(принята 22 мая 2014 года)
Поправки к Международному кодексу по системам пожарной безопасности (Кодекс СПБ)
КОМИТЕТ ПО БЕЗОПАСНОСТИ НА МОРЕ,
ССЫЛАЯСЬ на статью 28 b) Конвенции о Международной морской организации, касающуюся функций Комитета,
ОТМЕЧАЯ резолюцию MSC.98(73), которой он одобрил Международный кодекс по системам пожарной безопасности (далее именуемый "Кодекс СПБ"), который имеет обязательную силу согласно главе II-2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (Конвенция СОЛАС) 1974 года (далее именуемой "Конвенция"),
ОТМЕЧАЯ ТАКЖЕ статью VIII b) и правило II-2/3.22 Конвенции, касающиеся процедуры внесения поправок в Кодекс СПБ,
РАССМОТРЕВ на своей девяносто третьей сессии поправки к Кодексу СПБ, предложенные и разосланные в соответствии со статьей VIII b) i) Конвенции,
1 ОДОБРЯЕТ в соответствии со статьей VIII b) iv) Конвенции поправки к Кодексу СПБ, текст которых изложен в приложении к настоящей резолюции;
2 ПОСТАНОВЛЯЕТ в соответствии со статьей VIII b) vi) 2) bb) Конвенции, что поправки считаются принятыми 1 июля 2015 года, если до этой даты более одной трети Договаривающихся правительств Конвенции или Договаривающиеся правительства государств, общий торговый флот которых по валовой вместимости составляет не менее 50% мирового торгового флота, не заявят о своих возражениях против поправок;
3 ПРЕДЛАГАЕТ Договаривающимся правительствам принять к сведению, что в соответствии со статьей VIII b) vii) 2) Конвенции поправки вступают в силу 1 января 2016 года после их принятия в соответствии с пунктом 2, выше;
4 ПРОСИТ Генерального секретаря в соответствии со статьей VIII b) v) Конвенции направить заверенные копии настоящей резолюции и текста поправок, содержащегося в приложении, всем Договаривающимся правительствам Конвенции;
5 ПРОСИТ ТАКЖЕ Генерального секретаря направить копии настоящей резолюции и приложения к ней членам Организации, которые не являются Договаривающимися правительствами Конвенции.
Поправки к Международному кодексу по системам пожарной безопасности (Кодекс СПБ)
Системы инертного газа
Текст существующей главы 15 заменяется следующим:
"1 Применение
В настоящей главе подробно излагаются спецификации систем инертного газа согласно требованиям главы II-2 Конвенции.
2 Технические спецификации
2.1 Определения
Для целей настоящей главы:
2.1.1 Грузовые танки означают те грузовые танки, включая сливные цистерны, в которых перевозятся грузы или остатки грузов с температурой вспышки, не превышающей 60°С.
2.1.2 Система инертного газа включает системы инертного газа, использующие дымовой газ, генераторы инертного газа и генераторы азота, и означает установку инертного газа и систему распределения инертного газа вместе со средствами предотвращения обратного потока газов, выделяемых грузом, в машинные помещения, а также стационарные или переносные измерительные приборы и средства управления.
2.1.3 Газобезопасным помещением является помещение, поступление газов в которое создает угрозу воспламенения или образования токсичных веществ.
2.1.4 Дегазированный означает состояние танка, при котором содержание паров углеводородов или других воспламеняющихся паров составляет менее 1% нижнего предела воспламеняемости (НПВ), содержание кислорода составляет по меньшей мере 21%, а токсичные газы отсутствуют.
2.2 Требования ко всем системам
2.2.1 Общие положения
2.2.1.1 Система инертного газа, упомянутая в главе II-2 Конвенции, должна быть спроектирована, изготовлена и испытана в соответствии с требованиями Администрации. Она должна быть спроектирована таким образом, чтобы обеспечивать создание и поддержание в соответствующих грузовых танках невоспламеняющейся атмосферы.
2.2.1.2 Система должна обеспечивать:
.1 инертизацию порожних грузовых танков и поддержание в любой части танка атмосферы с содержанием кислорода не более 8% по объему и избыточного давления при нахождении судна в порту или в море, кроме случаев, когда необходимо произвести дегазацию такого танка;
.2 исключение необходимости подачи воздуха в танк при обычных операциях, кроме случаев, когда необходимо произвести дегазацию такого танка;
.3 продувку порожних грузовых танков для удаления паров углеводородов или других воспламеняющихся паров, с тем чтобы в процессе последующей дегазации внутри танка ни при каких условиях не создавалась воспламеняющаяся атмосфера;
.4 подачу инертного газа в грузовые танки с производительностью, равной по меньшей мере 125% максимальной производительности разгрузки судна, выраженной в единицах объема. Для танкеров-химовозов и танкеров-химовозов/нефтепродуктовозов Администрация может разрешить применение систем инертного газа меньшей производительности при условии, что максимальная производительность выгрузки груза из грузовых танков, защищенных системой, будет ограничена 80% производительности подачи инертного газа; и
.5 подачу в грузовые танки инертного газа с содержанием кислорода не более 5% по объему при любом требуемом расходе газа.
