В соответствии со статьей 11 Закона Новосибирской области от 15.12.2007 N 166-ОЗ «О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области», Стратегией социально-экономического развития Новосибирской области до 2025 года, Программой социально-экономического развития Новосибирской области до 2015 года и в целях обеспечения эффективной реализации экономической и социальной политики на территории Новосибирской области Правительство Новосибирской области
п о с т а н о в л я е т:
1. Считать приоритетными задачами по обеспечению эффективного развития Новосибирской области в 2011 году:
обеспечение укрепления и развития важнейших конкурентных позиций, устойчивого роста экономики области, расширения сектора производства наукоемкой продукции, развития г. Новосибирска как важнейшего транспортного узла на Востоке страны;
развитие инвестиционной и инновационной активности хозяйствующих субъектов, создание условий для активного развития малого и среднего предпринимательства, особенно в сфере материального производства и инновационной деятельности;
обеспечение устойчивого развития агропромышленного комплекса, диверсификации сельской экономики, реализации специальных мер по росту занятости сельского населения;
обеспечение энергобезопасности и энергоэффективности в экономике и социальной сфере на территории Новосибирской области;
обеспечение эффективной трудовой занятости и увеличения доходов населения, совершенствование отраслевых систем оплаты труда, усиление зависимости роста заработной платы работника от качества его работы и профессионализма;
обеспечение доступности и совершенствование условий для получения качественного дошкольного и общего образования, укрепление материальной базы образовательных учреждений, выравнивание условий труда педагогов и обучения учащихся в городских и сельских школах;
оптимизацию системы начального и среднего профессионального образования, повышение технического оснащения, развитие сети ресурсных центров в учреждениях начального и среднего профессионального образования, развитие инновационной инфраструктуры, создание сети центров коллективного пользования оборудованием в учреждениях высшего профессионального образования;
обеспечение формирования современного качественного и доступного жилищного фонда, устойчивого и надежного функционирования систем жизнеобеспечения и коммунальной сферы, содействие благоустройству населенных пунктов;
создание условий для дальнейшего улучшения демографической ситуации, устранение недостатков в организации педиатрической помощи, развитие высокотехнологичной медицинской помощи, совершенствование системы здравоохранения, обеспечение льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан;
создание условий и мотивации граждан для ведения здорового образа жизни;
оказание адресной поддержки социально незащищенным слоям населения, семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
формирование условий для развития духовности, высокой культуры и нравственного здоровья населения, создание образа Новосибирска как культурной столицы Сибири;
реализация целостной, сбалансированной территориальной политики, направленной на сокращение диспропорций в развитии территорий области и обеспечение комфортных условий жизни населения независимо от места проживания;
совершенствование государственного и муниципального управления, снижение административных барьеров и повышение прозрачности деятельности органов власти как для бизнеса, так и для населения, повышение эффективности деятельности и использования бюджетных ресурсов и государственного имущества.
2. Утвердить прилагаемый план социально-экономического развития Новосибирской области на 2011 год и на период до 2013 года (далее - План).
3. Заместителям Губернатора Новосибирской области, заместителям Председателя Правительства Новосибирской области, руководителям областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области обеспечить решение в 2011 году приоритетных задач, реализацию направлений деятельности и достижение значений индикативных показателей, предусмотренных Планом.
4. Руководителям областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области:
1) до 25 января 2011 года утвердить планы действий в установленной сфере деятельности на 2011 год по решению приоритетных задач, реализации направлений деятельности и достижению индикативных показателей, предусмотренных Планом, согласовав их с курирующим заместителем Губернатора Новосибирской области, заместителем Председателя Правительства Новосибирской области и министерством экономического развития Новосибирской области;
2) представлять в министерство экономического развития Новосибирской области информацию о ходе выполнения Плана и достижения соответствующих индикативных показателей по итогам полугодия, 9 месяцев с указанием ожидаемых итогов года и итогам года не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным.
5. Министерству экономического развития Новосибирской области (Струков А.Н.) обеспечить мониторинг исполнения Плана.
6. Областным исполнительным органам государственной власти Новосибирской области совместно с департаментом массовых коммуникаций Новосибирской области, комитетом компьютерных технологий администрации Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области обеспечить освещение в средствах массовой информации, на официальных сайтах органов государственной власти приоритетных направлений и задач по обеспечению эффективного социально-экономического развития Новосибирской области.
7. Рекомендовать органам местного самоуправления Новосибирской области разработать планы действий по обеспечению эффективного социально-экономического развития на 2011 год. При разработке руководствоваться Планом и приоритетными задачами.
8. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя Губернатора Новосибирской области Хомлянского А.Б.
