ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 марта 2018 года N 236-П
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА "ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ НА 2014 - 2020 ГОДЫ"
В целях приведения нормативных правовых актов Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа в соответствие с законодательством Российской Федерации и Ямало-Ненецкого автономного округа Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Ямало-Ненецкого автономного округа "Основные направления развития культуры на 2014 - 2020 годы", утвержденную постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2013 года N 1122-П.
2. Настоящее постановление вступает в силу с момента официального опубликования; в части объемов финансового обеспечения на 2017 год распространяется на правоотношения, возникшие с 21 декабря 2017 года, а в части объемов финансового обеспечения и целевых показателей государственной программы на 2018 год распространяются на правоотношения, возникшие с 01 января 2018 года.
Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа
Д.Н.КОБЫЛКИН
Утверждены
постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 7 марта 2018 года N 236-П
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА "ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ НА 2014 - 2020 ГОДЫ"
1. В паспорте Государственной программы:
1.1. позицию, касающуюся показателей Государственной программы, дополнить пунктом 6 следующего содержания:
"6) количество посещений организаций культуры по отношению к уровню 2010 года";
1.2. позицию, касающуюся финансового обеспечения Государственной программы, изложить в следующей редакции:
"
Финансовое обеспечение Государственной программы (тыс. руб.) | ||
Общий объем финансирования - 9939717 | Объем финансирования Государственной программы, утвержденный законом об окружном бюджете/планируемый к утверждению, - 9939717 | Объем внебюджетных средств - 0 |
2014 год - 1756208 | 1756208 | 0 |
2015 год - 987275 | 987275 | 0 |
2016 год - 979328 | 979328 | 0 |
2017 год - 1116512 | 1116512 | |
2018 год - 1272960 | 1272960 | |
2019 год - 1723244 | 1723244 | |
2020 год - 2104190 | 2104190 |
";
1.3. раздел I изложить в следующей редакции:
"I. Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа
1. Состояние отрасли
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р), Стратегией социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 06 октября 2011 года N 1757-р) стратегическими целями развития культуры и искусства являются создание условий для доступа населения к культурным ценностям и творческой самореализации, усиление влияния культуры на процессы социальных преобразований и экономическое развитие субъектов Российской Федерации.
Для предоставления услуг культуры на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) действует разветвленная сеть учреждений культуры. На 01 января 2013 года она включает 224 учреждения культуры с учетом филиалов, из них 6 государственных учреждений культуры, подведомственных департаменту культуры автономного округа, и 218 муниципальных учреждений культуры, среди которых 79 муниципальных библиотек; 81 учреждение культурно-досугового типа (центры национальных культур, дома культуры, молодежные и культурно-досуговые центры, дома ремесел и др.); 38 образовательных организаций культуры и искусства, 19 музеев; 1 прочее. Из общего числа учреждений статус юридического лица имеют 129 учреждений культуры, из них 85 учреждений культуры получили статус бюджетных учреждений, 17 - автономных, 27 - казенных. В 2013 году планируется перевести в бюджетные 3 учреждения культуры Надымского района, в казенные - 3 учреждения культуры Красноселькупского района.
По состоянию на 01 января 2013 года среднесписочная численность работников учреждений культуры составляет 4 275 человек, из них 2 907 чел. - работники учреждений культуры, 1 368 чел. - работники образовательных организаций сферы "Культура".
По результатам мониторинга средней заработной платы работников учреждений культуры в рамках реализации мероприятий по повышению оплаты труда работникам учреждений культуры, предусмотренных Указами Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и от 01 июня 2012 года N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", начисленная средняя заработная плата на одного работника отрасли "Культура" в 2012 году составила 40 630 руб. (в 2011 году - 33 349 руб.), на одного работника учреждения культуры - 37 502 руб. (в 2011 году - 31 127 руб.), на одного работника образовательной организации в сфере "Культура" - 47 265 руб. (в 2011 году - 37 910 руб.).
Прирост среднемесячной начисленной заработной платы по отрасли "Культура" за 2012 год по отношению к аналогичному периоду прошлого года составил 21,8% в целом по отрасли, в том числе 20,5% - у работников учреждений культуры, 24,7% - у работников образовательных организаций в сфере "Культура".