2.2.1.3 Материалы, используемые в системах инертного газа, должны быть пригодны к использованию по назначению. В частности, те компоненты, которые могут быть подвержены коррозионному воздействию газов и/или жидкостей, должны быть либо выполнены из коррозионно-стойкого материала, либо покрыты резиной, тканым стекловолокном на эпоксидном покрытии или другим равноценным материалом покрытия.
2.2.1.4 В качестве инертного газа может использоваться:
.1 прошедший обработку дымовой газ от главных или вспомогательных котлов, или
.2 газ от работающего на жидком топливе или газе газогенератора, или
.3 газ от генераторов азота.
Администрация может разрешить применение систем, в которых используются инертные газы от одного или нескольких отдельных газогенераторов или от других источников, или от любого сочетания таких источников при условии обеспечения равноценного уровня безопасности. Такие системы, насколько это практически возможно, должны отвечать требованиям настоящей главы. Применение систем, использующих запасы углекислого газа, допускаться не должно, если только Администрация не убедится в том, что опасность воспламенения вследствие образования статического электричества самой системой сведена к минимуму.
2.2.2 Меры по обеспечению безопасности
2.2.2.1 Система инертного газа должна быть спроектирована таким образом, чтобы максимальное давление, создаваемое ею в любом грузовом танке, не превышало испытательного давления любого грузового танка.
2.2.2.2 Должно быть предусмотрено автоматическое выключение системы инертного газа и ее компонентов при достижении заданных предельных значений с учетом положений пунктов 2.2.4, 2.3.2 и 2.4.2.
2.2.2.3 На нагнетательном патрубке каждой генераторной установки должны быть предусмотрены соответствующие запорные устройства.
2.2.2.4 Система должна быть спроектирована таким образом, чтобы, если содержание кислорода превысит 5% по объему, инертный газ автоматически выводился в атмосферу.
2.2.2.5 Должны быть предусмотрены способы выведения установки инертного газа на устойчивый режим работы до начала выгрузки груза. Если для дегазации используются вентиляторы, их воздухозаборники должны быть снабжены заглушками.
2.2.2.6 Если установлен стопорный и спускной клапан двойного действия, при потере энергоснабжения система должна обеспечивать автоматическое закрытие стопорных клапанов и автоматическое открытие спускного клапана.
2.2.3 Компоненты системы
2.2.3.1 Невозвратные устройства
2.2.3.1.1 Для предотвращения обратного потока паров и жидкостей в установку инертного газа или в любые газобезопасные помещения должно быть установлено не менее двух невозвратных устройств.
2.2.3.1.2 Первым невозвратным устройством должен быть палубный водяной затвор мокрого, полусухого или сухого типа или стопорное и спускное устройство двойного действия. Допускается применение двух расположенных последовательно запорных клапанов с выпускным клапаном между ними, при условии что:
.1 срабатывание клапана происходит автоматически. Сигнал(ы) на открытие/закрытие должен(ны) непосредственно генерироваться технологическими параметрами, такими как, например, поток инертного газа или перепад давления; и
.2 имеется аварийно-предупредительная сигнализация на случай ошибочного срабатывания клапанов, например, рабочее состояние "остановка вентилятора" и "открытый(ые) впускной(ые) клапан(ы)" является аварийным состоянием.
2.2.3.1.3 Вторым невозвратным устройством должен быть невозвратный клапан или равноценное устройство, способное предотвращать обратный поток паров и жидкостей и установленное между палубным водяным затвором (или равноценным устройством) и первым ответвлением от магистрали инертного газа, соединяющим магистраль с грузовым танком. Оно должно быть оборудовано устройством принудительного закрытия. В качестве альтернативы устройству принудительного закрытия может быть установлен дополнительный клапан на участке между невозвратным клапаном и первым ответвлением, соединяющим магистраль с грузовыми танками, с целью обеспечения отсечения палубного водяного затвора или равноценного устройства от магистрали инертного газа, идущей к грузовым танкам.
2.2.3.1.4 В случае установки водяного затвора должна быть предусмотрена возможность его питания от двух отдельных насосов, каждый из которых должен обеспечивать бесперебойную подачу достаточного количества воды. Во всех случаях падения уровня воды в водяном затворе должна срабатывать звуковая и световая сигнализация.