Губернатор области
В.А.Юрченко
ПЛАН
социально-экономического развития Новосибирской области
на 2011 год и на период до 2013 года
Сформировавшаяся в области достаточно органичная структура экономики, благоприятный деловой климат, высокий уровень предпринимательской активности, реализованные в 2009 и 2010 годах основные проекты, программы и мероприятия, нацеленные на достижение нового качества развития экономической и социальной сферы, позволяют говорить о том, что кризисный этап выступил не только фактором замедления, но и стал новым импульсом к дальнейшему развитию региона.
Динамика основных показателей
по Новосибирской области и Российской Федерации
(2010(1) год в % к 2008 году, в сопоставимой оценке)
_________________________
(1) Здесь и далее за 2010 год приведены оценочные данные.
Основные показатели экономического развития
в расчете на душу населения
Наименование показателя | 2009 | 2010(1) | ||||
НСО | РФ | НСО | НСО | РФ | НСО | |
Валовой региональный продукт, тыс. рублей | 158,5 | 228,3 | 0,694 | 191,5 | 267,3 | 0,716 |
Объем инвестиций в основной капитал, тыс. рублей | 38,3 | 55,9 | 0,685 | 41,6 | 64,2 | 0,650 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг, тыс. рублей | 93,5 | 151,4 | 0,618 | 101,4 | 195 | 0,52 |
Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий, тыс. рублей | 19,1 | 17,7 | 1,079 | 21,8 | 17,4 | 1,249 |
Оборот розничной торговли, тыс. рублей | 105,3 | 102,9 | 1,023 | 112,9 | 115,7 | 0,976 |
Текущее состояние экономики области характеризуется завершением спада, стабилизацией и переходом к восстановительному росту. Динамика большинства экономических показателей уже в начале 2010 года по отношению к прошлому году приняла положительные значения.
В сфере промышленного производства в 2010 году динамично развивались отрасли, ориентированные не только на удовлетворение потребительского, но и инвестиционного спроса, такие, как металлургия, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, производство транспортных средств. Улучшение экономического положения предприятий, условий их кредитования, рост спроса на продукцию, государственная поддержка модернизации производства позволяют прогнозировать в 2010 году индекс промышленного производства области на уровне 107%.
Результаты деятельности в сельском хозяйстве области в большей степени зависят от влияния погодных условий, нежели от последствий финансово-экономического кризиса. Оказание мер государственной поддержки, направленных на повышение финансовой устойчивости предприятий, содействие техническому переоснащению отрасли в прошлые годы позволило вырастить и собрать в 2009 году рекордный урожай зерна. Сохранить в 2010 году объем сельскохозяйственной продукции на уровне прошлого года планируется за счет увеличения производства продукции животноводства. Дальнейшее развитие сельского хозяйства будет осуществляться за счет создания высокопродуктивных молочных и мясных комплексов, повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, создания производств по выпуску новых видов сельскохозяйственной продукции, расширения масштабов внедрения инновационных методов и технологий в сельхозорганизациях области.
Рост инвестиционной активности в области в 2010 году достигнут за счет значительного увеличения по сравнению с 2009 годом объемов государственной поддержки из средств областного бюджета, взаимодействия с ГК РОСНАНО и фондами содействия развитию по вопросу привлечения средств для реализации инвестиционных проектов на территории области, развития парковых и комплексных проектов (Промышленно-логистический парк, Технопарк Новосибирского Академгородка). Наращивание объема инвестиций наблюдалось в таких важных для экономики области видах деятельности как производство машин и оборудования, производство электро-, электронного и оптического оборудования, производство транспортных средств; транспорт и связь, а также финансовая деятельность, здравоохранение и предоставление социальных услуг. Росту инвестиционной активности способствовало также увеличение объема работ в строительстве.
Оживление в строительной отрасли сопровождалось ростом производства строительных материалов (сборных железобетонных конструкций, бетона, строительного раствора), продукция которого ориентирована преимущественно на внутренний спрос. Значительные усилия по совершенствованию и развитию мер поддержки строительного комплекса, развитие ипотечного кредитования, поддержка застройщиков индивидуального жилья в сельских поселениях позволяют прогнозировать по итогам 2010 года ввод жилья на уровне 2009 года, что позволит сохранить области лидирующие позиции по темпам и масштабам жилищного строительства среди субъектов Сибирского федерального округа.
Динамично развивающаяся инфраструктура потребительского рынка в соответствии с новыми современными технологиями, проведение зональных оптово-розничных универсальных ярмарок, а также рост реальных располагаемых денежных доходов населения способствовали возобновлению во второй половине года роста оборота розничной торговли.
