(с изменениями на 20 января 2015 года)
__________________________
- Утратило силу -
- постановление Правительства области
от 28.01.2015 N 28-п
__________________________
______________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства области от 18.06.2014 N 231-п;
постановлением Правительства области от 20.01.2015 N 13-п
______________________________________________
В соответствии с постановлением администрации Новосибирской области от 13.10.2008 N 289-па «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Новосибирской области, их формирования и реализации» и распоряжением Правительства Новосибирской области от 22.07.2011 N 330-рп «Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы «Обращение с отходами производства и потребления в Новосибирской области на 2012-2016 годы» Правительство Новосибирской области
п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить долгосрочную целевую программу «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области на 2012-2016 годы».
2. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области (Вершинин Д.В.) с 01.01.2012 признать утратившим силу приказ министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области от 15.09.2010 N 122 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Государственная поддержка муниципальных образований Новосибирской области по реализации программ по обращению с отходами производства и потребления на 2011-2013 годы».
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Новосибирской области Пронькина В.А.(Пукнт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 20.01.2015 N 13-п, - см. предыдущую редакцию)
Губернатор области
В.А.Юрченко
Долгосрочная целевая программа
«Развитие системы обращения с отходами производства и потребления
в Новосибирской области на 2012-2016 годы»
(В редакции, введенной постановлением Правительства
области от 20.01.2015 N 13-п, - см. предыдущую редакцию)
Наименование программы | Долгосрочная целевая программа «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области на 2012-2016 годы» (далее - программа) |
Наименование, | Распоряжение Губернатора Новосибирской области от 17.11.2009 N 283-р «Об утверждении Концепции охраны окружающей среды Новосибирской области на период до 2015 года», распоряжение Правительства Новосибирской области от 22.07.2011 N 330-рп «Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы «Обращение с отходами производства и потребления в Новосибирской области на 2012_2016 годы» |
Основные разработчики программы | Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области, департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области |
Государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) программы | Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области (заказчик-координатор), министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области (государственный заказчик) |
Руководитель программы | Руководитель департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области Марченко Ю.Ю. |
Исполнители основных мероприятий программы | Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области, департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области, министерство экономического развития Новосибирской области во взаимодействии с администрациями муниципальных образований Новосибирской области |
Цель и задачи программы | Целью программы является совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления в городских округах и муниципальных районах Новосибирской области, направленное на сокращение объемов захоронения отходов, увеличение объемов их утилизации и переработки с учетом выполнения требований законодательства Российской Федерации в области безопасного обращения с отходами. Задачи программы: 1. Внедрение технологий глубокой переработки твердых бытовых отходов (далее - ТБО). 2. Развитие системы сбора, утилизации, переработки отходов, являющихся вторичными материальными ресурсами. 3. Развитие системы сбора, обезвреживания особо опасных отходов. 4. Строительство полигонов ТБО, отвечающих установленным требованиям, обустройство существующих санкционированных мест размещения отходов, организация сбора отходов. 5. Ликвидация экологического ущерба, вызванного несанкционированным размещением отходов. 6. Образование, воспитание и просвещение населения в сфере безопасного обращения с отходами |
Сроки (этапы) реализации программы | Программные мероприятия реализуются в 2012-2016 годах |
Объемы финансирования (с расшифровкой по годам и источникам финансирования и исполнителям мероприятий программы) | Общий объем финансирования по программе - 4374690,1 тыс. рублей. В том числе по источникам финансирования: областной бюджет Новосибирской области - 383514,1 тыс. рублей; местный бюджет - 206125,5 тыс. рублей; внебюджетные источники - 3785050,5 тыс. рублей. В том числе по годам и источникам финансирования: 2012 год - 204527,8 тыс. рублей, в том числе: областной бюджет Новосибирской области - 118542,2 тыс. рублей; местный бюджет - 55411,1 тыс. рублей; внебюджетные источники - 30574,5 тыс. рублей; 2013 год - 893904,4 тыс. рублей, в том числе: областной бюджет Новосибирской области - 173717,9 тыс. рублей; местный бюджет - 56708,2 тыс. рублей; внебюджетные источники - 663478,3 тыс. рублей; 2014 год - 77203,7 тыс. рублей, в том числе: областной бюджет Новосибирской области - 10489,6 тыс. рублей + денежные средства областного бюджета Новосибирской области в сумме 76108,9 тыс. рублей на погашение кредиторской задолженности по состоянию на 01.01.2014, которые в итоговых значениях не учитываются в целях исключения повторного счета; местный бюджет - 28158,8 тыс. рублей; внебюджетные источники - 38555,3 тыс. рублей; 2015 год - 97976,2 тыс. рублей, в том числе: областной бюджет Новосибирской области - 45034,3 тыс. рублей; местный бюджет - 31647,2 тыс. рублей; внебюджетные источники - 21294,7 тыс. рублей; 2016 год - 3101078,0 тыс. рублей, в том числе: областной бюджет Новосибирской области - 35730,1 тыс. рублей; местный бюджет - 34200,2 тыс. рублей; внебюджетные источники - 3031147,7 тыс. рублей. Распределение объемов финансирования из средств областного бюджета в разрезе исполнителей программы: департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области - 80489,6 тыс. рублей; министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области - 303024,5 тыс. рублей |
