Действующий

О требованиях к организации и осуществлению клиринговой организацией внутреннего контроля и внутреннего аудита (с изменениями на 17 мая 2021 года)

Глава 1. Общие положения

1.1. В рамках организации и осуществления внутреннего контроля и внутреннего аудита клиринговая организация с соблюдением требований настоящего Указания должна сформировать организационную структуру, соответствующую объему и характеру осуществляемых операций, уровню и сочетанию присущих деятельности клиринговой организации рисков, в том числе определить совокупность органов управления, структурных подразделений и должностных лиц, включая контролера (службу внутреннего контроля) и внутреннего аудитора (службу внутреннего аудита), обеспечивающих контроль за соблюдением клиринговой организацией законодательства Российской Федерации, учредительных и внутренних документов клиринговой организации, эффективностью и результативностью финансово-хозяйственной деятельности, эффективностью управления активами и пассивами, включая обеспечение сохранности активов, эффективностью управления рисками клиринговой организации, а также совокупность направлений и способов осуществления такого контроля.

1.2. Организация и осуществление клиринговой организацией внутреннего контроля и внутреннего аудита должны быть направлены на:

обеспечение достоверности, полноты, объективности и своевременности составления и представления бухгалтерской (финансовой), статистической и иной отчетности;

обеспечение эффективности финансово-хозяйственной деятельности;

обеспечение информационной безопасности клиринговой организации, в том числе защищенности ее интересов (целей) в информационной сфере;

соблюдение законодательства Российской Федерации, учредительных и внутренних документов клиринговой организации;

исключение вовлечения клиринговой организации и ее работников в осуществление противоправной и недобросовестной деятельности, в том числе в легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма;

исключение неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком;

обеспечение исключения конфликта интересов, в том числе выявление и контроль конфликта интересов, а также предотвращение его последствий.

1.3. В рамках организации и осуществления внутреннего контроля и внутреннего аудита клиринговая организация должна обеспечивать предусмотренные пунктом 1.1 настоящего Указания органы управления, структурные подразделения и должностных лиц:

ресурсами (материальными, техническими, кадровыми), необходимыми и достаточными для достижения поставленных перед ними задач;

доступом к информации, необходимой для осуществления ими своих функций.

1.4. Клиринговая организация должна обеспечить независимость контролера (работников службы внутреннего контроля) и внутреннего аудитора (работников службы внутреннего аудита) от иных работников клиринговой организации, деятельность которых непосредственно связана с возникновением рисков клиринговой организации, в том числе посредством установления системы оплаты труда и структуры вознаграждения.

1.5. В клиринговой организации, являющейся кредитной организацией, функции контролера (службы внутреннего контроля) клиринговой организации по ее решению могут быть возложены на руководителя службы внутреннего контроля (службу внутреннего контроля) кредитной организации, с деятельностью которой совмещается деятельность клиринговой организации (далее - контролер (служба внутреннего контроля) кредитной организации).

