ГУБЕРНАТОР НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 декабря 2008 года N 555
Об утверждении лесного плана Новосибирской области
(с изменениями на 6 октября 2016 года)
____________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением губернатора области от 12.10.2011 N 265;
постановлением губернатора области от 06.10.2016 N 211
____________________________________
В целях реализации статьи 83 Лесного кодекса Россиийской Федерации, приказа Федерального агентства лесного хозяйства Россиийской Федерации от 05.10.2011 N 423 «Об утверждении типовой формы и состава лесного плана субъекта Россиийской Федерации, порядка его подготовки» (В редакции, введенной постановлением губернатора области от 06.10.2016 N 211, - см. предыдущую редакцию)
постановляю:
1. Утвердить прилагаемый лесной план Новосибирской области.
2. Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области до 15.01.2009 разработать и представить на утверждение план первоочередных мероприятий по реализации лесного плана Новосибирской области.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Новосибирской области - министра сельского хозяйства Новосибирской области Пронькина В.А.(Пункт в редакции, введенной постановлением губернатора области от 06.10.2016 N 211, - см. предыдущую редакцию)
Губернатор области
В.А.Толоконский
ЛЕСНОЙ ПЛАН НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Важнейшей функцией государственной власти в формировании эффективной экономики является стратегическое планирование.
На протяжении последнего десятилетия в основополагающих документах развития лесного сектора Россиийской Федерации определялись целевые установки и намечались пути решения задач с учетом существующей и прогнозной социально-экономической ситуации в стране.
В соответствии с долгосрочного социально-экономического развития Россиийской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Россиийской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р (далее - Концепция долгосрочного развития), определены следующие приоритетные направления развития лесного хозяйства:
создание системы воспроизводства лесного фонда и восстановления лесов (в первую очередь в регионах, утративших экологический, рекреационный и лесохозяйственный потенциал);
улучшение породного состава лесных насаждений, резкое сокращение незаконных рубок и теневого оборота древесины.
развития лесного комплекса Россиийской Федерации на период до 2020 года, принятой в 2008 году Министерством промышленности и торговли Россиийской Федерации и Министерством сельского хозяйства Россиийской Федерации (далее - Стратегия), определены следующие основные факторы возникновения системных проблем в сфере лесного хозяйства:
истощение эксплуатационных запасов древесины в зонах расположения лесопромышленных предприятий и путей транспорта;
недостаточная точность учета лесных ресурсов;
низкая эффективность федерального государственного лесного надзора на региональном уровне;
значительные потери лесных ресурсов от пожаров, вредителей и болезней, ущерб от которых значительно выше общих расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов;
невысокое качество лесовосстановления и низкий технический уровень лесохозяйственных работ;
плохо развитая инфраструктура, в том числе дорожная, в лесах;
высокий уровень нелегального оборота древесины;
нарушение биологического разнообразия лесов.
В качестве основных стратегических целей развития лесного комплекса предусматривает необходимость обеспечения устойчивого управления лесами, сохранение и повышение их ресурсно-экологического потенциала, повышение вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие субъектов Россиийской Федерации, в обеспечение экологической безопасности и стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и услугах леса.
Для достижения поставленных целей предусматривается решение задачи по совершенствованию организационной и функциональной структуры государственного управления лесами.
В соответствии с долгосрочного развития в содержится перечень основных мероприятий по интенсификации и эффективному использованию лесов, в том числе путем развития лесной инфраструктуры в регионах, реализации приоритетных инвестиционных проектов и освоения новых лесных массивов. Предполагается дальнейшее развитие рыночных экономических механизмов использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также материально-технической базы лесного хозяйства.
В определяется комплекс мер по обеспечению современного уровня охраны и защиты лесов, а также гарантированного воспроизводства лесных ресурсов на основе организационно-технических, технологических и инновационных решений.
В целях повышения эффективности лесного хозяйства, качества исполнения субъектами Россиийской Федерации переданных полномочий в включен перечень необходимых мероприятий по совершенствованию и развитию федерального государственного лесного надзора. В качестве отдельной задачи выделяется необходимость укрепления научно-инновационного развития и кадрового обеспечения лесного хозяйства.
Таким образом, приоритеты и цели государственной политики в сфере лесных отношений определяют необходимость комплексного решения задач лесного хозяйства, направленных на обеспечение непрерывного, неистощительного, рационального и многоцелевого использования лесов с учетом их социально-экологического значения.
Достижение приоритетных целей в лесном секторе экономики является для органов государственной власти основой стратегического планирования в сфере управления лесными ресурсами. Лесной план является основополагающим документом лесного планирования.
