РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 22 марта 2012 года N 63-р
О внесении изменения в распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 04.04.2011 N 73-р
1. Внести изменение в распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 04.04.2011 N 73-р "Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры", изложив Приложение к распоряжению в редакции согласно Приложению к настоящему распоряжению.
2. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя председателя Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга Колосову Г.В.
Председатель Комитета
по социальной политике
Санкт-Петербурга
А.Н.Ржаненков
Методические рекомендации
по организации деятельности по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры
Настоящие Методические рекомендации по организации деятельности по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры (далее - Методические рекомендации) предназначены для работников территориальных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (далее - администрации районов), а также для организаций независимо от организационно-правовых форм, осуществляющих деятельность по созданию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов, и устанавливают соответствие объектов социальной инфраструктуры нормативным требованиям по обеспечению беспрепятственного доступа к этим объектам инвалидов и других маломобильных групп населения (далее - нормативные требования). Основным способом получения информации о доступности объектов является обследование (анкетирование) объектов социальной инфраструктуры на соответствие нормативным требованиям, оформленное соответствующим документом (актом, анкетой).
Результаты обследования (анкетирования) объектов являются основой для формирования:
- мероприятий по приведению объектов социальной инфраструктуры (далее - ОСИ) в соответствие с нормативными требованиями и созданию в конечном итоге условий для беспрепятственного доступа инвалидов к ОСИ;
- электронных паспортов ОСИ;
- карт доступности ОСИ районов.
Методические рекомендации позволят:
- унифицировать процесс обследования ОСИ на предмет их доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения (далее - МГН);
- автоматизировать процесс обработки информации о степени доступности ОСИ для МГН посредством подсистемы "Доступная среда" автоматизированной информационной системы "Электронный социальный регистр населения Санкт-Петербурга" (далее - подсистема "Доступная среда");
- оптимизировать управленческие решения по приведению мероприятий по обеспечению доступности ОСИ для МГН в соответствие с нормативными требованиями.
Анкетирование ОСИ на предмет их доступности для МГН (далее - анкетирование) - сбор сведений о соответствии ОСИ нормативным требованиям в части обеспечения доступной среды жизнедеятельности для МГН.
Доступность (безбарьерность) - свойство здания, помещения, места обслуживания, позволяющее беспрепятственно достичь места и воспользоваться услугой.
Маломобильные группы населения - люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К МГН относятся: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.п.
Объекты социальной инфраструктуры - здания, сооружения, их комплексы и входящие в их состав помещения многоквартирных домов, учреждений социального, медицинского, бытового, культурно-зрелищного, торгового, кредитно-финансового, банковского, гостиничного, туристического, санаторно-курортного и пассажирского обслуживания населения, воспитания, образования, отдыха, туризма, спорта и трудовой деятельности, по предоставлению услуг связи и информационных услуг, иных учреждений и организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности и обслуживанием населения, а также участки и элементы застройки территорий указанных учреждений, а также все виды железнодорожного, воздушного, водного, междугородного автомобильного транспорта, городского и пригородного пассажирского транспорта.
Система средств информации (информационные средства) - совокупность носителей информации, обеспечивающих для МГН своевременное ориентирование в пространстве, способствующих безопасности и удобству передвижения, а также информирующих о свойствах среды жизнедеятельности.
Тамбур - проходное пространство между дверями, служащее для защиты от проникания холодного воздуха, дыма и запахов при входе в здание, лестничную клетку или другие помещения.
Понятия и термины, используемые в настоящих Методических рекомендациях, не указанные в настоящем пункте, применяются в значениях, определенных федеральным законодательством и законодательством Санкт-Петербурга.
Для определения ОСИ, подлежащих обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН и последующего формирования Реестра ОСИ государственных учреждений, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга и негосударственных учреждений (организаций), а также государственных учреждений, неподведомственных администрациям районов Санкт-Петербурга (далее - Реестр ОСИ), целесообразно привлечь к указанной работе районный центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов, при его отсутствии, структурное подразделение районного комплексного центра социального обслуживания населения, занимающегося социальной реабилитацией инвалидов (далее - Центр). Реестр ОСИ формируется по форме в соответствии с приложением N 1 к Методическим рекомендациям.
Результатом обследования ОСИ на предмет доступности для МГН является заполненная анкета по определению доступности ОСИ для инвалидов и других МГН (далее - Анкета).
Анкета (приложение N 2 к Методическим рекомендациям) разработана на основании нормативных документов по обеспечению доступности ОСИ для МГН и с учетом дальнейшей автоматизированной обработки в подсистеме "Доступная среда". Инструкция по заполнению Анкеты приведена в приложении N 1 к Анкете. Пример заполнения Анкеты приведен в приложении N 2 к Анкете.
