ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 мая 2012 года N 156
(с изменениями на 29 июля 2013 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 5 мая 2014 года на основании
постановления Правительства Ленинградской области
от 28 апреля 2014 года N 150
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Ленинградской области от 6 февраля 2013 года N 19 (Вестник Правительства Ленинградской области, N 12, 15.03.2013);
постановлением Правительства Ленинградской области от 29 июля 2013 года N 229 (Официальный сайт Администрации Ленинградской области www.lenobl.ru/authorities/npa_s, 05.08.2013).
____________________________________________________________________
В целях реализации на территории Ленинградской области государственной политики по защите прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, создания условий для повышения качества их жизни и восстановления здоровья Правительство Ленинградской области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Улучшение качества жизни детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в Ленинградской области" на 2012-2014 годы.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городского округа Ленинградской области принять участие в реализации долгосрочной целевой программы "Улучшение качества жизни детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в Ленинградской области" на 2012-2014 годы.
3. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора Ленинградской области Уткина О.А.
Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков
Долгосрочная целевая программа "Улучшение качества жизни детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в Ленинградской области" на 2012-2014 годы
(с изменениями на 29 июля 2013 года)
(с изменениями на 29 июля 2013 года)
Полное наименование | Долгосрочная целевая программа "Улучшение качества жизни детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в Ленинградской области" на 2012-2014 годы (далее - Программа) |
Цель Программы | Улучшение качества жизни детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями путем развития системы их комплексной реабилитации и социальной интеграции |
Основные задачи Программы | Повышение эффективности профилактической работы по предупреждению детской инвалидности; |
(Позиция в редакции, введенной в действие с 5 августа 2013 года постановлением Правительства Ленинградской области от 29 июля 2013 года N 229. - См. предыдущую редакцию) | |
Разделы Программы | Раздел 1. Повышение эффективности профилактической работы по предупреждению детской инвалидности, обеспечение восстановления здоровья детей с ограниченными возможностями |
(Позиция в редакции, введенной в действие с 5 августа 2013 года постановлением Правительства Ленинградской области от 29 июля 2013 года N 229. - См. предыдущую редакцию) | |
Объем финансовых ресурсов, запланированных по Программе | Общий объем финансирования Программы - 84338,6 тыс. рублей, в том числе: областной бюджет - 82162,0 тыс. рублей, местные бюджеты - 2176,6 тыс. рублей, из них: |
Показатели эффективности Программы | Социальная эффективность |
увеличение доли детей-инвалидов, вовлеченных в организованные формы занятости, в том числе в культурно-досуговые мероприятия, до 68,0 проц. - ежегодно на 2,0 проц. от общего количества детей-инвалидов (базовое значение 3374 ребенка): 2012 год - на 2,0 проц., 2013 год - на 2,0 проц., 2014 год - на 2,0 проц.; | |
Основные индикаторы реализации (целевые задания) Программы | Раздел 1. Повышение эффективности профилактической работы по предупреждению детской инвалидности, обеспечение восстановления здоровья детей с ограниченными возможностями |
Раздел 2. Создание условий для реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, их интеграция в общество | |
Подраздел 2.2. Создание условий для социальной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями: | |
Подраздел 2.3. Интеграция детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в общество: | |
проведение двух ярмарок мест для добровольного труда молодежи в муниципальных учреждениях социальной сферы с проведением рекламной кампании в целях информирования жителей о мероприятии, издание информационных материалов: 2013 год - одна ярмарка, 2014 год - одна ярмарка; | |
Подраздел 2.6. Формирование доступной среды жизнедеятельности для детей-инвалидов:
частичное привитие навыков самообслуживания в быту: 2012 год - не менее 230 детей-инвалидов, 2013 год - 100 проц. детей-инвалидов, 2014 год - 100 проц. детей-инвалидов; | |
приобретение не менее 12 единиц оборудования для обучения детей: 2012 год - не менее 25 детей, имеющих соответствующие рекомендации, 2013 год - 6 единиц оборудования, 2014 год - 6 единиц оборудования; охват занятиями физической культурой и спортом в 2012 году не менее 95 детей, имеющих соответствующие рекомендации. Приобретение не менее 20 единиц оборудования для организации реабилитации воспитанников Приозерсккого детского дома-интерната посредством физической культуры и спорта: 2013 год - не менее 8 единиц, 2014 год - не менее 12 единиц; | |
(Позиция в редакции, введенной в действие с 5 августа 2013 года постановлением Правительства Ленинградской области от 29 июля 2013 года N 229. - См. предыдущую редакцию) | |
Основания для разработки Программы | Конституция Российской Федерации, |
Разработчик Программы | Комитет по социальной защите населения Ленинградской области |
Сроки разработки Программы | 2011-2012 годы |
Стоимость разработки Программы | Без привлечения бюджетных средств |
Представитель заказчика (координатор) Программы | Комитет по социальной защите населения Ленинградской области |
Участники Программы | Комитет по социальной защите населения Ленинградской области, комитет общего и профессионального образования Ленинградской области, комитет по здравоохранению Ленинградской области, комитет по молодежной политике Ленинградской области, комитет по труду и занятости населения Ленинградской области, комитет по культуре Ленинградской области, комитет по физической культуре, спорту и туризму Ленинградской области, администрации муниципальных образований Ленинградской области, государственные стационарные учреждения социального обслуживания |
Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя Программы | Филиппова Нина Викторовна - председатель комитета по социальной защите населения Ленинградской области, тел. 225-26-40 |
Управление и контроль за ходом выполнения Программы | Контроль за ходом выполнения Программы осуществляет комитет по социальной защите населения Ленинградской области. |
Среди многочисленных проблем детства особенно актуальны проблемы детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, без решения которых невозможно расширить границы доступного мира, приобщить ребенка к современным достижениям цивилизации.
