ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 декабря 2011 года N 901-П
Об утверждении окружной долгосрочной целевой программы "Сохранение объектов культурного наследия Ямало-Ненецкого автономного округа на 2012 - 2014 годы"
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа
от 1 апреля 2014 года N 245-П
____________________________________________________________________
Документ с изменениями внесенными: -постановлением Правительства автономного округа от 27.08.2012 N 687-П -постановлением Правительства автономного округа от 20.11.2012 N 951-П
-постановлением Правительства автономного округа от 28.02.2013 N 111-П -постановлением Правительства автономного округа от 27.01.2014 N 45-П
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, в целях реализации государственной политики в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемую окружную долгосрочную целевую программу "Сохранение объектов культурного наследия Ямало-Ненецкого автономного округа на 2012 - 2014 годы".
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Бучкову Т.В.
Губернатор Ямало-Ненецкого
автономного округа Д.Н. Кобылкин
от 12 декабря 2011 г. N 901-П
Окружная долгосрочная целевая программа "Сохранение объектов культурного наследия Ямало-Ненецкого автономного округа на 2012 - 2014 годы"
Наименование Программы | окружная долгосрочная целевая программа |
Основание для разработки | Бюджетный кодекс Российской Федерации; |
Госзаказчик | департамент культуры Ямало-Ненецкого автономного округа |
Разработчики Программы | департамент культуры Ямало-Ненецкого автономного округа |
Цели и задачи Программы | цель: |
Сроки и этапы реализации | 2012 - 2014 годы |
Целевые индикаторы (показатели) | доля инвентаризированных памятников истории и культуры в общем количестве объектов культурного наследия; |
Перечень подпрограмм и основных мероприятий Программы | мероприятия по государственной охране объектов культурного наследия; |
Объемы финансирования | общий объем финансирования Программы за счет средств окружного бюджета составляет 34542 тыс. рублей, (с изм. от 28.02.2013 N 111-П) |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | увеличение доли проинвентаризированных объектов культурного наследия; |
Памятники истории и культуры - это объекты недвижимости, в которых воплощен живой исторический опыт народов России. Они являются одной из основ укрепления единого культурного пространства страны как фактора сохранения ее государственной целостности. В этой связи в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537, определено, что национальную безопасность обеспечивает в том числе и сохранение культурного и духовного наследия.
Усиление направленности работы по повышению эффективности охраны памятников истории и культуры, их рационального использования, обеспечения доступности объектов культурного наследия для граждан, привлечения инвестиций для их реставрации подчеркнуто в поручении Президента Российской Федерации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по итогам совместного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации и президиума Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству 18 сентября 2009 года.
В соответствии с нормами международного права, федеральным законодательством и законодательством автономного округа каждый объект культурного наследия:
- представляет собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и является неотъемлемой частью всемирного культурного наследия;
- является особым видом недвижимого имущества, в отношении которого устанавливаются ограничения прав владения, пользования и распоряжения;
- представляет собой объект градостроительной деятельности особого регулирования;
- ограничивает проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ;
- влияет на решение вопросов, непосредственно связанных с объектами культурного наследия.
Многообразие явлений, составляющих культурное наследие, делает невозможным решение вопросов сферы управления объектами культурного наследия изолированно, без широкого взаимодействия органов государственной власти, общественных объединений и других субъектов деятельности.
Бережное отношение государственных органов власти Ямало-Ненецкого автономного округа ко всему, что связано с историей края, неповторимой легко ранимой природой и самобытным наследием предков, людей, населявших Ямал, формирует основы комплексной региональной политики. Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа и департамент культуры Ямало-Ненецкого автономного округа рассматривают вопрос сохранения культурного наследия как одно из стратегических направлений своей политики.
В Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ) под государственной охраной находится 719 объектов культурного наследия, отражающих различные стороны общественной, производственной и культурной деятельности людей, населявших территорию автономного округа, начиная с эпохи мезолита до наших дней. Среди них можно найти как типичные образцы архитектуры своего времени, так и уникальные объекты общероссийского значения. К ним относятся "Городище (жертвенное место) Усть-Полуй" г. Салехард и "Городище Мангазея" Красноселькупский район – памятник промышленного освоения Крайнего Севера.
Наиболее многочисленными объектами культурного наследия на территории автономного округа являются объекты археологического наследия.
Особый интерес представляют объекты коренных малочисленных народов Севера. В настоящее время на учете состоит 161 объект этнической культуры (священные места, хальмеры, места совершения жертвоприношений и т.п.).
Хрупкую ценность составляют объекты деревянного зодчества, часовни, жилые дома и хозяйственные постройки. Именно они формируют традиционную среду и представляют национальную культуру автономного округа. Важное место среди памятников архитектуры занимает "Комплекс городской усадьбы: жилой дом, ворота, амбар (1898 г.)" по ул. Ламбиных, 1, г. Салехард - один из очень редких и интересных уцелевших памятников деревянного зодчества.
История автономного округа - неотъемлемая часть истории Российского государства, трагической страницей которой является 501-я "сталинская" стройка начала второй половины ХХ века. От времен этой стройки в регионе сохранилось много следов. Это искореженные от времени рельсы, разрушенные бараки и отдельные здания в формах неоклассики 1950-х годов.
Все объекты культурного наследия обладают уникальным, постоянно накапливающимся историко-культурным потенциалом и представляют собой один из основных ресурсов народов Российской Федерации. Однако в данное время этот ресурс используется незначительно. Наша задача состоит в обеспечении сохранности памятников истории и культуры и вовлечении их в процесс социально-экономического развития общества и отдельного региона.
Важным шагом в сфере сохранения культурного наследия стало принятие окружной долгосрочной целевой программы "Сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия Ямало-Ненецкого автономного округа на 2009 - 2011 годы". В результате реализации указанной программы удалось создать систему учета и историко-культурный заповедник регионального значения, добиться расширения участия общественности в сохранении объектов культурного наследия и разработать опорный историко-архитектурный план исторической части города Салехарда, что позволит сохранить традиционный облик древнего города.
Несмотря на достигнутые позитивные результаты, остро стоит проблема приведения имеющейся на сегодняшний день учетной документации на объекты культурного наследия в соответствие с нормами Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны объектов культурного наследия от 27 февраля 2009 года N 37 "Об утверждении Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", и с требованиями приказа Росохранкультуры от 27 февраля 2010 года N 27 "Об утверждении формы паспорта объекта культурного наследия".
На уровне федерального законодательства предусмотрено участие уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в формировании единого государственного реестра объектов культурного наследия. Основным условием включения объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия является проведение мероприятий по обследованию технического состояния памятников истории и культуры; установлению и уточнению границ территории; фотофиксации и описанию особенностей объектов культурного наследия, подлежащих обязательному сохранению (предмета охраны). (с изм. от 27.08.2012 N 687-П)
Для эффективного экономического развития территории муниципальных образований и исключения ситуаций, когда планирование хозяйственно-экономического освоения территории идет вразрез с требованием по сохранению выявленного объекта культурного наследия, необходимо заранее обладать достоверной информацией о наличии или отсутствии на территории объектов культурного наследия. Решение данной проблемы возможно через организацию работ по выявлению объектов культурного наследия и включение данных по обнаруженным или уже известным объектам в градостроительные регламенты и схему территориального планирования автономного округа.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации земельные участки, занятые объектами культурного наследия, относятся к категории земель историко-культурного назначения. Это подразумевает особый режим землепользования на данных участках, оформление документации с четко обозначенными границами и кадастровыми координатами земельных участков. В настоящее время лишь 4,6% объектов археологического наследия имеют установленные границы и зоны охраны и эта ситуация отрицательно сказывается на сохранении памятников археологии в результате проводимой хозяйственной деятельности.