Анкетированию подлежат все введенные в эксплуатацию ОСИ.
Перечень приоритетных видов объектов социальной, транспортной, производственной инфраструктуры, подлежащих первоочередному анкетированию представлен в приложении N 3 к Методическим рекомендациям.
Перечень нормативно-методических документов, которыми следует руководствоваться при проведении анкетирования объектов социальной инфраструктуры, приведен в приложении N 4 к Методическим рекомендациям.
В администрациях районов Санкт-Петербурга создаются комиссии, занимающиеся вопросами доступности ОСИ для МГН. Для организации и координации деятельности по вопросам обеспечения доступности ОСИ для МГН, в целях приведения к единообразию деятельности вышеуказанных комиссий, рекомендуется именовать их "Комиссия по координации деятельности и контролю в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения" (далее - Комиссия). Примерное положение о Комиссии представлено в приложении N 5 к Методическим рекомендациям.
3.1. Организация деятельности по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в государственных ОСИ, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга.
В соответствии с п.1.1. распоряжения Правительства Санкт-Петербурга от 29.04.2008 N 44-рп "Об организации работы администраций районов Санкт-Петербурга по обеспечению капитального и текущего ремонта зданий и помещений государственных учреждений Санкт-Петербурга, подведомственных администрациям районов Санкт-Петербурга" в районах Санкт-Петербурга созданы районные службы заказчика.
Учитывая цели и задачи районных служб заказчиков, рекомендуется возложить обязанности по оказанию содействия в формировании перечня работ по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН в государственных учреждениях, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга, на районную службу заказчика.
Деятельность по созданию условий для беспрепятственного доступа МГН в государственных учреждениях, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга, рекомендуется осуществлять в соответствии с алгоритмом действий N 1 (приложение N 6 к Методическим рекомендациям).
3.2. Организация деятельности по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в ОСИ негосударственных учреждений (организаций), а также в ОСИ государственных учреждений, неподведомственных администрациям районов Санкт-Петербурга.
Важное значение для жизнедеятельности инвалидов имеют ОСИ негосударственных учреждений (организаций) - магазины, аптеки, рынки, кредитно-финансовые организации, учреждения культуры, общественного питания, бытового обслуживания и др. Эти организации в соответствии с Федеральным законом 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" должны также создавать условия для беспрепятственного доступа инвалидов к ОСИ.
Анкетирование ОСИ негосударственных учреждений (организаций), а также ОСИ государственных учреждений, неподведомственных администрациям районов Санкт-Петербурга, может проводиться двумя способами.
3.2.1. Первый способ - организация, которой принадлежит ОСИ (в том числе на правах аренды) и которая добровольно намерена обеспечить доступность ОСИ для МГН, заполняет направленную Центром Анкету. Заполненная Анкета, вместе с фотографиями существующих зон ОСИ подлежит передаче в Комиссию или Центр.
При осуществлении этой работы необходимо также информировать руководителей учреждений (организаций) о том, что в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 14.07.2004 N 387-58 "О методике определения арендной платы за объекты нежилого фонда, арендодателем которых является Санкт-Петербург" арендаторам возмещаются затраты на создание для инвалидов беспрепятственного доступа к ОСИ.
Учреждения (организации) на договорной основе могут привлекать к анкетированию ОСИ другие организации, осуществляющие свою деятельность, согласно уставным документам, в области обеспечения условий доступности ОСИ для МГН.
Деятельность по созданию условий для беспрепятственного доступа МГН в ОСИ негосударственных учреждений (организаций), а также в ОСИ государственных учреждений, неподведомственных администрациям районов Санкт-Петербурга, рекомендуется осуществлять в соответствии с алгоритмом действий N 2 (приложение N 7 к Методическим рекомендациям).
3.2.2. Второй способ - анкетирование (с уведомлением владельцев ОСИ) членами Комиссии, назначенными руководителями администраций районов. Этот способ применяется, когда владельцы ОСИ уклоняются от создания условий для беспрепятственного доступа МГН. Результаты анкетирования и выводы по ним, подписанные председателем Комиссии, передаются в соответствующие инстанции (судебные, органы прокуратуры) для привлечения к административной ответственности юридических и должностных лиц в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Этот способ применяется также и в других случаях, когда необходимо провести анкетирование ОСИ негосударственных учреждений (по обращениям граждан, по указанию руководителей исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга), анкетирование построенных и находящихся в стадии приемки в эксплуатацию законченных строительством ОСИ и в других случаях, требующих оперативного проведения анкетирования.
