ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ

от 5 апреля 2018 года N 162

Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Основные требования к продлению срока эксплуатации блока атомной станции"

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст.4552; 1997, N 7, ст.808; 2001, N 29, ст.2949; 2002, N 1, ст.2; N 13, ст.1180; 2003, N 46, ст.4436; 2004, N 35, ст.3607; 2006, N 52, ст.5498; 2007, N 7, ст.834; N 49, ст.6079; 2008, N 29, ст.3418; N 30, ст.3616; 2009, N 1, ст.17; N 52, ст.6450; 2011, N 29, ст.4281; N 30, ст.4590, ст.4596; N 45, ст.6333; N 48, ст.6732; N 49, ст.7025; 2012, N 26, ст.3446; 2013, N 27, ст.3451; 2016, N 14, ст.1904; N 15, ст.2066; N 27, ст.4289), подпунктом 5.2.2.1 пункта 5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3348; 2006, N 5, ст.544; N 23, ст.2527; N 52, ст.5587; 2008, N 22, ст.2581; N 46, ст.5337; 2009, N 6, ст.738; N 33, ст.4081; N 49, ст.5976; 2010, N 9, ст.960; N 26, ст.3350; N 38, ст.4835; 2011, N 14, ст.1935; N 41, ст.5750; N 50, ст.7385; 2012, N 29, ст.4123; N 42, ст.5726; 2013, N 12, ст.1343; N 45, ст.5822; 2014, N 2, ст.108; N 35, ст.4773; 2015, N 2, ст.491; N 4, ст.661; 2016, N 28, ст.4741, N 48, ст.6789; 2017, N 12, ст.1729; N 26, ст.3847),

приказываю:

Утвердить прилагаемые федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Основные требования к продлению срока эксплуатации блока атомной станции" (НП-017-18).

Врио руководителя

А.Л.Рыбас

Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

4 мая 2018 года,

регистрационный N 50977

УТВЕРЖДЕНЫ

приказом Федеральной службы

по экологическому, технологическому

и атомному надзору

от 5 апреля 2018 года N 162

Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Основные требования к продлению срока эксплуатации блока атомной станции"

(НП-017-18)

I. Назначение и область применения

1. Настоящие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Основные требования к продлению срока эксплуатации блока атомной станции" (НП-017-18) (далее - Основные требования) разработаны в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", Положением о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. N 1511 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 49, ст.5600; 2012, N 51, ст.7203), и устанавливают требования к продлению срока эксплуатации блока атомной станции, в том числе к комплексному обследованию блока атомной станции при подготовке к продлению срока его эксплуатации, критерии возможности эксплуатации блока атомной станции в период дополнительного срока эксплуатации, требования к продлению срока эксплуатации элементов атомной станции за пределами назначенного срока эксплуатации блока атомной станции, требования к обоснованию дополнительного срока эксплуатации блока атомной станции, требования к подготовке блока атомной станции к дополнительному сроку эксплуатации.

2. Настоящие Основные требования должны выполняться при организации и проведении работ по подготовке блока атомной станции к эксплуатации по истечении назначенного или предыдущего дополнительного срока его эксплуатации. Для блоков атомных станций, по которым работы (или часть работ) по подготовке блока атомной станции к его эксплуатации после истечения назначенного срока эксплуатации выполнены до ввода в действие настоящих Основных требований, порядок приведения атомных станций в соответствие с Основными требованиями, в том числе сроки и объем необходимых мероприятий, определяются в каждом конкретном случае в условиях действия лицензии на эксплуатацию блока атомной станции в период дополнительного срока эксплуатации.

3. Перечень сокращений приведен в приложении N 1, термины и определения - в приложении N 2 к настоящим Основным требованиям.

II. Основные положения

4. Не менее чем за 5 лет до окончания назначенного или дополнительного срока эксплуатации (службы) эксплуатирующая организация должна провести оценку безопасности блока АС, по результатам которой должна принять решение о возможности продолжения его эксплуатации либо о выводе из эксплуатации. Указанное решение должно приниматься с участием разработчиков проектов РУ и АС.

5. Решение о возможности продолжения эксплуатации блока АС после окончания назначенного или дополнительного срока его эксплуатации должно приниматься эксплуатирующей организацией на основе:

результатов оценок остаточного ресурса незаменяемых элементов блока АС, а также строительных конструкций, зданий, сооружений и состояния их оснований;

________________

Понятия "строительные конструкции", "здания", "сооружения", "основание здания или сооружения", "механическая безопасность" применяются в значениях, установленных Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N 384-Ф3 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 1, ст.5; 2013, N 27, ст.3477).

результатов оценок безопасности блока АС, включая периодические оценки безопасности;

результатов выполненного комплексного обследования блока АС;

данных об изменении характеристик площадки размещения АС (включая данные об изменении сейсмичности) за предшествующий период эксплуатации;

анализа опыта эксплуатации;

соответствия блока АС требованиям ФНП и других нормативных правовых актов, действующих на момент оценки, регламентирующих обеспечение безопасности при эксплуатации блока АС;

возможности обеспечения безопасности временного хранения ОЯТ, образующегося в период дополнительного срока эксплуатации;

возможности обеспечения безопасности при обращении с РАО, образующимися в период дополнительного срока эксплуатации;

возможности обеспечения безопасности блока АС при его выводе из эксплуатации.