Важнейшие целевые индикаторы. | Важнейшие целевые индикаторы: 1. Доля обезвреживаемых, используемых отходов от объема отходов, образующихся в Новосибирской области. 2. Количество мусороперерабатывающих (мусоросжигающих) предприятий, созданных в результате реализации пилотного проекта в городе Новосибирске. 3. Доля административных центров муниципальных районов Новосибирской области, обслуживаемых комплексными площадками по сбору, утилизации, обезвреживанию отходов производства и потребления, в том числе от населения, от общего количества административных центров муниципальных районов Новосибирской области. 4. Доля утилизируемых отработанных автошин, образующихся у населения и организаций, от количества отработанных автошин, образующихся в Новосибирской области. 5. Доля утилизируемых отходов электрического и электронного оборудования, образующихся у населения, от количества отходов электрического и электронного оборудования, образующихся у населения Новосибирской области. 6. Доля обезвреживаемых медицинских отходов, образующихся у населения и организаций, от количества медицинских отходов, образующихся в Новосибирской области. 7. Доля обезвреженных биологических отходов, образующихся у населения Новосибирской области, от заявленного количества образовавшихся отходов. 8. Доля обезвреживаемых ртутьсодержащих отходов, образующихся у населения, от количества ртутьсодержащих отходов, образующихся у населения Новосибирской области. 9. Доля муниципальных районов Новосибирской области и г. Искитима, обеспеченных полигонами ТБО, отвечающими установленным требованиям, от общего количества муниципальных районов Новосибирской области и г. Искитима. 10. Доля ТБО, захораниваемых на полигонах ТБО, отвечающих установленным требованиям, от количества ТБО, образующихся у населения муниципальных районов Новосибирской области, г. Искитима. 11. Доля ликвидированных несанкционированных мест размещения отходов. 12. Количество проведенных эколого-просветительских мероприятий в сфере безопасного обращения с отходами |
В результате реализации программы будет обеспечено снижение негативного воздействия отходов на окружающую среду. Результатами реализации программы станут: сокращение до 50% объемов отходов, которое произойдет в результате реализации пилотного проекта в городе Новосибирске и ввода в эксплуатацию мусороперерабатывающего (мусоросжигающего) предприятия, образующихся в городе Новосибирске, размещаемых в местах размещения отходов, что ниже аналогичного показателя 2011 года на 30 процентных пунктов (по данным Генеральной схемы очистки территории города Новосибирска, утвержденной постановлением мэрии города Новосибирска от 17.05.2010 N 137, доля размещаемых отходов составила 80%) и на 30% увеличится объем перерабатываемых (сжигаемых) отходов; создание в 22,6% муниципальных районов Новосибирской области условий для легитимного размещения отходов, что выше аналогичного показателя 2011 года на 19,6 процентных пунктов (в 2011 году обеспеченность муниципальных районов Новосибирской области условиями для легитимного размещения отходов составила 3% (обеспечен Куйбышевский район) от общего количества муниципальных районов Новосибирской области (30 шт.); ликвидация 100% несанкционированных мест размещения отходов от заявленного количества; обезвреживание 95% медицинских отходов, образующихся у населения, что выше аналогичного показателя 2011 года на 95 процентных пунктов (на начало действия программы данный показатель составляет ноль процентных пунктов, так как система сбора, обезвреживания этого вида отходов отсутствует); обезвреживание 100% биологических отходов, образующихся у населения Новосибирской области, от заявленного количества образовавшихся отходов, что выше аналогичного показателя 2011 года на 100 процентных пунктов (на начало действия программы данный показатель составляет ноль процентных пунктов, так как система сбора, обезвреживания этого вида отходов отсутствует); обезвреживание 95% ртутьсодержащих отходов, образующихся у населения, что выше аналогичного показателя 2011 года на 85 процентных пунктов (по данным экспертной оценки количество ртутьсодержащих отходов, образующихся в год у населения, составляет 194 тыс. шт., в 2011 году специализированными организациями было обезврежено 16,9 тыс. шт. отходов - 10%); утилизация до 45% отработанных автошин, образующихся у населения и организаций, что выше аналогичного показателя 2011 года на 35 процентных пунктов (по данным экспертной оценки количество отработанных шин, образующихся в год у населения и организаций Новосибирской области, составляет 26400 тонн, в 2011 году специализированными организациями было утилизировано 2500 тонн (около 10%) отходов); утилизация до 95% отходов электрического и электронного оборудования, образующегося у населения (на начало действия программы данный показатель составляет ноль процентных пунктов, так как система сбора, обезвреживания этого вида отходов отсутствует). За период реализации программы будет: реализован 1 инвестиционный проект (пилотный проект) в городе Новосибирске, предусматривающий глубокую переработку ТБО и некоторых видов промышленных отходов; построено 7 полигонов ТБО в городских и сельских поселениях Новосибирской области, г. Искитиме; создано с использованием механизма государственно-частного партнерства 8 комплексных площадок, их филиалов по сбору, утилизации, обезвреживанию отходов производства и потребления, в том числе от населения. Реализация программы будет способствовать привлечению средств частных инвесторов в сферу охраны и защиты окружающей среды | |
Электронный адрес размещения программы в сети Интернет | http://dproos.nso.ru/Documentation/tsel_prog/Pages/dcp.aspx |
В Программе используются следующие понятия:
Несанкционированные места размещения отходов - территории, не предназначенные для размещения отходов.
