РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 2 апреля 2013 года N 178-РП
В целях повышения качества медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы и их работников, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 2599-р, распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р:
1. Утвердить План мероприятий ("дорожную карту") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в городе Москве" (приложение).
2. Департаменту здравоохранения города Москвы обеспечить своевременное осуществление комплекса мероприятий в соответствии с Планом мероприятий ("дорожной картой") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в городе Москве".
3. Возложить на Департамент здравоохранения города Москвы контрольную, координирующую и исполнительно-распорядительную функции при реализации Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в городе Москве".
4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Печатникова Л.М.
Мэр Москвы
С.С.Собянин
План мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в городе Москве"
План мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в городе Москве" (далее - "дорожная карта") разработан в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 2599-р, распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р.
1. Общее описание "дорожной карты"
Целью мероприятий "дорожной карты" является повышение качества медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы и их работников.
Площадь города Москвы по состоянию на 1 января 2012 года составляет 1,1 тыс.квадратных километров (1081 кв.км) с населением 11612943 чел. Плотность населения - 10644,3 чел. на один квадратный километр.
Возрастной состав населения характеризуется преобладанием лиц трудоспособного возраста. Количество лиц моложе трудоспособного возраста - 1520,7 тыс.чел., в трудоспособном возрасте - 7281,9 тыс.чел., старше трудоспособного возраста - 2838,3 тыс.чел. Рождаемость в 2012 году составляла 11,3 на 1000 населения, смертность - 9,9 на 1000 населения.
Как и в предыдущие годы, наиболее распространенными причинами смерти в 2012 году остались болезни системы кровообращения (55,8% в общем числе умерших), новообразования (21,2%) и внешние причины (5,8%).
Всего к началу 2013 года в городе Москве функционировало 472 медицинские организации государственной системы здравоохранения города Москвы.
Коечный фонд медицинских организаций государственной системы здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь населению города Москвы в условиях стационара, составляет 97015 коек (в том числе коек федеральных медицинских организаций - 16034, коек медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы (далее также - стационарное учреждение, больница города Москвы)80981). В результате проведенной в течение 5 лет реорганизации медицинских учреждений здравоохранения города Москвы круглосуточный коечный фонд сократился на 2,3% (2007 год - 82882 койки), в то же время увеличилась мощность дневных стационаров и составила 8513 коек, из них в медицинских учреждениях первичной медико-санитарной помощи города Москвы (далее - амбулаторно-поликлинические учреждения) - 6583 (77,3%). Рост коечного фонда дневных стационаров в сравнении с 2007 годом составил 48,3% (2007 год - 4 108 коек, в том числе 3399 - в амбулаторно-поликлинических учреждениях).
Сокращение коечного фонда в городе Москве с учетом коек федеральных медицинских организаций составило 2% (2007 год - 98961 койка). Мощность дневных стационаров увеличилась и составила 9046 коек, из них в амбулаторно-поликлинических учреждениях - 6687 (73,9%) (2007 год - 4411 коек, из них 3493 (79%) - в амбулаторно-поликлинических учреждениях). Рост коечного фонда дневных стационаров с учетом коечного фонда федеральных медицинских организаций в сравнении с 2007 годом составил 48,8%.
Модель организации оказания медицинской помощи в городе Москве представляет собой трехуровневую систему.
1.1. Ключевые особенности и состояние государственной системы здравоохранения города Москвы
Государственная система здравоохранения города Москвы на момент разработки "дорожной карты" (начало 2013 года) находится в условиях реализации Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 годы) "Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение)", утвержденной постановлением Правительства Москвы от 4 октября 2011 года N 461-ПП (далее Государственная программа "Столичное здравоохранение").
Цель и задачи Государственной программы "Столичное здравоохранение" в целом соответствуют целевым установкам мероприятий "дорожной карты" и направлены на:
- приведение мощности и структуры сети медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы в соответствие с потребностями населения в медицинской помощи;
- совершенствование технологий оказания медицинской помощи на различных этапах;
- повышение эффективности системы организации медицинской помощи;
- создание единого информационного пространства здравоохранения города Москвы;
- ликвидацию диспропорций в структуре и численности медицинских кадров, повышение квалификации кадров.
В среднесрочном периоде наиболее актуальными целевыми направлениями являются:
- реализация мер государственной политики, направленных на снижение смертности населения, прежде всего от основных причин смерти;
- профилактика, своевременное выявление и коррекция факторов риска неинфекционных заболеваний;
- диагностика и лечение на ранних стадиях заболеваний, которые обуславливают наибольший вклад в структуру смертности и инвалидизации населения;
- снижение материнской и младенческой смертности;
- повышение уровня рождаемости.
