Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

     
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     
от 25 мая 2012 года N 180

     

О долгосрочной целевой программе "Демографическое развитие Ленинградской области на 2012-2014 годы"

(с изменениями на 27 декабря 2013 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 7 апреля 2014 года на основании
постановления Правительства Ленинградской области
от 2 апреля 2014 года N 99

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Ленинградской области от 31 января 2013 года N 9 (Вестник Правительства Ленинградской области, N 10, 05.03.2013);

постановлением Правительства Ленинградской области от 31 октября 2013 года N 365 (Официальный сайт Администрации Ленинградской области www.lenobl.ru/authorities/npa_s, 01.11.2013);

постановлением Правительства Ленинградской области от 27 декабря 2013 года N 527 (Официальный сайт Администрации Ленинградской области www.lenobl.ru/authorities/npa_s, 20.01.2014).

____________________________________________________________________



В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", Концепцией демографического развития Ленинградской области на период до 2025 года, одобренной постановлением Правительства Ленинградской области от 24 февраля 2005 года N 37, в целях создания условий для улучшения демографической ситуации на территории Ленинградской области, закрепления и дальнейшего развития положительных тенденций в демографическом развитии Правительство Ленинградской области

постановляет:

1. Утвердить долгосрочную целевую программу "Демографическое развитие Ленинградской области на 2012-2014 годы" (далее - Программа).

2. Комитету по физической культуре, спорту и туризму Ленинградской области, комитету по молодежной политике Ленинградской области, комитету общего и профессионального образования Ленинградской области, комитету по здравоохранению Ленинградской области, комитету по культуре Ленинградской области, комитету по труду и занятости населения Ленинградской области, комитету по печати и связям с общественностью Ленинградской области представлять в Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области отчет о выполнении мероприятий Программы и достижении показателей социальной, бюджетной и экономической эффективности Программы по установленной законодательством Ленинградской области форме:

ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом;

по итогам года - до 25 января года, следующего за отчетным.

3. Рекомендовать главам администраций муниципальных районов и городского округа Ленинградской области при разработке программ по улучшению демографической ситуации на местном уровне учитывать основные направления и мероприятия Программы.

4. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора Ленинградской области - председателя комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Дваса Г.В. и вице-губернатора Ленинградской области Уткина О.А.

Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков

     

Приложение

     
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Ленинградской области
от 25 мая 2012 года N 180

     

Долгосрочная целевая программа "Демографическое развитие Ленинградской области на 2012-2014 годы"

(с изменениями на 31 октября 2013 года)

Паспорт
долгосрочной целевой программы "Демографическое развитие Ленинградской области на 2012-2014 годы"

(В редакции, введенной в действие с 1 ноября 2013 года
постановлением Правительства Ленинградской области от 31 октября 2013 года N 365
. -
См. предыдущую редакцию)

               

Полное наименование

Долгосрочная целевая программа "Демографическое развитие Ленинградской области на 2012-2014 годы" (далее - Программа)

Цель Программы

Создание условий для улучшения демографической ситуации на территории Ленинградской области, прежде всего повышения рождаемости, укрепления института семьи, снижения уровня смертности и улучшения здоровья населения, увеличения ожидаемой продолжительности жизни населения, создания мотивации для ведения здорового образа жизни, а также закрепление и дальнейшее развитие положительных тенденций в демографическом развитии Ленинградской области

Основные задачи Программы

Обеспечение эффективной адресной социальной поддержки молодых семей и семей с детьми, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации;

развитие инфраструктуры организаций, оказывающих комплексные услуги молодым семьям, семьям с детьми;

повышение социального статуса молодых семей;

стимулирование устройства на воспитание в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

изменение общественных установок населения в сторону повышения ценности семьи и детей;

укрепление института семьи;

улучшение репродуктивного здоровья населения, прежде всего женщин, детей и подростков;

обеспечение закрепления молодых семей, в том числе молодых специалистов, в Ленинградской области, содействие занятости и профессиональной ориентации молодежи;

укрепление здоровья детей, подростков и молодежи за счет увеличения охвата занятиями физической культурой и спортом, мероприятиями, направленными на профилактику травматизма, отравлений, курения, алкоголизма и наркомании, охрану репродуктивного здоровья, организацию досуга детей, подростков, молодежи;

создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни;

снижение числа тяжелых несчастных случаев и несчастных случаев со смертельным исходом на производстве, профессиональных заболеваний

Разделы Программы

Раздел 1. Мероприятия по стабилизации и повышению рождаемости, поддержке молодежи, материнства и детства

1. Развитие инфраструктуры организаций по работе с молодыми семьями, семьями с детьми.