По информации Петростата, в Ленинградской области по состоянию на 1 января 2012 года 259768 детей, в том числе детей-инвалидов - 3402 человека (1,3 проц. от общего количества детей), детей с ограниченными возможностями - 39331 человек.
По результатам проведенного в июле 2011 года мониторинга семей с детьми-инвалидами, в Ленинградской области зарегистрировано 3212 семей, воспитывающих детей-инвалидов. Такие семьи потенциально более неустойчивы из-за тягот и обязательств, связанных с воспитанием ребенка-инвалида, и, как следствие, чаще распадаются (44 проц. семей с детьми-инвалидами - неполные семьи). Двух детей-инвалидов воспитывают в 53 семьях, троих детей-инвалидов - в трех семьях.
Количество детей, впервые признанных инвалидами, в 2011 году составило 609 человек, в 2010 году - 640 человек, в 2009 году - 550 человек.
В структуре первичной инвалидности у детей первое ранговое место занимают врожденные аномалии развития (23,8 проц.; 6,16 на 10000 детского населения), второе - психические расстройства (20,8 проц.; 5,39 на 10000 детского населения), третье - болезни нервной системы (20,3 проц.; 5,27 на 10000 детского населения).
Во всех муниципальных районах Ленинградской области дети-инвалиды, проживающие в семьях, находятся на диспансерном учете в амбулаторно-поликлинических учреждениях, наблюдаются участковой службой (педиатрами и семейными врачами), врачами-специалистами, по показаниям направляются в профильные отделения и стационары, детские отделения центральных районных больниц, консультативную поликлинику и отделения Ленинградской областной детской клинической больницы, клиники Санкт-Петербурга, а также в федеральные клиники с целью обеспечения бесплатной специализированной медицинской помощью, в том числе высокотехнологичными видами. Врачами-специалистами (по 24 профилям) Ленинградской областной детской клинической больницы ежегодно осуществляется более 3550 консультаций детей-инвалидов, проживающих в Ленинградской области.
За 2007-2011 годы в акушерских стационарах Ленинградской области обследовано на врожденную и наследственную патологию 52000 детей (98,0-99,5 проц. родившихся). Эффективно действует и постоянно совершенствуется система дистанционного слежения за детьми, в первую очередь новорожденными, находящимися в тяжелом состоянии в отделениях реанимации и интенсивной терапии центральных районных больниц, через отделение экстренной и плановой консультативной медицинской помощи Ленинградской областной детской клинической больницы.
Стационарное лечение в 2011 году получили 1780 детей-инвалидов (52,3 проц. от общего количества детей-инвалидов), из них в федеральных клиниках - 416 детей-инвалидов (23,4 проц.).
В Ленинградской области создана система социального обслуживания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями и их семей, направленная на предоставление комплекса реабилитационных услуг, максимально возможное развитие потенциала детей, коммуникативных навыков, познавательных возможностей. В муниципальных учреждениях социального обслуживания населения для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями оборудовано 415 мест в отделениях дневного пребывания и 194 места в стационарных отделениях.
Функционируют два государственных стационарных учреждения социального обслуживания для умственно отсталых детей - Волосовский детский дом-интернат на 110 мест, Приозерский детский дом-интернат на 211 мест.
Учреждениями социального обслуживания семьи и детей, государственными стационарными учреждениями оказывается полный комплекс социально-бытовых, социально-педагогических, социально-психологических, социально-медицинских и социально-правовых услуг в соответствии с утвержденным перечнем гарантированных социальных услуг.
В 2011 году услугами муниципальных учреждений социального обслуживания воспользовались 7599 детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, методами реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями овладели 4953 семьи с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями.
На отделениях круглосуточного и дневного пребывания учреждений социального обслуживания прошли социальную реабилитацию 3515 детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, в том числе 1451 ребенок-инвалид, что составляет 50,3 проц. от общего числа детей-инвалидов, имеющих рекомендации по индивидуальным программам развития. В указанных учреждениях активно применяются такие реабилитационные технологии, как арт-терапия, сказкотерапия, кинезитерапия и другие. Использование современных методик социальной реабилитации позволило достигнуть положительных результатов у 1342 детей-инвалидов и 1804 детей с ограниченными возможностями, что составляет 92,5 проц. от общего количества реабилитированных.
