Недействующий

  

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 сентября 2012 года N 520-4-П

Об областной целевой Программе развития образования в Челябинской области на 2013 - 2015 годы

(В редакции Постановлений Правительства Челябинской области от 18.04.2013 г. N 188-П;
от 28.06.2013 г. N 122-П; от 04.10.2013 г. N 326-П)



В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации Правительство Челябинской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Утвердить прилагаемую областную целевую Программу развития образования в Челябинской области на 2013 - 2015 годы. (В редакции Постановления Правительства Челябинской области от 18.04.2013 г. N 188-П)

2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.

3. Организацию выполнения настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Челябинской области Рыжего П.А.

  

   Исполняющий обязанности
     председателя
     Правительства
     Челябинской области
                    С.Л. Комяков


        Утверждена
                                   постановлением Правительства
                                   Челябинской области
                                   от 27.09.2012 г. N 520-4-П

    

(В редакции Постановлений Правительства Челябинской области
от 18.04.2013 г. N 188-П; от 28.06.2013 г. N 122-П;
от 04.10.2013 г. N 326-П)

Областная целевая Программа развития образования в Челябинской области на 2013 - 2015 годы

ПАСПОРТ областной целевой Программы развития образования в Челябинской области на 2013 - 2015 годы

            

Наименование
Программы

-

областная целевая Программа развития образования в
Челябинской области на 2013 - 2015 годы (далее
именуется - Программа)

Дата принятия решения
о разработке Программы

-

распоряжение Губернатора Челябинской области от
18.07.2012 г. N 846-р "О создании рабочей группы"

Государственный
заказчик Программы

-

Правительство Челябинской области

Основной разработчик
Программы

-

Министерство образования и науки Челябинской
области

Цель Программы

-

обеспечение доступности качественного образования,
соответствующего требованиям инновационного
развития Челябинской области

Задачи Программы

-

модернизация образования как института социального
развития;
развитие системы оценки качества образования и
востребованности образовательных услуг

