ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 декабря 2013 года N 471
(с изменениями на 23 июля 2019 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Ленинградской области от 27 июня 2016 года N 208 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.07.2016, N 4700201607040001);
постановлением Правительства Ленинградской области от 23 июля 2019 года N 344 (Официальный сайт Администрации Ленинградской области www.lenobl.ru, 29.07.2019).
____________________________________________________________________
В целях определения основных направлений и приоритетов деятельности по осуществлению государственной политики повышения эффективности трудовых ресурсов Правительство Ленинградской области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию совершенствования системы профессиональной ориентации в общеобразовательных организациях Ленинградской области на 2013-2020 годы.
2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Ленинградской области - председателя комитета экономического развития и инвестиционной деятельности и заместителя Председателя Правительства Ленинградской области по социальным вопросам.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года постановлением Правительства Ленинградской области от 27 июня 2016 года N 208. - См. предыдущую редакцию)
Губернатор
Ленинградской области
А.Дрозденко
Концепция совершенствования системы профессиональной ориентации в общеобразовательных организациях Ленинградской области на 2013-2020 годы
Концепция совершенствования системы профессиональной ориентации в общеобразовательных организациях Ленинградской области на 2013-2020 годы (далее - Концепция) разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", федеральными законами от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, и постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27 сентября 1996 года N 1 "Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации".
Концепция разработана в целях систематизации мер, направленных на развитие и совершенствование системы профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций Ленинградской области (далее - обучающиеся), способной влиять на формирование и использование трудовых ресурсов региона.
В Концепции определяются цель и задачи координации деятельности социальных партнеров на рынке труда Ленинградской области по созданию системы профориентационной работы, включающей развитие у обучающихся мотивации к познанию трудовой деятельности, выбору сферы деятельности, наиболее соответствующей личностным качествам обучающегося и потребностям рынка труда, а также адаптацию обучающихся на рабочих местах.
Органы исполнительной власти Ленинградской области, органы местного самоуправления и организации руководствуются настоящей Концепцией при проведении профориентационной работы с обучающимися.
В Концепции определены направления решения кадровых проблем и влияния на формирование трудовых ресурсов Ленинградской области.
Процессы в сфере занятости населения, такие как выбор профессии поколением, вступающим в трудоспособный возраст, и подготовка кадров, относятся к числу важнейших социально-экономических задач, от которых зависит стабильность и эффективность функционирования рынка труда и развитие экономики.
Основным условием формирования оптимального рынка труда является создание сбалансированных потоков спроса и предложения рабочей силы. В настоящее время профессионально-квалификационный уровень граждан, предлагающих свою рабочую силу, не в полной мере удовлетворяет высоким требованиям современного рынка труда. Причина указанного дисбаланса связана с демографическими и социальными факторами.
Демографическая ситуация, сложившаяся в Ленинградской области к началу 2013 года, характеризуется увеличением численности населения на 8,2 проц. по сравнению с 2010 годом. Основным источником пополнения населения остается внешняя миграция. Миграционный прирост в 2012 году составил 27163 человека и компенсировал в 2,8 раза естественную убыль населения.
Основные миграционные потоки формируются за счет стран с невысоким качеством рабочей силы - Узбекистана, Таджикистана, Туркмении.
В то же время сокращение численности населения трудоспособного возраста, являющегося, как правило, высококвалифицированными и квалифицированными рабочими кадрами, определяет необходимость подготовки рабочей силы, а также обеспечения кадрами существующих и вновь вводимых производств.
Кадровые проблемы возникают как в отношении высокотехнологичных рабочих мест, требующих привлечения высококвалифицированных и квалифицированных специалистов, так и в отношении рабочих профессий, которые по содержанию и условиям труда непривлекательны для молодежи.
Организации Ленинградской области постоянно испытывают потребность в электрогазосварщиках, электромонтерах, слесарях, станочниках, квалифицированных работниках строительных профессий (каменщиках, малярах, штукатурах, плотниках, монтажниках).
Также востребованы водители различных категорий, машинисты кранов, бульдозеров, железнодорожных строительных машин.
Среди специалистов среднего уровня квалификации востребованы фельдшеры, медицинские сестры, воспитатели дошкольных образовательных организаций.
В последние годы региональная экономика испытывает растущую потребность в инженерно-технических работниках высшего уровня квалификации для отраслей строительства и промышленности, менеджерах со знанием передовых технологий и иностранных языков.
В учреждениях здравоохранения Ленинградской области отмечается недостаток врачей различных специализаций.
В 2012 году 75 профессиональных образовательных организаций Ленинградской области, в том числе высшего образования, выпустили на рынок труда более 10 тысяч специалистов всех уровней образования, из них с начальным профессиональным образованием - 19,1 проц., средним профессиональным образованием - 18,7 проц., высшим профессиональным образованием - 62,1 проц. (дневная и заочная формы обучения).
Общая численность выпускников с начальным профессиональным образованием за последние 10 лет сократилась в 3,5 раза, со средним специальным образованием осталась неизменной, с высшим образованием увеличилась почти в 3 раза.
В структуре выпускников образовательных организаций высшего образования преобладают следующие направления подготовки: экономика - 29,3 проц., управление - 26,4 проц., педагогика и психология - 15,3 проц., юриспруденция - 9,8 проц. Прочие направления подготовки составили 19,2 проц., из них для реального сектора экономики в 2012 году подготовлено около 1 проц. специалистов.