Детям-инвалидам, проживающим в стационарных государственных учреждениях, предоставляется комплекс социальных услуг, направленных на создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение реабилитационных мероприятий медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию отдыха и досуга. В результате проводимой реабилитационной работы доля детей-инвалидов, прошедших социальную реабилитацию и имеющих положительные результаты в социальной адаптации, увеличилась до 73,0 проц. в 2011 году от общей численности детей-инвалидов, прошедших социальную реабилитацию, (в 2007 году - 61,0 проц.).
Образовательный процесс в детских домах-интернатах организован в соответствии с рекомендациями областной психолого-медико-педагогической комиссии.
Специальными (коррекционными) общеобразовательными школами VIII вида Волосовского и Приозерского муниципальных районов организовано обучение на дому пяти детей по специальным (коррекционным) программам и семи детей по коррекционной образовательной программе "Обучение детей с выраженной умственной недостаточностью".
По специальным авторским коррекционным образовательным программам, разработанным специалистами детских домов-интернатов и предусматривающим привитие детям-инвалидам навыков самообслуживания, трудовых навыков, обучение элементарной грамоте и счету, развитие у детей простейших представлений и понятий, обучаются 124 воспитанника.
Начиная с 2009 года реализуется мероприятие по развитию дистанционного образования детей-инвалидов в рамках приоритетного национального проекта "Образование". На базе Ленинградского областного института развития образования создан ресурсный центр. Приобретено необходимое оборудование, позволяющее организовать дистанционное обучение 156 детей-инвалидов. К концу 2012 года будет организовано дистанционное обучение 278 детей-инвалидов.
В особой поддержке и всесторонней помощи нуждаются семьи с детьми-инвалидами, имеющими множественные нарушения здоровья, уход за которыми требует немалых расходов, усилий и практически не оставляет родителям свободного времени.
Доступ таких детей-инвалидов к услугам дополнительного образования ограничен, вопросы обеспечения доступной среды жизнедеятельности решаются недостаточно эффективно. Учреждения социальной инфраструктуры недоступны для данной категории граждан в связи с отсутствием специализированного транспорта для перевозки маломобильных детей-инвалидов. Одним из путей решения проблемы транспортной доступности может стать создание при муниципальных учреждениях социального обслуживания населения службы "Социальное такси".
Достижению положительных результатов в социальной реабилитации детей-инвалидов будет способствовать организация обучения родителей детей-инвалидов приемам ухода и реабилитации. Семьям, воспитывающим детей-инвалидов, требуется целенаправленная профессиональная помощь и общественное содействие в обеспечении интеграции детей в общество и взаимодействии семей с социальным окружением.
Эффективная социализация воспитанников интернатных учреждений сдерживается межведомственной разобщенностью служб при решении задач по социализации детей-инвалидов с особо тяжелыми нарушениями интеллектуального и физического развития, недостаточной подготовленностью таких детей-инвалидов к самообслуживанию в быту и посильной профессионально-трудовой деятельности, ограниченностью или полным отсутствием социальных связей вне интернатного учреждения, трудностью подбора для них рабочих мест и необеспеченностью жилыми помещениями, специально приспособленными для самостоятельного проживания.
Не сформирована эффективная модель организации жизнеустройства выпускников детских домов-интернатов, позволяющая молодым инвалидам социально адаптироваться в современном обществе, в том числе система их постинтернатного сопровождения.
Качественное совершенствование реабилитационной среды в детских домах-интернатах, создание комплексной системы социальной реабилитации для детей-инвалидов с тяжелыми нарушениями развития, имеющих потенциал для дальнейшего самостоятельного проживания вне интернатного учреждения, включая создание модели подготовки и организации их интеграции в общество, создание службы постинтернатного сопровождения, решение жилищных проблем, вопросов профессионального обучения и трудоустройства воспитанников, позволит социализировать детей-инвалидов, являющихся выпускниками интернатных учреждений.
Остается нерешенной проблема доступности паллиативной круглосуточной медицинской помощи детям с тяжелыми, не поддающимися лечению заболеваниями.
Решение изложенных проблем наиболее эффективно может быть осуществлено с использованием программно-целевого метода в рамках долгосрочной целевой программы "Улучшение качества жизни детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в Ленинградской области" на 2012-2014 годы (далее - Программа).
Программой предусматривается повышение эффективности профилактической работы по предупреждению детской инвалидности, обеспечение восстановления здоровья детей с ограниченными возможностями, создание условий для реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, их интеграция в общество, а также создание современной реабилитационной среды для детей-инвалидов в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания.
Цель Программы - улучшение качества жизни детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями путем развития системы их комплексной реабилитации и социальной интеграции.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
повышение эффективности профилактической работы по предупреждению детской инвалидности;
обеспечение восстановления здоровья детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями;
создание условий для социальной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, их интеграции в общество;
развитие социального волонтерства, направленного на оказание поддержки детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями;