ПРАВИТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 марта 2014 года N 61

О Концепции демографического развития Ленинградской области на период до 2025 года

(с изменениями на 16 мая 2016 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Ленинградской области от 16 мая 2016 года N 144 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.05.2016, N 4700201605230003).

____________________________________________________________________



В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" Правительство Ленинградской области

постановляет:

1. Одобрить прилагаемую Концепцию демографического развития Ленинградской области на период до 2025 года.

2. Органам исполнительной власти Ленинградской области руководствоваться положениями Концепции демографического развития Ленинградской области на период до 2025 года при разработке и реализации мероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации в Ленинградской области.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городского округа Ленинградской области учитывать положения Концепции демографического развития Ленинградской области на период до 2025 года при разработке мероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации в муниципальных образованиях.

4. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Ленинградской области от 24 февраля 2005 года N 37 "О Концепции демографического развития Ленинградской области на период до 2010 года";

постановление Правительства Ленинградской области от 11 августа 2008 года N 239 "О внесении изменений в постановление Правительства Ленинградской области от 24 февраля 2005 года N 37 "О Концепции демографического развития Ленинградской области на период до 2010 года".

5. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Ленинградской области - председателя комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ялова Д.А. и заместителя Председателя Правительства Ленинградской области по социальным вопросам Емельянова Н.П.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 23 мая 2016 года постановлением Правительства Ленинградской области от 16 мая 2016 года N 144. - См. предыдущую редакцию)

Губернатор
Ленинградской области
А.Дрозденко

     

Приложение

ОДОБРЕНА
постановлением Правительства
Ленинградской области
от 14 марта 2014 года N 61

     
Концепция демографического развития Ленинградской области на период до 2025 года



Концепция демографического развития Ленинградской области на период до 2025 года (далее - Концепция) разработана в соответствии с положениями Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351, Планом мероприятий по реализации в 2011-2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2011 года N 367-р, а также мерами по реализации демографической политики Российской Федерации, предусмотренными Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606.

Концепция представляет собой систему целей, задач и приоритетных направлений деятельности органов исполнительной власти Ленинградской области и органов местного самоуправления по регулированию социально-демографического развития Ленинградской области на период до 2025 года.

В Концепции проведен анализ современной демографической ситуации в Ленинградской области, выявлены ключевые проблемы, последствия и ограничения текущего и перспективного социально-демографического развития, определены цели, задачи и приоритеты воздействия на демографическую ситуацию, направления реализации активной демографической политики, а также механизм реализации основных задач, сформулированных в Концепции.

1. Анализ тенденций современного демографического развития Ленинградской области


Современное демографическое развитие Ленинградской области в значительной степени обусловлено социально-экономическими и демографическими процессами, происходившими в 1990-е годы.

В настоящее время в Ленинградской области наблюдается тенденция роста численности населения: с 2004 года население региона увеличилось на 90,6 тыс.чел., или на 5,4 проц. (ежегодно - в среднем на 9,1 тыс.чел.).

Динамика численности населения Ленинградской области приведена в таблице 1.

Таблица 1

Годы

Численность населения на начало года, тыс.чел.

Прирост (убыль) населения за год, тыс.чел.

Темпы прироста (убыли) населения к предыдущему году, проц.

2004

1673,3

8,2

100,4

2005

1681,4

3,9

100,5

2006

1685,4

5,7

100,2

2007

1691,1

1,5

100,3

2008

1692,6

6,3

100,1

2009

1698,9

6,0

100,4

2010

1704,9

13,7

100,4

2011

1718,6

15,3

100,8

2012

1733,9

17,2

100,9

2013

1751,1

12,7

101,0

2014

1763,9

100,7

________________

В таблице и далее сведения о численности населения Ленинградской области с 2004 по 2013 год представлены с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2010 года.



Увеличение численности населения Ленинградской области обусловлено во многом увеличением миграционного прироста: в 2005 году миграционный прирост компенсировал естественную убыль населения на 43,9 проц., в 2006 году - на 34,8 проц., в 2010 году - на 28,9 проц., в 2012 году - почти в 3 раза, в 2013 году - в 2,3 раза.

Развитие процессов естественного движения населения и миграции в Ленинградской области представлено в таблице 2.

Таблица 2

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Число родившихся, тыс.чел.

12,9

12,9

13,6

14,3

15,0

15,0

14,8

15,6

15,6

Число умерших, тыс.чел.

33,4

31,6

29,7

29,3

27,7

27,1

25,3

25,6

25,5

в том числе детей в возрасте до года, чел.

128

102

103

112

82

91

80

95

91

Естественный прирост (убыль) населения, тыс.чел.

-20,5

-18,7

-16,1

-15,0

-12,7

-12,1

-10,5

-10,0

-9,9

Миграционный прирост (убыль) населения, тыс.чел

24,5

24,4

17,5

21,4

18,7

25,7

25,8

27,2

22,6

Коэффициент рождаемости, чел. на 1000 населения

7,6

7,7

8,1

8,4

8,8

8,8

8,6

9,0

9,0

Коэффициент смертности, чел. на 1000 населения

19,9

18,7

17,6

17,3

16,3

15,8

14,7

14,7

14,6

Коэффициент младенческой смертности, чел. на 1000 родившихся

9,8

7,9

7,6

7,9

5,5

6,1

5,4

6,1

5,8

Коэффициент естественного прироста (убыли), чел. на 1000 населения

-12,3

-11,0

-9,5

-8,9

-7,5

-7,0

-6,1

-5,7

-5,6

Коэффициент миграционного прироста, чел. на 1000 населения

14,6

14,5

10,4

12,6

11,0

15,0

14,9

15,5

12,9

Уровень замещения естественной убыли миграционным приростом, проц.

