Действующий

О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 11 октября 2011 года N 477-ПП

1.2. Развитие оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг в городе Москвы


Состояние экономики города Москвы в 2012 году характеризуется стабилизацией и относительным ростом по сравнению с периодом 2008-2009 годов.

Наметились положительные тенденции динамичного увеличения объемных показателей работы предприятий торговли и общественного питания.

В 2012 году оборот розничной торговли в городе Москве составил 3639,7 млрд. рублей с ростом физических объемов в 101,7% (в 2011 году - 106,6%).

В структуре оборота розничной торговли в 2012 году удельный вес продовольственных и непродовольственных товаров распределялся в пропорциях - 50,3% и 49,7% (в 2011 году соответственно 50,6% и 49,4%), что свидетельствует, в первую очередь, о последствиях кризиса, выразившихся в предпочтительном приобретении населением продовольственных товаров.

Продолжались процессы сокращения стихийной торговли, укрупнения и интенсификации деятельности розничных сетей, выразившиеся в увеличении в 2011 году доли организованного рынка в общем объеме оборота розничной торговли до 80,3%. В 2012 году отмечено дальнейшее увеличение доли организованного розничного рынка до 80,5%.

В 2012 году отмечено замедление темпов роста оборота общественного питания до 102,2% (в 2011 году - 107,3%). В целом оборот общественного питания в 2012 году составил 145,4 млрд. рублей.

В 2011-2012 годах сохранялись проблемы с реализацией бытовых услуг. В 2011 году населению было оказано бытовых услуг на 58,4 млрд. рублей, в 2012 году - 60,3 млрд. рублей. В 2011 году индекс физического объема составил 87,5%; в 2012 году - 91,1%.

В городе Москве функционирует крупнейшая в Российской Федерации инфраструктура торговли и услуг, насчитывающая по состоянию на 1 января 2013 года в своем составе свыше 52,7 тыс. предприятий, в том числе:

- 19,7 тыс. стационарных предприятий розничной торговли;

- 10,8 тыс. предприятий общественного питания;

- 11,7 тыс. предприятий бытового обслуживания;

- 53 рынка;

- 10,5 тыс. нестационарных объектов (в том числе 8,5 - с круглогодичным периодом размещения).

Обеспеченность населения города Москвы предприятиями в сфере торговли и услуг в расчете на 1000 жителей в 2012 году составила:

- в торговле - 794 кв. м торговой площади;

- в общественном питании (общедоступная сеть) - 43,9 посадочных мест;

- в бытовом обслуживании - 6,9 рабочих мест.

Уровень обеспеченности предприятиями торговли, общественного питания и бытовых услуг отстает от градостроительных нормативов.

В целях обеспечения территориальной доступности товаров и услуг совместно с Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы разработаны и согласованы дифференцированные показатели обеспеченности предприятиями торговли, питания и бытового обслуживания, типология объектов шаговой (пешеходной) доступности районного и межрайонного значения, ведется разработка отраслевых схем размещения объектов торговли и услуг с учетом их специализации и видового разнообразия.

С учетом гипертрофированных размеров, которые приобрела в последние годы нестационарная розничная торговля, развивавшаяся стихийно и во многих случаях несанкционированно, Правительством Москвы были приняты меры по оптимизации схемы размещения и сокращению количества нестационарных торговых объектов.

В результате развития материально-технической базы предприятий оптовой торговли продовольствием сформирована инфраструктура из 25 распределительных центров, 15 комплексов оптовой торговли продовольствием и оптовых продовольственных рынков, способных обслуживать любой формат предприятий сферы торговли и услуг. Услугами данных предприятий пользуются около 50% магазинов шаговой (пешеходной) доступности.

Из 2,4 млн. тонн основных видов сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров, поступивших на предприятия оптово-продовольственного комплекса города Москвы, 70% составляла продукция отечественного производства.

Этому способствовало развитие межрегиональных связей, создание условий для налаживания информационного взаимодействия хозяйствующих субъектов с использованием Единой городской автоматизированной информационно-аналитической системы оптового продовольственного рынка Москвы, а также привлечение отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей и поставщиков продовольствия к формированию городских продовольственных ресурсов.

В целях реализации мероприятий по обеспечению доступности товаров и услуг для различных категорий граждан, в первую очередь, малообеспеченных, с сентября 2011 года по май 2012 года организациям комплекса социальной сферы было поставлено 25 тыс. тонн картофеля и овощей.

В 2012 году было организовано более 5000 ярмарок выходного дня, на которых реализовано свыше 62 тыс. тонн продовольствия.

В 2012 году сохранился баланс спроса и предложения по всем видам продовольствия, количественно и качественно улучшился рацион питания жителей города Москвы. Показатель норм потребления в расчете на одного жителя по мясу, рыбе, маслу растительному, сахару, крупам достиг в городе Москве норм, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 2 августа 2010 года N 593н "Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания".

Вместе с тем требуется дальнейшее совершенствование механизма обеспечения продовольственной безопасности города Москвы с учетом положений Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, необходимости развития агропромышленного комплекса на территориях, присоединенных к городу Москве, оптимизации объема и ассортимента продукции городского резервного продовольственного фонда, развития конкуренции на продовольственном рынке.

Стоимость минимального набора продуктов питания, входящих в потребительскую корзину, в декабре 2012 года составила 3088,21 рублей и увеличилась по отношению к декабрю 2011 года на 9,2%.