РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 31 марта 2017 года N 97-р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВ КРАЕВОГО БЮДЖЕТА НА 2017 - 2019 ГОДЫ
____________________________________________________________________
Утратил силу с 28 сентября 2018 года на основании Распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.09.2018 N 255-р.
____________________________________________________________________
В соответствии с распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13 марта 2017 года N 66-р "Об утверждении Плана мероприятий по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 1506 "О соглашениях, заключаемых Министерством финансов Российской Федерации с высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, и мерах ответственности за невыполнение субъектом Российской Федерации обязательств, возникающих из указанных соглашений" и Соглашения о предоставлении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации из федерального бюджета бюджету Краснодарского края от 15 февраля 2037 года N 01-01-06/06-31":
1. Утвердить Программу оптимизации расходов краевого бюджета на 2017 - 2019 годы (далее - Программа) согласно приложению к настоящему распоряжению.
2. Органам исполнительной власти Краснодарского края, структурным подразделениям администрации Краснодарского края:
1) обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных Программой;
2) ежеквартально, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, информировать министерство финансов Краснодарского края о ходе выполнения Программы.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края руководствоваться мероприятиями Программы при оптимизации расходов местных бюджетов.
4. Департаменту информационной политики Краснодарского края (Пригода) обеспечить размещение (опубликование) настоящего распоряжения на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и направление на "Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
5. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя главы администрации (губернатора) Краснодарского края И.П. Галася.
6. Распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Глава администрации (губернатор)
Краснодарского края
В.И.КОНДРАТЬЕВ
Утверждена
распоряжением
главы администрации (губернатора)
Краснодарского края
от 31 марта 2017 года N 97-р
ПРОГРАММА ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВ КРАЕВОГО БЮДЖЕТА НА 2017 - 2019 ГОДЫ
Программа оптимизации расходов краевого бюджета на 2017 - 2019 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13 марта 2017 года N 66-р "Об утверждении Плана мероприятий по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 1506 "О соглашениях, заключаемых Министерством финансов Российской Федерации с высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, и мерах ответственности за невыполнение субъектом Российской Федерации обязательств, возникающих из указанных соглашений" и Соглашения о предоставлении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации из федерального бюджета бюджету Краснодарского края от 15 февраля 2017 года N 01-01-06/06-31" в целях обеспечения сбалансированности краевого бюджета и повышения эффективности управления государственными финансами Краснодарского края.
Оптимизация расходов краевого бюджета является одним из главных направлений бюджетной политики Краснодарского края.
В 2014 - 2016 годах в Краснодарском крае был реализован план мероприятий, направленных на рост доходной части краевого бюджета, оптимизацию расходов краевого бюджета и совершенствование долговой политики Краснодарского края (утвержден постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19 августа 2014 года N 865 "Об утверждении Программы повышения эффективности управления государственными финансами Краснодарского края на период до 2018 года").
В рамках Программы повышения эффективности управления государственными финансами Краснодарского края на период до 2018 года и плана мероприятий по ее реализации (утверждены постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19 августа 2014 года N 865 "Об утверждении Программы повышения эффективности управления государственными финансами Краснодарского края на период до 2018 года") реализуются мероприятия по повышению эффективности бюджетных расходов: оптимизация структуры государственного сектора экономики, повышение эффективности оказания государственных услуг (выполнения работ), повышение качества финансового менеджмента в секторе государственного управления, повышение эффективности бюджетных инвестиций, совершенствование контрактных отношений, повышение эффективности межбюджетных трансфертов.
В целях обеспечения сбалансированности краевого бюджета в 2016 году реализован ряд мероприятий по оптимизации расходов:
приостановлено финансирование расходов краевого бюджета, не носящих первоочередного характера; не допускалось принятие новых расходных обязательств Краснодарского края;
приостановлены операции на лицевых счетах получателей средств краевого бюджета по постановке на учет принятых после 30 сентября 2016 года бюджетных обязательств, связанных с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, подлежащих исполнению в 2016 году в пределах соответствующих лимитов бюджетных обязательств (с 3 октября 2016 года);
реализованы мероприятия по оптимизации, экономии средств, в том числе при закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Краснодарского края;
приостановлено (запрещено) размещение закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Краснодарского края, не носящих первоочередного характера и (или) не связанных с угрозой жизни и здоровью граждан.