Несмотря на то, что в 2010 году наблюдается относительная стабилизация экономики, в области сохраняется ряд ключевых проблем: низкий уровень инновационной активности промышленных предприятий, недостаточное использование научного потенциала, низкая производительность труда и устаревшие основные фонды, недостаточный уровень развития энергетической и инженерной инфраструктуры на территории области, недостаточная диверсификация сельской экономики.
В плановом периоде концентрация усилий исполнительных органов государственной власти и бюджетных средств будет сосредоточена на активизации инновационных процессов в традиционных отраслях и развитии инновационного сектора экономики; обеспечении роста конкурентоспособности функционирующих на территории Новосибирской области хозяйствующих субъектов, в том числе за счет поддержки инициатив по формированию научно-производственных и технологических кластеров; поддержки интеграционных процессов; повышении эффективности использования энергетических ресурсов и обеспечении энергетической безопасности; снижении административных барьеров и издержек создания и ведения бизнеса; активизации инвестиционной деятельности, в том числе за счет максимально полной реализации имеющихся конкурентных преимуществ и формирования образа Новосибирской области как динамично развивающегося региона, обладающего значительным экономическим потенциалом.
Основные показатели социального развития
Наименование показателя | Единица измерения | 2009 | 2010 | ||
НСО | РФ | НСО | РФ | ||
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата | рублей | 16799 | 18638 | 18870 | 20916 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения | в % к предыдущему году | 104,9 | 102,3 | 105,0 | 103,8 |
Соотношение номинальной среднемесячной заработной платы и величины прожиточного минимума трудоспособного населения | коэффициент | 2,88 | 3,34 | 3,01 | 3,43 |
Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума | % к общей численности населения | 16,6 | 13,1 | 15,0 | 12,5 |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении | число лет | 68,9 | 68,7 | 70,0 | 69,4 |
Общий коэффициент рождаемости | число родившихся на 1000 человек населения | 12,9 | 12,4 | 13,3 | 12,5 |
Ввод жилья на душу населения | м(2) | 0,46 | 0,42 | 0,46 | + |
Уровень зарегистрированной безработицы, в % к численности экономически активного населения | % | 2,2 | 2,9 | 1,7 | + |
В сложных экономических условиях 2009 - 2010 гг. в области удалось сохранить социальную стабильность, обеспечить реальный рост объёмов поддержки наименее защищенных граждан, в том числе пенсионеров, обеспечить рост реальных доходов населения с темпом более высоким, чем в целом по России.
По итогам 2010 года ожидается дальнейшее сокращение отставания по уровню оплаты труда в Новосибирской области от средних значений по России.
Меры по повышению минимального уровня оплаты труда и поддержка социально незащищенных категорий населения позволяют в 2010 году сократить отставание и приблизиться к общероссийскому уровню показателя доли населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума.
В области сохраняется высокая динамика ввода жилья. В расчете на душу населения темпы ввода жилья превысят средние по России.
Улучшилась ситуация на рынке труда области. В 2010 году в службе занятости получили услуги по содействию в поиске подходящей работы более 135 тысяч граждан, 57% которых трудоустроены.
Уровень безработицы (по методологии МОТ) в Новосибирской области в 2010 году снизится с 10% до 7,8% и ожидается практически на уровне среднероссийского значения (7,7%). Уровень официально зарегистрированной безработицы в 2010 году составит 1,7%, что ниже значения показателя в 2009 году на 0,5 п.п.
О стабилизации ситуации в экономике и в социальной сфере области также свидетельствуют рост численности населения области, высокий (выше среднероссийского уровня) коэффициент рождаемости, а также рост продолжительности жизни населения области.
Обеспечение укрепления и развития важнейших конкурентных позиций Новосибирской области, устойчивого роста ее экономики:
стимулирование модернизации и технологического перевооружения, создания новых мощностей в сфере материального производства, обеспечение опережающих темпов роста производительности труда;
расширение сектора производства наукоемкой продукции, технологического оборудования и услуг, основанных на новейших знаниях;
стимулирование развития производственной кооперации;
государственная поддержка научно-производственных центров;
решение вопросов обеспечения загрузки гособоронзаказом и экспортными контрактами предприятий оборонно-промышленного комплекса;
развитие сети автомобильных дорог, обеспечивающих внутриобластные и межрегиональные перевозки, оказание поддержки и содействия муниципальным образованиям Новосибирской области в разработке программ и схем развития автодорог местного значения;
продолжение строительства третьего моста через р. Обь в г. Новосибирске;
привлечение средств федерального бюджета на строительство сети федеральных дорог и искусственных сооружений, завершение строительства Северного обхода, окончание работы по подготовке проектной документации строительства Восточного обхода г. Новосибирска;