Недействующий
Внимание! Об изменениях документа см. ярлык "Оперативная информация"
Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 августа 2012 года N 1068/32

     
Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Формирование туристской инфраструктуры и развитие туризма в Московской области на 2013-2018 годы"

(с изменениями на 13 марта 2013 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2014 года на основании
постановления Правительства Московской области
 от 27 декабря 2013 года N 1158/57

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Московской области от 13 марта 2013 года N 163/10 (Ежедневные Новости. Подмосковье, N 56, 29.03.2013).

____________________________________________________________________

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Московской области от 04.05.2008 N 327/15 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Московской области, их формирования и реализации" и постановлением Правительства Московской области от 28.08.2012 N 1055/32 "О разработке долгосрочной целевой программы Московской области "Формирование туристской инфраструктуры и развитие туризма в Московской области на 2013-2018 годы" Правительство Московской области

постановляет:

Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу Московской области "Формирование туристской инфраструктуры и развитие туризма в Московской области на 2013-2018 годы".

Вице-губернатор -
Председатель
Правительства
Московской области
А.В.Шаров

     

     

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Московской области
от 29 августа 2012 года N 1068/32

     
Долгосрочная целевая Программа Московской области "Формирование туристской инфраструктуры и развитие туризма в Московской области на 2013-2018 годы"

(с изменениями на 13 марта 2013 года)

     

     

ПАСПОРТ
Долгосрочной целевой Программы Московской области "Формирование туристской инфраструктуры и развитие туризма в Московской области на 2013-2018 годы"

Наименование Программы

Долгосрочная целевая программа Московской области "Формирование туристской инфраструктуры и развитие туризма в Московской области на 2013-2018 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018) годы";

постановление Правительства Московской области от 04.05.2008 N 327/15 "Об утверждении порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Московской области, их формирования и реализации";

постановление Правительства Московской области от 28.08.2012 N 1055/32 "О разработке долгосрочной целевой программы Московской области "Формирование туристской инфраструктуры и развитие туризма в Московской области на 2013-2018 годы"

Государственный заказчик Программы

Министерство физической культуры, спорта, туризма и работы с молодежью Московской области

Разработчик Программы

Министерство физической культуры, спорта, туризма и работы с молодежью Московской области

Цель Программы

Повышение конкурентоспособности туристского рынка Московской области, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах

Задачи Программы:

Развитие рынка туристских услуг на территории Московской области и создание благоприятных условий для развития внутреннего и въездного туризма;

продвижение туристского продукта, предоставляемого на территории Московской области, на мировом и внутреннем туристских рынках;

развитие туристской инфраструктуры

Срок реализации Программы

2013-2018 годы

Исполнители Программы

Министерство физической культуры, спорта, туризма и работы с молодежью Московской области;

органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области;

организации, определяемые в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Законом Московской области N 196/2005-ОЗ "О закупках и поставках продукции для государственных нужд Московской области"

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем средств, направляемых на реализацию мероприятий Программы:

всего - 6305449,7 тыс. рублей, в том числе по годам:

2013 год - 1040956,5 тыс. рублей;

2014 год - 1042529,0 тыс. рублей;

2015 год - 1046033,0 тыс. рублей;

2016 год - 1054676,8 тыс. рублей;

2017 год - 1057876,3 тыс. рублей;

2018 год - 1063378,1 тыс. рублей.

Из них по источникам:

1. Средства бюджета Московской области:

всего - 517835,4 тыс. рублей, в том числе по годам:

2013 год - 85109,0 тыс. рублей;

2014 год - 83659,0 тыс. рублей;

2015 год - 83569,8 тыс. рублей

2016 год - 88451,6 тыс. рублей;

2017 год - 87995,0 тыс. рублей;

2018 год - 89050,9 тыс. рублей;

2. Средства бюджета муниципальных образований Московской области:

всего - 116054,5 тыс. рублей, в том числе по годам:

2013 год - 18750,0 тыс. рублей;

2014 год - 19025,0 тыс. рублей;

2015 год - 19202,7 тыс. рублей;

2016 год - 19508,1 тыс. рублей;

2017 год - 19666,3 тыс. рублей;

2018 год - 19902,3 тыс. рублей;

3. Средства федерального бюджета:

всего - 1856169,3 тыс. рублей, в том числе по годам:

2013 год - 300627,5 тыс. рублей;

2014 год - 303600,0 тыс. рублей;

2015 год - 307243,2 тыс. рублей

2016 год - 310930,1 тыс. рублей;

2017 год - 314661,3 тыс. рублей;

2018 год - 319107,2 тыс. рублей;

4.Внебюджетные источники:

всего - 3815390,5 тыс. рублей, в том числе по годам:

2013 год - 636470,0 тыс. рублей;

2014 год - 636245,0тыс. рублей;

2015 год - 636017,3 тыс. рублей;

2016 год - 635786,9 тыс. рублей;

2017 год - 635553,7 тыс. рублей;

2018 год - 635317,7 тыс. рублей.