2. Стимулирование устройства на воспитание в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3. Содействие занятости и профессиональной ориентации молодежи, организация летнего отдыха и досуга молодежи.

Раздел 2. Мероприятия по укреплению института семьи, духовно-нравственных традиций семейных отношений

Раздел 3. Мероприятия по улучшению состояния здоровья населения и снижению смертности

1. Сохранение репродуктивного здоровья населения.

2. Улучшение условий и охраны труда, снижение уровня производственного травматизма на предприятиях и в организациях Ленинградской области.

3. Охрана и укрепление здоровья детей, подростков и молодежи, пропаганда здорового образа жизни, профилактика алкоголизма, табакокурения, социально значимых заболеваний

Объем финансовых ресурсов, запланированных по Программе

Общий объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета - 66491,0 тыс. рублей, в том числе:

2012 год - 3470,0 тыс. рублей,

2013 год - 28967,0 тыс. рублей,

2014 год - 34054,0 тыс. рублей

(Позиция в редакции, введенной в действие с 20 января 2014 года постановлением Правительства Ленинградской области от 27 декабря 2013 года N 527. - См. предыдущую редакцию)

Показатели эффективности реализации Программы

Социальная эффективность:

увеличение числа специалистов, владеющих формами и методами организации работы с молодыми семьями, до 120 чел.: 2013 год - 115 чел., 2014 год - 120 чел.;

увеличение числа семей с детьми, получивших психолого-педагогическую, юридическую, информационно-консультативную поддержку, до 1350 чел.: 2013 год - 1300 чел., 2014 год - 1350 чел.;

снижение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в государственных и муниципальных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 22,0 проц.: 2012 год - 26,0 проц., 2013 год - 24,0 проц., 2014 год - 22,0 проц.;

увеличение числа участников культурно-массовых мероприятий, направленных на укрепление института семьи, возрождение духовно-нравственных традиций семейных отношений, на 1,5 проц. в 2013 и 2014 годах;

повышение эффективности лечения бесплодия с применением экстракорпорального оплодотворения до 21,5 проц. в 2012 году;

снижение уровня производственного травматизма (снижение числа пострадавших на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих) до 2,9 проц.: 2013 год - 2,95 проц., 2014 год - 2,9 проц.;

сокращение удельного веса работников, занятых в условиях труда, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, до 14,0 проц.: 2013 год - 14,8 проц., 2014 год - 14,0 проц.;

повышение удельного веса устраненных нарушений в общем количестве выявленных нарушений в сфере охраны труда до 81,5 проц.: 2013 год - 81,3 проц., 2014 год - 81,5 проц.;

увеличение количества учащихся 5-9 классов образовательных учреждений, принимающих участие в региональном этапе всероссийских соревнований школьников "Президентские спортивные игры" и "Президентские состязания", до 23000 чел. (38,3 проц.): 2012 год - 19000 чел. (31,6 проц.), 2013 год - 21000 чел. (35,0 проц.), 2014 год - 23000 чел. (38,3 проц.);

увеличение числа участников образовательного процесса, охваченных услугами экстренной психологической помощи, до 1400 чел.: 2013 год - 1300 чел., 2014 год - 1400 чел.;

увеличение количества подростков, ранее злоупотреблявших психоактивными веществами, прошедших курс реабилитации, до 48 чел.: 2013 год - 40 чел., 2014 год - 48 чел.;

увеличение количества обращений в психолого-педагогические и медико-социальные службы государственных и муниципальных образовательных учреждений до 1500 чел.: 2013 год - 1400 чел., 2014 год - 1500 чел.;

увеличение доли населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, до 18,6 проц. в 2012 году;

     
увеличение доли населения, в том числе детей и подростков в возрасте 6-15 лет, занимающегося в специализированных спортивных учреждениях, до 18,6 проц. в 2012 году;

увеличение числа целевых аудиторий, на которые направлена социальная реклама по популяризации института семьи, традиционных семейных ценностей, охране материнства и детства, пропаганде здорового образа жизни и профилактике рисков для здоровья, до 21 ед.: 2013 год - 17 ед., 2014 год - 21 ед.

Бюджетную эффективность Программы определить не представляется возможным, так как Программа имеет преимущественно социальную направленность.

Экономическая эффективность Программы заключается в сокращении выплат по социальному страхованию пострадавшим вследствие уменьшения числа несчастных случаев на производстве на 8,0 проц., или 75720,08 тыс. рублей ежегодно: 2013 год - на 5,0 проц., 2014 год - на 3,0 проц.