2.2.3.1.5 Устройство затвора или равноценных устройств и относящейся к ним арматуры должно предотвращать обратный поток паров и жидкостей и обеспечивать надлежащую работу затвора в эксплуатационных условиях.
2.2.3.1.6 Должны быть приняты меры для защиты водяного затвора от замерзания, но таким образом, чтобы его непроницаемость не нарушалась в результате перегрева.
2.2.3.1.7 На каждом трубопроводе, связанном с подачей или отведением воды, и на каждой газоотводной трубе или трубке манометра, ведущих в газобезопасные помещения, должен быть также установлен гидравлический затвор или другое одобренное устройство. Должны быть предусмотрены средства для предотвращения осушения таких затворов в результате образования вакуума.
2.2.3.1.8 Любой водяной затвор или равноценное устройство и гидравлические затворы должны предотвращать обратный поток паров и жидкостей в установку инертного газа при давлении, равном испытательному давлению грузовых танков.
2.2.3.1.9 Невозвратные устройства должны размещаться на палубе в грузовой зоне.
2.2.3.2 Трубопроводы инертного газа
2.2.3.2.1 В нос от невозвратных устройств, требуемых пунктом 2.2.3.1, магистраль инертного газа может разветвляться на два трубопровода или более.
2.2.3.2.2 Магистраль инертного газа должна быть подсоединена к распределительным трубопроводам, ведущим к грузовым танкам. Распределительные трубопроводы инертного газа должны быть снабжены запорными клапанами или равноценными средствами управления отключением каждого танка. В случае установки запорных клапанов они должны быть снабжены запирающими устройствами. Система управления должна передавать точную информацию о рабочем состоянии таких клапанов по крайней мере на панель управления согласно требованиям пункта 2.2.4.
2.2.3.2.3 Должна существовать возможность отсоединения от магистрали инертного газа всех грузовых танков, в которые не подается инертный газ, посредством:
. 1 удаления съемных патрубков, клапанов или других секций трубопровода и заглушки концов труб; или
.2 последовательного расположения двух глухих фланцев со средствами обнаружения протечки в трубу между двумя глухими фланцами; или
.3 равноценных средств в соответствии с требованиями Администрации, которые обеспечивают по крайне мере такой же уровень защиты.
2.2.3.2.4 Должны быть предусмотрены средства для защиты грузовых танков от воздействия избыточного давления или вакуума, вызываемых температурными колебаниями и/или грузовыми операциями, когда грузовые танки отключены от магистралей инертного газа.
2.2.3.2.5 Системы трубопроводов должны быть спроектированы таким образом, чтобы предотвращать при всех нормальных условиях скопление в трубопроводах груза или воды.
2.2.3.2.6 Должно быть предусмотрено устройство для подключения магистрали инертного газа к внешнему источнику инертного газа. Устройство должно состоять из фланца с болтовыми соединениями под трубу номинальным диаметром 250 мм, изолированного от магистрали инертного газа с помощью клапана и расположенного в нос от невозвратного клапана. Конструкция фланца должна соответствовать надлежащему классу стандартов, принятых для конструкции других внешних соединений в системе грузовых трубопроводов судна.
2.2.3.2.7 Если между магистралью инертного газа и системой грузовых трубопроводов имеется соединение, должны быть приняты меры, обеспечивающие их надежное разобщение, учитывая возможность существования между ними значительных перепадов давления. Эти меры должны заключаться в установке либо двух запорных клапанов с возможностью безопасной вентиляции пространства между ними, либо съемного патрубка с соответствующими заглушками.
2.2.3.2.8 Клапан, отделяющий магистраль инертного газа от грузовой магистрали и устанавливаемый со стороны грузовой магистрали, должен быть невозвратным и оборудован средством принудительного закрытия.
2.2.3.2.9 Системы трубопроводов инертного газа не должны проходить через жилые и служебные помещения и посты управления.
2.2.3.2.10 На комбинированных судах в качестве устройства для отключения сливных цистерн, содержащих нефть или нефтяные остатки, от других танков должны использоваться глухие фланцы, устанавливаемые на весь период времени, когда перевозятся грузы, иные чем нефть, за исключением случаев, предусмотренных соответствующим разделом руководства, разработанного Организацией.
2.2.4 Устройства индикации и сигнализации
2.2.4.1 Рабочее состояние системы инертного газа должно отображаться на панели управления.
2.2.4.2 Должны быть установлены приборы для непрерывной индикации и постоянной регистрации во время подачи инертного газа: