(с изменениями на 4 марта 2020 года)
(в ред. постановлений Правительства ЯНАО от 10.02.2015 N 110-П, от 10.10.2018 N 1039-П, от 04.03.2020 N 228-П)
В соответствии с Концепцией долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 года N 1019-р, Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию долгосрочного развития театрального дела в Ямало-Ненецком автономном округе на период до 2020 года (далее - Концепция).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления в Ямало-Ненецком автономном округе при планировании и осуществлении мероприятий в области театрального дела руководствоваться положениями Концепции.
3. Утратил силу. - Постановление Правительства ЯНАО от 04.03.2020 N 228-П.
Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа
Д.Н.КОБЫЛКИН
КОНЦЕПЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ДЕЛА В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
(в ред. постановлений Правительства ЯНАО от 10.02.2015 N 110-П, от 10.10.2018 N 1039-П, от 04.03.2020 N 228-П)
Концепция долгосрочного развития театрального дела в Ямало-Ненецком автономном округе на период до 2020 года (далее - Концепция, автономный округ) разработана на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 года N 1019-р и определяющей основные направления развития театрального дела в Российской Федерации, Стратегии социально-экономического развития автономного округа до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания автономного округа от 14 декабря 2011 года N 839.
В Концепции представлен анализ современного состояния театрального дела в автономном округе, сформулированы цели и задачи Концепции, определены основные направления развития театрального дела в автономном округе, а также механизмы и ожидаемые результаты реализации Концепции.
В настоящей Концепции применяются термины и понятия, установленные в Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года.
Государственная политика в сфере культуры направлена на развитие и реализацию культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом. По мере развития личности растут потребности в ее культурно-творческом самовыражении, освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей. Необходимость в удовлетворении этих потребностей требует адекватного развития сферы культуры в целом и ее отдельных отраслей, в том числе театральной.
Специфика заселения и освоения северных территорий на протяжении всего периода новейшей истории России отразилась на развитии автономного округа. Его территория расположена в экстремальной природно-климатической зоне Крайнего Севера и Полярного круга, что непосредственным образом осложняет жизнедеятельность людей, оказывает влияние на развитие производственной и социальной инфраструктуры.
За последние 80 лет автономный округ входил в состав четырех административно-территориальных образований. 10 декабря 1930 года автономный округ образован (первоначально как национальный) в составе Уральской области. Позднее входил в Обско-Иртышскую и Омскую области, а с 14 августа 1944 года автономный округ включен в Тюменскую область. С 1977 года имеет статус автономного, с 1992 года, после подписания Федеративного договора, автономный округ стал полноправным субъектом Российской Федерации.
Неустойчивое развитие в составе различных административно-территориальных единиц и позднее промышленное освоение территории в сравнении с другими регионами Уральского федерального округа не способствовали бурному развитию социокультурной сферы в автономном округе.
Предпосылки развития театрального дела в регионе возникли в 40-е годы XX века в период репрессий и военного времени. Так, решением местного Исполкома при Доме Ненца 17 июля 1942 года был организован драматический коллектив в составе приглашенных (репрессированных) профессиональных артистов и любительского актива г. Салехарда (служащих и молодежи). В 1945 году решением местных органов власти драматический коллектив был реорганизован в Салехардский драматический театр, обязанности директора которого были возложены на Николая Николаевича Бронникова. Спустя два года в составе театра работало 20 актеров. В 1948 году театр был расформирован и объединен с Окружным Домом Ненца.
В 50 - 80-е годы XX века основное внимание уделялось сохранению традиционных культур, в том числе путем формирования профессиональных коллективов национальной песни и танца, созданию коллективов художественного самодеятельного творчества. В свою очередь развитие театрального дела происходило лишь в рамках развития культуры юга Тюменской области.
Данные исторические процессы, происходящие в автономном округе, не способствовали формированию основных традиций развития театрального дела. В XX веке театральное искусство имело кратковременный и фрагментарный характер, что затрудняло формирование основ его развития. И как результат в настоящее время в автономном округе не существует сети региональных и муниципальных театральных учреждений, а театральное дело находится на начальном этапе своего развития.
Заметные преобразования в области театрального искусства стали происходить с передачей автономному округу ряда полномочий и обретением самостоятельности в качестве полноправного субъекта Российской Федерации.
Так, с конца XX - начала XXI веков в автономном округе активно развивается любительское театральное искусство (народные, студенческие, школьные театры, в том числе работающие под руководством профессиональных режиссеров и актеров). Стали прорабатываться и внедряться различные формы поддержки театральной деятельности: проведение театральных фестивалей, выделение грантов и субсидий на проведение гастролей.
В предстоящем 10-летии театральное дело в автономном округе должно получить крепкую основу для дальнейшего своего развития, чтобы обеспечить не только сохранение достижений отечественной сцены, но и дать новые импульсы развитию театра и как виду искусства, и как социальному институту, отвечающему духовным запросам граждан.
Целью Концепции является обеспечение динамичного развития театрального дела в автономном округе как в традиционных для России формах, так и с использованием инновационных подходов и мирового опыта в этой сфере.
В соответствии с этой целью в Концепции на ближайший период времени и долгосрочную перспективу сформулированы следующие задачи развития театрального дела в автономном округе:
- создание условий для развития театра как вида искусства, расширение разнообразия театрального предложения;
- расширение доступности театрального искусства для различных групп населения (в том числе жителей села и малых городов), увеличение зрительской аудитории, в том числе и за счет привлечения на гастроли театров из других регионов, тем самым обеспечивая единство российского театрального пространства.
