В 2000-2008 годах экономика города Москвы развивалась устойчиво высокими темпами.
Валовой региональный продукт (далее - ВРП) за 8 лет увеличился в 1,92 раза, среднегодовой рост ВРП составил 108,5%. В 1,84 раза вырос ВРП в расчете на одного жителя города Москвы, в 1,65 раза вырос ВРП в расчете на одного занятого в экономике. Промышленное производство выросло в 1,9 раза, инвестиции в основной капитал - в 1,8 раза, товарооборот - в 1,6 раза.
Ускоренному росту ВРП способствовала благоприятная демографическая ситуация - увеличение численности населения в трудоспособном возрасте, а также возможность наращивания трудовых ресурсов за счет жителей других субъектов Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Кризис 2009-2010 годов сказался на экономике города Москвы в большей мере, чем на экономике Российской Федерации в целом. В 2009 году ВРП сократился на 12,8% (валовой внутренний продукт Российской Федерации - на 7,8%). Значительно сократилась добавленная стоимость, формируемая промышленностью, строительством, торговлей, операциями с недвижимостью. Доходы бюджета города Москвы номинально сократились на 23%.
В 2011 году ВРП вырос на 2,8% и составил более 10 трлн. рублей. ВРП на душу населения в 2011 году составил 865,6 тыс. рублей.
Восстановлению темпов развития экономики города Москвы до ранее достигнутого уровня препятствует ряд новых факторов.
Наряду с внешними факторами (ограничение роста финансовых ресурсов за счет роста цен и объемов экспорта энергоресурсов) развитие ограничивают диспропорции, возникшие в городе Москве.
Возрастная структура населения такова, что в последующие 15 лет численность собственного трудоспособного населения города Москвы будет сокращаться на 5-7% каждые 5 лет. Вместе с тем в последние годы уменьшился прирост населения за счет прибывших из других субъектов Российской Федерации.
Сокращение численности населения в трудоспособном возрасте уменьшает возможности экстенсивного роста экономики города Москвы, за счет которого в предыдущие годы было получено около 30% прироста ВРП.
Этот эффект может быть частично компенсирован мерами по вовлечению в трудовую деятельность лиц старшего возраста, женщин, имеющих несовершеннолетних детей, по созданию условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидов. Для чего требуется продолжение интенсивной работы по развитию системы дошкольных образовательных учреждений и организаций, а также по созданию специализированных рабочих мест и формированию внешней среды, комфортной для лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидов.
Сокращению дефицита трудовых ресурсов способствует совершенствование правового положения государственных учреждений города Москвы в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Указанное совершенствование на определенный период приостановило рост численности работников в этих отраслях. В то же время завершение реорганизации государственных учреждений приведет к увеличению их вклада в ВРП.
Для сокращения дефицита кадров необходимы также коррективы сложившейся в городе Москве государственной системы среднего профессионального образования. За последние 10 лет увеличилось число обучающихся по специальностям экономики и права вдвое, сократилось число обучающихся по производственным специальностям на 29%, медицинским на 35%, педагогическим на 27%.
Вместе с тем в сложившихся условиях достаточно высокие темпы развития экономики города Москвы могут быть обеспечены лишь путем реструктуризации и диверсификации имеющихся отраслей экономики, расширением сферы услуг, созданием новых, высокоэффективных направлений занятости населения, сокращением неэффективных рабочих мест, перераспределением трудовых ресурсов по секторам экономики.
В связи с этим необходимо добиться восстановления объема инвестиций в модернизацию и создание новых основных фондов, который за два последних года сократился на одну треть.
Доля частных инвестиций в развитие экономики города Москвы не превышала 53-55% их общего объема.
По данным исследования "Ведение бизнеса-2011: улучшение условий для предпринимателей", Российская Федерация в рейтинге государств занимает 123-е место из 183 по показателю "легкость ведения бизнеса" (каждое государство в исследовании было представлено своим крупнейшим городом. Российская Федерация представлена городом Москвой).
Предприниматели справедливо предъявляют претензии, отмечая непрозрачность процедур при предоставлении земельных участков, многочисленность и длительные сроки всевозможных согласований и получения разрешений, отсутствие понятных критериев при определении научно-исследовательских работ и производств, получающих поддержку за счет средств бюджета города Москвы. Недостаточным было число предложений частному капиталу по участию в развитии инженерной и социальной инфраструктур города Москвы.
В интересах развития конкуренции потребовалось совершенствование системы закупок города Москвы. При размещении заказа города Москвы имели место факты ценового сговора участников торгов, направленного на поддержание стартовых цен на торгах, ценового демпинга, формирования стартовых цен контракта, превышающих реальный рыночный уровень цен на соответствующие товары, работы, услуги, необоснованного заключения государственного контракта с единственным участником торгов.
Устранение всех ограничений - важное условие повышения роли частного капитала в развитии экономики города Москвы.
Серьезным ресурсом увеличения ВРП с участием частного капитала является реорганизация убыточных предприятий. Их в городе Москве порядка 2,5-3 тысяч, в том числе около 300 в промышленности, 400-500 в оптовой торговле, 150-200 в транспорте. Многие из них арендуют земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы. Разработка программы их реорганизации требует детального изучения ситуации на каждом отдельном предприятии.