Полигон твердых бытовых отходов (далее - полигон ТБО) - сооружения для размещения бытовых отходов, построенные и эксплуатируемые в соответствии с проектами.
Санкционированные места размещения отходов - разрешенные органами исполнительной власти территории (существующие площадки) для размещения промышленных и бытовых отходов, но не обустроенные в соответствии со СНиП. Являются временными, подлежат обустройству в соответствии с указанными требованиями или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающих требованиям СНиП.
Утилизация отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.
1. Краткая характеристика проблемы с обоснованием необходимости ее решения программными методами
По оценочным данным на территории Новосибирской области образуется 3860 тыс. тонн отходов в год.
Структура отходов, образующихся в Новосибирской области
Для некоторых видов отходов в Новосибирской области реализованы технические решения по их утилизации и обезвреживанию.
Наличие реализованного технического решения
Виды отходов | Юридические лица, индивидуальные предприниматели | Физические лица |
Ртутьсодержащие | да | нет |
Отходы эксплуатации автотранспорта | да | да, частично |
Отходы электрического | да, частично | нет |
Золошлаковые отходы | да | нет |
Лом металлов | да | да |
Медицинские отходы | да | нет |
Биологические отходы | да, частично | нет |
Твердые бытовые отходы | да | да |
Анализ источников образования отходов производства и потребления показывает, что сходные виды отходов образуются в процессе производства и потребления как юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, так и населения. Однако, в соответствии с действующим законодательством вопросы организации сбора, использования, обезвреживания большей частью решены в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Действующая система обращения с отходами, за исключением коммунальных, практически не вовлекает в оборот отходы, образующиеся у населения. Система сбора у населения особо опасных отходов и отходов, являющихся вторичными материальными ресурсами, отсутствует.
Обращение с отходами физических лиц регулируется федеральным законодательством (Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса») только для собственников многоквартирных домов в части передачи твердых бытовых отходов на захоронение. Обязанности частных домовладельцев в сфере обращения с отходами федеральным законодательством не установлены. В результате возникает проблема организации сбора, вывоза отходов для жильцов частной жилой застройки, отходы размещаются ими в несанкционированных местах.
Отходы, являющиеся ликвидными вторичными материальными ресурсами (отходы полиэтиленовой бутылки, полиэтиленовой пленки, алюминиевой банки, макулатура, картон, стеклотара, тряпье, пластмасса и др.), отбираются в целях последующего направления на перерабатывающие предприятия, в основном в санкционированных местах размещения отходов, расположенных в городе Новосибирске, городе Бердске, городе Искитиме, Новосибирском районе Новосибирской области. В муниципальных районах Новосибирской области вторичные материальные ресурсы в основном не собираются и не перерабатываются. Предприятия по глубокой переработке твердых бытовых отходов на территории Новосибирской области отсутствуют, что не позволяет уменьшать объемы захоронения отходов и вовлекать в оборот вторичное сырье.
Большинство полигонов, размещенных в городе Бердске, Новосибирском районе Новосибирской области имеют небольшую остаточную емкость. С учетом того, что они расположены в муниципальных районах с высокой плотностью населения, создание новых полигонов повлечет изъятие востребованных на другие цели земель.
Действующим законодательством размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, запрещается. По данным инвентаризации на 01.08.2010, проведенной органами местного самоуправления, на территории Новосибирской области зарегистрировано 1060 объектов размещения твердых бытовых отходов, в том числе: 12 полигонов ТБО, эксплуатирующихся организациями, имеющими лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов 1-4 класса опасности, 727 санкционированных мест размещения отходов, 321 несанкционированное место размещения отходов, число которых в процессе контрольной работы природоохранных органов постоянно увеличивается.
