[О сохранении археологических объектов Охтинского мыса]

Запрос
депутата ЗС Вишневского Бориса Лазаревича Губернатору Санкт-Петербурга Полтавченко Г.С.

от 22 марта 2012 года N 202405-3



Уважаемый Георгий Сергеевич!

05.03.2012 КГИОП издал распоряжение N 10-91 "О включении достопримечательного места "Охтинский мыс: культурный слой V тыс. до н.э. - XX в." в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации".

Указанное распоряжение основано на акте от 31.08.2011, составленном по результатам государственной историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия "Ниеншанц (Охта I) Шведская крепость 1611-1703: участки культурного слоя, грунтовый могильник".

Данный акт был рассмотрен Советом по сохранению культурного наследия Санкт-Петербурга 19.10.2011, и получил резко отрицательную оценку членов Совета. В результате Совет рекомендовал КГИОП не согласовывать этот акт, и письмом N 3-8201-1 от 25.11.2011 КГИОП выразил несогласие с этим актом, перечислив 37 причин для несогласия.

Факт включения Охтинского мыса в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации означает согласование со стороны КГИОП результатов упомянутой государственной историко-культурной экспертизы.

В соответствии с п.32 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 N 569, заказчик вправе заново представить в орган охраны объектов культурного наследия (т.е. КГИОП) два экземпляра экспертного заключения и прилагаемые документы и материалы при условии их доработки с учетом замечаний и предложений, изложенных в уведомлении (о несогласии с заключением экспертизы).

О факте доработки заказчиком - ЗАО "ОДЦ "Охта", - экспертного заключения, учете замечаний и предложений КГИОП и направлении в КГИОП соответствующих материалов мне ничего неизвестно.

В то же время, археологические исследования, проведенные СЗНИИ Наследия под руководством П.Е.Сорокина, показали, что на территории Охтинского мыса находятся объекты и археологические слои различных эпох, свидетельствующие о пятитысячелетней истории Приневья, предшествующей Петербургу, а именно:

- поселения и промысловые зоны древних людей, эпохи неолита и раннего металла,

- мысовое городище новгородского времени,

- крепость Ландскрона 1300 года.

- крепость Ниеншанц XVII в.

- позднесредневековый некрополь жителей Невского устья.

Данный факт подтвержден результатами судебной экспертизы, проводившейся по заказу Куйбышевского суда. Однако, КГИОП вплоть до настоящего времени не выполнил своей обязанности, установленной ст.18 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", и не принял решение об отнесении указанных объектов к выявленным объектам культурного наследия, которые до принятия решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр подлежат государственной охране в соответствии с указанным Федеральным законом. Более того, со стороны КГИОП имело место фактическое понижение статуса объекта культурного наследия до регионального, в то время как археологические объекты по определению имеют федеральный статус.

В сложившейся ситуации возникает опасность того, что территория Охтинского мыса (или, по крайней мере, большая ее часть) будет застроена жилыми и деловыми объектами, что приведет к уничтожению уникальных археологических памятников. При этом статус "достопримечательного места" не дает указанной территории необходимой защиты от застройки, а рекомендация Совета по культурному наследию об обращении в Министерство культуры РФ с инициативой о проведения новой государственной историко-культурной экспертизы была проигнорирована КГИОП.

В связи с изложенным, убедительно прошу Вас принять все возможные меры для взятия на учет и включения в единый государственный реестр всех перечисленных выше археологических объектов Охтинского мыса для их безусловного сохранения.

Прошу Вас также обратиться в Министерство культуры Российской Федерации с просьбой о проведении новой государственной историко-культурной экспертизы выявленных археологических объектов Охтинского мыса с привлечением независимых специалистов, имеющих признанную научную репутацию в области археологических исследований.

Ответ
Губернатора Санкт-Петербурга Полтавченко Георгия Сергеевича депутату ЗС Вишневскому Б.Л.

от 30 марта 2012 года N 202405-3



Уважаемый Борис Лазаревич!

Рассмотрев Ваш запрос от 22.03.2012 N 202405-3, сообщаю следующее.

Распоряжением Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - КГИОП) от 05.03.2012 N 10-91 "Охтинский мыс: культурный слой V тыс. до н.э. - XX в." включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве достопримечательного места регионального значения. Обоснованность включения в реестр, вид и категория историко-культурного значения памятника определены по результатам государственной историко-культурной экспертизы, выполненной экспертами Лагуниным И.И., Свешниковой О.А., Степановой Е.А., аттестованными Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (далее - Росохранкультура).