Отсутствие в профессиональных образовательных организациях современного оборудования для проведения практики не позволяет осуществлять подготовку специалистов, отвечающих требованиям инновационных производств. Одновременно удовлетворение потребности предприятий в качестве подготавливаемых квалифицированных кадров требует формирования новых отношений между работодателями и учебными заведениями.
Сложившиеся тенденции подготовки рабочих и специалистов не согласуются с потребностями современного рынка труда. Снижение доли подготовки квалифицированных рабочих происходит на фоне растущей потребности экономики Ленинградской области в рабочих кадрах.
Вследствие несоответствия отраслевого профиля подготовки кадров в образовательных организациях высшего образования квалификационным требованиям работодателей часть занятых в экономике с высоким уровнем образования выполняет работу, требующую более низкой квалификации.
Филиалы вузов, размещенные на территории Ленинградской области (28 единиц), не обеспечивают экономику современными высококвалифицированными кадрами по качеству и направлениям подготовки, усугубляя дисбаланс спроса и предложения на рынке труда.
В современных условиях, когда право на труд реализуется через личную инициативу, все более актуальной становится проблема занятости обучающихся.
По данным опроса, проведенного в школах Ленинградской области, более 35 проц. обучающихся выпускных классов не имеют сформированных планов профессионального самоопределения, не делают осознанного выбора профессии, имеют ограниченное представление о содержании профессий, потребности в них, условиях работы в организациях, возможностях трудоустройства.
Из двенадцати сфер деятельности, в которых предпочли бы работать обучающиеся, сферы промышленности и сельского хозяйства находятся на одиннадцатом и двенадцатом местах соответственно.
Обучающиеся при выборе профессии, специальности ориентируются на "престижные" специальности, в основном гуманитарной направленности, что не соответствует потребностям экономики региона и работодателей, но существенно определяет сложившуюся структуру образовательных услуг в Ленинградской области.
Отсутствие взаимодействия органов исполнительной власти Ленинградской области и органов местного самоуправления не позволяет осуществлять в полной мере координацию действий при проведении профориентационной работы с обучающимися, совершенствовать нормативно-правовую базу и информационное обеспечение выбора обучающимися сферы деятельности, профессии.
Таким образом, в настоящее время возрастает роль и значение профессиональной ориентации, подготовки обучающихся к выбору профессии с целью формирования у них мотивации к труду и потребности приобретения востребованной на рынке труда профессии, специальности.
Совершенствование и развитие системы профессиональной ориентации обучающихся осуществляется в целях:
обеспечения социальных гарантий свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений;
достижения сбалансированности профессиональных интересов обучающегося, его психофизиологических особенностей и возможностей рынка труда;
прогнозирования профессиональной успешности обучающихся в сфере трудовой деятельности;
содействия непрерывному росту профессионализма как важнейшему условию удовлетворенности трудом и социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного уровня благосостояния.
Основными задачами совершенствования и развития профессиональной ориентации обучающихся являются:
обучение навыкам самостоятельного конструирования карьеры, поиска и анализа информации о профессиях и рынке труда;
создание возможности для обучающихся сформировать жизненную позицию, построенную на собственных психофизиологических особенностях;
совершенствование информационного обеспечения кадровой политики Ленинградской области;
привлечение родителей и работодателей к участию в профориентационных мероприятиях;
привлечение работников с опытом карьеры в различных видах экономической деятельности для передачи знаний обучающимся.
Реализация Концепции основывается на следующих принципах:
равноправие - каждый человек имеет равные возможности получения профориентационных услуг независимо от места проживания, учебы или работы, возраста, пола, национальности и религиозного мировоззрения;
доступность - информация, необходимая для выбора или смены сферы деятельности, профессии, специальности и профессионального обучения, размещается в общедоступных местах, средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" независимо от времени года и социально-экономической ситуации на рынке труда;
добровольность - получение профориентационных услуг является исключительно добровольным решением каждого человека независимо от социальной группы;
конфиденциальность - доступ к информации, полученной в ходе предоставления профориентационных услуг, подлежит ограничению в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанная информация не подлежит передаче третьим лицам;
рекомендательность - профориентационные услуги носят рекомендательный характер;
непрерывность профориентационного процесса - профессиональная ориентация осуществляется постоянно и непрерывно;
гуманистичность - рекомендации по профессиональной ориентации основываются на приоритете интересов и возможностей личности.
Важнейшими составляющими профессиональной ориентации обучающихся являются:
профессиональная информация - ознакомление обучающихся с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;
профессиональная консультация - оказание помощи обучающимся в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом психологических особенностей и возможностей личности, а также потребностей общества;
профессиональный подбор - предоставление рекомендаций обучающимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих их психологическим, психофизиологическим физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;
профессиональная, производственная и социальная адаптация - система мер, способствующих профессиональному становлению обучающихся, формированию у них соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.
Основными формами профессиональной ориентации являются:
информирование - индивидуальное, групповое, массовое, непосредственное (лекция, беседа, презентация, показ видеофильмов и видеопрофессиограмм и т.д.);
психологическое консультирование с использованием бесед-интервью, опросников профессиональной мотивации и профессиональных способностей, проективных тестов, методов наблюдения;
тренинговые занятия (работа в группе).
Субъектами совершенствования и развития системы профессиональной ориентации являются:
органы исполнительной власти Ленинградской области;
органы местного самоуправления;
образовательные организации;
работодатели;
государственные казенные учреждения Ленинградской области - центры занятости населения (далее - центры занятости населения);
государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Ленинградский областной институт развития образования".