Об областной целевой программе
"Государственная поддержка малого предпринимательства
в Новосибирской области на 2001 - 2003 годы"
(с изменениями на 11.07.02)
____________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
____________________________________
Новосибирский областной Совет депутатов
РЕШИЛ:
1. Утвердить областную целевую программу "Государственная поддержка малого предпринимательства в Новосибирской области на 2001 - 2003 годы".(Приложение).
2. Объем финансирования из областного бюджета на реализацию программы ежегодно уточняется при принятии закона Новосибирской области об областном бюджете.
3. Настоящее решение вступает в силу с момента его подписания.
Председатель Совета
В.В. Леонов
ОБЛАСТНАЯ
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА
МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
на 2001 - 2003 годы"
В редакции, утвержденной постановлением Новосибирского областного Совета депутатов от 11.07.02 - см. предыдущую редакцию
| Областная целевая программа "Государственная поддержки малого предпринимательства в Новосибирской области на 2001 -2003 годы". | |||||
Наименование, дата и номер нормативного акта о разработке Программы | Федеральный закон от 14.06.95г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"; | |||||
Наименование, дата и номер нормативного акта об утверждении Программы | Решение Новосибирского областного Совета депутатов от 22.12.2000 г."Об областной целевой программе "Государственная поддержка малого предпринимательства в Новосибирской области на 2001-2003 годы". | |||||
Государственный заказчик | Администрации Новосибирской области | |||||
Основные разработчики | Руководитель департамента экономического развития и промышленности администрации области Новосибирский областной фонд поддержки малого предпринимательства | |||||
Цель и задачи | Обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективностимер государственной поддержки на региональном уровне. Создание благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий; преодоление административных барьеров на пути развития малого предпринимательства; разработка и внедрение прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства, консолидация средств для финансирования приоритетных направлений малого предпринимательства, интеграция финансовых механизмов малого предпринимательства в общую кредитно-финансовую систему области; создание новых рабочих мест; создание условий для производства импортозамещающей продукции; привлечение малых предприятий для выполнения государственного заказа; предоставление адресной методической, информационной, консультационной, образовательной и правовой поддержки малым предприятиям в рамках инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; расширение внешнеэкономической деятельности малых предприятий, привлечение зарубежных инвестиций в сектор малого предпринимательства области. общее количество устойчиво работающих предприятий; количество занятых в малом бизнесе; вклад малого предпринимательства в общий объем продукции (работ и услуг) произведенных в области; налоговые поступления в бюджеты всех уровней от малого предпринимательства. | |||||
Сроки (сроки этапов) реализации Программы | 2001 - 2003 годы, I этап - 2001 год, Руководитель департамента экономического развития и промышленности администрации области Новосибирский областной фонд поддержки малого предпринимательства; | |||||
Объемы финансирования | Всего ( млн.руб.) 76,5, из них: 16,0 30,1 30.4 в том числе 2001г. 8,3 8 2002 г. 8.0 8.0 10,2 2003 г. 8.0 13,8 12,2 | Источники финансирования | ||||
Объемы финансирования по годам корректируются после принятия на очередной год законов о федеральном и областном бюджете | ||||||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Реализация мероприятий Программы в целом на начало 2004 года позволит: |
2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Областная целевая программа "Государственная поддержка малого предпринимательства в Новосибирской области на 2001-2003 годы" (в дальнейшем Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", Законом Новосибирской области от 19.12.97 N 90-ОЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Новосибирской области", постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2000 N 121 "О федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000- 2001 годы"; решение Новосибирского областного Совета депутатов от 24.02.2000г. (26 сессия второго созыва), постановление главы администрации области от 07.07.2000 г. N 563 "Об организации разработки среднесрочной программы социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2003 года", а также "Положением о порядке разработки и реализации областных целевых программ", утвержденным постановлением главы администрации области от 27.01.99 N 43.
Сферой действия Программы является малое предпринимательство. Объектом регулирования сферы действия Программы являются субъекты малого предпринимательства Новосибирской области. Предметом регулирования Программы является комплекс экономических, правовых и иных отношений, возникающих в процессе развития и поддержки субъектов малого предпринимательства на региональном уровне.
Малое предпринимательство - важнейший элемент рыночной структуры и эффективная форма организации производственной и непроизводственной деятельности.