6. После принятия решения о возможности продолжения эксплуатации блока АС эксплуатирующая организация на основе результатов комплексного обследования должна разработать программу подготовки блока АС к продлению срока эксплуатации, предусматривающую:

проведение анализа безопасности блока АС на соответствие требованиям ФНП и других нормативных правовых актов;

обоснование остаточного ресурса важных для безопасности строительных конструкций, зданий, сооружений и оценку состояния их оснований;

обоснование остаточного ресурса элементов блока АС в период дополнительного срока эксплуатации;

мероприятия по замене элементов, выработавших свой ресурс или остаточный ресурс которых не может быть определен;

мероприятия по устранению (либо компенсации негативного влияния на безопасность блока АС) имеющихся несоответствий требованиям ФНП;

мероприятия по модернизации блока АС с целью обеспечения безопасности его эксплуатации;

мероприятия по радиационному обследованию помещений, оборудования и трубопроводов;

перечень испытаний систем и элементов блока АС в соответствии с требованиями ФНП;

разработку (актуализацию) программы управления ресурсом строительных конструкций, зданий, сооружений, систем и элементов блока АС в период дополнительного срока эксплуатации с учетом запланированных мероприятий по замене и (или) модернизации систем и элементов блока АС;

разработку (актуализацию) мероприятий по мониторингу состояния строительных конструкций, зданий, сооружений и их оснований, а также систем и элементов блока АС в период дополнительного срока эксплуатации;

разработку на период дополнительного срока эксплуатации энергоблока отдельной типовой программы эксплуатационного неразрушающего контроля металла оборудования, трубопроводов и других элементов АС с учетом положений ФНП, устанавливающих требования по контролю основного металла, сварных соединений и наплавленных поверхностей при эксплуатации оборудования, трубопроводов и других элементов блока АС для периода дополнительного срока эксплуатации;

разработку (актуализацию) ООБ блока АС (ОУОБ блока АС), обосновывающего безопасность блока АС на весь период дополнительного срока эксплуатации;

корректировку эксплуатационной документации.

7. Если в результате анализа безопасности блока АС эксплуатирующая организация выявит факторы, которые препятствуют его безопасной эксплуатации в период дополнительного срока и которые не могут быть устранены, то должны быть выполнены работы по подготовке блока АС к выводу из эксплуатации.

III. Комплексное обследование блока атомной станции

8. С целью оценки фактического состояния блока АС, определения остаточного ресурса его элементов, а также для разработки программы подготовки блока АС к продлению срока эксплуатации эксплуатирующей организацией должно быть организовано проведение комплексного обследования блока АС.

9. Работы по комплексному обследованию блока АС должны выполняться в порядке и сроки, установленные эксплуатирующей организацией с участием разработчиков проектов РУ и АС.

10. Перед проведением комплексного обследования блока АС должна быть разработана программа комплексного обследования блока АС в целом, а также его систем и элементов, строительных конструкций, зданий, сооружений и их оснований.

11. Программа комплексного обследования блока АС должна содержать:

перечень подлежащих обследованию важных для безопасности систем и элементов, строительных конструкций, зданий, сооружений и их оснований;

этапы проведения комплексного обследования;

методы и формы проведения комплексного обследования;

состав подготовительных работ.

12. Программа комплексного обследования блока АС должна быть утверждена эксплуатирующей организацией и согласована с разработчиками проектов РУ и АС.

13. При проведении комплексного обследования блока АС должны быть определены:

техническое состояние важных для безопасности строительных конструкций, зданий, сооружений, систем и элементов блока АС;

элементы, выработавшие свой ресурс и подлежащие замене;

элементы, ресурс которых не исчерпан и эксплуатация которых может быть продолжена на определенный период времени;

элементы, ресурс которых не исчерпан, но замена которых потребуется в период назначенного или дополнительного срока эксплуатации блока АС согласно графику замены;

элементы, остаточный ресурс которых не определен и для которых потребуется определение остаточного ресурса либо замена;

радиационная обстановка в помещениях блока АС, на его площадке и в санитарно-защитной зоне;

помещения, оборудование и трубопроводы, подлежащие дезактивации;

возможность обеспечения безопасности хранения ОЯТ и РАО, образующихся в период дополнительного (повторного дополнительного) срока эксплуатации;

возможность безопасного обращения с РАО.

14. Результаты комплексного обследования блока АС должны быть приведены в утвержденном эксплуатирующей организацией отчете, содержащем:

перечень обследованных систем и элементов, строительных конструкций, зданий, сооружений и их оснований, а также краткую информацию о них;

перечень систем и (или) элементов блока АС, подлежащих замене;

перечень строительных конструкций, зданий, сооружений систем и (или) элементов блока АС, для которых необходимы дополнительные меры по обеспечению требуемого технического состояния и остаточного ресурса;

перечень систем и (или) элементов блока АС, эксплуатация которых может быть продолжена в период дополнительного срока эксплуатации;

состав работ, методы и объемы комплексного обследования блока АС, включая организацию контроля состояния элементов блока АС, методы и объемы контроля (контроль режимов эксплуатации и выработки ресурса элементов, контроль состояния металла, технические освидетельствования, проверки, испытания, опробования, поверки, калибровки);

результаты проведенного контроля;

оценки категорий технического состояния строительных конструкций, зданий, сооружений и их оснований;

критерии принятия решений о замене элемента блока АС либо о продолжении его эксплуатации;

общие выводы о фактическом техническом состоянии блока АС.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»