На заседании 19.10.2011 Совет по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга (далее - Совет по сохранению культурного наследия) рекомендовал КГИОП не соглашаться с выводами указанной экспертизы. Согласно Положению о Совете по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга, утвержденному постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.07.2004 N 1371, решения Совета по сохранению культурного наследия носят рекомендательный характер, то есть, указанное распоряжение КГИОП не противоречит действующему законодательству. Распоряжение КГИОП от 05.03.2012 N 10-91 является мерой, направленной на определение статуса и режима использования территории Охтинского мыса, необходимого для сохранения его археологического наследия.

КГИОП направил экспертам более 37 замечаний. По всем вопросам были получены исчерпывающие разъяснения, не требовавшие внесения изменений в акт. На основании пункта 29 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 N 569 (далее - Положение), КГИОП получил соответствующие письменные разъяснения как от заказчика, так и от экспертов, по всем замечаниям, изложенным в письме КГИОП от 25.11.2011 N

В соответствии с пунктом 2 Положения проведение экспертизы, необходимой для обоснования принятия Правительством Российской Федерации решения о включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации объекта культурного наследия федерального значения, организует Министерство культуры Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 25.06.2002 N 73-Ф3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-Ф3) наличие признаков объекта культурного наследия, а также относимость к конкретному виду объектов культурного наследия устанавливаются исключительно путем проведения государственной историко-культурной экспертизы. При этом действующее законодательство не предусматривает возможности обоснования включения объекта в реестр и, соответственно, определения наличия признаков объекта культурного наследия по результатам проведения каких-либо экспертиз, в том чисел судебных, вне порядка, установленного Положением.

Определение вида и категории историко-культурного значения Охтинского мыса соответствует рекомендации секции археологического наследия Экспертного совета по охране культурного наследия при Росохранкультуре от 10.04.2011, основанной на экспертном заключении заведующего сектором археологии Москвы Института археологии Российской академии наук Беляева Л.А., аттестованного Росохранкультурой.

КГИОП сделал все необходимое для сохранения археологических объектов Охтинского мыса. После завершения раскопок в октябре 2010 года на его территории не ведется строительных или иных работ, осуществлена консервация участков фортификационных сооружений Карлова бастиона и обратная засыпка раскопов, включая обратную засыпку основания Карлова бастиона с временной консервацией участка рва, предписанную письмом Росохранкультуры от 18.06.2010.

В соответствии с пунктом 3.6 распоряжения КГИОП от 05.03.2012 N 10-91 необходимо подготовить распоряжение об утверждении режима использования достопримечательного места, с учетом нахождения на его территории обнаруженных археологических объектов. В соответствии с распоряжением КГИОП от 26.09.2011 N 10-603 в целях определения характера использования территории достопримечательного места, ограничений на использование указанной территории и требований к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территории достопримечательного места в отношении объектов культурного наследия регионального значения, КГИОП вправе выступить заказчиком проведения соответствующих научно-исследовательских работ.

В настоящее время КГИОП совместно с представителями градозащитной общественности формирует состав рабочей группы, задачей которой станет определение режима использования территории. В состав рабочей группы войдет в том числе заведующий сектором архитектурной археологии Государственного Эрмитажа Иоаннисян О.М., возглавляющий созданную по решению Совета по сохранению культурного наследия рабочую группу, в настоящее время проводящую дополнительное историко-культурное исследование наличия и степени сохранности отдельных археологических объектов. Информация о выработанных рабочей группой решениях будет размещаться на информационном портале КГИОП.

Одновременно сообщаю, что до завершения рабочей группой своих исследований и утверждения распоряжения КГИОП о режиме использования достопримечательного места проведение каких-либо работ на данной территории недопустимо. Статус достопримечательного места предполагает соблюдение тех же целей и задач государственной охраны объектов культурного наследия, которые установлены статьей 33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-Ф3 для иных видов объектов культурного наследия (памятников, ансамблей).

Территория достопримечательного места, определенного распоряжением КГИОП от 05.03.2012 N 10-91, включает в себя как территорию выявленного объекта культурного наследия, определенного приказом КГИОП от 10.05.2001 N 48, так и территорию иных археологических объектов, обнаруженных на Охтинском мысу.



Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

Вестник Законодательного Собрания

Санкт-Петербурга, N 11, 9 апреля 2012 года

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»