Об областной целевой программе
"Организация работы по улучшению условий
и охраны труда в Новосибирской области
на 2004-2005 годы"
(с изменениями на 31 марта 2005 года)
____________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
____________________________________
Новосибирский областной Совет депутатов
постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу "Организация работы по улучшению условий и охраны труда в Новосибирской области на 2004-2005 годы".
2. Объем финансирования из областного бюджета на реализацию областной целевой программы "Организация работы по улучшению условий и охраны труда в Новосибирской области на 2004-2005 годы" ежегодно уточняется при принятии закона Новосибирской области об областном бюджете.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Совета
В.В.Леонов
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
“Организация работы по улучшению условий и охраны труда
в Новосибирской области
на 2004 - 2005 годы”
СОДЕРЖАНИЕ
1 | Паспорт областной целевой программы “Организация работы по улучшению условий и охраны труда в Новосибирской области на 2004 - 2005 годы” | |
2. | Общие положения | |
2.1. Объект, предмет регулирования и сфера действия программы | ||
2.2. Основные понятия и термины, используемые в программе | ||
2.3. Нормативно-правовая база разработки программы | ||
3. | Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами | |
4. | Основная цель и задачи программы | |
5. | Система программных мероприятий | |
5.1. Нормативное правовое обеспечение охраны труда | ||
5.2. Организационное и техническое обеспечение охраны труда | ||
5.3. Обучение, информационное обеспечение и пропаганда охраны труда | ||
5.4. Лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия | ||
5.5. Дополнительные мероприятия по охране труда в агропромышленном комплексе | ||
6. | Ресурсное обеспечение программы | |
7. | Оценка эффективности реализации программы | |
8. | Контроль за ходом реализации программы | |
Приложение 1 (на 15 листах) | ||
Приложение 2 (на 1 листе) |
(В редакции, введенной постановлением сороковой сессии Новосибирского областного Совета депутатов третьего созыва от 31.03.05, - см. предыдущую редакцию)
Наименование программы | Областная целевая программа “Организация работы по улучшению условий и охраны труда в Новосибирской области на 2004 - 2005 годы” | |||
Наименование, дата и номер нормативного акта о разработке программы | Постановление главы администрации Новосибирской области от 10.02.2003г. N 69 “Об основных задачах по регулированию социально-трудовых отношений на 2003 год и мерах по их решению” | |||
Государственный заказчик программы | Администрация Новосибирской области | |||
Исполнитель программы | Управление труда и занятости населения администрации области | |||
Руководитель программы | Начальник управления труда и занятости населения администрации области (Инина Н.Д.) | |||
Основные разработчики программы | Управление труда и занятости населения администрации Новосибирской области; Управление сельского хозяйства администрации Новосибирской области; Управление образования администрации Новосибирской области; Управление здравоохранения администрации Новосибирской области; ФГУ “Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Новосибирской области”; Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены Минздрава России; | |||
Цель и задачи программы | Цель - создание условий для снижения рисков производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников. Задачи: разработка и внедрение эффективных методов профилактики производственного травматизма, профессиональных заболеваний, реабилитации инвалидов труда; реализация механизма экономической заинтересованности работодателей в создании безопасных условий и охраны труда работников; содействие обеспечению работников сертифицированными средствами защиты; развитие системы обучения охране труда; совершенствование нормативного правового и информационного обеспечения государственной политики в области охраны труда; осуществление дополнительных мер по улучшению условий и охраны труда в организациях агропромышленного комплекса. | |||
Сроки реализации программы | 2004 - 2005 годы | |||
Исполнители основных мероприятий | Управление труда и занятости населения администрации Новосибирской области; Государственное учреждение “Новосибирский областной центр охраны труда”; Управление сельского хозяйства департамента агропромышленного комплекса Новосибирской области; Главное управление охраны здоровья населения; Управление образования Новосибирской области; Управление науки, высшего, среднего профессионального образования и технологий администрации Новосибирской области; Управление социальной защиты населения Новосибирской области; Органы местного самоуправления городов областного значения; Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации; Работодатели; Федерация профсоюзов Новосибирской области; Центры Госсанэпиднадзора в Новосибирской области; Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены Минздрава России; Новосибирский государственный аграрный университет; Новосибирский государственный технический университет; Новосибирский технологический институт Московского государственного университета дизайна и технологии | |||