Соотношение средней заработной платы работников отрасли "Культура" к средней заработной плате работников по региону в 2012 году составило 63,5% в целом по отрасли, в том числе 58,6% - у работников учреждений культуры, 73,9% - у работников образовательных организаций в сфере "Культура".
Объем платных услуг, оказываемых учреждениями культуры за 2012 год, по отношению к прошлому отчетному периоду увеличился на 15%. Всего в 2012 году получено от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности 101 715 тысяч рублей (2011 год - 88 484 тыс. руб.).
В последние годы в автономном округе ведется активная работа по установлению системного и полного правового регулирования общественных отношений в сфере культуры в автономном округе.
Принят Закон автономного округа от 27 апреля 2011 года N 38-ЗАО "О культуре в Ямало-Ненецком автономном округе".
Разработан и утвержден целый ряд нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию норм Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Приоритетным направлением совершенствования законодательной базы в сфере управления объектами культурного наследия автономного округа является разработка нормативных актов об утверждении границ их территорий и зон охраны. В 2012 году утверждены границы в отношении 15 объектов культурного наследия регионального значения.
В целях обеспечения стимулирования повышения качества услуг, предоставляемых учреждениями культуры, усиления зависимости качества услуг от оплаты труда и введения новых механизмов оплаты труда работников культуры, в течение 2011 - 2012 годов осуществлен переход на отраслевую систему оплаты труда, формирование государственных (муниципальных) заданий на оказание услуг.
Утверждены административные регламенты предоставления услуг и сформированы критерии оценки качества услуг.
Приняты Концепция долгосрочного развития театрального дела в автономном округе до 2020 года (постановление Правительства автономного округа от 18 декабря 2012 года N 1061-П), Положение о реестре музейных ценностей, находящихся в собственности автономного округа (постановление Правительства автономного округа от 06 октября 2011 года N 715-П), Порядки комплектования художественного фонда, отнесения изделий народных художественных промыслов к уникальным и высокохудожественным и ведения реестра уникальных и высокохудожественных изделий народных художественных промыслов автономного округа (постановление Правительства автономного округа от 30 сентября 2011 года N 707-П), перечень мест традиционного бытования народных художественных промыслов и видов ремесленнической деятельности на территории автономного округа (постановление Правительства автономного округа от 06 июня 2011 года N 365-П) и другие основополагающие подзаконные акты.
В целях реализации статьи 18 Закона автономного округа от 27 апреля 2011 года N 38-ЗАО "О культуре в Ямало-Ненецком автономном округе" принято постановление Правительства автономного округа от 19 января 2016 года N 34-П "Об утверждении Положения о порядке оказания мер социальной поддержки работникам государственных учреждений культуры и искусства Ямало-Ненецкого автономного округа и муниципальных учреждений культуры и искусства в Ямало-Ненецком автономном округе", регламентирующее порядок выплаты единовременного и ежемесячного пособий молодым специалистам, единовременного пособия при назначении страховой пенсии по старости, предоставления компенсационной выплаты на оздоровление.
Одним из важных условий развития отрасли культуры является ее кадровое обеспечение. В 2012 году, объявленном в автономном округе годом подготовки квалифицированных специалистов, в направлении повышения кадрового потенциала для руководящих работников и специалистов всех подотраслей сферы культуры проведены окружные обучающие семинары-совещания и курсы повышения квалификации. Ежегодно проводятся мероприятия, охватывающие не менее 6 образовательных программ для специалистов всех сфер отрасли.
Реализуется комплекс мероприятий, направленных на поддержку и поощрение деятелей культуры и искусства, а также учреждений культуры за реализацию инновационных проектов в области культуры. Это ежегодные награждения знаком "Мастер декоративно-прикладного искусства и ремесел Ямало-Ненецкого автономного округа" и знаком "Серебряная гагара" за выдающийся вклад в развитие культуры Ямала, специальной профессиональной премией в сфере культуры "Событие года", премией за высокие профессиональные достижения лучшим педагогическим работникам образовательных организаций культуры и искусства автономного округа и специальной премией Губернатора автономного округа "За успехи в создании, сохранении и пропаганде культурных ценностей коренных малочисленных народов Севера".
