ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УКАЗАНИЕ

от 15 марта 2018 года N 4739-У

О требованиях к организации и осуществлению клиринговой организацией внутреннего контроля и внутреннего аудита

(с изменениями на 17 мая 2021 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

указанием Банка России от 17 мая 2021 года N 5793-У (Официальный сайт Банка России www.cbr.ru, 05.07.2021).

____________________________________________________________________



На основании части 4 статьи 10, пункта 11 части 1 статьи 25 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст.904; N 48, ст.6728; N 49, ст.7040, ст.7061; 2012, N 53, ст.7607; 2013, N 30, ст.4084; 2014, N 11, ст.1098; 2015, N 27, ст.4001; N 29, ст.4357; 2016, N 1, ст.23, ст.47; 2017, N 30, ст.4456) (далее - Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 7-ФЗ) настоящее Указание устанавливает требования к организации и осуществлению клиринговой организацией внутреннего контроля и внутреннего аудита, в том числе требования к документам клиринговой организации, устанавливающим порядок осуществления ею внутреннего контроля и внутреннего аудита.

Глава 1. Общие положения

1.1. В рамках организации и осуществления внутреннего контроля и внутреннего аудита клиринговая организация с соблюдением требований настоящего Указания должна сформировать организационную структуру, соответствующую объему и характеру осуществляемых операций, уровню и сочетанию присущих деятельности клиринговой организации рисков, в том числе определить совокупность органов управления, структурных подразделений и должностных лиц, включая контролера (службу внутреннего контроля) и внутреннего аудитора (службу внутреннего аудита), обеспечивающих контроль за соблюдением клиринговой организацией законодательства Российской Федерации, учредительных и внутренних документов клиринговой организации, эффективностью и результативностью финансово-хозяйственной деятельности, эффективностью управления активами и пассивами, включая обеспечение сохранности активов, эффективностью управления рисками клиринговой организации, а также совокупность направлений и способов осуществления такого контроля.

1.2. Организация и осуществление клиринговой организацией внутреннего контроля и внутреннего аудита должны быть направлены на:

обеспечение достоверности, полноты, объективности и своевременности составления и представления бухгалтерской (финансовой), статистической и иной отчетности;

обеспечение эффективности финансово-хозяйственной деятельности;

обеспечение информационной безопасности клиринговой организации, в том числе защищенности ее интересов (целей) в информационной сфере;

соблюдение законодательства Российской Федерации, учредительных и внутренних документов клиринговой организации;

исключение вовлечения клиринговой организации и ее работников в осуществление противоправной и недобросовестной деятельности, в том числе в легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма;

исключение неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком;

обеспечение исключения конфликта интересов, в том числе выявление и контроль конфликта интересов, а также предотвращение его последствий.

1.3. В рамках организации и осуществления внутреннего контроля и внутреннего аудита клиринговая организация должна обеспечивать предусмотренные пунктом 1.1 настоящего Указания органы управления, структурные подразделения и должностных лиц:

ресурсами (материальными, техническими, кадровыми), необходимыми и достаточными для достижения поставленных перед ними задач;

доступом к информации, необходимой для осуществления ими своих функций.

1.4. Клиринговая организация должна обеспечить независимость контролера (работников службы внутреннего контроля) и внутреннего аудитора (работников службы внутреннего аудита) от иных работников клиринговой организации, деятельность которых непосредственно связана с возникновением рисков клиринговой организации, в том числе посредством установления системы оплаты труда и структуры вознаграждения.

1.5. В клиринговой организации, являющейся кредитной организацией, функции контролера (службы внутреннего контроля) клиринговой организации по ее решению могут быть возложены на руководителя службы внутреннего контроля (службу внутреннего контроля) кредитной организации, с деятельностью которой совмещается деятельность клиринговой организации (далее - контролер (служба внутреннего контроля) кредитной организации).