43,9

34,8

27,3

9,3

18,1

29,8

в 2,5 раза

в 2,8 раза

в 2,3 раза

________________

С 2011 года учитываются зарегистрированные по месту жительства и по месту пребывания на срок 9 месяцев и более.



С 2005 года в Ленинградской области наблюдается тенденция увеличения числа родившихся (на 21,6 проц.), при этом общий показатель рождаемости в 2012 году достиг наиболее высокого значения за последние 13 лет, в 2013 году остался на уровне предыдущего года.

Коэффициент рождаемости вырос с 7,6 чел. на 1000 населения в 2005 году до 9,0 чел. на 1000 населения в 2013 году.

В 2004 году наметилась тенденция снижения общего коэффициента смертности населения, которая сохранилась и в последующие годы. Коэффициент смертности сократился с 19,9 чел. на 1000 населения в 2005 году до 14,6 чел. на 1000 населения в 2013 году.

На протяжении последних 20 лет уровень смертности детей первого года жизни в Ленинградской области устойчиво ниже чем в среднем по стране и один из самых низких в Северо-Западном федеральном округе.

Благодаря работе по укреплению службы детства и родовспоможения коэффициент младенческой смертности снизился по сравнению с 2005 годом в 1,7 раза и составил в 2013 году 5,8 умерших детей в возрасте до года на 1000 родившихся живыми (в среднем по России - 8,2).

С апреля 2012 года изменилась методология учета рождаемости и смертности: в органах записи актов гражданского состояния подлежат регистрации рождение и смерть новорожденных с экстремально низкой массой тела.

Сохранение уровня младенческой смертности ниже среднероссийского является одним из резервных показателей повышения рождаемости населения в Ленинградской области.

Снизился также коэффициент материнской смертности - с 38,50 умерших матерей на 100 тыс. родившихся живыми в 2006 году до 25,58 умерших матерей на 100 тыс. родившихся живыми в 2013 году.

По данным Петростата, доля детей, рожденных вторыми и более по порядку рождения, увеличилась с 37,4 проц. в 2005 году до 51,8 проц. в 2012 году, в том числе доля детей, рожденных вторыми, выросла с 29,1 проц. до 38,7 проц., а доля детей, рожденных третьими, - с 6,0 проц. до 9,8 проц.

Суммарный коэффициент рождаемости, не зависящий от возрастного состава населения, в 2012 году достиг наибольшей величины за 18 лет и составил 1,22 (в 2005 году - 1,03).

Снижение уровня смертности населения с 2005 года по 2013 год произошло за счет снижения смертности от всех основных причин, в том числе: от внешних причин (на 42,7 проц.), от болезней органов дыхания (на 34,5 проц.), болезней системы кровообращения (на 29,0 проц.), инфекционных и паразитарных болезней (на 20,7 проц.), болезней органов пищеварения (на 13,1 проц.), новообразований (на 2,4 проц.).

В результате роста рождаемости и снижения смертности сократилась естественная убыль населения: уровень естественной убыли населения составил в 2013 году 5,6 чел. на 1000 населения (в 2005 году - 12,3 чел. на 1000 населения).

Продолжительность жизни населения выросла с 62,4 лет в 2005 году до 69,8 лет в 2012 году.

В условиях естественной убыли населения значительно повышается роль миграционных процессов в формировании и сохранении демографического потенциала региона.

По данным Петростата, 77,2 проц. прибывших в Ленинградскую область в 2012 году составляют лица трудоспособного возраста, что оказывает позитивное влияние на возрастную структуру населения и формирование трудового потенциала. По состоянию на 1 января 2011 года 31,0 проц. лиц, иммигрировавших в Российскую Федерацию, составляют лица с высшим образованием, 38,1 проц. - лица с незаконченным высшим и средним специальным образованием.

В 2013 году по сравнению с 2012 годом миграционный прирост сократился на 16,8 проц. за счет международной миграции (сократилась на 38,9 проц.), доля которой в общеобластном миграционном приросте составила 38,3 проц. Миграционный прирост в пределах России увеличился на 7,3 проц.

В соответствии с Концепцией социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 года среднегодовая численность населения Ленинградской области, рассчитанная на основе динамики демографических процессов с учетом мероприятий по улучшению здоровья населения, сокращению уровня смертности и увеличению уровня рождаемости, в 2015 году составит 1794,5 тыс.чел., к 2025 году - 2028,9 тыс.чел., ожидаемая продолжительность жизни населения Ленинградской области к 2025 году увеличится до 75,8 лет.

2. Ограничения и последствия демографического развития Ленинградской области к 2025 году


В перспективе основными следствиями суженного воспроизводства и старения населения Ленинградской области станут:

сохранение естественной убыли населения;

дальнейшие потери населения трудоспособного возраста;

уменьшение численности подростков и молодежи в возрасте 16-25 лет, как следствие, снижение объемов подготовки квалифицированных кадров в общеобразовательных организациях и профессиональных учебных заведениях;

сокращение численности молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, и ухудшение соотношения возрастных групп населения моложе и старше трудоспособного возраста, что вызовет обострение проблемы дефицита трудовых ресурсов. Темпы прироста новой рабочей силы будут недостаточными для замещения дополнительных рабочих мест;

дальнейшее развитие тенденции старения населения и снижение мобильности трудовых ресурсов;

рост демографической нагрузки на трудоспособное население, прежде всего, лицами старше трудоспособного возраста, а также повышение нагрузки на систему здравоохранения и социального обеспечения;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»