Субъекты малого предпринимательства:
- коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 % и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности, в строительстве, на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве, научно-технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
- физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Достигнутый к настоящему времени уровень развития малого предпринимательства недостаточен для быстрого создания новых рабочих мест, оживления спроса-предложения на местных товарных рынках, появления самостоятельных источников дохода за счет предпринимательской инициативы у экономически активной части населения, снижения социальных нагрузок на расходы бюджетов всех уровней.
В последние годы отраслевая структура малых предприятий практически не меняется. Непроизводственная сфера деятельности (прежде всего торговля, общественное питание) остается более привлекательной, чем производственная. По состоянию на 1 апреля 2000 года на территории Новосибирской области действует 23725 малых предприятия, что составляет 48 % от общего количества предприятий области и 2,7 % малых предприятий по России. По сравнению с 1999 годом прирост составил 10,2 %. Тенденция на увеличение количества малых предприятий сохранится на 2000 год и на перспективу до 2003 года. В связи с проводимой социальной политикой (реальное повышение денежных доходов на основе ликвидации задолженности по заработной плате и социальным пособиям; восстановление заработной платы до кризисного уровня за счет индексации денежных доходов и прежде всего заработной платы работников бюджетной сферы; повышение пенсий) и прогнозируемым снижением темпов инфляции (до 12-14 %) вырастет платежеспособность населения, что будет способствовать расширению потребительского спроса и дальнейшего развития малых предприятий.
Одной из причин резкого роста в последние годы числа малых предприятий явился экономический и политический кризисы, приведшие к разрушению крупной промышленности и заставившие население страны самостоятельно заботиться о собственном выживании.
В 2000 году на 1000 человек постоянного населения Новосибирской области приходится в среднем 8,6 малых предприятия, по России - 6.
Предприятиями частной собственности произведено 87,8 % общего объема продукции и услуг малых предприятий. На долю частных предприятий приходится 96,4 % розничного товарооборота малых предприятий, 90,7 % оборота общественного питания, 90,4 % прибыли, 92,8 % инвестиций в основной капитал, 84 % объема платных услуг. В I кв. 2000 года на малых предприятиях число замещенных рабочих мест работниками списочного состава, совместителями и лицами, выполнявшими работы по договорам гражданско-правового характера составило около 16 %
трудоспособного населения области (1998 г. - 14 %, 1999 г. - 16 %). Тенденция на увеличение числа занятых сохранится до 2003 года.
На постоянной основе работало 117025 человек (13 % занятых на предприятиях всех отраслей экономики области) и было выше, чем в 1999 году на 15,4 %. Число работников на постоянной основе по сравнению с 1999 годом увеличилось в отраслях: промышленность (почти в 2 раза), сельское хозяйство, информационно-вычислительное обслуживание, здравоохранение, операции с недвижимым имуществом, торговля и общественное питание, а в отраслях: наука и научное обслуживание, культура, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт - уменьшилось.
На условиях вторичной занятости было привлечено 14099 человек (12,05% от штатного состава) произошло увеличение по сравнению с 1999 годом на 19,5 %.
Предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в 1999 году занималось 54962 человека.
В I кв. 2000 г. малыми предприятиями произведено товаров и услуг по всем видам деятельности на 2700,8 млн. руб. (17,6 % областного объема продукции, в I кв. 1999 года - 17,3 %).
В I кв. 2000 года малыми предприятиями осуществлено инвестиций в основной капитал 110,8 млн. рублей, 66 % инвестиций освоено строительными предприятиями, 19,5 % - предприятиями торговли и общественного питания.
Налоговые поступления от малого бизнеса в I полугодии 2000 года составили 13,4 % от общей суммы налоговых поступлений.
Большинство малых предприятий многопрофильные, что обеспечивает их устойчивость за счет работы в различных сегментах рынка. Многопрофильность многих малых предприятий объясняется колебаниями спроса и предложений на рынке, частыми изменениями в законодательстве, политической нестабильностью.
Деятельность субъектов малого предпринимательства во многом зависит от действий органов исполнительной власти. Без специальных мер государственной поддержки развитие малого предпринимательства невозможно. Государственная поддержка малого предпринимательства сдерживается макроэкономическими условиями. Основные мероприятия Программы направлены прежде всего на разрешение проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства, таких, как:
несовершенство системы налогообложения;
нестабильность бюджетного финансирования областной программы поддержки малого предпринимательства;
неразвитость механизмов финансово- кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий; отсутствие механизмов самофинансирования (кредитные союзы, общества взаимного страхования и др.);
ограничение доступа малых предприятий к производственным мощностям и имуществу реструктуризируемых предприятий;
отсутствие надежной социальной защищенности и безопасности предпринимателей;
организационные проблемы взаимодействия малого бизнеса с рынком и с государственными структурами;
административные барьеры на пути развития малого предпринимательства.