В случае если клиринговой организацией, являющейся кредитной организацией, на основании статьи 11_1-2 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст.357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст.492; 1998, N 31, ст.3829; 1999, N 28, ст.3459, ст.3469; 2001, N 26, ст.2586; N 33, ст.3424; 2002, N 12, ст.1093; 2003, N 27, ст.2700; N 50, ст.4855; N 52, ст.5033, ст.5037; 2004, N 27, ст.2711; N 31, ст.3233; 2005, N 1, ст.18, ст.45; N 30, ст.3117; 2006, N 6, ст.636; N 19, ст.2061; N 31, ст.3439; N 52, ст.5497; 2007, N 1, ст.9; N 22, ст.2563; N 31, ст.4011; N 41, ст.4845; N 45, ст.5425; N 50, ст.6238; 2008, N 10, ст.895; 2009, N 1, ст.23; N 9, ст.1043; N 18, ст.2153; N 23, ст.2776; N 30, ст.3739; N 48, ст.5731; N 52, ст.6428; 2010, N 8, ст.775; N 27, ст.3432; N 30, ст.4012; N 31, ст.4193; N 47, ст.6028; 2011, N 7, ст.905; N 27, ст.3873, ст.3880; N 29, ст.4291; N 48, ст.6730; N 49, ст.7069; N 50, ст.7351; 2012, N 27, ст.3588; N 31, ст.4333; N 50, ст.6954; N 53, ст.7605, ст.7607; 2013, N 11, ст.1076; N 19, ст.2317, ст.2329; N 26, ст.3207; N 27, ст.3438, ст.3477; N 30, ст.4084; N 40, ст.5036; N 49, ст.6336; N 51, ст.6683, ст.6699; 2014, N 6, ст.563; N 19, ст.2311; N 26, ст.3379, ст.3395; N 30, ст.4219; N 40, ст.5317, ст.5320; N 45, ст.6144, ст.6154; N 49, ст.6912; N 52, ст.7543; 2015, N 1, ст.37; N 17, ст.2473; N 27, ст.3947, ст.3950; N 29, ст.4355, ст.4357, ст.4385; N 51, ст.7243; 2016, N 1, ст.23; N 15, ст.2050; N 26, ст.3860; N 27, ст.4294, ст.4295; 2017, N 14, ст.2000; N 18, ст.2661, ст.2669; N 25, ст.3596; N 30, ст.4456; N 31, ст.4754, ст.4761, ст.4830; 2018, N 1, ст.66) принято решение о возложении функций руководителя службы внутреннего контроля кредитной организации на руководителя службы управления рисками кредитной организации, с деятельностью которой совмещается деятельность клиринговой организации (далее - лицо, ответственное за управление рисками кредитной организации), функции контролера (службы внутреннего контроля) такой клиринговой организации по ее решению могут быть возложены на лицо, ответственное за управление рисками кредитной организации.

В случаях, указанных в абзацах первом и втором настоящего пункта, в рамках организации и осуществления внутреннего контроля клиринговая организация, являющаяся кредитной организацией, должна руководствоваться Положением Банка России от 16 декабря 2003 года N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 27 января 2004 года N 5489, 22 декабря 2004 года N 6222, 20 марта 2009 года N 13547, 30 июня 2014 года N 32913, 25 октября 2017 года N 48670 (далее - Положение Банка России N 242-П), а также подпунктами 2.3.1, 2.3.4, 2.3.6, 2.3.7, 2.3.9, абзацем третьим подпункта 2.3.10 пункта 2.3, пунктом 2.5 и пунктом 4.3 настоящего Указания.

1.6. В клиринговой организации, являющейся кредитной организацией, функции внутреннего аудитора (службы внутреннего аудита) клиринговой организации должны осуществляться руководителем службы внутреннего аудита (службой внутреннего аудита) кредитной организации, с деятельностью которой совмещается деятельность клиринговой организации.

При организации и осуществлении внутреннего аудита клиринговая организация, являющаяся кредитной организацией, должна руководствоваться Положением Банка России N 242-П.

1.7. В случае если клиринговая организация, не являющаяся кредитной организацией, входит в банковскую группу (банковский холдинг) и (или) находится под контролем либо значительным влиянием некредитной финансовой организации, передача отдельных функций, осуществляемых в рамках внутреннего контроля и (или) внутреннего аудита, допускается только организации, являющейся кредитной и (или) некредитной финансовой организацией, входящей в указанную группу (холдинг) или осуществляющей контроль либо оказывающей значительное влияние в отношении клиринговой организации, не являющейся кредитной организацией, при условии обеспечения отсутствия конфликта интересов.

1.8. В случае передачи отдельных функций третьим лицам в соответствии с пунктом 1.7 настоящего Указания клиринговая организация должна обеспечить соответствие организации и порядка осуществления внутреннего контроля и внутреннего аудита требованиям настоящего Указания.

1.9. Клиринговая организация должна обеспечить осуществление внутреннего контроля и внутреннего аудита на постоянной основе.

Совмещение функций контролера (службы внутреннего контроля) и внутреннего аудитора (службы внутреннего аудита) не допускается.

1.10. Клиринговая организация должна обеспечить хранение документов, подтверждающих ее соответствие требованиям настоящего Указания, не менее пяти лет с даты их создания.     