Оценка эффективности реализации мероприятий "дорожной карты" будет осуществляться путем сопоставления достигнутых значений по отношению к запланированным значениям целевых показателей, содержащихся в таблице "Целевые показатели реализации мероприятий "дорожной карты".
1.2. Структурные преобразования в государственной системе здравоохранения города Москвы
Выбор приоритетной модели развития государственной системы здравоохранения города Москвы, с одной стороны, ограничен существующими в Российской Федерации тенденциями развития сферы охраны здоровья граждан в Российской Федерации в целом и определяется курсом на установление эффективных организационных и экономических механизмов регулирования процесса оказания медицинской помощи населению. С другой стороны, относительно высокая ресурсная обеспеченность государственной системы здравоохранения города Москвы по сравнению со среднероссийскими показателями и высокий инфраструктурный потенциал города Москвы определяют возможность в относительно короткие сроки реализовать современную, технологически насыщенную и экономически эффективную модель государственной системы здравоохранения.
Оптимальным решением преобразования в государственной системе здравоохранения города Москвы, с точки зрения обеспечения доступности и качества медицинской помощи населению, является создание многоуровневой, пациентоориентированной бюджетно-страховой модели здравоохранения, основанной на интегральном развитии государственной системы здравоохранения, государственно-частного партнерства в сфере охраны здоровья и частной системы здравоохранения с сохранением государственного регулирования.
Реструктуризация, как общий способ повышения эффективности государственной системы здравоохранения города Москвы, влияющий на качество и доступность оказания медицинской помощи, является важнейшим инструментом вмешательств в главные компоненты системы государственной системы здравоохранения города Москвы, которыми являются первичная медико-санитарная помощь и стационарное звено.
Главной целью реализации структурных преобразований является повышение удельного веса первичной медико-санитарной помощи в общем объеме оказываемой медицинской помощи населению.
В рамках проводимых структурных преобразований приоритетными направлениями являются:
- развитие и повышение удельного веса первичной медико-санитарной помощи;
- оптимизация стационарного (больничного) звена оказания медицинской помощи;
- повышение финансовой эффективности медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы;
- приоритетное развитие современных эффективных технологий профилактики и реабилитации;
- информатизация государственной системы здравоохранения города Москвы;
- эффективное использование кадровых ресурсов.
Приоритетными эффективными технологиями медицинского обслуживания, внедряемыми в деятельность медицинских учреждений здравоохранения города Москвы, являются стационарозамещающие технологии: дневные стационары, центры амбулаторной хирургии, организация новых форм обслуживания на дому, включая развитие патронажной службы для проведения активных посещений хронических больных на дому, и другие.
Особенностью трехуровневой системы организации оказания медицинской помощи в условиях города Москвы является то, что в одном медицинском учреждении здравоохранения города Москвы может сочетаться несколько уровней по разным видам медицинской помощи с наличием единых профильных медицинских центров, осуществляющих полное методическое обеспечение, мониторинг заболеваемости и контроль за оказанием медицинской помощи.
Таким образом, важнейшими следствиями структурных преобразований в государственной системе здравоохранения города Москвы станут:
- частичное замещение стационарного звена, в том числе через развитие стационарозамещающих технологий обслуживания;
- повышение степени управляемости и экономической эффективности государственной системы здравоохранения города Москвы;
- повышение качества и доступности оказываемой медицинской помощи;
- ликвидация кадровой диспропорции стационарного и амбулаторного звеньев.
В общем объеме медицинской помощи удельный вес первичной медико-санитарной помощи с нынешних 40% за счет реструктуризации и роста отдельных составляющих увеличится до 60%. Пропорционально снизится доля оказываемой стационарной помощи, в том числе за счет сокращения избыточных объемов, передачи части объемов и мощностей в ведомственные и федеральные медицинские организации, медицинские организации частной системы здравоохранения, за счет создания государственно-частных партнерств в сфере охраны здоровья и привлечения частных медицинских организаций к выполнению Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве.
1.2.1. Первичная медико-санитарная помощь
В рамках структурных преобразований в государственной системе здравоохранения города Москвы сформирована трехуровневая система оказания первичной медико-санитарной помощи за счет реструктуризации сети медицинских учреждений здравоохранения города Москвы, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях.
Реструктуризация медицинских учреждений здравоохранения города Москвы, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, проведена путем слияния 4 - 5 амбулаторно-поликлинических учреждений в одно юридическое лицо. При этом реорганизуемые амбулаторно-поликлинические учреждения преобразованы в обособленные подразделения - филиалы.