Большинство хозяйствующих субъектов, некоммерческих садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан лишены возможности законного размещения отходов. В настоящее время в рамках ведомственной целевой программы «Государственная поддержка муниципальных образований Новосибирской области по реализации программ по обращению с отходами производства и потребления на 2011-2013 годы», утвержденной приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области от 15.09.2010 N 122 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Государственная поддержка муниципальных образований Новосибирской области по реализации программ по обращению с отходами производства и потребления на 2011-2013 годы», осуществляется строительство полигонов ТБО, однако запланированное количество строящихся объектов в три раза меньше существующей потребности.
В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» садоводы, огородники и дачники несут ответственность за деятельность только в границах объединений, что приводит к захламлению прилегающих территорий.
Система управления обращением с отходами во многом зависит от формирования эффективной тарифной политики, которая требует оптимизации.
В настоящее время в Новосибирской области существующие тарифы на размещение отходов на полигонах существенно различаются (приказ департамента по тарифам Новосибирской области от 24.11.2010 N 69-К «Об утверждении тарифов на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для организаций коммунального комплекса Новосибирской области»). Кроме того, тарифы на вывоз отходов устанавливаются органами местного самоуправления только для муниципальных организаций, вывозящих отходы (например, МУП города Новосибирска «Спецавтохозяйство», МУП города Новосибирска «ДЭУ N 3»), а частные компании устанавливают стоимость вывоза самостоятельно. В результате стоимость услуг для организаций и населения в пределах одного муниципального образования существенно отличается.
В настоящее время медицинские отходы обезвреживаются организациями, расположенными в поселке Кольцово, в районе села Марусино. Сбором и обезвреживанием отходов охвачена территория, прилегающая к городу Новосибирску. Учитывая, что особо опасные медицинские отходы запрещены к приему на полигоны ТБО, необходимо решение вопросов утилизации медицинских отходов для центральных районных больниц муниципальных районов Новосибирской области.
Из 19,5 тыс. тонн биологических отходов сельскохозяйственного производства, образующихся в Новосибирской области, утилизируется на предприятиях 90%. Остальные 10% - 1990 тонн отходов захораниваются в скотомогильники, вместе с тем имеются технологические возможности их термической утилизации.
В настоящее время работа с населением по повышению социальной ответственности и знаний граждан в области безопасного обращения с отходами ведется недостаточно, что приводит к нарушению населением экологических и санитарных норм - захламлению территорий, в том числе водоохранных зон, лесов отходами; потере отходов, являющихся вторичным материальным сырьем; загрязнению окружающей среды особо опасными отходами, образующимися у населения.
Учитывая сложность проблем и необходимость выработки комплексного и системного решения в области развития региональной инфраструктуры по обращению с отходами, необходим межведомственный подход, который обеспечит координацию и согласованность действий различных субъектов деятельности в сфере обращения с отходами.
Масштабы развития проблемной ситуации свидетельствуют о том, что проблема уже не может быть решена в рамках текущего финансирования.
Применение программно-целевого метода позволяет обеспечить:
1) решение комплексных масштабных задач Программы, которые носят межведомственный характер, путем объединения усилий исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, органов местного самоуправления в Новосибирской области, общественных объединений и представителей частного бизнеса;
2) высокий уровень координации, обеспечивающий взаимодействие при выработке общих подходов, в реализации мер;
3) оперативное применение эффективных механизмов реализации Программы, позволяющих, в том числе, повысить бюджетную ответственность исполнительных органов государственной власти Новосибирской области и органов местного самоуправления в Новосибирской области в части реализации мероприятий Программы;
4) системный подход к формированию комплекса взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий для достижения поставленных целей;
5) длительный горизонт планирования, позволяющий оценить долгосрочные эффекты;
6) контроль эффективности расходования средств областного бюджета Новосибирской области.
Кроме того, использование программно-целевого метода позволит минимизировать потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах для достижения поставленных целей и сконцентрировать усилия на приоритетных направлениях.
2. Цели и задачи Программы
Целью Программы является совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления в городских округах и городских поселениях Новосибирской области, направленное на сокращение объемов захоронения отходов, увеличение объемов их утилизации и переработки с учетом выполнения требований законодательства Российской Федерации в области безопасного обращения с отходами.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) внедрение глубокой переработки твердых бытовых отходов (далее - ТБО);
2) развитие системы сбора, утилизации, переработки отходов, являющихся вторичными материальными ресурсами;
3) развитие системы сбора, обезвреживания особо опасных отходов;