ПРАВИТЕЛЬСТВО МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 февраля 2017 года N 120-пп


Об утверждении прогноза социально-экономического развития Магаданской области на период до 2030 года

(с изменениями на 29 января 2020 года)

(в ред. Постановлений Правительства Магаданской области от 22.02.2018 N 134-пп, от 29.01.2020 N 39-пп)



В соответствии с пунктом 6 статьи 33 Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" Правительство Магаданской области постановляет:


1. Утвердить прилагаемый Прогноз социально-экономического развития Магаданской области на период до 2030 года.


(п. 1 в ред. Постановления Правительства Магаданской области от 29.01.2020 N 39-пп)


2. Министерству экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области обеспечить государственную регистрацию прогноза социально-экономического развития Магаданской области на период до 2028 года в федеральном государственном реестре документов стратегического планирования в течение 10 дней с момента принятия настоящего постановления.


3. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.


(п. 3 введен Постановлением Правительства Магаданской области от 22.02.2018 N 134-пп)



И.о. губернатора
Магаданской области
Т.ИСАЕВА



Утвержден
постановлением
Правительства Магаданской области
от 28 февраля 2017 г. N 120-пп



ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

(в ред. Постановлений Правительства Магаданской области от 22.02.2018 N 134-пп, от 29.01.2020 N 39-пп)




1. Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития Магаданской области


Экономическое развитие Магаданской области в 2011-2015 годах в целом характеризовалось устойчивой динамикой развития со среднегодовым темпом роста 2,8% (против 0,2% за период с 2000 по 2010 год). При этом ключевым макроэкономическим фактором развития экономики в этот период было сохранение значительного влияния на общеэкономическую динамику горнодобывающего комплекса, увеличения объема геологоразведочных работ, реализации проектов энергетического и транспортного комплекса, результатом чего стало повышение инвестиционной активности крупных предприятий - недропользователей. Общеэкономическая ситуация в России в конце 2014 года отразилась на усилении инфляции и напряженности на рынке труда.


В 2011 году темпы роста ВРП составляли 2,4%, в 2014 году - 3,0%. Рост цен на золото с 2013 года и серебро с 2014 года привели к стабильному экономическому росту. По итогам 2015 года индекс промышленного производства области составил 106,5%, увеличившись по сравнению с 2013 годом на 3,5 п.п.


Обострение геополитической обстановки и усиление экономических санкций в отношении России привело в 2014-2015 годах к резкому падению объема импортных поставок - в 2 раза. Но уже за I полугодие 2016 года отмечается наращивание объема внешнеторгового оборота в основном благодаря росту экспортных поставок руд в Казахстан, доля которого увеличилась за 2015 год до 50%.


Географическая отдаленность и сложность транспортной схемы обуславливают "замкнутость" колымских производителей на обслуживание внутренних потребностей. Производство продукции (за исключением драгоценных металлов и рыбопродукции) ориентировано на внутренний спрос ввиду высоких транспортных и энергетических издержек, которые не позволяют продукции, произведенной в регионе, конкурировать с товаром других регионов и стран. В регионе проживает 146,0 тыс. человек, поэтому внутренний спрос обеспечивает рост экономики в периоды снижения цен на драгоценные металлы, как это было в 2012 году. Благоприятная ценовая конъюнктура на золото и серебро в 2011 году и в период 2013-2015 годов обеспечила экономический рост в регионе за счет деятельности горнопромышленных предприятий. К 2013 году рост объема экспорта товаров достиг своего рекордного значения - 54% за счет роста объема поставок руд в Японию и Республику Корея.


Рост объема геологоразведочных работ в 2011-2014 годах, выявление богатейших месторождений цветных металлов обеспечили с 2011 года сохранение высокой динамики капитальных вложений (среднегодовой темп - 17%), за исключением 2014 года, когда наблюдалось затухание инвестиционной активности.


К сокращению капитальных вложений в 2014 году добавилось ослабление потребительского спроса в основном за счет замедления потребления домашних хозяйств (до 7% против 13-14% в 2011-2013 годах). Сдерживающее влияние на уровень потребительских расходов населения оказало одновременное действие нескольких факторов. Это замедляющиеся темпы роста оплаты труда и доходов (на фоне повышения регулируемых цен и тарифов на услуги населению, повлекших за собой ускорение инфляции), удорожание импорта (по мере ослабления рубля) и замедление роста потребительского кредитования со стороны банков.