(Позиция в редакции, введенной в действие с 20 января 2014 года постановлением Правительства Ленинградской области от 27 декабря 2013 года N 527. - См. предыдущую редакцию)

Основные индикаторы реализации (целевые задания) Программы

Число участников проекта "Областной клуб молодой семьи" в муниципальных образованиях - 4300 чел.: 2013 год - 2100 чел., 2014 год - 2200 чел.;

число проектов и мероприятий клубов молодой семьи в муниципальных образованиях, получивших государственную поддержку, - 40 ед.: 2013 год - 20 ед., 2014 год - 20 ед.;

число обученных кандидатов в приемные родители - 900 чел.: 2013 год - 450 чел., 2014 год - 450 чел.;

число молодых людей, получивших услуги по организации занятости и досуга в летний период в рамках реализации проекта "Студенческие отряды Ленинградской области", - 900 чел.: 2013 год - 400 чел., 2014 год - 500 чел.;

общее количество бизнес-проектов, реализованных в рамках проекта "Школа бизнеса Ленинградской области" в муниципальных образованиях, - 55 ед.: 2013 год - 25 ед., 2014 год - 30 ед.;

количество семей, охваченных процедурой экстракорпорального оплодотворения, - не менее 30 семей в 2012 году;

создание одного акушерского дистанционного консультативного центра;

проведение 18 мероприятий по охране труда: 2013 год - 4 мероприятия, 2014 год - 14 мероприятий;

создание в Ленинградской области одного базового учебно-методического кабинета по охране труда в 2014 году;

создание одного регионального центра дистанционного обучения по вопросам охраны труда в 2014 году;

охват молодежи мероприятиями по пропаганде здорового образа жизни, профилактике алкоголизма, наркомании, табакокурения, социально значимых заболеваний - 2500 чел.: 2013 год - 1200 чел., 2014 год - 1300 чел.

Основания для разработки Программы

Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года";

распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 марта 2011 года N 367-р "Об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2011-2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года";

постановление Правительства Ленинградской области от 18 июля 2008 года N 209 "О Порядке разработки, утверждения и контроля за реализацией долгосрочных целевых программ в Ленинградской области";

постановление Правительства Ленинградской области от 11 августа 2008 года N 239 "О внесении изменений в постановление Правительства Ленинградской области от 24 февраля 2005 года N 37 "О Концепции демографического развития Ленинградской области на период до 2010 года"

Разработчик Программы

Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области,
органы исполнительной власти Ленинградской области

Срок разработки Программы

2011 год

Стоимость разработки Программы

Программа разработана за счет текущего финансирования

Представитель заказчика (координатор) Программы

Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области

Участники Программы

Комитет по труду и занятости населения Ленинградской области,

комитет по физической культуре, спорту и туризму Ленинградской области,

комитет по молодежной политике Ленинградской области,

комитет по культуре Ленинградской области,

Комитет по здравоохранению Ленинградской области,

комитет общего и профессионального образования Ленинградской области,

комитет по печати и связям с общественностью Ленинградской области,

органы местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области

Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя Программы

Ялов Дмитрий Анатольевич - вице-губернатор Ленинградской области - председатель комитета экономического развития и инвестиционной деятельности, тел. 274-14-46

Контроль за ходом реализации Программы

Общий контроль за реализацией Программы осуществляют вице-губернатор Ленинградской области - председатель комитета экономического развития и инвестиционной деятельности и вице-губернатор Ленинградской области, курирующий социальные вопросы.

Органы исполнительной власти Ленинградской области - участники Программы представляют в Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области ежеквартальные отчеты и отчет по итогам года о реализации мероприятий Программы.

Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области подготавливает ежеквартальные отчеты и отчет по итогам года о реализации мероприятий Программы в соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области от 18 июля 2008 года N 209 "О Порядке разработки, утверждения и контроля за реализацией долгосрочных целевых программ в Ленинградской области"

     

1. Тенденции демографического развития Ленинградской области


В последние годы демографическая ситуация в Ленинградской области характеризуется улучшением важнейших показателей воспроизводства населения. С 2001 года устойчивую тенденцию приобрело увеличение числа родившихся и уровня рождаемости. С 2004 года снижается общий коэффициент смертности населения, в том числе младенческой смертности.

     

Рис. 1. Динамика общего коэффициента рождаемости
в Ленинградской области в 2000-2011 годах

     

     

Рис.2. Динамика общего коэффициента смертности
в Ленинградской области в 2000-2011 годах

     

     

Рис.3. Динамика коэффициента младенческой смертности
в Ленинградской области в 2000-2011 годах


Несколько улучшилась структура смертности населения вследствие снижения уровня смертности от болезней системы кровообращения, внешних причин смертности, новообразований, болезней органов дыхания, инфекционных и паразитарных болезней.

Коэффициенты смертности населения Ленинградской области по основным причинам (число умерших на 100000 населения) приведены в таблице 1.