Целью Программы является обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на региональном уровне.
Задачи Программы определяются ее конечной целью и заключаются:
в создании благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий, преодолении административных барьеров на пути развития малого предпринимательства; разработке и внедрении прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства, консолидации средств для финансирования приоритетных направлений развития малого предпринимательства, интеграции финансовых механизмов малого предпринимательства в кредитно-финансовую систему области; создании новых рабочих мест, обеспечении импортозамещения, привлечение малых предприятий для выполнения государственного заказа; предоставлении адресной методической, информационной, консультационной, учебно-образовательной и юридической поддержки, предоставляемой инфраструктурой поддержки малого предпринимательства; расширение внешнеэкономической деятельности малых предприятий, привлечение зарубежных инвестиций в сектор малого предпринимательства.
Каждая из задач имеет взаимообусловленные связи с другими, которые в зависимости от функций государственной поддержки малого предпринимательства решаются по следующим направлениям:
I) нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства;
II) развитие прогрессивных финансовых технологий;
III)Абзац исключен - постановление Новосибирского областного Совета депутатов от 11.07.02 - см. предыдущую редакцию
III) повышение эффективности использования созданной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и информационных систем;
IV) научно-методическое и кадровое обеспечение малого предпринимательства, взаимодействие со средствами массовой информации и пропаганда предпринимательской деятельности;
V) развитие международного и межрегионального сотрудничества в сфере малого предпринимательства.
Система программных мероприятий представлена этими пятью направлениями (разделами).(Абзац в редакции, утвержденной постановлением Новосибирского областного Совета депутатов от 11.07.02 - см. предыдущую редакцию)
Для решения проблем, вызванных несовершенством налогообложения малых предприятий, необходимо разработать предложения о внесении изменений в налоговое законодательство.
В условиях отсутствия четко регламентированной системы кредитования предпринимателей, а также в связи с ограниченными финансовыми возможностями регионов в создании новых гарантийных фондов наибольшее значение принимает разработка нормативно-методических рекомендаций для структур, обладающих правом предоставлять гарантии по кредитам и займам и по работе с малыми предприятиями на основе механизмов с применением финансовых гарантий.
Кроме того, необходимо сформировать систему управления, обеспечивающую скоординированную работу всех звеньев кредитно-гарантийной схемы, что в итоге должно обеспечить эффективное функционирование системы гарантийных механизмов поддержки малого предпринимательства.
При решении проблем доступа малых предприятий к имуществу реструктурируемых предприятий необходимо законодательно закрепить нормы по обязательному привлечению малых предприятий к торгам, создать перечень малых предприятий, способных по своим экономическим и производственным показателям участвовать в размещении заказов на поставки продукции для государственных нужд.
. В рамках подготовки предложений по преодолению административных барьеров, препятствующих развитию малого предпринимательства необходимо проанализировать результаты полученные после принятия постановлений главы администрации области от 24.08.99 N 539 "О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства в Новосибирской области" и N 35 от 28.01.2000 "О мерах по упорядочению проведения контролирующими органами проверок деятельности субъектов малого предпринимательства на территории Новосибирской области" и предусмотреть дополнительные меры, как например:
составление исчерпывающего перечня организаций, допущенных к осуществлению контрольных функций и осуществляющих плановые и другие виды проверок деятельности субъектов малого предпринимательства; ознакомление с результатами проверки; обеспечение права предпринимателя обжаловать результаты проверки.
Необходимо усилить методическое обеспечение деятельности субъектов малого предпринимательства, поскольку представители малого бизнеса слабо владеют навыками учета, бизнес-планирования, маркетинга, финансового анализа, правовой культуры.
Для выполнения условий эффективного развития малого предпринимательства, формирования гибкой системы государственной поддержки малого предпринимательства необходимо скоординированное взаимодействие региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций и объединений предпринимателей. При этом необходимо выделить первоочередные меры, обеспечивающие достижение этих целей: открытость как при формировании государственной политики поддержки малого предпринимательства, так и при ее реализации: наличие полной и гласной информации о содержании конкретных мер государственной поддержки, установление открытых процедур распределения средств, публичная отчетность об использовании выделенных на поддержку малого предпринимательства средств и деятельности соответствующих государственных институтов;