Укрупнение амбулаторно-поликлинических учреждений позволило сократить административно-управленческий персонал, объединить контингенты прикрепленного населения (до 250-300 тысяч чел.) с целью более рационального использования ресурсов таких учреждений, включая обеспечение лучшей доступности диагностических услуг, повышения степени управляемости и оперативности амбулаторного обслуживания пациентов.
В целях усовершенствования системы маршрутизации больных в сформированных амбулаторно-поликлинических объединениях (амбулаторные центры) в зависимости от функциональных задач выделяется три уровня оказания первичной медико-санитарной помощи.
Первый уровень (первичный). На данном уровне осуществляется организация и проведение мероприятий по профилактике, раннему выявлению и лечению заболеваний и состояний, наблюдение за течением беременности, формирование здорового образа жизни, в том числе снижение уровня факторов риска заболеваний, и санитарно-гигиеническое просвещение. Оказание неотложной медицинской помощи при острых и внезапных заболеваниях, травмах, отравлениях и других несчастных случаях.
Второй уровень (специализированный). На данном уровне осуществляется профилактика, диагностика и лечение заболеваний и состояний, требующих применения специальных методов исследований, обеспечение консультативной и диагностической помощью по профилю заболевания, определение рекомендаций по дальнейшему лечению больных.
Третий уровень (специализированный консультативно-диагностический, в том числе высокотехнологичный). На данном уровне осуществляется консультативно-диагностическая помощь с применением ресурсоемких диагностических технологий, в том числе с использованием дневного стационара, использование имеющегося клинического и научно-практического потенциала.
Оптимальное распределение медицинских ресурсов и медицинских кадров в соответствии с представленной моделью позволяет на первом уровне значительно активизировать профилактическую работу (профилактические осмотры, дополнительная диспансеризация работающего населения, диспансеризация декретированных групп населения), работу Центров здоровья, как подразделений медицинских учреждений здравоохранения города Москвы, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, укрепить участковую терапевтическую службу.
Для обеспечения преемственности между медицинскими учреждениями здравоохранения города Москвы, оказывающими первичную медико-санитарную помощь, и Станцией скорой и неотложной медицинской помощи им.А.С.Пучкова (далее - Станция скорой и неотложной медицинской помощи), а также исключения несвойственной для скорой медицинской помощи функции по оказанию неотложной медицинской помощи сформированы отделения неотложной медицинской помощи для оказания помощи при состояниях и обострениях хронических заболеваний, не опасных для жизни и не требующих оказания скорой медицинской помощи. Работа отделений неотложной помощи организуется по принципу "одного звонка" через пульт "03" с последующей передачей и контролем исполнения вызовов.
Развитие отделений неотложной медицинской помощи на базе медицинских учреждений первичной медико-санитарной помощи города Москвы позволяет в плановом порядке перенести часть объемов дорогостоящих вызовов бригад скорой медицинской помощи на медицинские учреждения первичной медико-санитарной помощи.
Конечной целью создания отделений неотложной медицинской помощи является разделение к 2014 году скорой и неотложной медицинской помощи, повышение эффективности использования имеющихся ресурсов Станции скорой и неотложной медицинской помощи.
Формирование и развитие представленной модели направлено на реализацию приоритетных принципов функционирования государственной системы здравоохранения города Москвы: территориальность и участковость, этапность оказания медицинской помощи, профилактическая направленность.
Внедрение данной модели позволит компенсировать неравномерность развития первичной медико-санитарной помощи, что необходимо для повышения качества и доступности медицинского обслуживания населения.
Для повышения доступности населению города Москвы медицинской помощи, оказываемой в условиях стационара, дальнейшее свое развитие получат стационарозамещающие технологии. Данное мероприятие позволит в полном объеме использовать дорогостоящее оборудование и медицинскую технику, оптимизировать работу коечного фонда, а также снизить сроки ожидания плановой медицинской помощи и компенсировать дефицит врачей-специалистов. Частичное замещение стационарного звена произойдет за счет создания условий для развития медицинской профилактики, системы амбулаторного долечивания. В результате пропорционально снизится доля оказываемой медицинской помощи в стационарных условиях, в том числе за счет сокращения ее избыточных объемов.
Развитие профилактической направленности работы государственной системы здравоохранения города Москвы происходит в рамках базовых структурных и функциональных преобразований и предполагает следующие меры:
- формирование и развитие отделений профилактики, оптимизация работы Центров здоровья в амбулаторно-поликлинических учреждениях;