План мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в городе Москве"
План мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в городе Москве" (далее - "дорожная карта") разработан в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 2599-р, распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р.
1. Общее описание "дорожной карты"
Целью мероприятий "дорожной карты" является повышение качества медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы и их работников.
Площадь города Москвы по состоянию на 1 января 2012 года составляет 1,1 тыс.квадратных километров (1081 кв.км) с населением 11612943 чел. Плотность населения - 10644,3 чел. на один квадратный километр.
Возрастной состав населения характеризуется преобладанием лиц трудоспособного возраста. Количество лиц моложе трудоспособного возраста - 1520,7 тыс.чел., в трудоспособном возрасте - 7281,9 тыс.чел., старше трудоспособного возраста - 2838,3 тыс.чел. Рождаемость в 2012 году составляла 11,3 на 1000 населения, смертность - 9,9 на 1000 населения.
Как и в предыдущие годы, наиболее распространенными причинами смерти в 2012 году остались болезни системы кровообращения (55,8% в общем числе умерших), новообразования (21,2%) и внешние причины (5,8%).
Всего к началу 2013 года в городе Москве функционировало 472 медицинские организации государственной системы здравоохранения города Москвы.
Коечный фонд медицинских организаций государственной системы здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь населению города Москвы в условиях стационара, составляет 97015 коек (в том числе коек федеральных медицинских организаций - 16034, коек медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы (далее также - стационарное учреждение, больница города Москвы)80981). В результате проведенной в течение 5 лет реорганизации медицинских учреждений здравоохранения города Москвы круглосуточный коечный фонд сократился на 2,3% (2007 год - 82882 койки), в то же время увеличилась мощность дневных стационаров и составила 8513 коек, из них в медицинских учреждениях первичной медико-санитарной помощи города Москвы (далее - амбулаторно-поликлинические учреждения) - 6583 (77,3%). Рост коечного фонда дневных стационаров в сравнении с 2007 годом составил 48,3% (2007 год - 4 108 коек, в том числе 3399 - в амбулаторно-поликлинических учреждениях).
Сокращение коечного фонда в городе Москве с учетом коек федеральных медицинских организаций составило 2% (2007 год - 98961 койка). Мощность дневных стационаров увеличилась и составила 9046 коек, из них в амбулаторно-поликлинических учреждениях - 6687 (73,9%) (2007 год - 4411 коек, из них 3493 (79%) - в амбулаторно-поликлинических учреждениях). Рост коечного фонда дневных стационаров с учетом коечного фонда федеральных медицинских организаций в сравнении с 2007 годом составил 48,8%.
Модель организации оказания медицинской помощи в городе Москве представляет собой трехуровневую систему.
1.1. Ключевые особенности и состояние государственной системы здравоохранения города Москвы
Государственная система здравоохранения города Москвы на момент разработки "дорожной карты" (начало 2013 года) находится в условиях реализации Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 годы) "Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение)", утвержденной постановлением Правительства Москвы от 4 октября 2011 года N 461-ПП (далее Государственная программа "Столичное здравоохранение").
Цель и задачи Государственной программы "Столичное здравоохранение" в целом соответствуют целевым установкам мероприятий "дорожной карты" и направлены на:
- приведение мощности и структуры сети медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы в соответствие с потребностями населения в медицинской помощи;
- совершенствование технологий оказания медицинской помощи на различных этапах;
- повышение эффективности системы организации медицинской помощи;
- создание единого информационного пространства здравоохранения города Москвы;
- ликвидацию диспропорций в структуре и численности медицинских кадров, повышение квалификации кадров.
В среднесрочном периоде наиболее актуальными целевыми направлениями являются:
- реализация мер государственной политики, направленных на снижение смертности населения, прежде всего от основных причин смерти;
- профилактика, своевременное выявление и коррекция факторов риска неинфекционных заболеваний;
- диагностика и лечение на ранних стадиях заболеваний, которые обуславливают наибольший вклад в структуру смертности и инвалидизации населения;
- снижение материнской и младенческой смертности;
- повышение уровня рождаемости.
Оценка эффективности реализации мероприятий "дорожной карты" будет осуществляться путем сопоставления достигнутых значений по отношению к запланированным значениям целевых показателей, содержащихся в таблице "Целевые показатели реализации мероприятий "дорожной карты".
1.2. Структурные преобразования в государственной системе здравоохранения города Москвы
Выбор приоритетной модели развития государственной системы здравоохранения города Москвы, с одной стороны, ограничен существующими в Российской Федерации тенденциями развития сферы охраны здоровья граждан в Российской Федерации в целом и определяется курсом на установление эффективных организационных и экономических механизмов регулирования процесса оказания медицинской помощи населению. С другой стороны, относительно высокая ресурсная обеспеченность государственной системы здравоохранения города Москвы по сравнению со среднероссийскими показателями и высокий инфраструктурный потенциал города Москвы определяют возможность в относительно короткие сроки реализовать современную, технологически насыщенную и экономически эффективную модель государственной системы здравоохранения.
Оптимальным решением преобразования в государственной системе здравоохранения города Москвы, с точки зрения обеспечения доступности и качества медицинской помощи населению, является создание многоуровневой, пациентоориентированной бюджетно-страховой модели здравоохранения, основанной на интегральном развитии государственной системы здравоохранения, государственно-частного партнерства в сфере охраны здоровья и частной системы здравоохранения с сохранением государственного регулирования.