ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 января 2018 года N 11-п
О КОНЦЕПЦИИ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ЧТЕНИЯ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ НА 2018 - 2025 ГОДЫ
В соответствии с Уставом (Основным законом) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 октября 2005 года N 73-оз "О Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", в целях реализации пункта 3 комплекса мер по поддержке развития негосударственных организаций в сфере книготорговли (книгораспространения) и распространения печатных средств массовой информации (в том числе через обеспечение условий для развития розничной сети распространения), утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2017 года N 719-р, во исполнение пункта 4.9 протокола заседания Совета по культуре при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе от 26 октября 2017 года N 1, учитывая решение Общественного совета при Департаменте культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (протокол заседания от 6 декабря 2017 года N 3), Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:
1. Утвердить:
1.1. Концепцию поддержки и развития чтения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы (далее - Концепция) (приложение 1).
1.2. План мероприятий по реализации Концепции поддержки и развития чтения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы (далее - План мероприятий) (приложение 2).
2. Исполнительным органам государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - ответственным исполнителям Плана мероприятий ежегодно в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным, представлять в Департамент культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры информацию о реализации Плана мероприятий.
Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Н.В.КОМАРОВА
КОНЦЕПЦИЯ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ЧТЕНИЯ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ НА 2018 - 2025 ГОДЫ (ДАЛЕЕ - КОНЦЕПЦИЯ)
Правовую основу Концепции составляют Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы", распоряжения Правительства Российской Федерации от 3 июня 2017 года N 1155-р, от 17 апреля 2017 года N 719-р, распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 марта 2013 года N 101-рп "О Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2030 года".
Концепция определяет цель, задачи, принципы, этапы реализации, механизмы и ожидаемые результаты ее реализации.
Социально-демографические особенности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - автономный округ), влияющие на качество и структуру культурной среды, заключаются в высокой мобильности населения (количество прибывших в 2016 году превысило количество выбывших на 3864 человека), положительном естественном приросте (в 2016 году естественный прирост населения составил 15459 человек).
Неоднородность и нестабильность структуры населения оказывают влияние на процессы поддержки и развития чтения, приводят к сложно регулируемым явлениям: появлению нечитающих групп населения, барьеров в доступе к литературе (временное проживание в регионе, отсутствие регистрации, отсутствие литературы на родных языках мигрантов, плохое владение русским языком).
Еще одной особенностью региона является то, что автономный округ является исконным местом проживания коренных малочисленных народов ханты, манси и ненцев. В регионе сформирована правовая база, способствующая поддержке национальных (родных) языков коренных малочисленных народов, изучению родных языков, литературы и культуры коренных малочисленных народов Севера. Хантыйский (казымский, сургутский, ваховский диалекты), мансийский, ненецкий языки изучают в детских садах, школах и учреждениях дополнительного образования Березовского, Октябрьского, Белоярского, Нефтеюганского, Нижневартовского, Сургутского, Кондинского, Ханты-Мансийского районов, городов Лангепаса, Ханты-Мансийска. Вместе с тем результаты социологических исследований, проведенных в 2012 - 2014 годах по заказу Департамента образования и молодежной политики автономного округа, выявили проблему сокращения использования родного языка в семье и социальной практике.
Распространение информационных технологий, качество технико-технологической среды в регионе являются важными факторами обеспечения доступа к информации, поддержке и развитию чтения. Удельный вес домашних хозяйств, имеющих доступ к широкополосному Интернету, составляет 83%, качественным доступом в Интернет (не менее 2 Мб/сек.) обеспечены 54 населенных пункта (26,3% от общего количества населенных пунктов с числом жителей 1324,96 тыс. человек). Соответственно, общедоступные библиотеки, обеспечивая население доступом к Интернету в 100% сетевых единиц, не всегда предоставляют качественный широкополосный доступ. По данным мониторинга, предоставляют доступ в Интернет со скоростью более (или равной) 10 мб/сек. только 43 библиотеки, 23 библиотеки автономного округа - до 128 кб/сек.
В то же время доступность обязательных телерадиоканалов выше и составляет 95,5%, что ведет к массовизации культуры, снижению качества и интенсивности читательской деятельности вследствие недостаточно развитого контента поддержки чтения на официальных телерадиоканалах.
Материалы исследований позволяют говорить о следующих характеристиках состояния чтения в стране и регионе: падении интереса к чтению, изменении каналов получения книг и читательских практик.
Исследование "Чтение в России. Тенденции и проблемы" выявило, что 64% взрослых россиян за последние 10 - 15 лет стали читать меньше, 16% не читают вообще. Противоположный процесс наблюдается в детской и молодежной среде: Всероссийское комплексное исследование по проблемам детского чтения, проведенное Российской государственной детской библиотекой, выявило рост интереса к чтению у подростков (в 2016 году по сравнению с 2013 годом увеличилось количество подростков с 64 до 84%, которым нравится читать). В автономном округе интерес к чтению среди подростков снижается по сравнению с детьми младшего школьного и дошкольного возраста (31% подростков и 44% детей любят читать).
Глобальное изменение в системе институтов книжной культуры выявили результаты социологических исследований. По данным исследования "Чтение в России. Тенденции и проблемы" 77% взрослого населения не пользуется библиотеками, авторитетными каналами получения книг являются друзья, знакомые (1-е место). Авторитет библиотеки сохранился у сельских жителей, у малообеспеченных граждан, основной целью обращения в библиотеку является получение книг для досуга и обучения.
Опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения в 2017 году выявил небольшой рост популярности у населения библиотек как каналов получения книг: с 8% до 13%.