     

Глава 2. Требования к организации и осуществлению клиринговой организацией внутреннего контроля

2.1. В рамках организации и осуществления внутреннего контроля клиринговая организация должна:

обеспечить выявление, анализ, оценку, мониторинг риска возникновения у клиринговой организации расходов (убытков) и (или) иных неблагоприятных последствий в результате ее несоответствия или несоответствия ее деятельности требованиям законодательства Российской Федерации о клиринговой деятельности, учредительным и внутренним документам, связанным с осуществлением клиринговой деятельности, и (или) применения в отношении клиринговой организации мер со стороны Банка России (далее - регуляторный риск клиринговой деятельности), а также обеспечить управление таким риском;

назначить контролера или сформировать службу внутреннего контроля;

разработать документ, устанавливающий порядок осуществления клиринговой организацией внутреннего контроля, обеспечить его оценку не реже одного раза в год на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о клиринговой деятельности, в том числе требованиям главы 4 настоящего Указания, а также пересмотр документа, устанавливающего порядок осуществления клиринговой организацией внутреннего контроля, в случае выявления несоответствий указанным требованиям.

2.2. Клиринговая организация в случае временного отсутствия контролера (руководителя службы внутреннего контроля) должна обеспечить назначение лица, исполняющего обязанности контролера (руководителя службы внутреннего контроля), а также отсутствие у такого лица конфликта интересов в течение всего периода осуществления им функций контролера (руководителя службы внутреннего контроля).

В случае отсутствия контролера (руководителя службы внутреннего контроля) более двух месяцев подряд, за исключением его отсутствия в течение указанного времени по причине временной нетрудоспособности, клиринговая организация должна обеспечить назначение нового контролера (руководителя службы внутреннего контроля), действующего на постоянной основе.

2.3. Клиринговая организация в рамках организации внутреннего контроля должна обеспечить осуществление контролером (службой внутреннего контроля) следующих функций.

2.3.1. Выявление, анализ, оценка, мониторинг регуляторного риска клиринговой деятельности и управление им, в том числе разработка мероприятий, направленных на предупреждение и предотвращение последствий реализации регуляторного риска клиринговой деятельности, а также контроль выполнения этих мероприятий.

В рамках управления регуляторным риском клиринговой деятельности контролер (служба внутреннего контроля) должен осуществлять мониторинг деятельности структурных подразделений (работников структурных подразделений) клиринговой организации, в том числе на предмет соблюдения сроков представления отчетности в Банк России, порядка и сроков раскрытия информации, требований к размеру и порядку расчета собственных средств клиринговой организации (за исключением клиринговой организации, являющейся кредитной организацией), в целях выявления указанного риска и определения источников его возникновения, а также контролировать исполнение предписаний (требований) Банка России.

2.3.2. Ведение учета событий, связанных с регуляторным риском клиринговой деятельности.

2.3.3. Определение вероятности возникновения событий, связанных с регуляторным риском клиринговой деятельности, и количественная оценка возможных последствий, связанных с их возникновением.

2.3.4. Информирование единоличного исполнительного органа клиринговой организации о вероятных и (или) наступивших событиях регуляторного риска клиринговой деятельности, приведших (способных привести) к последствиям, признанным клиринговой организацией существенными, в том числе к возникновению у клиринговой организации и (или) ее клиентов (контрагентов) расходов (убытков), признанных клиринговой организацией существенными (далее - существенные события регуляторного риска клиринговой деятельности), в течение рабочего дня с момента обнаружения вероятности наступления и (или) наступления указанных событий.

2.3.5. Анализ соблюдения клиринговой организацией прав клиентов в рамках осуществления клиринговой деятельности.

2.3.6. Участие в рассмотрении обращений (в том числе жалоб), запросов и заявлений, связанных с клиринговой деятельностью, в части выявления регуляторного риска клиринговой деятельности, а также анализ их статистики (при наличии указанных обращений (жалоб), запросов и заявлений).

2.3.7. Участие в мероприятиях, направленных на предотвращение конфликта интересов в деятельности клиринговой организации.

2.3.8. Участие в разработке внутренних документов клиринговой организации, направленных на соблюдение ее работниками норм профессиональной этики и поддержание деловой репутации, противодействие коммерческому подкупу и коррупции, противодействие мошенничеству в сфере клиринговой деятельности.

2.3.9. Анализ проектов внутренних документов, связанных с осуществлением клиринговой деятельности, документа, устанавливающего порядок осуществления клиринговой организацией внутреннего контроля, в целях выявления регуляторного риска клиринговой деятельности.