В 2015 году завершилась реализация второго этапа (2011-2015 годы.) Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.


В результате последовательной реализации на федеральном и региональном уровнях мер демографической политики сложилась положительная динамика демографических процессов и в Магаданской области. В 2015 году третий год подряд отмечается естественный прирост населения - 0,05 промилле (в 2014 году - 0,3).


Несмотря на наблюдающийся естественный прирост населения ежегодный миграционный отток снижает численность населения Магаданской области на 2 тысячи человек. В 2015 году наметилось замедление темпов миграционного оттока населения на 24% против сохранявшейся в 2011-2014 годах динамики роста на 2-15%.


В период 2011-2013 годы рост производства оказывал положительное влияние на рынок труда, что характеризовалось устойчивым спросом на труд и снижением безработицы. Численность безработных граждан снизилась с 4,5 тыс. человек (4,5% от экономически активного населения) в 2011 году до 2,8 тыс. человек (2,9% от экономически активного населения) в 2013 году.


В конце 2014 года - начале 2015 года ситуация на рынке труда ухудшилась. В среднем за 2015 год общая численность безработных выросла и составила 4,05 тыс. человек (4,3% от экономически активного населения).


Численность занятого населения сокращалась и в 2015 году составила 86,0 тыс. человек.


После периода стабильно высоких (более 15%) темпов роста номинальной заработной платы работников в 2011-2013 годах, начиная с 2014 года, в условиях снижения темпов роста экономики сформировалась тенденция к замедлению темпов роста заработной платы работников. В условиях высокого инфляционного фона темпы роста реальной заработной платы стали отрицательными начиная с декабря 2014 года.


Снижение реальной заработной платы в 2015 году составило 6,9%, что фактически вернуло заработную плату в реальном выражении на уровень 2011 года. Так, если за 2012-2014 годы реальное увеличение заработной платы составило 7,5%, то в целом за 2012-2015 годы - всего: 0,1%.


В сфере пенсионного обеспечения в результате реализации мер, предпринятых с целью обеспечения достойного уровня жизни пенсионеров, за 2011-2015 годы средний размер пенсий вырос в 1,5 раза, реальный размер пенсии увеличился на 5,8%. Более высокие темпы роста величины прожиточного минимума в 2013-2015 годах привели к сокращению соотношения пенсии и прожиточного минимума.


После роста реальных располагаемых доходов в 2012-2014 годах (в среднем на 5% в год) в 2014 году было зафиксировано их снижение, которое усилилось в 2015 году. Реальные располагаемые доходы сокращаются с ноября 2014 года. Из-за отрицательных тенденций последних лет в целом за период 2011-2015 годов реальные располагаемые доходы выросли всего на 4,6%.


Минимальное значение уровня бедности - 11,3% наблюдалось в 2012 году. К 2015 году численность граждан с денежными доходами ниже прожиточного минимума составила 13,7%.


В 2011-2015 годах ситуация с развитием оборота розничной торговли складывалась неоднозначно. В 2011-2014 годах наращиванию объемов оборота способствовали позитивная динамика реальных располагаемых денежных доходов населения, снижающиеся темпы роста цен, что в совокупности позволило увеличить оборот розничной торговли на 21% в сопоставимой оценке.


В 2014 году ситуация стала меняться. Потребительский спрос стал постепенно снижаться, что было связано с последствиями общего замедления экономического роста и прежде всего с замедлением динамики доходов населения и ростом цен на товары, что явилось основным негативным фактором, оказавшим влияние на уровень спроса. Все это внесло коррективы в потребительскую модель домашних хозяйств, вынуждая переходить от потребления к накоплению.


В результате оборот розничной торговли в 2015 году по сравнению с 2014 годом сократился на 7,8%. В 2016 году замедлился рост цен и тарифов на потребительские товары и услуги, наблюдалось оживление на рынке розничной торговли.