По данным Всероссийского комплексного исследования по проблемам детского чтения, приоритетными источниками получения книг для детей являются: книжные магазины (45%), библиотеки (42%). Исследование "Общественный интерес к чтению и книге" подтверждает эти выводы: 73,6% жителей Ханты-Мансийска берут книги у друзей и покупают в книжных магазинах, 42,6% - в библиотеках.
Все исследования подчеркивают значительную роль семьи в развитии интереса к чтению. Региональное исследование "Детское чтение в малых северных городах" выявило: 100% учителей считают, что на 1-м месте по влиянию на интерес к чтению находится семья (100%), на 2-м - учитель (56,8%), на 3-м - библиотека (47,3%).
Нельзя не подчеркнуть возрастающего значения визуальной культуры в изменении читательских практик и механизмов чтения. По данным Всероссийского комплексного исследования по проблемам детского чтения, в Интернете читают 60% детей младшего школьного возраста и 67% подростков, информацию о книгах получают в социальных сетях 30%, на сайтах издательств - 27%, в блогах - 16%, на форумах и в тематических сообществах - 15%.
Поддержка и развитие чтения осуществляются исполнительными органами государственной власти автономного округа: Департаментом культуры автономного округа, Департаментом образования и молодежной политики автономного округа, Департаментом общественных и внешних связей автономного округа.
Региональные программы развития культуры с 2006 года предусматривают мероприятия, направленные на сохранение и развитие информационно-библиотечных ресурсов, с 2011 года мероприятия получили значительную финансовую поддержку (ежегодно выделялись субсидии из регионального бюджета на комплектование библиотечных фондов). В настоящее время выделяются субсидии муниципальным образованиям на модернизацию общедоступных библиотек; на проведение отдельных мероприятий, направленных на поддержку профессионального искусства, художественного образования, деятелей культуры и искусства, в соответствии с государственной программой автономного округа "Развитие культуры в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года".
Развитие чтения в системе образования, молодежной политики и науки осуществляется в соответствии с государственной программой автономного округа "Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период 2030 года".
Поддержка деятельности средств массовой информации и институтов гражданского общества осуществляется через реализацию государственной программы автономного округа "Развитие гражданского общества Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года".
Обозначенные характеристики состояния поддержки и развития чтения в автономном округе диктуют необходимость принятия межведомственной Концепции.
Цель Концепции - формирование у жителей автономного округа ценности чтения и возвращение чтения в круг повседневных практик как условия всемерного повышения конкурентоспособности человеческого капитала автономного округа.
Задачи Концепции:
формирование читательской культуры и поддержка литературного творчества жителей автономного округа, в том числе детей и молодежи,
формирование интереса к чтению на национальных языках коренных малочисленных народов Севера и других народов, населяющих автономный округ,
поддержка интереса к чтению,
поддержка литературной деятельности писателей автономного округа,
укрепление общедоступных библиотек как ключевого института инфраструктуры поддержки и развития чтения.
Принципы Концепции:
признание чтения фактором сохранения культуры, развития родного языка, важнейшим средством повышения качества жизни, механизмом повышения уровня образованности, культурной и профессиональной компетентности,
приоритетность отдельных групп населения в реализации мероприятий Концепции (дети, молодежь, представители коренных малочисленных народов Севера, мигранты, семьи),
открытость для всех участников, адаптируемость к новым общенациональным задачам, зависимость от результатов исследований чтения в регионе и формирования опыта работы ответственных исполнителей Концепции,
межведомственность,
использование каналов массовой информации, в том числе телевидения, и достижений информационных технологий,
признание общедоступных библиотек ключевым институтом инфраструктуры поддержки и развития чтения в регионе.
Основными направлениями реализации Концепции являются:
поддержка чтения в сфере культуры,
образование и наука в развитии культуры чтения,
поддержка книгоиздания и общественных организаций писателей,
популяризация чтения средствами массовой информации и в пространстве Интернет.
В направлении поддержки чтения в сфере культуры предусматриваются:
создание условий для развития деятельности по поддержке и развитию чтения во всех видах учреждений культуры,
развитие инфраструктуры чтения за счет привлечения негосударственного сектора к предоставлению услуг в сфере культуры,
обновление и нормативное пополнение фондов библиотек,
реализация значимых проектов по поддержке и развитию чтения в различных сферах культуры,
выпуск рекомендательной литературы, указателей, пособий, обзоров, методических материалов, направленных на сопровождение деятельности по поддержке и развитию чтения,
создание и развитие интернет-ресурсов поддержки чтения,
формирование программ развития чтения, поддержки детского, молодежного, семейного чтения,
выявление и поддержка одаренных детей в области литературы и художественного слова,
создание в учреждениях современного и привлекательного для детей и молодежи пространства,
оказание поддержки общественным объединениям, литературным клубам,
развитие литературного краеведения,
осуществление непрерывного образования сотрудников библиотек по вопросам поддержки чтения.
В направлении, касающемся образования и науки в развитии культуры чтения, предусматриваются:
проведение социологических исследований,
разработка комплекса методических рекомендаций по приобщению к чтению детей и молодежи для организаций социально-культурной инфраструктуры и органов государственной и муниципальной власти,
создание условий для формирования и активного внедрения в образовательных организациях образовательных программ поддержки чтения,
обеспечение информационно-методического сопровождения внеурочной деятельности в сфере поддержки чтения,
создание Молодежной ассоциации писателей Югры,
открытие направления подготовки "Родной язык" в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования "Нижневартовский государственный университет",
повышение уровня владения национальным языком,
поддержка исследовательской деятельности жителей автономного округа, в том числе детей и молодежи, в области литературного краеведения.
В направлении по поддержке книгоиздания и общественных организаций писателей предусматриваются:
поддержка издания социально значимой литературы,