В 2009 году, как и в прошлом периоде, КСП Москвы основное внимание уделялось контролю за результативным и эффективным использованием бюджетных расходов, а также формированием бюджета на основе программно-целевых методов.
По результатам контрольных мероприятий Палатой выявлено нарушений в финансово-бюджетной сфере на общую сумму 82539,1 млн. рублей, в том числе нецелевое использование бюджетных средств на сумму 44,0 млн. рублей, неэффективное использование средств на сумму 11720,8 млн. рублей. Обращает на себя внимание возросшее число случаев выявляемого в ходе контрольных мероприятий неэффективного использования бюджетных средств. По сравнению с 2008 годом общая сумма установленного неэффективного использования средств возросла на 65 процентов. Данные по указанным нарушениям приведены в приложении 3 к настоящему Отчету.
________________
С учетом средств местных бюджетов.
По итогам контроля Палатой направлено 79 представлений, 4 предписания, 122 информационных письма в Московскую городскую Думу, 87 - Мэру Москвы, 375 - в органы исполнительной власти города Москвы и иные организации.
Всего по результатам проведенных в 2009 году контрольных мероприятий КСП Москвы предложила устранить нарушения на общую сумму 19 156,9 млн. рублей. В настоящее время устранена часть нарушений на общую сумму 8 708,6 млн. рублей. Усиление контроля КСП Москвы за выполнением рекомендаций по устранению выявленных нарушений и недостатков позволило в отчетном периоде повысить эффективность исполнения представлений и предписаний (по сравнению с 2007 годом - на 93 процента, с 2008 годом - на 80 процентов).
________________
С учетом средств местных бюджетов и устранения нарушений по контрольным мероприятиям прошлых лет.
При выявлении нарушений и недостатков КСП Москвы давала предложения не только об их устранении в организации, являвшейся объектом проверки, но и предлагала профилактические меры в целом в соответствующей отрасли (подотрасли) городского хозяйства.
По итогам контрольных мероприятий привлечены к ответственности 13 должностных лиц, в том числе одно должностное лицо освобождено от занимаемой должности, директор Государственного унитарного предприятия города Москвы "Дирекция единого заказчика Ломоносовского района" привлечен к административной ответственности по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Итоговые материалы по 6 контрольным мероприятиям направлены в органы прокуратуры и иные правоохранительные органы.
________________
С учетом материалов по результатам контрольных мероприятий прошлых лет - 13.
В 2009 году в КСП Москвы поступило 228 обращений граждан и представителей организаций. Наибольшее количество (55) связано с проблемами в сфере жилищно-коммунального хозяйства, включая вопросы соблюдения требований к проведению капитального ремонта (низкое качество проводимых работ, отсутствие информирования граждан), нарушения порядка создания и функционирования товариществ собственников жилья, повышения тарифов. Также актуальными являлись вопросы, касающиеся переселения жителей из сносимых домов, производства строительных работ в жилых домах, ввода жилых домов в эксплуатацию.
По поступившим заявлениям граждан и представителей организаций принимались различные решения. Так, по результатам рассмотрения жалобы С.И.Головачевой (вх. от 18 июня 2009 года N 1564/01-42) по вопросу правильности расходования бюджетных средств на проведение капитального ремонта жилого дома Палатой 25 июня 2009 года была организована съемка сюжета о некачественном проведении капитального ремонта по адресу: ул.Нижняя Масловка, д.5 силами съемочной группы телепрограммы "Имеем право". Кроме того, по указанному вопросу КСП Москвы были направлены соответствующие запросы в Департамент капитального ремонта жилищного фонда города Москвы для рассмотрения и ответа по существу.
Ряд поступивших материалов использован Палатой при подготовке и проведении контрольных мероприятий, в том числе: проверки исполнения расходных обязательств в муниципалитете ВМО Бескудниковское, проверки эффективности использования бюджетных средств, выделенных государственным унитарным предприятиям "Дирекция единого заказчика" и управляющим организациям в 5 административных округах города Москвы, и других.
На основании запросов правоохранительных органов проведено 4 контрольных мероприятия, по результатам 2 из них установлено неправомерное выделение и использование бюджетных средств на общую сумму 44577,0 тыс. рублей. Также специалисты Палаты принимали участие в проверке отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности муниципалитета Дмитровский в 2007-2008 годах, проводимой Управлением внутренних дел по Северному административному округу города Москвы.