правила и сроки возврата государственными бюджетными и государственными автономными учреждениями Краснодарского края субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в объеме, который соответствует показателям государственного задания, которые не были достигнуты;
особенности возврата субсидии в связи с невыполнением установленных в государственном задании показателей объема государственной услуги (работы);
уточненные сроки перечисления государственным бюджетным и государственным автономным учреждениям Краснодарского края субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в декабре с учетом данных предварительного отчета об исполнении государственного задания, а также срок представления предварительного отчета.
Применен механизм предоставления межбюджетных трансфертов из краевого бюджета в местные бюджеты в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются данные межбюджетные трансферты.
Установлен предельный срок (до 30 сентября 2016 года):
представления проектов нормативных правовых актов высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края о распределении субсидий местным бюджетам из краевого бюджета между муниципальными образованиями Краснодарского края (за исключением субсидий, распределение которых утверждается законами Краснодарского края);
принятия нормативных правовых актов органов государственной власти Краснодарского края, устанавливающих порядок предоставления местным бюджетам из краевого бюджета иных межбюджетных трансфертов и их распределения между муниципальными образованиями Краснодарского края.
С 2004 года с целью оптимизации расходов на обеспечение деятельности органов исполнительной власти Краснодарского края планирование расходов краевого бюджета осуществлялось по единой методике, утвержденной распоряжением главы администрации Краснодарского края от 7 июля 2004 года N 793-р "О планировании расходов на обеспечение деятельности исполнительных органов государственной власти Краснодарского края"; с 2013 года - в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29 апреля 2013 года N 423 "О нормативах расходов на обеспечение деятельности (выполнение функций) исполнительных органов государственной власти Краснодарского края", а также в соответствии приказом департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края от 20 апреля 2012 года N 125 "О мерах по реализации постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19 апреля 2012 года N 436 "О порядке составления проекта краевого бюджета и проекта бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края на очередной финансовый год и на плановый период" и порядке и методике планирования бюджетных ассигнований краевого бюджета на очередной финансовый год и плановый период".
С 2007 года законом Краснодарского края о краевом бюджете устанавливается норма, согласно которой высший исполнительный орган государственной власти Краснодарского края не вправе принимать решения, приводящие к увеличению штатной численности государственных служащих в органах исполнительной власти Краснодарского края, за исключением случаев принятия решений о наделении исполнительных органов государственной власти Краснодарского края дополнительными функциями в пределах установленной в соответствии с законодательством компетенции, требующими увеличения штатной численности. Аналогичная норма рекомендована органам местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края в отношении муниципальных служащих.
В 2015 - 2016 годах проведен анализ дублирующих функций исполнительных органов государственной власти Краснодарского края, утверждена новая структура данных органов (Закон Краснодарского края от 21 октября 2015 года N 3255-КЗ "О системе исполнительных органов государственной власти Краснодарского края и структуре высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края - администрации Краснодарского края"). В рамках постановлений главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 октября 2015 года N 993 "О совершенствовании деятельности исполнительных органов государственной власти Краснодарского края", от 2 июня 2016 года N 370 "Об установлении предельной штатной численности государственных гражданских служащих Краснодарского края и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Краснодарского края, в исполнительных органах государственной власти Краснодарского края" проведена оптимизация штатной численности государственных гражданских служащих Краснодарского края и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Краснодарского края. Общее сокращение штатной численности исполнительных органов государственной власти Краснодарского края (с конца 2015 года) составило 898 единиц, или 15% от общего штата; расходы сокращены на 608,5 млн. рублей без учета дополнительных расходов на компенсационные выплаты в сумме 140,8 млн. рублей.
Аналогичная работа проведена муниципальными образованиями Краснодарского края.
В соответствии со статьей 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29 июля 2008 года N 724 "О нормативах формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края" ежегодно утверждаются нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края.
Министерством финансов Краснодарского края на постоянной основе проводится работа по мониторингу соблюдения муниципальными образованиями Краснодарского края данных нормативов. Проводимая работа в этом направлении позволила сохранить на протяжении последних лет в целом по Краснодарскому краю удельный вес расходов на содержание органов местного самоуправления к общему объему расходов местного бюджета не выше 8%.
В результате проведенной работы в 2016 году по сравнению с 2010 годом штатная численность работников органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края сократилась на 1382 единицы, или на 8,6%.