До 01 января 2014 года основным гарантом реализации государственной политики в сфере культуры на территории автономного округа оставалась окружная долгосрочная целевая программа "Культура Ямала на 2011 - 2015 годы". Целенаправленная поддержка отрасли в рамках окружной долгосрочной целевой программы позволила улучшить показатели по охвату населения услугами профессионального искусства, услугами культурно-досуговых и музейных учреждений. Каждый третий житель автономного округа посетил музейные учреждения. В электронный музейный каталог внесено 205 488 единиц хранения, что составляет 85% от совокупного музейного фонда автономного округа. Доля библиотечного фонда, занесенного в электронный каталог, составила по итогам года 95% от общего числа фонда.
Одним из приоритетных направлений, определенных в Стратегии социально-экономического развития автономного округа до 2020 года, является модернизация отрасли, которая прежде всего направлена на строительство и реконструкцию объектов культуры.
Так, в рамках подпрограммы "Строительство объектов культуры на территории Ямало-Ненецкого автономного округа" окружной долгосрочной целевой программы "Культура Ямала (2011 - 2015 годы)", утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 09 декабря 2010 года N 452-П, в настоящее время ведется строительство на 13 объектах культуры: культурно-спортивные комплексы в с. Красноселькуп Красноселькупского района и в с. Мужи Шурышкарского района, Центр национальных культур с музейно-библиотечным комплексом и архивом, с. Яр-Сале, сельский Дом культуры с. Панаевск Ямальского района, Детские школы искусств в г. Тарко-Сале, Губкинский и с. Горки Шурышкарского района, детский парк отдыха и Парк Победы в г. Салехард, городской Дом культуры "Октябрь" г. Новый Уренгой (реконструкция) и другие.
В целях модернизации и развития инфраструктуры отрасли осуществляется и реализация проектов по созданию на селе модельных сельских библиотек и модельных сельских домов культуры. В 2012 году успешно проведена модернизация муниципальных библиотек пос. Харсаим Приуральского района, пос. Уренгой Пуровского района, с. Красноселькуп, а также сельских Домов культуры в пос. Пуровск Пуровского района и пос. Харсаим Приуральского района.
Гарантом реализации государственной политики в сфере охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия до 01 января 2014 года являлась окружная долгосрочная целевая программа "Сохранение объектов культурного наследия Ямало-Ненецкого автономного округа на 2012 - 2014 годы", утвержденная постановлением Правительства автономного округа от 12 декабря 2011 года N 901-П, на реализацию которой в 2012 году было выделено 17 260 тыс. руб. (в 2011 году - 7 000 тыс. руб.).
Увеличение бюджетного финансирования позволило в 2012 году многократно увеличить количество мероприятий по проведению историко-культурной экспертизы, отработать на практике принципы определения предмета охраны объекта культурного наследия и определить зоны охраны и границы территорий в отношении 54 объектов. В результате проведенной инвентаризации удалось определить состояние и месторасположение 38 памятников истории и культуры. Выявлено и постановлено на государственную охрану 8 объектов культурного наследия.
С целью привлечения дополнительных средств на реализацию культурных проектов, а также полномочий по поддержке детей, инвалидов, традиционных культур коренных малочисленных народов, профилактике негативных явлений в молодежной среде до настоящего времени департамент культуры совместно с государственными и муниципальными учреждениями культуры принимал активное участие в реализации других окружных долгосрочных целевых программ. К числу таких программ относились окружная долгосрочная целевая программа "Сохранение традиционного образа жизни, культуры и языка коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа на 2012 - 2015 годы", окружная долгосрочная целевая программа "Дети Ямала" на 2011 - 2013 годы", окружная долгосрочная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов на 2011 - 2013 годы", окружная долгосрочная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010 - 2014 годы", окружная долгосрочная целевая программа "Обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности и профилактики правонарушений в Ямало-Ненецком автономном округе на 2011 - 2013 годы", окружная долгосрочная целевая программа "Комплексные меры по противодействию экстремизму, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактике проявлений ксенофобии, укреплению толерантности на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2014 годы".
