(с изменениями на 10 октября 2023 года)
(в ред. Постановлений КМ РТ от 14.05.2019 N 391, от 21.05.2020 N 414, от 19.10.2021 N 985, от 09.07.2022 N 661, от 30.12.2022 N 1465, от 14.07.2023 N 835, от 10.10.2023 N 1294, с изм., внесенными Решением Верховного суда Республики Татарстан от 14.09.2018 N 3а-560/2018)
В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 г. N 1130 "О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем", Экологическим кодексом Республики Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
(в ред. Постановления КМ РТ от 14.05.2019 N 391)
1. Утвердить прилагаемую Территориальную схему в области обращения с отходами Республики Татарстан (далее - Территориальная схема).
(в ред. Постановления КМ РТ от 19.10.2021 N 985)
2. Предложить органам местного самоуправления Республики Татарстан скорректировать документы территориального планирования муниципальных образований, генеральные схемы очистки территорий муниципальных образований с учетом утвержденной настоящим постановлением Территориальной схемы.
3. Признать утратившим силу постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.09.2016 N 683 "Об утверждении Территориальной схемы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Республики Татарстан.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан
А.В.ПЕСОШИН
(в ред. Постановлений КМ РТ от 14.05.2019 N 391, от 21.05.2020 N 414, от 19.10.2021 N 985, от 09.07.2022 N 661, от 30.12.2022 N 1465, от 14.07.2023 N 835, от 10.10.2023 N 1294)
Целью разработки Территориальной схемы в области обращения с отходами Республики Татарстан (далее - Территориальная схема) является снижение отрицательного воздействия на окружающую среду отходов производства и потребления за счет организации эффективной системы управления отходами при условии достижения баланса между экологическими и экономическими приоритетами (достижение состояния экологической защищенности при обращении с отходами, создание условий для формирования социально приемлемых тарифов на регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за счет реализации "эффекта масштаба", централизация управления отходами).
(в ред. Постановления КМ РТ от 19.10.2021 N 985)
Достижение указанной цели требует решения следующих задач:
охват всей территории республики деятельностью по сбору, вывозу, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению ТКО, доведение доли ТКО, вовлеченных в систему централизованного сбора, до 100 процентов за счет совершенствования подходов к организации сбора ТКО, проведения единой тарифной политики, а также использования современного оборудования, позволяющего вести учет образования и движения ТКО;
централизация потоков образующихся ТКО в межмуниципальном центре управления отходами, позволяющая обеспечить оптимальную загрузку производственного оборудования;
создание эффективных автоматизированных производственных мощностей по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов;
создание сети перегрузочных станций, обеспечивающей предоставление услуги по эффективному транспортированию ТКО с увеличенными плечами доставки и оптимизирующей транспортные расходы организаций коммунального комплекса, предоставляющих эти услуги;
внедрение современных технологий в области утилизации отходов за счет формирования экологических технопарков при межмуниципальных центрах управления отходами, представляющих собой площадки для размещения производственных мощностей резидентов с предоставлением необходимой инженерной инфраструктуры и непосредственного доступа к утилизируемым отходам;
оптимизация нагрузки на действующие полигоны ТКО с последующей рекультивацией полигонов, исчерпавших ресурс;
организация накопления (в том числе раздельного накопления), сбора, транспортирования, обработки, обезвреживания и размещения ТКО как единой комплексной коммунальной услуги с совершенствованием тарифной политики по регулируемым видам деятельности, оплате за фактические объемы предоставленных услуг;
разработка мер и предложений по совершенствованию экологической политики в области обращения с отдельными видами отходов с целью ограничения захоронения отходов, которые могут быть подвергнуты обработке и использованию в качестве вторичных материальных ресурсов;
использование действующей инфраструктуры с обеспечением поступательного перехода к более современным технологиям в течение срока реализации Территориальной схемы.
Реализация Территориальной схемы предполагается в формате BOT (Build-Operate-Transfer) как на основе прямых инвестиционных проектов, так и на основе механизма государственно-частного партнерства, в том числе концессионных соглашений.
