1.1. Методические рекомендации по организации независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга (далее - Методические рекомендации) предлагают единый порядок организации независимой антикоррупционной экспертизы (далее - экспертиза) нормативных правовых актов в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга, за исключением Администрации Губернатора Санкт-Петербурга (далее - ИОГВ).
Методические рекомендации разработаны в целях:
систематизации и оптимизации работы ИОГВ по организации проведения экспертизы нормативных правовых актов;
совершенствования анализа и учета результатов экспертизы нормативных правовых актов при разработке проектов нормативных правовых актов, а также в рамках антикоррупционного мониторинга в Санкт-Петербурге.
При подготовке Методических рекомендаций учтены методические рекомендации "Организация в федеральных органах исполнительной власти антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов", одобренные президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции (протокол от 25.09.2012 N 3).
Совершенствование организационных основ проведения экспертизы нормативных правовых актов и повышение ее результативности является одним из основных направлений реализации государственной антикоррупционной политики в ИОГВ.
1.2. В Методических рекомендациях используются следующие термины:
нормативный правовой акт - письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм - общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение (приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 04.05.2007 N 88);
сеть Интернет - информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет";
веб-страница ИОГВ - веб-страница ИОГВ официального сайта Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.gov.spb.ru);
официальный сайт ИОГВ - сайт, указанный в положении об ИОГВ в качестве официального сайта ИОГВ дополнительно к официальному сайту Администрации Санкт-Петербурга и расположенный по другому адресу.
В случае, если ИОГВ имеет официальный сайт, то информирование о новых нормативных правовых актах в порядке, определенном Методическими рекомендациями, осуществляется одновременно на веб-странице ИОГВ и на данном сайте.
Иные термины и определения, используемые в Методических рекомендациях, применяются в значениях, определенных действующим законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга.
1.3. Организация экспертизы нормативных правовых актов осуществляется в ИОГВ в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции";
Закона Санкт-Петербурга от 29.10.2008 N 674-122 "О дополнительных мерах по противодействию коррупции в Санкт-Петербурге" (далее - Закон Санкт-Петербурга N 674-122);
регламентов ИОГВ.
При организации экспертизы нормативных правовых актов также учитываются положения соответствующих правовых актов Министерства юстиции Российской Федерации.
1.4. Экспертиза нормативных правовых актов организуется в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов и их проектов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции. Перечень коррупциогепных факторов определен в методике проведения антикоррупционной экспертизы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96.
В соответствии с Законом Санкт-Петербурга N 674-122 (часть 2 статьи 7) предметом антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов являются:
соблюдение принципа разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Санкт-Петербурга;
соблюдение установленной действующим законодательством компетенции органов государственной власти Санкт-Петербурга;
соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, иным нормативным правовым актам федеральных органов государственной власти, Уставу Санкт-Петербурга, законам Санкт-Петербурга и нормативным правовым актам органов государственной власти Санкт-Петербурга;