Для решения этих задач предусматривается:
- создание государственных (муниципальных) профессиональных коллективов в составе бюджетных (автономных) учреждений;
- совершенствование материально-технической базы учреждений, предоставляющих для показа и репетиций спектакли различных сторонних театральных организаций;
- государственная и общественная поддержка различных форм и моделей организации театрального дела, творческих инициатив, любительских театральных коллективов;
- кадровое обеспечение театральной деятельности, соответствующее современным требованиям;
- поддержка механизмов самоорганизации в театральном деле;
- совершенствование региональной нормативно-правовой базы.
За последние 15 лет сфера культуры автономного округа пережила кардинальные изменения, коснувшиеся практически всех направлений деятельности - от организации творческого процесса до принципов управления и экономики. Несмотря на сложное положение и необходимость адаптации к новым условиям, появились театральные коллективы, которые смогли представить новую услугу в удовлетворении потребностей населения в сценическом искусстве, расширить зрительскую аудиторию, участвовать в межрегиональном культурном обмене. Была налажена работа по проведению театральных фестивалей и культурных проектов.
Как показывает мировая практика, наличие театра в регионе - один из значимых факторов для инвестиционных и промышленных компаний при принятии ими решения об открытии нового бизнес-проекта. В этом случае рабочая сила оценивается экспертами как потенциально более культурная, образованная и, соответственно, квалифицированная. Наличие театра является дополнительным аргументом и для привлечения высокопрофессиональных кадров, переезжающих из других мест.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03 июля 1996 года N 1063-р одобрены социальные нормативы и нормы в части услуг профессиональных театров, устанавливающие минимальное количество государственных и муниципальных театров разных видов в субъектах Российской Федерации (кроме гг. Москвы и Санкт-Петербурга), зрительских мест на каждые 5 тысяч человек в городских поселениях и городских округах, число жителей которых составляет более 100 тысяч человек. Социальными нормативами и нормами предусмотрено, что в каждом субъекте Российской Федерации с численностью населения менее 800 тысяч человек должно быть как минимум пять профессиональных театров: театр драмы, юного зрителя, кукол, музыкально-драматический и еще один театр по одному из прочих видов (например, театр балета, пантомимы и др.).
Указанные социальные нормативы в той или иной части не соблюдаются в 77 субъектах Российской Федерации. В 36 из 165 городов России с численностью населения более 100 тысяч человек обеспеченность жителей местами в театральных залах не соответствует социальному нормативу, причем в 33 из этих городов театров нет вообще, в том числе в автономном округе, где находится два города с числом жителей свыше ста тысяч человек (на 01 января 2012 года в городе Новый Уренгой проживает 112 тысяч жителей, в Ноябрьске - 109 тысяч).
Таким образом, по состоянию на 01 января 2012 года в автономном округе не представлены государственные и муниципальные театры, что не соответствует действующим социальным нормативам. Вместе с тем в г. Новом Уренгое с 1994 года действует единственный в автономном округе профессиональный театральный коллектив "Северная сцена" на базе учреждения культуры, учредителем которого является негосударственная организация.
Исходя из ситуации, в долгосрочной перспективе существует необходимость планирования создания государственных (муниципальных) театров (профессиональных театральных коллективов) в окружной столице и городах автономного округа с населением свыше 100 тысяч человек.
В государственных и муниципальных учреждениях культуры автономного округа систематически осуществляются показы гастрольных спектаклей театров субъектов Уральского федерального округа и Российской Федерации.
Музыкальные, драматические, балетные спектакли приглашенных коллективов проводятся в залах государственных учреждений культуры: государственного автономного учреждения автономного округа "Культурно-деловой центр" и государственного автономного учреждения культуры автономного округа "Окружной Центр национальных культур" (далее - Культурно-деловой центр, Окружной Центр национальных культур).
С целью эффективности работы в этом направлении и расширения перечня услуг в 2008 году в автономном округе был создан Культурно-деловой центр, который призван осуществлять развитие театральной деятельности в автономном округе, в том числе через организацию гастролей театральных постановок и спектаклей, организуя показы и репетиции спектаклей различных театральных организаций на собственной сцене и площадках учреждений культуры автономного округа. За недолгий период своего функционирования учреждение наладило контакты с театральными учреждениями Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Тюмени и др.
Выездные спектакли профессиональных театров в городах и селах автономного округа проводятся на площадках муниципальных культурно-досуговых учреждений, но не все из них сегодня отвечают современным требованиям к сценическому показу по техническому оснащению и уровню зрительского комфорта.
В социальных нормативах и нормах определяются услуги исключительно профессиональных театров. Тем не менее, при реализации Концепции важно учитывать, что в автономном округе при культурно-досуговых учреждениях работает 64 любительских театральных коллектива с общим количеством участников 935 человек. Из общего числа коллективов 37 детских (502 участника), 13 молодежных (272 участника) и 14 коллективов для взрослого населения (161 человек). 36 любительских театральных коллективов работают на базе сельских домов культуры, 28 коллективов осуществляют свою деятельность в городских учреждениях. Звание "Народный (Образцовый) коллектив" присвоено трем коллективам: театру-студии "Балаганчик" муниципального автономного клубного учреждения "Городской Дом культуры "Украина" г. Муравленко, театру "Встреча" Центра досуга и народного творчества с. Красноселькуп Красноселькупского района и театральному коллективу "Овация" муниципального бюджетного учреждения "Дом культуры "Строитель" пос. Пурпе Пуровского района. Два коллектива, не входящие в состав муниципальных культурно-досуговых учреждений автономного округа, - театральная студия "Волшебная маска" Дома культуры "Прометей" г. Надыма и театральный коллектив "Маска" муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детская школа искусств" г. Муравленко - также имеют звание "Народный (Образцовый) коллектив".