2016, N 1900201606270005; 06.01.2017, N 1900201701060004; 27.03.2017, N 1900201703270003; 13.07.2017 N 1900201707130001), изменение, изложив ее в следующей редакции:
"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ "Культура Республики Хакасия (2016 - 2020 годы)"
ПАСПОРТ государственной программы Республики Хакасия "Культура Республики Хакасия (2016 - 2020 годы)"
Ответственный исполнитель | - | Министерство культуры Республики Хакасия |
Соисполнитель | - | Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия; |
Подпрограммы | - | подпрограмма 1 "Развитие культурного потенциала Республики Хакасия"; |
Цель | - | создание благоприятных условий для творческого развития личности, повышения доступности и качества культурных благ для населения, сохранения материального и нематериального культурного наследия Республики Хакасия, развития современной туристской индустрии на территории Республики Хакасия |
Задачи | - | создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры и искусства; |
Целевые показатели | - | показатель 1 "Уровень удовлетворенности населения качеством предоставляемых услуг в сфере культуры (качеством культурного обслуживания)": |
Этапы и сроки реализации | - | 2016 - 2020 годы (этапы не выделяются) |
Объемы бюджетных ассигнований | - | 3550259,0 тыс. рублей, в том числе республиканский бюджет Республики Хакасия (далее - республиканский бюджет) - 2998130,0 тыс. рублей, федеральный бюджет - 552129,0 тыс. рублей. |
Ожидаемые результаты реализации | - | повышение уровня удовлетворенности населения качеством предоставляемых услуг в сфере культуры (качеством культурного обслуживания) до 74%; |
ПАСПОРТ подпрограммы 1 "Развитие культурного потенциала Республики Хакасия"
Ответственный исполнитель | - | Министерство культуры Республики Хакасия |
Соисполнитель | - | Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия |
Цель | - | создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры и искусства |
Задачи | - | обеспечение развития отрасли культуры; |
Целевые показатели | - | показатель 1.1 "Увеличение количества посещений платных и бесплатных культурно-досуговых мероприятий в муниципальных учреждениях культуры (по сравнению с предыдущим годом)": |
Этапы и сроки реализации | - | 2016 - 2020 годы (этапы не выделяются) |
Объемы бюджетных ассигнований | - | 1304514,0 тыс. рублей, в том числе республиканский бюджет - 762106,0 тыс. рублей, федеральный бюджет - 542408,0 тыс. рублей. |
Ожидаемые результаты реализации | - | увеличение количества посещений платных и бесплатных культурно-досуговых мероприятий в муниципальных учреждениях культуры (по сравнению с предыдущим годом) до 1,5%; |
ПАСПОРТ подпрограммы 2 "Наследие"
Ответственный исполнитель | - | Министерство культуры Республики Хакасия |
Соисполнитель | - | Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Республики Хакасия |
Цель | - | создание условий для обеспечения доступа населения к культурным ценностям, государственная охрана и популяризация объектов культурного наследия |
Задачи | - | совершенствование библиотечной деятельности; |
Целевые показатели | - | показатель 2.1 "Увеличение количества посещений и обращений в республиканские библиотеки": |
Этапы и сроки реализации | - | 2016 - 2020 годы (этапы не выделяются) |
Объемы бюджетных ассигнований | - | 827648,0 тыс. рублей, из них республиканский бюджет - 823379,0 тыс. рублей, федеральный бюджет - 4269,0 тыс. рублей. |
Ожидаемые результаты реализации | - | увеличение количества посещений и обращений в республиканские библиотеки до 241376 человек; |
ПАСПОРТ подпрограммы 3 "Искусство"
Ответственный исполнитель | - | Министерство культуры Республики Хакасия |
Цель | - | создание условий для развития профессионального искусства, поддержка одаренных детей и талантливой молодежи, развитие культурно-досуговой деятельности и традиционной культуры народов Республики Хакасия |
Задачи | - | поддержка и развитие современного искусства; |
Целевые показатели | - | показатель 3.1 "Увеличение количества спектаклей, концертов, представленных различным социальным и возрастным группам населения": |
Этапы и сроки реализации | - | 2016 - 2020 годы (этапы не выделяются) |
Объемы бюджетных ассигнований | - | 1384723,0 тыс. рублей, из них республиканский бюджет - 1379271,0 тыс. рублей, федеральный бюджет - 5452,0 тыс. рублей. |
Ожидаемые результаты реализации | - | увеличение количества спектаклей, концертов, представленных различным социальным и возрастным группам населения, до 1316 единиц; |
ПАСПОРТ подпрограммы 4 "Туризм"
Ответственный исполнитель | - | Министерство культуры Республики Хакасия |
Цель | - | развитие современной туристской индустрии на территории Республики Хакасия, позволяющей увеличить вклад туризма в социально-экономическое развитие Республики Хакасия |
Задачи | - | создание благоприятных условий для развития внутреннего и въездного туризма в Республике Хакасия; развитие конкурентоспособной туристской инфраструктуры в Республике Хакасия; |
Целевые показатели | - | показатель 4.1 "Объем платных туристских услуг, оказанных населению", тыс. рублей: |
Этапы и сроки реализации | - | 2018 - 2020 годы (этапы не выделяются) |
Объемы бюджетных ассигнований | - | 33374,0 тыс. рублей за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия, из них: |
Ожидаемые результаты реализации | - | увеличение объема платных туристских услуг, оказанных населению, до 129810 тыс. рублей; |
1. Общая характеристика сферы реализации государственной программы, в том числе анализ основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
На современном этапе развития нашей страны культуре отводится ведущая роль в формировании человеческого капитала. Указом Президента Российской Федерации от 24.12.2014 N 808 утверждены Основы государственной культурной политики, основывающиеся "на признании огромного воспитательного и просветительского потенциала культуры и необходимости его максимального использования в процессе формирования личности".