(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Московской области от 13 марта 2013 года N 163/10. - См. предыдущую редакцию)

Планируемые результаты Программы (количественные и качественные показатели эффективности реализации Программы)

По итогам реализации Программы будут получены следующие результаты:

увеличение численности граждан, размещенных в коллективных средствах размещения в 2 раза от уровня 2011 года.

Увеличение числа лиц, обслуженных туристскими фирмами, в 1,3 раза от уровня 2011 года.

Увеличение количества иностранных туристов, размещенных в коллективных средствах размещения, в 1,4 раза от уровня 2011 года.

Увеличение количества российских туристов из других регионов Российской Федерации в 1,5 раза от уровня 2011 года.

Увеличение площади номерного фонда коллективных средств размещения в 2,2 раза от уровня 2011 года.

Увеличение количества койко-мест в коллективных средствах размещения в 1,9 раза от уровня 2011 года.

Рост занятости населения Московской области в туристской сфере (средства размещения, туристско-рекреационные комплексы, туристские фирмы) в 1,8 раза от уровня 2011 года.

Увеличение дохода консолидированного бюджета Московской области за счет увеличения объема производства услуг в отрасли (увеличение объема платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения туристов в 2,6 раза от уровня 2011 года и объема платных туристских услуг оказанных населению в 1,9 раза от уровня 2011 года).

Прирост инвестиций в основной капитал средств размещения (гостиницы, места для временного проживания) на 50 процентов от уровня 2011 года.

     

     

1. Характеристика проблемы в сфере туризма Московской области и прогноз развития ситуации с учетом реализации Программы


Развитие мирового туристского рынка способствует повышению интереса к поиску путей эффективного развития туризма в России. Туризм - одна из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики. Однако в настоящее время туризм в Московской области не является значительным источником дохода в бюджеты всех уровней.

Туризм играет важную роль в решении социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости и повышение благосостояния населения страны. В настоящее время туризм является одним из важных направлений, влияющих на рост экономики, в том числе на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги туристских компаний, коллективные средства размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной и иной продукции, питание, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли, тем самым выступая катализатором социально-экономического развития региона.

Важными факторами, оказывающими влияние на доходность туризма, являются природно-климатические и историко-культурные ресурсы, а также политический климат и уровень благоприятствования государственной политики в отношении туризма. Сочетание богатого культурно-исторического наследия Московской области с ее природно-ресурсными возможностями должно способствовать развитию в регионе различных видов туризма - культурно-познавательного, делового, оздоровительного, событийного, паломнического, водного, активного, и др.

По экспертным оценкам туристский потенциал Московской области составляет не менее 20 процентов туристских ресурсов России. Сегодня на территории Подмосковья насчитывается более 6400 объектов исторического и культурного наследия - это около 5 процентов всех памятников истории и культуры Российской Федерации. В том числе 1722 объекта культурного наследия федерального значения, что составляет 16 процентов от всего числа в целом по стране, 2426 памятников регионального (областного) значения и 2253 выявленных объекта, представляющих историческую и культурную ценность.

По типологической принадлежности в составе общего объема памятников насчитывается 2609 объектов гражданской архитектуры, более 1400 объектов церковного назначения (церквей, часовен и монастырей), 341 усадьба и 350 памятников воинской славы.

В Московской области осуществляют свою деятельность 88 музеев (включая выставочные залы, картинные галереи, музейно-выставочные центры), из них федеральных музеев - 5, в том числе находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации - 5, подведомственных Министерству культуры Московской области - 14, муниципальных - 69.

Московская область исторически является центром Русской Православной церкви, на ее территории расположено более 1000 монастырей и церквей.

В настоящее время на территории Московской области насчитывается более 200 усадебных комплексов, существуют старейшие художественные промысловые центры, которые известны далеко за пределами нашей страны и олицетворяют собой для всего мира образ России.

Московскую область с населением чуть более 7 млн. человек ежегодно посещает более 2,3 млн. туристов, что свидетельствует о значимости сферы туризма в создании положительной динамики социально-экономического развития территории.

