МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПОЛНОМОЧИЙ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ КОДЕКСОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя в целях организации деятельности должностных лиц по осуществлению полномочий, предоставленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, рекомендует руководствоваться следующим.
Производство по делам об административных правонарушениях, в том числе применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, осуществляется на основании Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс).
В соответствии со статьей 22.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 Кодекса, судьями (мировыми судьями).
В соответствии с частью 17 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица органов социальной защиты вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных указанными статьями.
Должностные лица органов социальной защиты - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.41 - 5.43, 9.13, 9.14, 11.24, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 указанной статьи, начинают исчисляться не со дня совершения, а со дня обнаружения административного правонарушения.
Пленумом Верховного суда Российской Федерации в пункте 14 Постановления от 24.03.2005 N 5 дано понятие длящегося правонарушения: "Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Невыполнение предусмотренной правовым актом обязанности к установленному сроку не является длящимся административным правонарушением. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности".
За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения (часть 3 статьи 4.5 КоАП РФ).
В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (часть 5 статьи 4.5 КоАП РФ).
По общему правилу, установленному в части 1 статьи 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол. Из этого следует, что по каждому правонарушению составляется отдельный протокол. Таким образом, если должностным лицом выявлены признаки нескольких правонарушений, то составляется несколько протоколов по каждому правонарушению, даже если они совершены одним и тем же лицом и в один и тот же промежуток времени.
Составление протокола об административном правонарушении является начальной стадией производства по делу - возбуждение дела об административном правонарушении. Именно протокол является важнейшим процессуальным документом, в котором фиксируются событие, место и время совершения правонарушения, а также данные о лице, в отношении которого он составляется.
Лицо, в отношении которого составляется протокол, на данной стадии не является правонарушителем, поскольку еще не состоялось рассмотрение дела, вина лица не установлена, и в отношении него не вынесено постановление о назначении наказания. Таким образом, в протоколе нельзя указывать на лицо как на правонарушителя, следует указывать: "лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении".
В части 2 статьи 28.2 КоАП РФ установлены следующие обязательные требования к содержанию и процессуальной форме протокола об административном правонарушении.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса мест жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
По смыслу части 2 данной статьи к иным сведениям, необходимым для разрешения дела, которые должны быть отражены в протоколе, относятся сведения о вещественных доказательствах и др. Протокол об административном правонарушении и другие документы следует заполнять разборчиво, без помарок и исправлений.
В соответствии со статьей 25.6 КоАП РФ никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга (супруги) и близких родственников, круг которых определяется федеральными законами. В соответствии с примечанием к этой статье близкими родственниками являются супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки. Учитывая указанное выше право каждого гражданина, лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, также может им воспользоваться. Таким образом, состав правонарушения должен быть полностью подтвержден другими доказательствами по делу (актами проверки, протоколами осмотра, показаниями свидетелей и др.).
В протоколе делается запись о разъяснении прав и обязанностей физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу (часть 3 статьи 28.2 КоАП РФ).
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ).
Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись (часть 5 статьи 28.2 КоАП РФ). В протоколе не должно быть незаполненных строк. В соответствующих строках бланка протокола в случае отказа лица от дачи объяснений должностное лицо органа, составляющее протокол, обязано указать "От объяснений отказался", с подписью и указанием фамилии и инициалов, а также должности лица, составившего протокол.
В случае неявки физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. В этом случае в протоколе в месте дачи их объяснений следует указывать "По повестке (уведомлению) не явился" с приложением документов, подтверждающих направление и получение ими такого уведомления. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, вручается под расписку копия протокола (часть 6 статьи 28.2 КоАП РФ).
Указанные требования к составлению протокола необходимо неукоснительно соблюдать, поскольку в соответствии с постановлениями Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5, Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 несоблюдение требований статьи 28.2 КоАП РФ, касающихся соблюдения прав и законных интересов лиц, в отношении которых составляется протокол, является существенными недостатками протокола и может повлечь признание незаконным и отмену постановления административного органа судами.
Кроме того, в протоколе обязательно необходимо указывать - нормой какого закона предусмотрена та или иная обязанность (пункт, часть, статья, наименование соответствующего нормативно-правового акта), по факту нарушения которой возбуждается дело об административном правонарушении.