Республика Хакасия располагает уникальными природными и рекреационными ресурсами, объектами национального и исторического наследия, что позволяет обеспечить широкий доступ к культурным ценностям, информации, знаниям, а также способствует дальнейшему развитию практически всех видов туризма: активного и оздоровительного туризма, культурно-познавательного и сельского туризма, социального туризма.
Активная пропаганда лучших образцов профессионального и самодеятельного искусства внутри Республики Хакасия, а также продвижение продуктов культуры и туристского потенциала на территории Российской Федерации и за рубежом способствуют поддержке и повышению престижа Хакасии в российском и мировом культурном пространстве.
Однако анализ существующей ситуации в отрасли культуры и туризма свидетельствует о том, что, с одной стороны, культура и туризм в регионе фактически является одним из инструментов достижения социально-экономических целей, формирует привлекательный имидж Республики Хакасия как центра уникальной культуры, стимулирует развитие образования, обеспечивает занятость населения, повышает благосостояние нации. С другой стороны, состояние инфраструктуры не позволяет в полной мере использовать культурный и туристский потенциал в качестве фактора социально-экономического развития региона, а также как средства эстетического, нравственно-патриотического воспитания широких слоев населения.
Республика Хакасия обладает значительным потенциалом в области профессионального искусства. Мировую известность получил Международный эколого-этнический фестиваль театров кукол "Чир Чайаан" ("Дух Земли"), объединивший лучшие российские и зарубежные театры. Благодаря проекту "Галерея звезд" Хакасской республиканской филармонии им. В.Г. Чаптыкова любители музыкального искусства имеют возможность познакомиться с творчеством великих мастеров сцены, не выезжая за пределы Республики Хакасия. Государственные театрально-концертные организации успешно заявляют о себе на различных фестивалях международного и всероссийского уровней, участвуя в формировании и продвижении положительного имиджа Республики Хакасия далеко за ее пределами.
Несмотря на позитивную динамику развития республиканских учреждений профессионального искусства, их возрастающую роль в духовно-нравственном просвещении населения, расширении комплекса предлагаемых театрально-зрелищных предложений, нельзя обойти и сложности в их деятельности.
К числу основных проблем учреждений профессионального искусства относится острая потребность в модернизации существующих сценических площадок. В частности, в реконструкции помещений и модернизации оборудования нуждается прославленный Хакасский национальный театр кукол "Сказка". Крайне необходимо проведение реконструкции здания, в котором осуществляют свою деятельность два профессиональных коллектива: Русский республиканский драматический театр имени М.Ю. Лермонтова и Хакасский национальный драматический театр имени А.М. Топанова. С момента сдачи здания Русского республиканского драматического театра им. М.Ю. Лермонтова в эксплуатацию (1976 год) ни разу не производился его капитальный ремонт. Имеется проектно-сметная документация на проведение работ по реконструкции объекта, в 2014 году разработана проектно-сметная документация на строительство отдельного здания для Хакасского национального драматического театра имени А.М. Топанова.
Проблемой, сдерживающей развитие театрально-концертного искусства региона, является ограниченность возможностей при создании новых творческих проектов с участием ведущих режиссеров-постановщиков, исполнителей, художников, музыкантов из-за отсутствия служебного жилья. Социальная защита творческого состава театров, в том числе предоставление служебной жилой площади, должна обеспечиваться за счет соответствующей программы учредителя организации или доходов театра, что указано в Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 N 1019-р.