В ходе осуществления контроля за поступлением доходов в бюджет города Москвы было отмечено, что в условиях мирового финансового кризиса, последствия которого в полном объеме проявились во второй половине 2008 года - начале 2009 года, основными факторами, оказавшими влияние на формирование доходов городского бюджета в отчетном периоде, стали существенное снижение экономической активности, отток инвестиционных капиталов, снижение спроса и цен на основные товары российского экспорта. В итоге сумма доходов бюджета города Москвы по сравнению с 2008 годом уменьшилась на 280347,7 млн. рублей, или на 21,7 процента.
В этой ситуации особое внимание уделялось проблемам повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти города Москвы по администрированию доходов городского бюджета и выполнению связанных с этим государственных задач и функций.
Проведенное обследование функционирования системы взимания платежей за социальный наем жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, показало неготовность отдельных органов государственной власти города к осуществлению полномочий главных администраторов доходов бюджета.
Установлено, что префектурами Восточного, Северо-Восточного и Юго-Западного административных округов города Москвы не был обеспечен должный контроль за деятельностью подведомственных унитарных предприятий и бюджетных учреждений в процессе передачи функций по сбору платежей за социальный наем от дирекций единого заказчика государственным учреждениям города Москвы инженерным службам районов, что привело к недопоступлению в бюджет города Москвы 14,9 млн. рублей в виде платы за социальный наем жилых помещений. Из указанных средств 5,4 млн. рублей было перечислено в бюджет города в ходе обследования и по результатам рассмотрения представлений КСП Москвы.
Также установлено, что Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы не обеспечил своевременное заключение договоров социального найма с гражданами, жилые помещения которым были предоставлены до 1999 года по ордерам или на основании иных актов органов исполнительной власти города Москвы.
КСП Москвы также отметила, что действующий порядок возмещения выпадающих доходов городского бюджета от предоставления гражданам льгот по оплате за социальный наем, при котором возмещение доходов осуществляется за счет расходов бюджета, противоречит бюджетному законодательству и приводит к отвлечению и неэффективному использованию бюджетных средств.
Проверка полноты и своевременности поступления в бюджет доходов от сдачи в аренду и реализации имущества, переданного в оперативное управление учреждений, находящихся в ведении органов государственной власти города Москвы, выявила отсутствие достоверной информации о количестве заключенных договоров, площадях городских нежилых помещений, сдаваемых в аренду учреждениями, а также о фактических поступлениях в городской бюджет доходов от сдачи в аренду указанных помещений. Так, согласно данным официальной отчетности, в 2008 году в городской бюджет поступило 382,8 млн. рублей, в то время как по данным, подготовленным с использованием финансовой подсистемы Департамента имущества города Москвы, поступления от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении учреждений, составляли за аналогичный период 491,9 млн. рублей. При этом реальный объем потенциальных поступлений по указанному источнику существенно выше.
Во многом это связано с тем, что значительная часть действующих договоров аренды помещений, находящихся в оперативном управлении бюджетных учреждений, не соответствует установленным требованиям как в отношении состава сторон, так и в отношении порядка определения и зачисления арендной платы. Без устранения указанных недостатков решить проблему полноты и своевременности зачисления в городской бюджет доходов от сдачи в аренду имущества, переданного в оперативное управление учреждений, находящихся в ведении органов государственной власти города Москвы, невозможно.
Так, значительная часть доходов от сдачи в аренду имущества, переданного в оперативное управление учреждений, продолжает поступать не в бюджет, а на лицевые счета получателей средств бюджета города Москвы по учету операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности.
По предложению Палаты в постановление Правительства Москвы от 30 марта 2010 года N 242-ПП "О предварительных итогах исполнения бюджета города Москвы за 2009 год и мерах по реализации Закона города Москвы от 2 декабря 2009 года N 10 "О бюджете города Москвы на 2010 год" было включено поручение Департаменту имущества города Москвы совместно с органами исполнительной власти города Москвы, входящими в Комплекс социальной сферы города Москвы, и Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы организовать проведение проверки договоров о предоставлении в аренду нежилых помещений, находящихся в оперативном управлении бюджетных учреждений города Москвы, полноты их регистрации и учета.
В ходе внешней проверки бюджетной отчетности Комитета государственных заимствований города Москвы за 2008 год было установлено, что после проведения операций с облигационными займами города Москвы полученные денежные средства не перечислялись в городской бюджет, а оставались продолжительное время на банковском счете данного Комитета и использовались при проведении последующих операций. При этом имели место случаи, когда в течение нескольких дней на счете "зависали" миллиардные остатки бюджетных средств, достигая максимума в 7008,6 млн. рублей.