Лесной план Новосибирской области разработан ОАО «Росгипролес» по заказу департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области (Государственный контракт N 28-л от 05.03.2008).
Внесение изменений в лесной план Новосибирской области выполнено в 2011 году филиалом ФГУП «Рослесинфорг» «Запсиблеспроект», действующим на основании Положения о филиале, утвержденного приказом ФГУП «Рослесинфорг» от 15.03.2007 N 9.
Учитывая, что защитой бюджетных проектировок субвенций федерального бюджета, выделяемых на реализацию переданных полномочий в области лесных отношений на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, не предусмотрены денежные средства на выполнение работ по внесению изменений в лесной план Новосибирской области, указанные работы выполнены собственными силами департамента.
Основания для внесения изменений в лесной план Новосибирской области:
Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 N 200-ФЗ (с изменениями от 01.07.2011 , от 11.07.2011 , от 18.07.2011 , от 21.11.2011 , от 06.12.2011 , от 25.06.2012 , от 28.07.2012 , от 21.12.2013 , от 28.12.2013 , от 28.12.2013 , от 28.12.2013 , от 12.03.2014 , от 23.06.2014 , от 28.06.2014 , от 21.07.2014 , от 13.07.2015 , от 01.05.2016 , от 23.06.2016 , от 03.07.2016 , с изм., внесенными Конституционного Суда РФ от 02.06.2015 N 12-П);
приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 N 223 «Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов»;
приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 19.07.2011 N 308 «Об утверждении Правил использования лесов для выращивания посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев);
приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 N 337 «Об утверждении правил заготовки древесины»;
приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 05.12.2011 N 510 «Об утверждении Правил использования лесов для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений»;
приказ Федерального агентства лесного хозяйства 05.12.2011 N 512 «Об утверждении Правил заготовки сбора недревесных лесных ресурсов»;
приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 05.12.2011 N 511 «Об утверждении Правил заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений»;
приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 05.12.2011 N 509 «Об утверждении Правил использования лесов для ведения сельского хозяйства»;
приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 12.12.2011 N 516 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции»;
приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 22.12.2011 N 545 «Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов»;
приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 23.12.2011 N 548 «Об утверждении Правил использования лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности»;
приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 10.01.2012 N 1 «Об утверждении Правил лесоразведения»;
приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 24.01.2012 N 23 «Об утверждении Правил заготовки живицы»;
приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 21.02.2012 N 62 «Об утверждении Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности»;
приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 04.04.2012 N 126 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений»;
приказ Министерства природных ресурсов и экологии Россиийской Федерации от 01.12.2014 N 528 «Об утверждении правил использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов».
Лесной план Новосибирской области подготовлен на основе:
приказа Рослесхоза от 23.12.2008 N 405 «Об определении количества лесничеств на территории Новосибирской области и установлении их границ»;
приказа Рослесхоза от 05.10.2011 N 423 «Об утверждении типовой формы и состава лесного плана субъекта Россиийской Федерации, порядка его подготовки»;
протоколов технических совещаний по разработке лесного плана;
отчетных данных об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов департамента лесного хозяйства Новосибирской области за 2014 год;
проектных материалов лесоустроительных работ на землях города Новосибирска, выполненных в 2009 году и утвержденных постановлением мэрии города Новосибирска от 02.03.2010 N 46 «Об утверждении проектных материалов лесоустроительных работ»;
проектов организации и ведения лесного хозяйства межхозяйственных лесхозов «сельских» лесов лесоустройства 1979-1995 гг.;
данных статистической отчетности территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области;
данных государственного учета лесного фонда на 01.01.2003 и 01.01.2008;
информации государственного лесного реестра по Новосибирской области;
планов социально-экономического развития и документов территориального планирования Новосибирской области.
Лесной план Новосибирской области действует с 31.12.2008 по 31.12.2018.
I. ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ЛЕСОВ
И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
1. Количественная и качественная оценка изменений состояния лесов за предшествующий разработке лесного плана 5-летний период.
Новосибирская область расположена в центре Россиии, в юго-восточной части Западно-Сибирской равнины. Площадь Новосибирской области - почти 178 тысяч км(2), что составляет чуть больше 1% всей территории Россиии. В состав Новосибирской области входят 5 городских округов, 30 муниципальных районов и 455 поселений (26 городских и 429 - сельских). По данным Новосибирскстата на 01.01.2015 в Новосибирской области проживает 2731176 человек, из которых 2135846 человек - городские жители.