В целях обеспечения единых подходов к определению условий оплаты труда государственных учреждений Краснодарского края (не отнесенных к отраслевой системе оплаты труда) принято постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23 декабря 2016 года N 1078 "О внесении изменений в постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 2 сентября 2010 года N 742 "Об оплате труда работников государственных учреждений Краснодарского края" и от 5 сентября 2016 года N 675 "О внесении изменений в некоторые постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края". В целом сумма оптимизации расходов по государственным учреждениям Краснодарского края, оплата труда которых не отнесена к отраслевой системе оплаты труда, составила 163,9 млн. рублей, которая учтена при составлении проекта краевого бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.
Государственными и муниципальными учреждениями (организациями) социальной сферы в 2014 - 2016 годах в результате оптимизации расходов получен экономический эффект в сумме 6161,8 млн. рублей, объем высвобожденных средств составил 5224,6 млн. рублей, в том числе за счет:
экономии при закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Краснодарского края (2072,9 млн. рублей);
ликвидации, реорганизации учреждений и (или) их структурных подразделений, оптимизации штатных расписаний (1206,6 млн. рублей);
экономии энергоресурсов, коммунальных услуг и других материальных затрат, оптимизации расходов (1713,8 млн. рублей);
приносящей доход деятельности (1168,5 млн. рублей).
Проведен анализ площадей помещений, занимаемых органами исполнительной власти Краснодарского края и подведомственными им государственными учреждениями Краснодарского края, а также расходов на содержание (аренду) этих помещений. В результате арендуемая площадь помещений сокращена на 8247,1 кв. метра, а расходы на аренду оптимизированы на 80,7 млн. рублей в расчете на год. Аналогичная работа проведена органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края (общая площадь помещений, арендуемых данными органами и муниципальными учреждениями, сокращена на 6277,6 кв. метров, расходы оптимизированы на 60,4 млн. рублей).
Проведена работа по оптимизации численности социальных работников: с 2012 года численность социальных работников в соответствии с планами мероприятий ("дорожными картами") по повышению эффективности и качества услуг в отраслях социальной сферы уменьшена на 426 человек, экономический эффект составил 135,8 млн. рублей.
В отраслях социальной сферы Краснодарского края проводится работа по оптимизации бюджетных расходов. При этом за 2016 год:
ликвидировано или реорганизовано путем присоединения 60 учреждений, в том числе в разрезе отраслей: "социальная политика" - 20, "образование" - 17, "культура" - 12, "здравоохранение" - 11;
экономический эффект составил 2153,2 млн. рублей.
Осуществляется работа по сокращению штатной численности работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в государственных учреждениях Краснодарского края, что позволяет постепенно снижать его долю в общей штатной численности работников. Так, за 2016 год в государственных учреждениях социальной сферы доля расходов на оплату труда работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в общем объеме фонда оплаты труда составила не более 40% (целевой показатель - не более 40%).
Во всех отраслях социальной сферы созданы централизованные бухгалтерии. Проводится работа по централизации учета в общеобразовательных организациях. Практически все хозяйственное и транспортное обслуживание государственных органов Краснодарского края централизовано.
Министерством финансов Краснодарского края осуществляется ежеквартальный мониторинг оптимизированных расходов в социальной сфере.
Проводится работа по совершенствованию межбюджетных отношений с муниципальными образованиями Краснодарского края.
Расчет объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Краснодарского края производится по принципу необходимости достижения критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований. С 2016 года внесены изменения в методику расчета индекса бюджетных расходов в части уточнения отдельных показателей. В 2016 году в перечень репрезентативных групп налогов был добавлен налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
С 2014 года краевой бюджет составляется в "программном" формате. Объем бюджетных ассигнований, направленных на реализацию мероприятий государственных программ Краснодарского края, составил в 2016 году 192,1 млрд. рублей, или 95,3% от общего объема расходов краевого бюджета (в 2015 году - 177,4 млрд. рублей, или 90,0% от общего объема расходов краевого бюджета).
Реализуется план мероприятий по сокращению государственного долга Краснодарского края (утвержден распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15 января 2013 года 4-р "Об утверждении плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов Краснодарского края и плана мероприятий по сокращению государственного долга Краснодарского края").
Работу по оптимизации расходов краевого бюджета планируется продолжать.
Для этого в 2017 - 2019 годах предлагается реализовать мероприятия по следующим основным направлениям:
оптимизация расходов на содержание бюджетной сети;
оптимизация расходов на государственное управление;
оптимизация инвестиционных расходов;
совершенствование межбюджетных отношений на региональном уровне;
управление государственным долгом Краснодарского края.