В рамках данных программ только в 2012 году было реализовано 27 культурных проектов, для проведения которых привлечено 8 810 тыс. руб. Исполнение программных мероприятий по всем перечисленным программам в 2012 году составило 100%.
Таким образом, текущее состояние отрасли характеризуется стабильностью и поступательным развитием. Вместе с тем требования времени ставят перед учреждениями и организациями культуры новые задачи, направленные на повышение качества и доступности услуг культуры и улучшение качества жизни населения в целом.
2. Актуальные проблемы отрасли
В рамках Государственной программы необходимо решить следующие проблемы.
Сложившаяся территориальная диспропорция в предоставлении современных услуг культуры на территории автономного округа, а именно:
- отсутствие качественной и доступной культурной жизни в большинстве отдаленных поселков автономного округа из-за неудовлетворительного состояния инфраструктуры, что затрудняет доступ граждан на получение услуг в сфере культуры;
- недостаточное осуществление гастрольной деятельности самодеятельных и профессиональных коллективов из-за финансового дефицита, сложной транспортной инфраструктуры, что приводит к снижению культурного обслуживания сельского населения;
- несоответствие технического оснащения муниципальных культурно-досуговых учреждений современным требованиям, дефицит квалифицированных кадров, владеющих новыми информационными технологиями.
Устаревшая и изношенная материально-техническая база значительной части учреждений культуры по-прежнему не позволяет внедрять инновационные формы работы, информационные технологии, а также привлекать в отрасль молодые кадры. Требуют безотлагательного решения вопросы по реконструкции зданий государственного бюджетного учреждения автономного округа "Ямало-Ненецкий музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского", дома культуры "Днепр" г. Ноябрьска, спортивно-оздоровительного комплекса "Геолог" г. Салехарда, культурно-досугового центра, р. Лимбяяха, сельских домов культуры и библиотек, многофункциональных центров на территории Шурышкарского, Приуральского (с. Белоярск, Катравож), Тазовского и Пуровского (пос. Ханымей) районов.
Образовательные организации сферы культуры и искусства продолжают нуждаться в обновлении музыкальных инструментов, которые в настоящее время имеют большой износ, в свето- и звукооборудовании, соответствующем современным требованиям сценического искусства.
Музейные фонды остро нуждаются в реставрации уникальных предметов историко-культурного наследия и создании страховых копий подлинных предметов, архивной и музейной документации. Грамотное и планомерное пополнение фондов музеев затруднено в связи с отсутствием гарантированного финансирования комплектования их фондов, а также отсутствием специально оборудованных музейных фондохранилищ.
Также по причине отсутствия хранилища не обеспечены нормативные условия хранения высокохудожественного фонда уникальных образцов народных художественных промыслов и ремесел государственного бюджетного учреждения культуры автономного округа "Окружной Дом ремесел".
В автономном округе практически не используется туристический потенциал историко-культурного наследия, несмотря на большой интерес туристов к прошлому народов Крайнего Севера. Чтобы превратить памятник истории и культуры в общедоступный объект и включить его в круг туристического показа, необходимо продолжить работы по реставрации памятников истории и культуры, разработке проектов границ территорий и зон охраны объектов культурного наследия автономного округа.
Недостаточный уровень трудовой мотивации работников культуры и, как следствие, низкий потенциал их управленческого состава. Внедрение новых принципов оплаты труда в отрасли создало условия для поощрения работников с учетом результатов их труда, но, к сожалению, не привело к повышению заинтересованности работников в качестве предоставляемых государственных (муниципальных) услуг. Устранение существующих недостатков требует проведения дальнейшей работы по совершенствованию системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, созданию механизмов стимулирования к повышению качества оказываемых услуг, внедрению "эффективного контракта" с работниками, поэтапному повышению оплаты труда в соответствии с показателями дорожной карты, утвержденной распоряжением Правительства автономного округа от 28 февраля 2013 года N 96-РП.