Объемы финансирования (с расшифровкой по годам и источникам) | Объем финансирования программы в 2004 - 2005 г.г. 1688637,0 тыс. рублей Областной бюджет: 6236,0 тыс. рублей: 2004 г. - 2971,0 тыс. рублей, 2005 г. - 3265,0 тыс. рублей; Средства работодателей: 1657185,0 тыс. рублей: 2004 г. - 803435,0 тыс. рублей, 2005 г. - 853750,0 тыс. рублей. Средства Фонда социального страхования РФ: 25216,0 тыс. рублей: 2004 г. - 12608,0 тыс. рублей, 2005 г. - 12608,0 тыс. рублей. | |||
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | Снижение рисков производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников: обеспечение безопасных условий труда на 6500 рабочих мест ежегодно по результатам их аттестации; снижение уровня травматизма по причине необученности работников не менее чем 5 процентов в год обеспечения работников организаций сертифицированными средствами индивидуальной защиты; своевременное установление начальных признаков профессиональных заболеваний и снижение риска инвалидности; внедрение механизма экономической заинтересованности работодателей по созданию здоровых и безопасных условий труда; создание системы обеспечения нормативными методическими документами организаций области и пропаганды охраны труда; снижение уровня производственного травматизма в сельском хозяйстве не менее чем на 5 процентов в год.
Уменьшение государственных расходов на восстановление здоровья и реабилитацию работников, пострадавших на производстве. Сокращение расходов организаций, обусловленных потерями вследствие простоя оборудования, снижением производительности труда, а также материальными потерями во время болезни работников. | |||
Сумма финансовых затрат на разработку проекта программы и источники их финансирования | Не требуется |
2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2.1. Объект, предмет регулирования и сфера действия
программы “Организация работы по улучшению условий
и охраны труда в Новосибирской области
на 2004-2005 годы”
Управление труда и занятости населения администрации области осуществляет государственное управление охраной труда на территории области в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также законами и нормативными правовыми актами области.
Основные структурные подразделения администрации области и областные исполнительные органы государственной власти Новосибирской области:(Абзац в редакции, введенной постановлением сороковой сессии Новосибирского областного Совета депутатов третьего созыва от 31.03.05, - см. предыдущую редакцию)
обеспечивают реализацию государственной политики в области охраны труда, осуществляют организационно-методическое руководство службами охраны труда подведомственных учреждений и организаций в пределах своих полномочий, координируют их работу;
оказывают практическую помощь подведомственным организациям в разработке перспективных и текущих программ улучшения условий и охраны труда, а также организационно-технических и санитарно-оздоровительных мероприятий, предусмотренных коллективными договорами (соглашениями);
участвуют в расследовании несчастных случаев на производстве, происшедших в подведомственных организациях;
проводят анализ состояния производственного травматизма и условий труда в подведомственных организациях, разрабатывают мероприятия по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Абзац исключен постановлением сороковой сессии Новосибирского областного Совета депутатов третьего созыва от 31.03.05 - см. предыдущую редакцию
Областная целевая программа “Организация работы по улучшению условий и охраны труда в Новосибирской области на 2004-2005 годы” (далее - программа) разработана на основе анализа состояния условий и охраны труда работников организаций области и направлена на решение неотложных задач по улучшению ситуации в сфере охраны труда.
Мероприятия программы разработаны управлением труда и занятости населения администрации области с учетом предложений структурных подразделений администрации области, территориальных подразделений федеральных органов контроля и надзора, Новосибирского НИИ гигиены Минздрава России, Федерации профсоюзов Новосибирской области, Новосибирского союза руководителей предприятий, работодателей.
Объект программы: условия и охрана труда работников в процессе трудовой деятельности.
Предмет регулирования: трудовые отношения работника и работодателя.
Сфера действия: социально-экономическая.
Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Профессиональные заболевания - заболевания, в возникновении которых решающая роль принадлежит воздействию неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса.
Профессиональный риск - величина вероятности нарушения (повреждения) здоровья с учетом тяжести последствий в результате неблагоприятного влияния факторов производственной среды и трудового процесса.
Программа разработана с учетом нормативных правовых актов по охране труда, действующих по состоянию на 01.05.2003 года, в том числе требований Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральных законов “Об основах охраны труда в Российской Федерации” и “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”, закона Новосибирской области “Об охране труда в Новосибирской области”, постановления главы администрации области “Об утверждении Положения о порядке разработки и реализации областных целевых программ” от 27.01.99г. N 43.
Состояние условий и охраны труда является важнейшей составляющей социально-трудовой сферы и затрагивает интересы работников и работодателей, оказывает влияние на обеспечение экономики трудовыми ресурсами и улучшение демографической ситуации.
Осуществленные в последние три года администрацией области, органами надзора и контроля, профсоюзами и работодателями меры по улучшению условий и охраны труда способствовали проявлению позитивных тенденций в этой сфере. В 2002 году на 9,3 процента уменьшилась численность работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве. Снизилось число погибших на производстве со 125 человек до 89 человек. Уменьшается численность работников, занятых в условиях труда, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, за 2002 год этот показатель снизился на 4,5 процента. Уменьшилось количество профессиональных заболеваний на 16 процентов. Прошли обучение охране труда около 12 тысяч руководителей, специалистов и работников организаций, что на 11 процентов больше, чем в 2001 году. Это способствовало снижению в три раза производственного травматизма по причине необученности персонала.
Ежегодно растут затраты работодателей на мероприятия по охране труда, только в 2002 году на эти цели израсходовано около 800 миллионов рублей. Финансирование в расчете на 1 работающего в 2002 году увеличилось на 27,3 процента.
Вместе с тем, за годы реформ в большинстве отраслей экономики разрушена эффективно действовавшая ранее система ведомственного (отраслевого) управления охраной труда, ликвидированы службы охраны труда в большинстве организаций. Несмотря на наметившуюся тенденцию снижения профессиональной заболеваемости и производственного травматизма, значительная численность работников, занятых в промышленности, строительстве, связи и на транспорте, трудится в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, а инвалидами вследствие трудового увечья ежегодно признается более 250 человек, из них каждый четвертый - по профзаболеванию, ежегодно травмируется на производстве более 3000 человек.
Хотя состояние условий и охраны труда в сельском хозяйстве значительно улучшилось, в отрасли остается пока достаточно высоким уровень производственного травматизма. Финансирование мер по охране труда в расчёте на одного работающего в 7,5 раза ниже среднего показателя по области. Работодателями недостаточно активно проводится аттестация рабочих мест по условиям труда.
Увеличиваются затраты Новосибирского регионального отделения Фонда социального страхования России на возмещение вреда пострадавшим при несчастных случаях на производстве и профзаболеваниях, в 2002 году они составили 235,3 млн. рублей, что на 88,7 млн. рублей больше, чем в 2001 году.
Работодателями недостаточно эффективно используются возможности частичного финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников за счет страховых взносов по обязательному социальному страхованию на эти цели. В 2002 году всего 8 организаций области получили скидки к страховому тарифу, а надбавки за неудовлетворительное состояние охраны труда 128 организаций.
Из-за недостатка средств работодатели используют не сертифицированные средства индивидуальной защиты, что приводит к увеличению травматизма и профессиональной заболеваемости из-за их низкого качества.
В числе основных причин производственного травматизма остаются недостатки в организации и производстве работ, и необученность персонала (более 40 процентов случаев).
Программа направлена на сохранение и развитие позитивных тенденций в этой сфере, обеспечение профилактики производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников. Практика доказывает, что затраты финансовых средств на профилактику несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, как правило, в 3-5 раз ниже, чем затраты на возмещение вреда от их последствий.
Необходимость применения программного метода в решении проблем улучшения условий и охраны труда в области предопределяется социально-экономическим характером проблемы.