Недействующий

О долгосрочной целевой программе "Укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения Ленинградской области на 2012-2016 годы" (с изменениями на 25 декабря 2013 года) (утратило силу с 31.03.2014 на основании постановления Правительства Ленинградской области от 25.03.2014 N 80)

     1. Анализ и оценка исходной ситуации. Обоснование целей и задач Программы


Долгосрочная целевая программа "Укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения Ленинградской области на 2012-2016 годы" (далее - Программа) разработана в целях повышения качества социального обслуживания, предоставляемого государственными казенными стационарными учреждениями социального обслуживания Ленинградской области (далее - учреждения социального обслуживания, дома-интернаты), посредством увеличения коечных мощностей в домах-интернатах, проведения ремонтных работ и улучшения условий проживания в учреждениях социального обслуживания, обеспечения выполнения требований Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор) и органов государственного пожарного надзора.

Основаниями для разработки Программы являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 3 декабря 2012 года N 218-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", постановления Правительства Российской Федерации от 26 мая 2008 года N 392 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" и от 10 июня 2011 года N 456 "О порядке финансового обеспечения социальных программ субъектов Российской Федерации, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности", областной закон от 29 ноября 2004 года N 97-оз "О социальном обслуживании населения в Ленинградской области", постановление Правительства Ленинградской области от 18 июля 2008 года N 209 "О Порядке разработки, утверждения и контроля за реализацией долгосрочных целевых программ в Ленинградской области".

По состоянию на 1 января 2013 года стационарное социальное обслуживание пожилых людей, инвалидов, в том числе детей-инвалидов, осуществлялось 16 учреждениями социального обслуживания, из которых одно учреждение - для детей-инвалидов с глубокой умственной отсталостью, 15 - для престарелых и инвалидов. Количество мест в домах-интернатах для престарелых и инвалидов составило 3846, в том числе для детей-инвалидов - 211.

Учреждения социального обслуживания расположены в приспособленных зданиях, которые введены в эксплуатацию, как правило, более 30-40 лет назад. За учреждениями социального обслуживания на праве оперативного управления закреплено 196 объектов недвижимости, находящихся в собственности Ленинградской области.

Каждый дом-интернат представляет собой комплекс зданий для проживания и имеет автономное хозяйство, включающее сложные инженерные коммуникации. Средняя протяженность внутриплощадочных инженерных сетей с оборудованием составляет от 3 до 12 километров.

Собственные котельные имеют Всеволожский дом-интернат и Волосовский психоневрологический интернат, системы водоснабжения и канализации - Волосовский психоневрологический интернат, Приозерский детский дом-интернат, Кингисеппский психоневрологический интернат, Вознесенский дом-интернат.

Практически во всех учреждениях социального обслуживания имеются бани-прачечные, складские, хозяйственные, сельскохозяйственные постройки (свинарники, овощехранилища, теплицы).

Закрепленное за учреждениями социального обслуживания имущество используется в соответствии с уставными целями учреждений. Площадей и имущества, предоставляемых в аренду сторонним организациям, не имеется. В соответствии с ведомственными строительными нормами ВСН 58-88(р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" комитетом по социальной защите населения Ленинградской области утверждено Положение об организации и проведении технического обслуживания и ремонта зданий, сооружений и их элементов, инженерных систем и оборудования государственных стационарных учреждений социального обслуживания Ленинградской области (приказ от 9 июля 2007 года N 149).

Капитальный и текущий ремонт зданий осуществляется в соответствии с перспективным планом укрепления материально-технической базы государственных казенных стационарных учреждений социального обслуживания на очередной финансовый год, реализация которого осуществляется за счет средств областного бюджета, выделенных учреждениям социального обслуживания на основе смет, а также за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации. За период 2001-2012 годов на указанные цели из областного бюджета Ленинградской области и Пенсионного фонда Российской Федерации выделено 546,1 млн. рублей. Вместе с тем объем средств, направляемых на проведение капитального и текущего ремонта зданий учреждений социального обслуживания, ежегодно сокращается (в 2004 году - 76,7 млн. рублей, в 2011 году - 21,0 млн. рублей, в 2012 году - 38,3 млн. рублей), что не позволяет осуществлять даже текущий ремонт зданий, сооружений, инженерных систем в установленные нормативами сроки. Нормативный срок эксплуатации 70 процентов трубопроводов превышен в 2-2,5 раза. С учетом сроков и специфики эксплуатации требуется проведение капитального ремонта зданий и сооружений в 14 учреждениях социального обслуживания.

Значительная часть зданий находится в удовлетворительном состоянии, однако не соответствует в полной мере требованиям Роспотребнадзора и государственного пожарного надзора, о чем имеются предписания.

По состоянию на 1 января 2012 года материально-техническая база Кингисеппского, Кировского, Волховского психоневрологических интернатов, Лодейнопольского специального дома-интерната для престарелых и инвалидов, других учреждений социального обслуживания не в полной мере соответствует государственным стандартам социального обслуживания, СНиП и СанПиН.

Учреждения социального обслуживания переполнены: в среднем на одного человека приходится 3,5-4,0 кв. метра спальной площади, в отдельных случаях - 2,5 кв. метра при нормативе 7,0 кв. метра (СанПиН 2.1.2.2564-09 от 23 ноября 2009 года). Требуется капитальный ремонт зданий, необходимо заменить до 60 процентов технологического оборудования.

В целях решения проблемы доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов стационарного социального обслуживания утверждена перспективная схема развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Ленинградской области до 2020 года (постановление Правительства Ленинградской области от 29 декабря 2011 года N 467), внесены изменения в постановление Правительства Ленинградской области от 19 августа 2010 года N 219 "О проекте областного закона "О Концепции социально-экономического развития Ленинградской области на стратегическую перспективу до 2025 года" и утверждении Сводного перечня целей и задач Правительства Ленинградской области по социально-экономическому развитию Ленинградской области на период до 2013 года и стратегическую перспективу до 2025 года" в части расширения коечного фонда учреждений социального обслуживания за счет введения новых мощностей.

По состоянию на 1 января 2013 года на очереди для помещения в дома-интернаты состоят 383 человека, в том числе в дома-интернаты общего типа - 117 человек, в психоневрологические интернаты - 266 человек. Более одного года на очереди состоят 124 человека. При этом количество граждан, нуждающихся в помещении в психоневрологические интернаты, ежегодно увеличивается на 15 процентов. Очередь на помещение в детские дома-интернаты отсутствует. С 1 января 2012 года в связи с отсутствием очереди для помещения детей-инвалидов в детские дома-интернаты принято решение один детский дом-интернат перепрофилировать в психоневрологический интернат.

Уровень обеспеченности граждан пожилого возраста и инвалидов местами в учреждениях социального обслуживания составляет 20,53 места на 10000 жителей соответствующего возраста при федеральном нормативе 30 мест на 10000 жителей.

По данным Федеральной службы государственной статистики, в Ленинградской области прогнозируется значительное увеличение численности населения старше трудоспособного возраста - с 391,3 тыс. человек в 2010 году до 567,2 тыс. человек в 2031 году (более 37 процентов). В 2012 году численность населения старше трудоспособного возраста составила около 402,5 тыс. человек.

С учетом прогнозных данных дополнительная потребность в местах в учреждениях социального обслуживания к 2020 году составит 818 мест по отношению к 2011 году. Общее количество мест в учреждениях социального обслуживания увеличится с 3520 мест в 2011 году до 4338 мест в 2020 году.

Более 500 мест в учреждениях социального обслуживания в связи с их переуплотненностью не соответствует нормативным показателям.

Для эффективного осуществления отдельных государственных полномочий в сфере социального обслуживания населения необходима современная материально-техническая база, отвечающая требованиям безопасности и энергосбережения.

Решение задачи укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания возможно на основе применения программно-целевого метода и принципа софинансирования.

Программой предусмотрено завершение строительства и ввод в эксплуатацию инвестиционного объекта "Комплексное здание психоневрологического интерната в пос.Неппово Кингисеппского района с выделением рабочей документации на строительство спального корпуса - блока В".

Строительство указанного объекта осуществлялось с 1996 по 2008 годы в рамках реализации федеральной целевой программы по защите населения Российской Федерации от последствий чернобыльской катастрофы на период до 2000 года, региональной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" и адресной инвестиционной программы Ленинградской области.

На объекте проложены новые тепловые сети и осуществлено их подключение к существующим спальным корпусам, выполнены объекты энергетического хозяйства, проложены сети пожарного трубопровода, построены и подключены резервуары холодной воды для пожаротушения, осуществлен монтаж фундамента спального корпуса. Степень технической готовности составляет 10,1 процента.

В соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведева от 26 сентября 2012 года N ОГ-П12-5682 рассмотрен вопрос о включении объекта "Комплексное здание психоневрологического интерната в пос.Неппово Кингисеппского района с выделением рабочей документации на строительство спального корпуса - блока В" в государственную программу Российской Федерации "Социальная поддержка граждан". С вводом его в эксплуатацию очередность на помещение в дома-интернаты снизится на 160 человек.

С целью дальнейшего увеличения количества мест в психоневрологических интернатах Программой также предусмотрена реализация мероприятия "Реконструкция зданий и сооружений государственного учреждения начального профессионального образования Ленинградской области "Профессиональное училище N 52" с открытием психоневрологического интерната на 203 места, Ленинградская область, Волховский район, дер.Кисельня". С вводом объекта очередность на помещение в дома-интернаты снизится на 103 человека.

В Программу включены плановые ремонтные работы на объектах, нормативные сроки эксплуатации которых превышены. В большинстве учреждений социального обслуживания инженерные сети (системы отопления, водоснабжения, канализации, электроснабжения) имеют более высокий процент износа, чем само здание.

Основными видами ремонтных работ, предусмотренных Программой, являются капитальный ремонт кровель и фасадов зданий, систем энерго-, водо-, теплоснабжения и канализации, замена оконных блоков и решеток на них, ремонт и реконструкция подвальных помещений, ремонт пожарной сигнализации, ремонт внутренних помещений.