Новосибирская область входит в состав Сибирского федерального округа. Административный центр Новосибирской области - город Новосибирск - является также административным центром Сибирского федерального округа.
Простираясь с запада на восток на 625 км и с севера на юг на 425 км, она располагается между 75-85 градусами восточной долготы и 53-57 градусами северной широты, занимая значительную часть Обь-Иртышского междуречья.
Область граничит на юге с Алтайским краем, на юго-западе - с Казахстаном, на западе - с Омской, на севере - с Томской, на востоке - с Кемеровской областями.
Территория области представляет собой плоскую равнину. Новосибирская область занимает главным образом южную часть Васюганской равнины и Барабинскую низменность, в восточной части обрамлена горами - предгорьями Салаирского кряжа.
В области протекает около 350 рек, главная река - Обь.
Долина реки Оби делит территорию области на две части: левобережье и правобережье.
Характерным элементом ландшафта являются озера, которых в Новосибирской области насчитывается более трех тысяч.
В распределении почвенного покрова на территории области ярко выражена широтная зональность с севера на юг. По выраженности природных условий и по приуроченности почв к ландшафтам область разделена на таежно-лесную (таежную и подтаежную), лесостепную (северную, центральную и южную) и степную зоны. В целом почвенный покров Новосибирской области весьма сложный и мозаичный. В области выделяют 12 основных типов почв: дерново-подзолистые и дерново-глеевые, серые лесные, черноземы оподзоленные и выщелоченные, черноземы обыкновенные и южные, лугово-черноземные и черноземно-луговые, луговые, лугово-болотные, болотные, солончаки, солонцы, солоди и аллювиальные.
Таежно-лесная зона характеризуется сочетанием и комплексом подзолистых, дерново-подзолистых и подзолисто-глеевых почв, а также луговых и болотных, которые наиболее распространены. Для подтаежной подзоны зональными почвами являются черноземы выщелоченные и оподзоленные. Кроме того, здесь много серых лесных почв, часто оподзоленных или осолоделых. Широко распространены полугидроморфные, гидроморфные и отчасти засоленные почвы: лугово-черноземные, серые лесные глеевые, луговые и болотные, а также солончаки, солонцы и солоди. Для лесостепной зоны характерно развитие автоморфных зональных черноземов с подтипами оподзоленных, выщелоченных, обыкновенных и серых лесных почв, представленных подтипами темно-серых, серых и светло-серых (осолоделых или оподзоленных). Они распространены на хорошо дренированных элементах рельефа Приобского плато и Присалаирской дренированной равнины. В Барабинской низменности данные почвы занимают небольшие площади. Здесь преобладают почвы полугидроморфного, гидроморфного и засоленного рядов, представленные серыми лесными, глеевыми, лугово-черноземными, луговыми, болотными почвами, солончаками, солонцами и солодями. В степной зоне из почв автоморфного ряда распространены черноземы южные и частично обыкновенные. Они занимают небольшие площади, а общий фон почвенного покрова составляют почвы полугидроморфного, гидроморфного и засоленного рядов - лугово-черноземные, луговые, болотные почвы, солончаки, солонцы и солоди. В долине р. Оби, пересекающей зоны южной тайги и лесостепи, на высоких террасах, под сосновыми борами сформировались дерново-подзолистые и подзолистые почвы, а на низких террасах и в пойме - различной степени развитости луговые и болотные аллювиальные почвы.
Климат в Новосибирской области континентальный, средняя температура января от -16 на юге до -20°C в северных районах. Средняя температура июля +18++20°C. Средняя годовая температура воздуха 0,2°C. Абсолютный максимум температуры +37°C, минимум -51°C.
Заморозки на почве начинаются во второй половине сентября и заканчиваются в конце мая.
Продолжительность холодного периода - 178, теплого - 188, безморозного - 120 дней.
Годовое количество осадков ? 425 мм, из них 20% приходится на май-июнь, в частности, в период с апреля по октябрь выпадает (в среднем) 330 мм осадков, в период с ноября по март - 95 мм. В Новосибирской области в год случается в среднем 86 безоблачных дней и 67 - со сплошной облачностью.
Исполнительным органом государственной власти, проводящим государственную политику в сфере лесных отношений на территории Новосибирской области, является департамент лесного хозяйства Новосибирской области.
Постановлением Губернатора Новосибирской области от 02.11.2009 N 469 (в редакции постановления Губернатора Новосибирской области от 29.06.2010 N 189) утверждено Положение о департаменте лесного хозяйства Новосибирской области.