РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 30 июля 2014 года N 46-рп
О внесении изменения в распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 10.04.2013 N 25-рп
Во исполнение подпункта 2 пункта 5 Перечня поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 года (Пр-3086 от 27.12.2013):
1. Внести изменение в распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 10.04.2013 N 25-рп "О Плане мероприятий ("дорожной карте") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Санкт-Петербурге на 2013-2018 годы", изложив приложение к распоряжению в редакции согласно приложению к настоящему распоряжению.
2. Контроль за выполнением распоряжения возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Казанскую О.А.
Временно исполняющий обязанности
Губернатора Санкт-Петербурга
Г.С.Полтавченко
План
мероприятий ("дорожная карта") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Санкт-Петербурге на 2013-2018 годы"
Основанием для разработки Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Санкт-Петербурге на 2013-2018 годы" (далее - "дорожная карта") являются:
Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N 2190-р;
Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам бюджетов субъектов Российской Федерации 4 декабря 2012 года (Пр-3411 от 22.12.2012);
поручение Председателя Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N ДМ-П16-7975;
План мероприятий ("дорожная карта") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы)", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.04.2014 N 282;
Методические рекомендации по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации планов мероприятий (региональных "дорожных карт") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы)", утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.01.2013 N 21.
"Дорожная карта" представляет собой документ, отражающий стратегическое развитие сферы социального обслуживания населения в Санкт-Петербурге на период с 2013 по 2018 годы.
Основная цель "дорожной карты" - обеспечение доступности, существенное повышение эффективности и качества предоставления населению Санкт-Петербурга услуг в сфере социального обслуживания населения, а также внедрение современных форм и технологий работы в деятельность социальных учреждений.
Достижению данной цели будут способствовать модернизация системы социального обслуживания, основанная на совершенствовании законодательной и нормативной правовой базы; возможность участия при оказании социальных услуг населению негосударственных организаций, добровольцев; внедрение независимой оценки качества предоставления социальных услуг; осуществление эффективного контроля за их предоставлением, а также реализация мероприятий по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения, в том числе путем развития стационарозамещающих технологий социального обслуживания с преимущественной ориентацией на предоставление социальных услуг на дому, при необходимости, в формате социального сопровождения.
Государственная социальная политика Санкт-Петербурга и его социальное развитие строятся на основании сложившейся социально-демографической ситуации.
Санкт-Петербург - крупный мегаполис в Российской Федерации. По состоянию на 01.01.2014 в Санкт-Петербурге проживало 5109,3 тыс. человек, из них более 1,2 млн. граждан пожилого возраста, 707 тыс. инвалидов.
По предварительной оценке Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области численность постоянного населения Санкт-Петербурга на 01.03.2014 составила 5140,4 тыс. человек.
Доля лиц старше трудоспособного возраста в составе населения Санкт-Петербурга постоянно увеличивается. По прогнозным расчетам Федеральной службы государственной статистики в 2020 году доля граждан пожилого возраста в общей численности населения Санкт-Петербурга составит 28,9 процента.
Санкт-Петербург относится к городам "демографической старости".
Проблема помощи гражданам пожилого возраста, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию, является одной из насущных проблем социального обслуживания населения Санкт-Петербурга.
В настоящее время в Санкт-Петербурге действует двухуровневая (городской и районный) система учреждений социального обслуживания населения в зависимости от выполняемых функций. По формам обслуживания они делятся на стационарные и нестационарные.
Действующая сеть учреждений социального обслуживания населения позволяет в течение года предоставлять социальные услуги более чем 15 процентам жителей Санкт-Петербурга (более 750 тыс.чел.).
В настоящее время в Санкт-Петербурге действуют 94 государственных учреждения социальной защиты населения, в том числе:
37 государственных учреждений, подведомственных Комитету по социальной политике Санкт-Петербурга (далее - Комитет) (городской уровень);
57 государственных учреждений социального обслуживания населения, подведомственных администрациям районов Санкт-Петербурга (районный уровень).
Структура сети государственных учреждений социальной защиты населения Санкт-Петербурга:
N п/п | Тип (вид) учреждений социальной защиты населения | Количество учреждений социальной защиты населения |
1 | 2 | 3 |
1 | Дома ветеранов войны и труда, дома-интернаты для престарелых и инвалидов | 7 |
2 | Психоневрологические интернаты | 8 |
3 | Дома-интернаты для детей с отклонениями в умственном развитии | 4 |
4 | Комплексные (территориальные) центры социального обслуживания населения | 19 |
5 | Центры социальной реабилитации инвалидов, центры социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов | 17 |
6 | Центры социальной помощи семье и детям | 17 |
7 | Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних и приюты | 10 |
8 | Центры социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы | 2 |
9 | Дом ночного пребывания | 1 |
10 | Городской пункт учета граждан для лиц без определенного места жительства | 1 |
11 | Образовательные учреждения | 2 |
12 | Другие | 6 |
ВСЕГО | 94 |
1.2.1. Очередность на получение места в стационарных учреждениях социального обслуживания населения
По состоянию на 01.01.2014 из 37 государственных учреждений, подведомственных Комитету, 31 государственное учреждение предоставляет социальные услуги, в том числе: 18 стационарных учреждений, предназначенных для постоянного проживания и социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов, детей-инвалидов, лиц без определенного места жительства.