В области обращения с отходами в Республике Татарстан обозначены следующие основные проблемы:
несовершенство действующей системы обращения с отходами и необходимость создания комплексной системы обращения с отходами производства и потребления - системы информационных, организационных, правовых механизмов и инфраструктурных объектов, обеспечивающей состояние экологической безопасности и экономической эффективности деятельности по обращению с отходами;
неудовлетворительный баланс количественных характеристик образования, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов (значительная доля отходов захоранивается на полигонах, а не подвергается утилизации и обезвреживанию);
слабое развитие кооперационных связей промышленных предприятий по типу "промышленного симбиоза" (когда отходы одних производств являются сырьем для других производств);
слабое развитие высокоэффективных производств по утилизации (использованию) отходов;
высокие значения накопленного экологического ущерба в результате длящихся нарушений законодательства в области обращения с отходами.
В сфере обращения с ТКО в Республике Татарстан имеются следующие проблемы:
несоответствие объемов потребления товаров и услуг действующей инфраструктуре обращения с отходами;
неполный охват территории республики системой централизованного сбора и вывоза ТКО;
низкая доля ТКО, подвергаемых утилизации и обезвреживанию;
незначительный остаточный ресурс действующих полигонов ТКО, быстрые темпы исчерпания введенных мощностей полигонов ТКО (более половины полигонов ТКО в муниципальных районах практически исчерпали эксплуатационный ресурс);
недостаточный уровень инженерной защиты окружающей среды при эксплуатации построенных 10 - 15 лет назад полигонов ТКО;
невысокие значения показателей экономической эффективности организаций коммунального комплекса, осуществляющих деятельность в сфере обращения с ТКО на муниципальном уровне управления;
отсутствие эффективных мер экономической поддержки и создания преференций для предприятий, специализирующихся на утилизации ТКО;
отсутствие развитой единой комплексной системы управления в сфере обращения с ТКО, основанной на наличии полной, актуализированной и достоверной информации об образовании и движении ТКО;
отсутствие единой автоматизированной информационной системы учета и контроля движения ТКО, обеспечивающей возможность получения объективной и достоверной информации для принятия адекватных управленческих решений;
низкий уровень экологической культуры населения и рецидивное образование несанкционированных свалок ТКО.
Практика государственного и муниципального управления в области обращения с отходами в Республике Татарстан свидетельствует о том, что основными причинами образования несанкционированных свалок отходов в республике являются:
ненадлежащая организация органами местного самоуправления процесса сбора и транспортирования ТКО от их образователей до объектов, на которых осуществляется обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение ТКО, эксплуатируемых организациями коммунального комплекса;
отсутствие в течение длительного времени нормативного правового регулирования коммерческого учета объема и массы ТКО и, как следствие, отсутствие адекватного учета и контроля образования и движения таких отходов;
отсутствие нормативного правового акта, устанавливающего порядок обращения с отходами строительства и ремонта и, как следствие, отсутствие системы учета образования и движения отходов данной группы;
отсутствие надлежащего контроля за процессом транспортирования отходов;
отсутствие финансового механизма, который обеспечивал бы концентрацию потоков отходов на конечных объектах технологической цепочки (объектах утилизации (использования), обезвреживания и захоронения отходов);
пробелы в законодательстве, не позволяющие эффективно использовать организациям коммунального комплекса при предоставлении услуги по обращению с ТКО механизм договорных отношений с владельцами индивидуальных жилых домов и садоводческими или огородническими некоммерческими товариществами, а также некоммерческими организациями, созданными до 1 января 2019 года гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства (далее - СНТ), а также применять соответствующие меры административного воздействия;
низкий уровень экологической и санитарно-гигиенической культуры населения.
Решение указанных проблем видится в глубокой модернизации инфраструктуры обращения с ТКО, переходе на межмуниципальные принципы организации коммунальной инфраструктуры и управления ею и введении института региональных операторов по обращению с ТКО.
В Республике Татарстан в 2015 - 2016 годах выполнены работы по определению нормативов накопления и образования ТКО, определению морфологического и фракционного состава ТКО от жилищного фонда и категорий предприятий различного рода деятельности.