Существует и ряд проблем в развитии туризма. Неразвитость туристской инфраструктуры Республики Хакасия, недостаточная известность для российских и иностранных туристов, большинство природных достопримечательностей в качестве объектов показа не подготовлены и не обустроены: нет информационных знаков, отсутствуют подъезды, стоянки и парковки автотранспорта, оборудованные площадками отдыха, недостаточный уровень развития придорожного сервиса, сдерживающий развитие автотуризма как на легковых автомобилях, так и на автобусах, недостаточная квалификация туристских кадров, что сказывается на качестве обслуживания туристов, а также недостаточное применение гостиничных технологий в практике работы предприятий размещения туристов.
Наличие факторов, сдерживающих более динамичное развитие сферы внутреннего и въездного туризма в Республике Хакасия, с одной стороны, и значительный потенциал для поступательного увеличения вклада туристской отрасли в социально-экономическую составляющую, с другой, обуславливают необходимость дальнейшего формирования благоприятных условий для развития и повышения конкурентоспособности данной отрасли.
Решение указанных проблем сферы туризма Республики Хакасия невозможно только за счет использования действующих рыночных механизмов без реальной поддержки со стороны государства посредством внедрения мер поддержки субъектов туристской индустрии, реализации инвестиционных проектов по созданию туристско-рекреационных кластеров на принципах государственно частного партнерства, организации мер по продвижению регионального туристского продукта.
Решение этих задач носит межотраслевой характер, и использование программно-целевого метода на основе межведомственного взаимодействия будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности Республики Хакасия, созданию новых рабочих мест, увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, стимулированию развития смежных отраслей экономики.
В 2011 - 2013 годах из республиканского бюджета были выделены целевые средства на грантовую поддержку сотрудников театров, направленные на приобретение служебного жилья для молодых артистов Русского республиканского драматического театра имени М.Ю. Лермонтова, Хакасского национального драматического театра имени А.М. Топанова, Хакасского театра драмы и этнической музыки "Читiген", служебной квартиры для главного режиссера Хакасского национального театра кукол "Сказка". Проблема обеспечения служебным жильем сотрудников учреждений профессионального искусства, их социальная поддержка остаются одной из самых актуальных в вопросах формирования высокопрофессионального творческого и художественно-постановочного состава.
По-прежнему существуют проблемы обеспечения республиканских учреждений культуры высокотехнологичным оборудованием (световым, звуковым, мультимедийным), необходимой мебелью, сценическими артистическими костюмами. Кроме того, анализ деятельности республиканских театров и филармонии также показывает, что сегодня крайне необходимо более тщательно работать по формированию позитивного имиджа учреждений, активно внедряя маркетинговые технологии в деятельность служб по работе со зрителями, тем самым расширяя зрительскую аудиторию.
В Республике Хакасия сформирована эффективная система выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи, ведется планомерная работа по повышению квалификации педагогических работников детских музыкальных, художественных школ и школ искусств. Выделяются целевые средства на подготовку необходимых для отрасли специалистов, на участие делегации Республики Хакасия в престижных всероссийских и международных конкурсах. Кроме того, осуществляется социальная поддержка одаренных детей, талантливой молодежи и результативно работающих преподавателей.
В течение 2014 года в 37 учреждениях дополнительного образования детей в области культуры и искусства Республики Хакасия обучалось 6952 ребенка, что составляет 9,8% от числа детского населения в возрасте от 6 до 17 лет. Охват детского населения услугами учреждений дополнительного образования в области культуры, по сравнению с 2013 годом, увеличился на 0,3%. Образовательную деятельность в детских школах искусств Республики Хакасия в 2014 году осуществляли 490 штатных преподавателей, 27,4% которых имеют высшую квалификационную категорию, 48,6% - первую категорию.
При общих позитивных тенденциях развитие системы художественного образования сопряжено с целым рядом проблем. В связи с введением федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ, в целях обеспечения надлежащих условий осуществления образовательного процесса и обеспечения безопасности его участников повышаются требования к состоянию зданий и помещений, в которых располагаются детские школы искусств.
Особое внимание в ближайшие годы необходимо уделить укреплению материально-технической базы учреждений с целью расширения спектра образовательных услуг и культурно-просветительской деятельности, а также проведению мероприятий по привлечению выпускников профильных учебных заведений в детские школы искусств с созданием оптимальных социально-бытовых и финансовых условий для молодых специалистов.
По состоянию на 01 января 2015 года сеть культурно-досуговых учреждений Республики Хакасия составляет 210 учреждений культуры. Наметилась положительная тенденция в строительстве новых домов культуры и проведении капитальных ремонтов муниципальных учреждений культуры. В 2014 году, в Год культуры, в Хакасии были построены два социокультурных центра в Усть-Абаканском районе (аалы Ах-Хол, Шурышев), сданы в эксплуатацию четыре дома культуры - в г. Абакане, Алтайском и Таштыпском районах (деревни Летник, Кызылсуг, Карагай).