Число туристов, посетивших Московскую область в 2011 году, увеличилось по сравнению с 2010 годом на 1,9 процента и составило 2038 тыс. человек, в том числе 102 тыс. иностранных граждан.

Спрос на рекреационные услуги связан в основном с посещением памятников культурно-исторического наследия и с различными формами отдыха на природе.

Для обеспечения такого притока туристов в Московской области действует взаимосвязанная по мощности и структуре материальная база туризма, рассчитанная на удовлетворение потребностей и уровней обслуживания различных категорий российских и иностранных туристов. Под материальной базой туризма понимаются существующие и создаваемые гостиницы, различные по вместимости и классу обслуживания, рекреационные объекты, современные мотели, кемпинги, учреждения для мобильного туризма, сети специализированных предприятий по производству и торговле, транспортные сооружения, коммунально-бытовые объекты, инженерные сети.

Количество работающих на территории Московской области коллективных средств размещения (гостиницы, пансионаты, базы отдыха, турбазы) (далее - КСР) за 2011 год составило 440 единиц.

По результатам анализа объемов платных услуг, оказанных населению предприятиями туриндустрии Московской области, из последних пяти лет наиболее успешным был 2008 год. Общий объем платных услуг в сфере туризма в 2008 году составил 14483,4 млн. рублей. В 2009 году, в условиях мирового финансового кризиса, произошло снижение объемов туристских услуг, услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, санаторно-оздоровительных услуг, общий объем платных услуг в сфере туризма составил 12986,1 млн. рублей. В 2010 году данный показатель составил 12928,6 млн. рублей, что меньше показателя 2009 года на 0,4 процента или 57,5 млн. рублей. В 2011 году также сохранилась отрицательная динамика показателя платных услуг сферы туризма (туристских услуг, услуг гостиниц и аналогичных мест размещения, санаторно-оздоровительных услуг) - 12786,8 млн. рублей.

Туристский потенциал Московской области используется не в полном объеме, строительство туристских объектов осуществляется хаотично. В связи с этим возникла необходимость комплексного и системного подхода к развитию внутреннего и въездного туризма в Московской области.

Дальнейшее развитие туристских объектов и комплексов невозможно без создания необходимой обеспечивающей инфраструктуры.

Туристская инфраструктура - это комплекс действующих сооружений и сетей производственного, социального и рекреационного назначения, предназначенный для функционирования сферы туризма, обеспечивающий нормальный доступ туристов к туристским ресурсам и их надлежащее использование в целях туризма, а также обеспечение жизнедеятельности предприятий индустрии туризма.

В городах и районах Московской области неравномерно сформирована туристская инфраструктура. Недостаточное количество гостиниц класса 2-3 звезды, придорожного сервиса, подъездных путей к объектам показа, объектов питания, муниципальных зон массового отдыха и др.

Развитие сферы туризма Московской области во многом зависит от эффективности государственного регулирования и поддержки бизнеса. Использование научно обоснованного эффективного потенциала, российских традиций гостеприимства и международного опыта позволит туристским центрам и курортам Московской области на современном уровне удовлетворять потребности в туристских услугах граждан Российской Федерации и иностранных граждан.

Ресурсные возможности региона позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры, а также строительства гостиниц экономкласса (2-3 звезды) существенно увеличить прием туристов в область.

Для удовлетворения спроса потребителей на туристские услуги на территории Московской области предполагается формирование современных туристско-рекреационных центров, объединенных единым брендом "Губернское кольцо Подмосковья", который будет позиционироваться как уникальный региональный туристский продукт. Развитие на их основе культурно-познавательного, событийного, религиозного, делового, социального и других видов туризма позволит сформировать туристскую инфраструктуру и ближе познакомить широкие слои населения Московской области с культурно-историческим наследием Подмосковья, неразрывно связанным с историей всей нашей страны, достижениями в различных сферах науки, техники, искусства.

В рамках проекта будут созданы условия для ускоренного развития туристской инфраструктуры, обеспечивающей интенсивный прирост внутреннего и въездного туристских потоков, а также оказывающей мультипликативный эффект на развитие сферы сопутствующих услуг и смежных отраслей экономики.

Туристско-рекреационный кластер "Губернское кольцо Подмосковья" представляет собой комплекс взаимосвязанных объектов рекреационной и культурной направленности - коллективных средств размещения, предприятий питания и сопутствующих сервисов, снабженных необходимой обеспечивающей инфраструктурой (объекты канализационной сети и очистные сооружения, транспортная и инженерная инфраструктуры, сети электроснабжения, связи и теплоснабжения, газопровод, водопровод, канализация и др.).