В случае если клиринговой организацией, являющейся кредитной организацией, на основании статьи 11_1-2 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст.357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст.492; 1998, N 31, ст.3829; 1999, N 28, ст.3459, ст.3469; 2001, N 26, ст.2586; N 33, ст.3424; 2002, N 12, ст.1093; 2003, N 27, ст.2700; N 50, ст.4855; N 52, ст.5033, ст.5037; 2004, N 27, ст.2711; N 31, ст.3233; 2005, N 1, ст.18, ст.45; N 30, ст.3117; 2006, N 6, ст.636; N 19, ст.2061; N 31, ст.3439; N 52, ст.5497; 2007, N 1, ст.9; N 22, ст.2563; N 31, ст.4011; N 41, ст.4845; N 45, ст.5425; N 50, ст.6238; 2008, N 10, ст.895; 2009, N 1, ст.23; N 9, ст.1043; N 18, ст.2153; N 23, ст.2776; N 30, ст.3739; N 48, ст.5731; N 52, ст.6428; 2010, N 8, ст.775; N 27, ст.3432; N 30, ст.4012; N 31, ст.4193; N 47, ст.6028; 2011, N 7, ст.905; N 27, ст.3873, ст.3880; N 29, ст.4291; N 48, ст.6730; N 49, ст.7069; N 50, ст.7351; 2012, N 27, ст.3588; N 31, ст.4333; N 50, ст.6954; N 53, ст.7605, ст.7607; 2013, N 11, ст.1076; N 19, ст.2317, ст.2329; N 26, ст.3207; N 27, ст.3438, ст.3477; N 30, ст.4084; N 40, ст.5036; N 49, ст.6336; N 51, ст.6683, ст.6699; 2014, N 6, ст.563; N 19, ст.2311; N 26, ст.3379, ст.3395; N 30, ст.4219; N 40, ст.5317, ст.5320; N 45, ст.6144, ст.6154; N 49, ст.6912; N 52, ст.7543; 2015, N 1, ст.37; N 17, ст.2473; N 27, ст.3947, ст.3950; N 29, ст.4355, ст.4357, ст.4385; N 51, ст.7243; 2016, N 1, ст.23; N 15, ст.2050; N 26, ст.3860; N 27, ст.4294, ст.4295; 2017, N 14, ст.2000; N 18, ст.2661, ст.2669; N 25, ст.3596; N 30, ст.4456; N 31, ст.4754, ст.4761, ст.4830; 2018, N 1, ст.66) принято решение о возложении функций руководителя службы внутреннего контроля кредитной организации на руководителя службы управления рисками кредитной организации, с деятельностью которой совмещается деятельность клиринговой организации (далее - лицо, ответственное за управление рисками кредитной организации), функции контролера (службы внутреннего контроля) такой клиринговой организации по ее решению могут быть возложены на лицо, ответственное за управление рисками кредитной организации.

В случаях, указанных в абзацах первом и втором настоящего пункта, в рамках организации и осуществления внутреннего контроля клиринговая организация, являющаяся кредитной организацией, должна руководствоваться Положением Банка России от 16 декабря 2003 года N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 27 января 2004 года N 5489, 22 декабря 2004 года N 6222, 20 марта 2009 года N 13547, 30 июня 2014 года N 32913, 25 октября 2017 года N 48670 (далее - Положение Банка России N 242-П), а также подпунктами 2.3.1, 2.3.4, 2.3.6, 2.3.7, 2.3.9, абзацем третьим подпункта 2.3.10 пункта 2.3, пунктом 2.5 и пунктом 4.3 настоящего Указания.

1.6. В клиринговой организации, являющейся кредитной организацией, функции внутреннего аудитора (службы внутреннего аудита) клиринговой организации должны осуществляться руководителем службы внутреннего аудита (службой внутреннего аудита) кредитной организации, с деятельностью которой совмещается деятельность клиринговой организации.

При организации и осуществлении внутреннего аудита клиринговая организация, являющаяся кредитной организацией, должна руководствоваться Положением Банка России N 242-П.

1.7. В случае если клиринговая организация, не являющаяся кредитной организацией, входит в банковскую группу (банковский холдинг) и (или) находится под контролем либо значительным влиянием некредитной финансовой организации, передача отдельных функций, осуществляемых в рамках внутреннего контроля и (или) внутреннего аудита, допускается только организации, являющейся кредитной и (или) некредитной финансовой организацией, входящей в указанную группу (холдинг) или осуществляющей контроль либо оказывающей значительное влияние в отношении клиринговой организации, не являющейся кредитной организацией, при условии обеспечения отсутствия конфликта интересов.

1.8. В случае передачи отдельных функций третьим лицам в соответствии с пунктом 1.7 настоящего Указания клиринговая организация должна обеспечить соответствие организации и порядка осуществления внутреннего контроля и внутреннего аудита требованиям настоящего Указания.

1.9. Клиринговая организация должна обеспечить осуществление внутреннего контроля и внутреннего аудита на постоянной основе.

Совмещение функций контролера (службы внутреннего контроля) и внутреннего аудитора (службы внутреннего аудита) не допускается.

1.10. Клиринговая организация должна обеспечить хранение документов, подтверждающих ее соответствие требованиям настоящего Указания, не менее пяти лет с даты их создания.