Стационарные государственные учреждения социального обслуживания городского уровня представляют собой развитую и хорошо структурированную систему.
При этом в Санкт-Петербурге существует проблема получения мест в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
На 01.01.2014 действующая коечная мощность стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов составляет 8054 койкоместа, в том числе:
в психоневрологических интернатах - 6206 мест;
в домах-интернатах общего типа - 1057 мест;
в детских домах-интернатах - 791 место.
По состоянию на 01.01.2014 очередь граждан пожилого возраста и инвалидов на помещение в действующие стационарные учреждения социального обслуживания населения составляла 688 человек, в том числе:
в психоневрологические интернаты - 534 человека;
в дома-интернаты общего типа - 95 человек;
в детские дома-интернаты - 59 человек.
Период ожидания места в стационарном учреждении социального обслуживания населения для граждан может составлять от одного месяца до нескольких лет (в зависимости от типа учреждения).
Наибольшая очередь имеется в психоневрологические интернаты из числа граждан трудоспособного возраста, имеющих серьезные психиатрические заболевания, но физически вполне здоровых (в основном бывшие пациенты психиатрических больниц) (80 процентов - мужчины), а также в дома ветеранов из числа лиц, относящихся к льготным категориям граждан.
Реальная потребность Санкт-Петербурга в стационарных учреждениях социального обслуживания при условии соблюдения требований современных санитарных правил и гигиенических требований к устройству, содержанию, организации режима стационарных учреждений и с учетом рекомендуемых предельных величин коечной мощности учреждений дополнительно составляет:
по психоневрологическим интернатам - не менее 13 учреждений (до 300 мест в каждом);
по детским домам-интернатам - не менее 13 учреждений (до 60 мест в каждом);
по домам-интернатам общего типа - не менее одного учреждения (до 300 мест).
1.2.1.1. В целях снижения очередности в стационарные учреждения социального обслуживания принято постановление Правительства Санкт-Петербурга от 09.09.2008 N 1123 "Об Адресном перечне объектов санкт-петербургских государственных стационарных учреждений социального обслуживания, планируемых к проектированию, строительству и реконструкции в 2009-2016 годах" (далее - постановление N 1123), а также распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 23.03.2010 N 29-рп "О Плане мероприятий по ремонту объектов недвижимости, закрепленных на праве оперативного управления за государственными учреждениями социальной защиты населения, находящимися в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, на 2010-2012 годы".
Дополнительно во исполнение поручений Президента Российской Федерации и Губернатора Санкт-Петербурга разработана Перспективная схема развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Санкт-Петербурге до 2020 года, утвержденная распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 22.03.2011 N 67-р (далее - Перспективная схема).
В рамках реализации указанных нормативных документов предусмотрено:
проведение капитального ремонта зданий действующих стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (20 зданий 16 учреждений социального обслуживания), при этом будет создано дополнительно 50 койкомест путем проведения выборочного капитального ремонта одного из учреждений;
реконструкция зданий действующих стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (14 зданий 11 учреждений), что позволит расширить коечный фонд на 810 мест;
строительство новых стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе профилированных (четыре крупных стационарных учреждения), что позволит дополнительно расширить коечный фонд еще на 720 мест;
строительство семи домов-интернатов малой вместимости (мини-пансионатов) на территориях районов Санкт-Петербурга на 350 мест и двух частных стационарных учреждений социального обслуживания населения на 330 мест.
В целях решения проблемы перенаселенности детских домов и приведения их коечной мощности в соответствие с установленными нормативами планируется строительство нового дома-интерната для детей с отклонениями в умственном развитии (далее - ДДИ), рассчитанного на 150 койкомест, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пос.Ушково, Советская ул., юго-восточнее пересечения с Дачной ул. Проектирование запланировано на 2015-2016 годы, строительство на 2017-2018 годы.
В 2013 году на баланс Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения социального обслуживания "Дома-интерната для детей с отклонениями в умственном развитии N 4" (далее - ДДИ N 4) передан филиал детского санатория "Восход" по адресу: Санкт-Петербург, пос.Ушково, Приморское шоссе, д.617. На этой новой площадке будет организовано обособленное структурное подразделение ДДИ N 4 - социальный центр мощностью на 60 койкомест.
После ввода в эксплуатацию нового ДДИ и реконструкции переданных зданий филиала детского санатория "Восход" проблема перенаселенности домов-интернатов для детей с отклонениями в умственном развитии и очередности поступления в них будет фактически решена.