Первоочередным является строительство коллективных средств размещения (гостиниц, гостиничных комплексов, кемпингов).

Системное развитие туризма позволит значительно увеличить поток туристов в Московскую область и, как следствие, обеспечить рост поступлений в бюджет, а с другой стороны, учитывая воздействие туризма на все стороны жизни общества, развитие смежных отраслей экономики и повышение занятости населения.

Основными проблемами в развитии туристско-рекреационного комплекса Московской области являются:

недостаточно развитая туристская инфраструктура, малое количество гостиничных средств размещения с международным уровнем сервиса, предприятий общественного питания, обслуживающих туристов, транспорта туристского класса, что приводит к высокой стоимости услуг, предлагаемых туристам, существенно превышающей среднеевропейский уровень;

препятствия для привлечения инвестиций в туристскую инфраструктуру, состоящие в отсутствии готовых инвестиционных площадок, невыгодных условиях аренды земельных участков, наличии административных барьеров;

сохраняющийся дефицит квалифицированных профессиональных кадров, особенно среднеспециального и среднепрофессионального уровня обучения, что определяет невысокое качество обслуживания в секторах туристской индустрии;

недостаточный объем финансовых средств, выделяемых на продвижение внутреннего и въездного туризма Московской области, как внутри страны, так и на зарубежных направляющих рынках, что затрудняет деятельность по целенаправленному формированию позитивного имиджа Подмосковья как региона, благоприятного для туризма.

Необходимость устранения выявленных проблем развития туризма в Московской области требует системного подхода к решению сформулированных задач развития туризма, скоординированных действий органов исполнительной власти Московской области и органов местного самоуправления, привлечения финансовых средств из различных источников и использования специальных инструментов контроля и повышения эффективности бюджетных расходов, а значит, требует более высокого в целом уровня управления деятельностью по развитию туризма в Московской области.

2. Цели и задачи Программы


Цель Программы - повышение конкурентоспособности туристского рынка Московской области, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах.

Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:

развитие рынка туристских услуг на территории Московской области и создание благоприятных условий для развития внутреннего и въездного туризма;

продвижение туристского продукта, предоставляемого на территории Московской области, на мировом и внутреннем туристских рынках;

развитие туристской инфраструктуры.

Для решения задачи 1 "Развитие рынка туристских услуг на территории Московской области и создание благоприятных условий для развития внутреннего и въездного туризма" необходимо осуществление следующих мероприятий:

организация и проведение ежегодных профильных конкурсов, фестивалей для организаций туристской индустрии Московской области, в том числе конкурса "Лучшая организация туристской индустрии в Московской области", конкурса профессионального мастерства на звание "Лучший по профессии" в индустрии туризма Московской области, конкурса на развитие существующих и освоение новых пляжных зон и традиционно сложившихся мест отдыха на территории Московской области, фестиваля предприятий туриндустрии Московской области;

организация и проведение ряда обучающих мероприятий для повышения уровня профессиональной подготовки для представителей объектов туристской индустрии и руководителей органов управления в сфере туристской деятельности муниципальных образований Московской области, в том числе межрегиональной научно-практической конференции по туризму, областного учебно-практического семинара по вопросам совершенствования работы в сфере туристской деятельности муниципальных образований Московской области;

информационное сопровождение и методическое обеспечение развития сферы туризма, в том числе оказание методического обеспечения реестра туристских ресурсов, оказание методической поддержки развитию приоритетных видов туризма и современных форм развития сферы туризма, изготовление информационного вестника "Туристские событийные мероприятия Московской области" и "Справочника путешественника по Московской области".

Для решения задачи 2 "Продвижение туристского продукта, предоставляемого на территории Московской области, на мировом и внутреннем туристских рынках" необходимо осуществление следующих мероприятий:

организация и проведение мероприятий, способствующих продвижению Московской области на международном и отечественном туристских рынках, в том числе участие в ежегодной Международной туристской выставке "Интурмаркет", Московской международной ярмарке путешествий "MITF", Международной туристской выставке "MITT", Международной туристской выставке "Отдых/Leisure", организация и проведение форума "Подмосковье: отдых и туризм", организация и проведение информационных туров в рамках разработки новых и перспективных туристских маршрутов, в том числе научно-образовательного туризма, и популяризации событийных мероприятий Московской области.

(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Московской области от 13 марта 2013 года N 163/10. - См. предыдущую редакцию)

Для решения задачи 3 "Развитие туристской инфраструктуры" необходимо осуществление следующих мероприятий:

маркетинговые исследования туристского потенциала и туристской индустрии Московской области;