2.3.10. Разработка и представление на рассмотрение единоличному исполнительному органу клиринговой организации следующих документов:

план деятельности контролера (службы внутреннего контроля), а также изменения в него;

отчет о выявленных существенных событиях регуляторного риска клиринговой деятельности, содержащий рекомендации о мерах, необходимых для недопущения и (или) предотвращения таких событий (не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления указанных событий);

отчет о деятельности контролера (службы внутреннего контроля), содержащий рекомендации по управлению регуляторным риском клиринговой деятельности, информацию о принятых мерах, направленных на снижение или отказ от регуляторного риска клиринговой деятельности, и о результатах мониторинга деятельности структурных подразделений (работников структурных подразделений) клиринговой организации, осуществляемого в рамках управления регуляторным риском клиринговой деятельности.

2.3.11. Участие в рамках своей компетенции во взаимодействии клиринговой организации с Банком России.

2.3.12. Информирование единоличного исполнительного органа обо всех случаях, препятствующих осуществлению функций контролера (службы внутреннего контроля).

2.3.13. Выполнение определенных клиринговой организацией иных функций, осуществляемых в рамках внутреннего контроля.

2.4. По решению клиринговой организации контролер (руководитель службы внутреннего контроля) входит в состав создаваемых клиринговой организацией комитетов и комиссий, не являющихся структурными подразделениями клиринговой организации, при условии соблюдения ограничения, предусмотренного пунктом 2.6 настоящего Указания. В случае, указанном в настоящем пункте, контролеру (руководителю службы внутреннего контроля) запрещено возглавлять комитет или комиссию, за исключением случаев, когда в компетенцию комитета или комиссии входят вопросы, связанные исключительно с осуществлением внутреннего контроля.

2.5. По решению клиринговой организации на контролера (службу внутреннего контроля), при условии соблюдения ограничения, предусмотренного пунктом 2.6 настоящего Указания, могут быть возложены функции:

должностного лица (структурного подразделения) клиринговой организации, в обязанности которого входит осуществление контроля за соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2010 года N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст.4193; 2011, N 29, ст.4291; N 48, ст.6728; 2012, N 31, ст.4334; 2013, N 30, ст.4082, ст.4084; 2014, N 30, ст.4219; 2016, N 27, ст.4225) (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 224-ФЗ) и принятых в соответствии с ним нормативных актов, при соблюдении требования к подотчетности такого должностного лица (структурного подразделения) клиринговой организации, установленного пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 224-ФЗ;

контролера (службы внутреннего контроля) организатора торговли или профессионального участника рынка ценных бумаг (при совмещении клиринговой деятельности с деятельностью организатора торговли или профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг, при соблюдении требований, установленных статьей 5 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 7-ФЗ).

2.6. Передача контролеру (службе внутреннего контроля) функций, исполнение которых может привести к конфликту интересов, не допускается.

2.7. Клиринговая организация в целях повышения эффективности внутреннего контроля должна обеспечить выполнение ее структурными подразделениями (работниками структурных подразделений) и должностными лицами требований контролера (службы внутреннего контроля), связанных с осуществлением им (ей) своих функций.

Глава 3. Требования к организации и осуществлению клиринговой организацией внутреннего аудита

3.1. В рамках организации и осуществления внутреннего аудита, направленного на оценку эффективности и результативности организации и осуществления клиринговой организацией внутреннего контроля, корпоративного управления и бизнес-процессов, организации системы управления рисками в клиринговой организации, а также на оценку эффективности применяемых способов (методов) обеспечения сохранности имущества клиринговой организации, клиринговая организация должна:

назначить внутреннего аудитора или сформировать службу внутреннего аудита;

разработать документ, устанавливающий порядок осуществления клиринговой организацией внутреннего аудита, обеспечить его оценку не реже одного раза в год на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о клиринговой деятельности, в том числе требованиям главы 5 настоящего Указания, а также пересмотр документа, устанавливающего порядок осуществления клиринговой организацией внутреннего аудита, в случае выявления несоответствий указанным требованиям.

3.2. Клиринговая организация в случае временного отсутствия внутреннего аудитора либо отсутствия более двух месяцев подряд руководителя службы внутреннего аудита должна обеспечить назначение лица, исполняющего обязанности внутреннего аудитора (руководителя службы внутреннего аудита), а также отсутствие у такого лица конфликта интересов в течение всего периода осуществления им функций внутреннего аудитора (руководителя службы внутреннего аудита).

(Абзац в редакции, введенной в действие с 16 июля 2021 года указанием Банка России от 17 мая 2021 года N 5793-У. - См. предыдущую редакцию)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»