2. Определение вариантов внутренних условий и характеристик социально-экономического развития Магаданской области на долгосрочный период, включая основные показатели демографического и научно-технического развития, состояния окружающей среды и природных ресурсов

(в ред. Постановления Правительства Магаданской области от 29.01.2020 N 39-пп)



Прогноз социально-экономического развития Магаданской области на период до 2030 года (далее - долгосрочный прогноз) разработан на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период с учетом прогноза научно-технологического развития Российской Федерации.


Целевой вариант долгосрочного прогноза учитывает реализацию и влияние на основные макроэкономические параметры комплекса мер, реализованных в период 2019-2024 гг., направленных на достижение национальных целей развития, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".


Долгосрочный прогноз разработан в трех вариантах: консервативном, базовом и целевом.


Консервативный вариант долгосрочного прогноза учитывает сложившиеся темпы экономического развития и предполагает ухудшение внешних экономических факторов.


Консервативный прогноз демографического развития основан на наблюдающейся тенденции миграционного оттока населения от 1400 до 1200 человек в год, сохранении естественной убыли населения на уровне до "минус" одного промилле. Среднегодовая численность населения по консервативному варианту прогноза составит к 2030 г. 122,1 тыс. человек.


Консервативный вариант развития промышленности предполагает функционирование экономики на уровне достигнутого объема производства со среднегодовым темпом экономического роста 101,8%, среднегодовой темп роста инвестиций в основной капитал составит 103,4%.


На рынке товаров и услуг при консервативном развитии событий ожидается увеличение потребительского спроса на период до 2024 года, а в последующем потребительский спрос сохранится.


Повышение минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума, с одной стороны, приведет к снижению неравенства и общему росту зарплат в формальном секторе, с другой - к увеличению безработицы среди наиболее уязвимых групп занятых и росту неформального сектора. Консервативный вариант прогноза предусматривает повышение уровня безработицы до 1,4% к численности рабочей силы, закрепление уровня бедности на уровне 8,8%.


Базовый вариант долгосрочного прогноза характеризует основные тенденции и параметры развития экономики в условиях стабильности факторов внешней и внутренней среды при сохранении основных намеченных направлений развития.


Базовый вариант прогноза предполагает снижение миграционного оттока населения на уровне 550 человек в год к 2024 году с постепенной сменой его на приток населения (+685 человек в 2030 году), естественная убыль к концу 2030 года составит 0,32 промилле. Среднегодовая численность населения по базовому варианту прогноза составит к 2030 г. 137,8 тыс. человек.


При базовом варианте экономического развития среднегодовой индекс промышленного производства в рассматриваемый период составит 102,3%.


Долгосрочное развитие региона при базовом сценарии не предусматривает смены специализации экономики, в период до 2030 года она останется сырьевой. Одновременно будут обеспечены условия для приоритетного развития переработки добываемого сырья на территории региона. Расширится номенклатура добываемых в регионе полезных ископаемых, то есть сырьевой сектор экономики будет диверсифицироваться.


Развитие геологоразведочных работ и последовательный ввод в эксплуатацию в ближайшие годы новых горнорудных предприятий на объектах, входящих в Яно-Колымскую золоторудную провинцию, а также на иных объектах обеспечат значительное увеличение добычи золота на территории области: с 37,1 тонн в 2018 году до 44,7 тонн к 2024 году и сохранятся на достигнутом уровне до конца прогнозного периода. Объемы добычи серебра снизится с 580 до 520 тонн в год к 2024 году.


Развитие обрабатывающих производств прогнозируется со средним темпом роста 101,5% при индексе-дефляторе 103,8%. По виду экономической деятельности "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" ежегодный темп роста ожидается на уровне 103,0% при индексе-дефляторе 104,2%; по виду экономической деятельности "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" - 100,1% при индексе-дефляторе 104,3%.


Объем инвестиций в основной капитал Магаданской области при базовом варианте прогноза в 2030 году составит 77,2 млн рублей в год, при этом доля бюджетных инвестиций будет снижаться от 9,4% в 2020 году до 5,1% в 2030 году в общем объеме капитальных вложений.


На рынке товаров и услуг ожидается сохранение потребительского спроса 100,1%. В среднем индекс потребительских цен ежегодно составит 104,0%.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»