ОСИ, прошедшие процедуру анкетирования и согласования в Комиссии, включаются в План мероприятий по созданию условий для беспрепятственного доступа МГН к ОСИ (далее - План) на следующий год, форма и пример составления Плана приведены в приложении N 8 к Методическим рекомендациям.
ОСИ, включенные в План, группируются по разделам Перечня приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной, производственной инфраструктуры, которые должны быть доступны для инвалидов и других маломобильных групп населения, приведенного в приложении N 3 к Методическим рекомендациям. Единообразие видов ОСИ необходимо для дальнейшего автоматизированного учета деятельности по созданию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов.
В числе первоочередных и обязательных мероприятий Комиссией предусматриваются мероприятия по обеспечению доступности для МГН тех учреждений, которые чаще всего посещают инвалиды (аптеки, продовольственные магазины, супермаркеты, кредитно-финансовые организации, рынки, общественные туалеты и т.п.). Включение в План негосударственного учреждения (организации) осуществляется по согласованию с владельцами ОСИ негосударственного учреждения (организации).
План утверждается соответствующим распоряжением администрации района Санкт-Петербурга.
Контроль за выполнением мероприятий Плана (сбор и анализ информации от исполнителей мероприятий, организация проверок выполнения мероприятий) осуществляется Комиссией.
Сбор информации о выполнении в администрации района Плана организовывать с периодичностью 1 раз в полугодие (до 12 июля и до 12 января) и в целях обобщения полученных сведений направлять отчет об их исполнении в Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга до 15 июля и до 15 января по форме, указанной в приложении N 9 к Методическим рекомендациям.
Реестр
объектов социальной инфраструктуры государственных учреждений, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга/негосударственных учреждений (организаций), а также государственных учреждений, неподведомственных администрациям районов Санкт-Петербурга, расположенных на территории района
(нужное подчеркнуть)
N п/п | Наименование (полное) ОСИ | Вид ОСИ* | ФИО руководителя ОСИ, если нет вышестоящей организации указать наименование и организационно-правовую форму | Фактический адрес ОСИ (или подробное месторасположение ОСИ, если отсутствует конкретный адрес), телефон/факс. Юридический адрес, если нет вышестоящей организации | Наименование вышестоящей организации с указанием организационно- правовой формы, ФИО руководителя | Юридический адрес вышестоящей организации телефон/факс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Пример заполнения | ||||||
1 | Продовольственный магазин | Магазин | Петров М.Т. | Факт. адрес: СПб, пр.Ветеранов, д.5, к.2, т.111-11-11; | ||
2 | ГОУ СОШ N 134 | Здания учреждения общего и профессионального образования | Перова Е.О. | Невский пр., д.54, к.4 | Администрация Центрального района Щербакова Мария Дмитриевна | 191167, Санкт-Петербург, Невский пр., д.176 |
_______________ * Вид ОСИ указывается в соответствии с "Перечнем приоритетных видов объектов социальной, транспортной, производственной инфраструктуры, подлежащих первоочередному анкетированию". |
АНКЕТА | |||||||||||||
Наименование объекта социальной инфраструктуры (далее - объект) | |||||||||||||
(указывается наименование объекта, например: "Карусель", "Пятерочка", продовольственный магазин, аптека и т.п.) | |||||||||||||
Вид объекта | |||||||||||||
(указывается вид объекта: магазин, аптека, кинотеатр и др.) | |||||||||||||
Фактический адрес объекта | |||||||||||||
Общая площадь объекта | |||||||||||||
(указывается общая площадь в кв.м) | |||||||||||||
Этаж /этажи расположения объекта | |||||||||||||
(указываются этажи, на которых расположен объект, например: 1, 2 этажи; 3, 4, 5 этажи) | |||||||||||||
Кадастровый номер объекта | |||||||||||||
Наименование организации владельца (арендатора) объекта | |||||||||||||
(указывается организационно-правовая форма и название организации) | |||||||||||||
Юридический адрес организации владельца (арендатора) объекта | |||||||||||||
(заполняется в случае отсутствия вышестоящей организации) | |||||||||||||
Должность, Ф.И.О. руководителя объекта | |||||||||||||
Телефон, факс руководителя объекта | |||||||||||||
E-mail организации | |||||||||||||
Наименование вышестоящей организации | |||||||||||||
(указывается организационно-правовая форма и название организации) | |||||||||||||
Юридический адрес вышестоящей организации | |||||||||||||
Телефон, факс руководителя вышестоящей организации | |||||||||||||
E-mail руководителя вышестоящей организации | |||||||||||||
Должность, Ф.И.О. руководителя вышестоящей организации |