Миграционный прирост населения в 2003-2011 годах в среднем составлял 11700 человек ежегодно, что компенсировало естественную убыль населения за указанный период на 81,2 процента.

Естественная убыль населения сократились с 13,1 человека на 1000 населения в 2003 году до 6,1 человека на 1000 населения в 2011 году.

В результате улучшения соотношения естественной убыли населения и миграционного прироста происходит постепенный рост численности населения Ленинградской области: в 2003 году численность населения Ленинградской области сократилась на 7800 человек, в 2011 году увеличилась на 11600 человек.

     

Рис.4. Соотношение компонентов изменения численности населения
Ленинградской области в 2000-2011 годах, тыс. человек

     

     

Таблица 1

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2011 год в проц.*

2010 год в проц. к 2003 году

2011 год в проц. к 2010 году

Всего умерших

2106,1

2029,3

2027,8

1926,4

1817,9

1796,3

1700,6

1576,2

1471,1

100,0

74,8

93,3

в том числе:

от болезней системы кровообращения

1264,6

1209,2

1188,3

1041,2

997,0

1000,5

960,1

866,2

821,8

55,9

68,5

94,9

от новообразований

233,2

231,6

237,1

238,2

239,7

237,6

231,9

226,8

216,3

14,7

97,3

95,4

от внешних причин смертности

314,4

306,3

295,7

289,4

268,0

236,2

213,0

198,3

169,4

11,5

63,1

85,4

из них:

случайные отравления алкоголем

31,7

33,9

34,0

32,6

31,0

27,5

24,0

23,1

18,1

1,2

72,9

78,4

самоубийства

38,2

33,3

32,5

31,1

27,3

26,1

26,5

22,7

19,3

1,3

59,4

85,0

убийства

33,5

33,0

27,7

22,8

21,2

19,5

16,6

13,8

11,9

0,8

41,2

86,2

транспортные травмы

47,4

46,2

42,6

44,9

46,2

38,0

32,7

21,1

36,4

2,5

44,5

в 1,7 раза

болезни органов дыхания

81,4

70,7

74,1

77,8

65,7

66,8

64,1

57,3

53,4

3,6

70,4

93,2

болезни органов пищеварения

73,0

74,6

86,0

96,9

94,0

89,5

87,0

78,8

73,5

5,0

107,9

93,3

инфекционные и паразитарные болезни

40,3

40,0

40,5

39,6

34,2

36,3

33,2

31,8

33,7

2,3

78,9

106,0

________________

* Без учета прочих причин.



Демографическая ситуация в Ленинградской области в 2011 году характеризовалась продолжающимся сокращением уровня естественной убыли населения прежде всего за счет снижения смертности.

По итогам Всероссийской переписи населения численность постоянного населения Ленинградской области на 1 января 2012 года по предварительной оценке составила 1730200 человек и увеличилась за 2011 год на 0,7 процента.

Число родившихся в 2011 году - 14844 человека, что по сравнению с 2010 годом на 1,3 процента меньше. Коэффициент рождаемости снизился с 8,7 человека на 1000 населения в 2010 году до 8,6 человека на 1000 населения в 2011 году.

Снижение рождаемости связано с сокращением численности женского репродуктивного населения, в том числе в возрасте 20-29 лет, что обусловлено малочисленностью женщин, родившихся в начале 90-х годов - в период резкого снижения рождаемости.

Число умерших в 2011 году - 25367 человек, что по сравнению с предыдущим годом на 6,4 процента меньше. Коэффициент смертности снизился с 15,8 человека на 1000 населения в 2010 году до 14,7 человека на 1000 населения в 2011 году.

Снижение уровня смертности населения произошло за счет снижения смертности от следующих основных причин: внешних причин - на 14,6 процента, болезней органов дыхания - на 6,8 процента, болезней органов пищеварения - на 6,7 процента, болезней системы кровообращения - на 5,1 процента, новообразований - на 4,6 процента.

В 2011 году смертность населения в трудоспособном возрасте снизилась на 9,2 процента по сравнению с 2010 годом. В результате снижения уровня смертности естественная убыль населения в 2011 году сократилась на 12,8 процента по сравнению с 2010 годом, уровень естественной убыли населения составил 6,1 человека на 1000 населения (в 2010 году - 7,1 человека на 1000 населения).

Отмечается также снижение уровня младенческой смертности с 6,1 на 1000 родившихся в 2010 году до 5,2 на 1000 родившихся в 2011 году. Показатель младенческой смертности по Российской Федерации - 7,3 на 1000 родившихся.

По сравнению с 2010 годом в 2011 году увеличился показатель брачности - с 6,2 до 6,5 на 1000 населения и показатель разводимости - с 4,6 до 4,7 на 1000 населения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»