В целях сохранения целостности объектов культурного наследия в их исторической среде на сопряженной с ними территории и недопущения использования их территорий для целей, не соответствующих охране памятника, необходимо проведение работ по установлению границ и зон охраны объектов культурного наследия.
Практически каждый памятник испытывает в большей или меньшей мере негативное воздействие разного рода экологических и природных факторов. Между тем памятники археологии являются самыми уязвимыми по отношению к разрушительным силам природы, а также противоправным действиям человека и нуждаются в проведении спасательных противоаварийных раскопок.
Многие объекты культурного наследия, имеющие особое значение для истории и культуры автономного округа, нуждаются в проведении целого комплекса мероприятий по их реставрации, консервации, ремонту, восстановлению и приспособлению для современного использования.
Анализируя ситуацию о состоянии памятников архитектуры, можно сделать вывод, что процент износа составляет 54% . Износ объекта культурного наследия выражается также в уменьшении потребительских свойств объекта недвижимости. При невыполнении работ по ремонту и реставрации памятника возрастает угроза физического изменения отдельных архитектурных и конструктивных особенностей, элементов декора, предметов внутреннего убранства, характеризующих особенность охраны объекта культурного наследия, что в дальнейшем повлечет удорожание ремонтно-реставрационных работ.
Немаловажной проблемой в сфере сохранения объектов культурного наследия является эпизодичность мероприятий по популяризации, включая отсутствие налаженной системы пропаганды объектов культурного наследия автономного округа, направленной на формирование чувства гордости за свое наследие. Как следствие, малая информированность значительной части молодежи и взрослого населения о памятниках автономного округа.
Вышеизложенные проблемы и задачи свидетельствуют об актуальности и необходимости продолжения работы, направленной на решение проблем в сфере управления объектами культурного наследия, программно-целевым методом.
Особенностью данной Программы является комплексный подход к сохранению культурного наследия - одновременное выполнение работ по реставрации памятников с работами по их приспособлению и музеефикации.
Выбор способа сохранения и эффективного использования объектов культурного наследия предлагается осуществлять на основании проведенного анализа:
историко-культурной и художественной значимости объекта;
особенностей объекта, послуживших основаниями для включения его в государственный реестр и подлежащих обязательному сохранению (предмет охраны);
существующей и перспективной градостроительной ситуации в зоне расположения объекта;
инвентаризационных данных по объекту;
инвестиционной привлекательности объекта.
Полномочия автономного округа в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия закреплены следующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации и автономного округа:
Федеральный закон об объектах культурного наследия
Закон автономного округа от 06 октября 2006 года N 48-ЗАО "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа"; (в ред. от 27.01.2014 N 45-П)
постановление Правительства автономного округа от 27 июня 2013 года N 508-П "О департаменте культуры Ямало-Ненецкого автономного округа" (в ред. от 27.01.2014 N 45-П)
Целью Программы является предотвращение разрушения и утраты объектов культурного наследия, расширение доступа к культурному наследию автономного округа.
Для достижения вышеуказанной цели необходимо решение следующих задач:
1. Государственная охрана объектов культурного наследия.
Государственная охрана объектов культурного наследия предполагает выполнение мероприятий по выявлению и учету памятников истории и культуры с целью предотвращения их разрушения, утраты или причинения им вреда, а также для осуществления действенного контроля за использованием и сохранностью объекта культурного наследия, проведением хозяйственной деятельности на его территории.
2. Сохранение объектов культурного наследия как основы культурного потенциала, самобытности автономного округа.
3. Популяризация объектов культурного наследия.
Целевые индикаторы и показатели, соответствующие поставленной цели и тактическим задачам Программы, представлены в таблице 1.
Методика расчета целевых индикаторов и показателей Программы приведена в приложении N 2 к настоящей Программе.
Таблица 1
(таблица с изм. от 27.08.2012 N 687-П)
(с изм. от 28.02.2013 N 111-П)