Важнейшие целевые
индикаторы и
показатели

-

доля семей, чьи дети старшего дошкольного возраста
имеют возможность получать доступные качественные
услуги предшкольного образования,
в общей численности семей, имеющих детей старшего
дошкольного возраста (в процентах);
доля школьников, которым предоставлена возможность
обучаться в соответствии с основными современными
требованиями, в общей численности школьников (в
процентах);
доля детей с ограниченными возможностями здоровья
и детей-инвалидов, которым созданы условия для
получения качественного общего образования (в том
числе с использованием дистанционных
образовательных технологий), в общей численности
детей с ограниченными возможностями здоровья и
детей-инвалидов школьного возраста (в процентах);
доля учителей, эффективно использующих современные
образовательные технологии (в том числе
информационно-коммуникационные технологии) в
профессиональной деятельности, в общей численности
учителей (в процентах);
доля руководящих и педагогических работников
учреждений профессионального образования,
эффективно использующих современные
образовательные технологии (в том числе
информационно-коммуникационные технологии) в
профессиональной деятельности, в общей численности
руководящих и педагогических работников учреждений
профессионального образования (в процентах);
доля образовательных систем муниципальных
образований Челябинской области, охваченных
процессами переподготовки и повышения квалификации
преподавательского и управленческого корпуса
системы дошкольного и общего образования на базе
площадок, созданных для распространения
современных моделей доступного и качественного
образования, а также моделей региональных и
муниципальных образовательных систем,
обеспечивающих государственно-общественный
характер управления образованием, в общей
численности образовательных систем муниципальных
образований Челябинской области (в процентах);
доля выпускников дневной (очной) формы обучения по
основным образовательным программам
профессионального образования, трудоустроившихся
не позднее завершения первого года после выпуска,
в общей численности выпускников дневной (очной)
формы обучения по основным образовательным
программам профессионального образования
соответствующего года (в процентах);
доля учителей, участвующих в деятельности
профессиональных сетевых сообществ и
саморегулируемых организаций и регулярно
получающих в них профессиональную помощь и
поддержку, в общей численности учителей (в
процентах);
доля обучающихся в общей численности обучающихся
на всех уровнях образования, получивших оценку
своих достижений (в том числе с использованием
информационно-коммуникационных технологий) через
добровольные и обязательные процедуры оценивания
для построения на основе этого индивидуальной
образовательной траектории, способствующей
социализации личности (в процентах);
доля специалистов преподавательского и
управленческого корпуса системы дошкольного и
общего образования, обеспечивающих распространение
современных моделей доступного и качественного
образования, а также моделей региональных и
муниципальных образовательных систем,
обеспечивающих государственно-общественный
характер управления образованием, в общей
численности специалистов преподавательского и
управленческого корпуса системы дошкольного и
общего образования (в процентах);
доля учителей, прошедших обучение по новым
адресным моделям повышения квалификации и имевшим
возможность выбора программ обучения, в общей
численности учителей (в процентах);
доля детей в возрасте от 5 до 7 лет, охваченных
услугами дошкольного образования в Челябинском
городском округе, в общей численности детей
указанного возраста, нуждающихся в таком
образовании (в процентах);
доля детей в возрасте от 1 года до 7 лет,
охваченных услугами дошкольного образования в
Челябинском городском округе, в общей численности
детей указанного возраста, нуждающихся в таком
образовании (в процентах);
доля детей, охваченных услугами дошкольного
образования в иных формах (в том числе в
негосударственных образовательных учреждениях,
семейных группах, у индивидуальных
предпринимателей и других) в Челябинском городском
округе, в общей численности детей, получающих
дошкольное образование (в процентах);
доля образовательных учреждений среднего
профессионального образования, здания которых
приспособлены для обучения лиц с ограниченными
возможностями здоровья (в процентах);
доля педагогических работников в возрасте до 30
лет, работающих в государственных и муниципальных
общеобразовательных учреждениях, специальных
(коррекционных) образовательных учреждениях для
обучающихся, воспитанников с отклонениями в
развитии, дошкольных образовательных учреждениях,
образовательных учреждениях дополнительного
образования детей (в процентах);
доля детей-инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья, которым созданы условия
для получения качественного профессионального
образования, в общей численности детей-инвалидов и
лиц с ограниченными возможностями здоровья,
зачисленных в областные государственные бюджетные
и автономные образовательные учреждения начального
и среднего профессионального образования (в
процентах);
доля победителей, призеров, дипломантов
всероссийских мероприятий
художественно-эстетической,
физкультурно-спортивной, интеллектуальной,
эколого-биологической, технической,
военно-патриотической направленностей в общем
количестве участников всероссийских мероприятий
указанных направленностей среди обучающихся
областных государственных и муниципальных
образовательных учреждений, реализующих программы
начального, основного, среднего (полного) общего и
дополнительного общего образования (в процентах);
доля победителей, призеров, дипломантов
всероссийских мероприятий профессиональной
направленности в общем количестве участников
всероссийских мероприятий указанной
направленности, проводимых среди обучающихся и
педагогических работников учреждений
профессионального образования (в процентах);
доля программ профилактической направленности,
рекомендованных к использованию в образовательных
учреждениях Челябинской области по итогам
областного конкурса образовательных учреждений,
разработавших образовательные и просветительские
программы по профилактике асоциальных явлений, от
общего количества программ, представленных на
указанный областной конкурс (в процентах);
доля обучающихся 9 - 11 классов
общеобразовательных учреждений, принявших участие
в региональных этапах олимпиад школьников по
общеобразовательным предметам, в общей численности
обучающихся 9 - 11 классов общеобразовательных
учреждений (в процентах);
доля образовательных учреждений общего
образования, функционирующих в рамках национальной
образовательной инициативы "Наша новая школа", в
общем количестве образовательных учреждений общего
образования в Челябинской области (в процентах)

Сроки и этапы
реализации Программы

-

2013 - 2015 годы. Программа реализуется в 2 этапа:
первый этап - 2013 год;
второй этап - 2014 - 2015 годы

Перечень программных
мероприятий



























-




























мероприятия, необходимые для выполнения задачи
"Модернизация образования как института
социального развития", реализуются по следующим
направлениям:
развитие инфраструктуры образовательных
учреждений;
поддержка и развитие образовательных учреждений;
обучение и повышение квалификации руководящих и
педагогических работников образовательных
учреждений по вопросам развития системы
образования;
поддержка и развитие профессионального мастерства
педагогических работников;
развитие системы поддержки одаренных детей и
талантливой молодежи;
повышение доступности образования для лиц с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
внедрение инновационных образовательных моделей и
технологий;
формирование здоровьесберегающих и безопасных
условий организации образовательного процесса.
Мероприятия, необходимые для выполнения задачи
"Развитие системы оценки качества образования и
востребованности образовательных услуг",
реализуются по следующим направлениям:
развитие системы оценки качества образования;
аналитическое и информационное сопровождение
процессов модернизации образования.
Перечень программных мероприятий приведен в
приложении 1 к настоящей Программе

Объемы
и источники
финансирования
Программы

-









общий объем финансирования мероприятий Программы в 2013 -2015 годах составит 653062,7 тыс. рублей, в том числе:
за счет средств областного бюджета - 591190,0 тыс.
рублей, из них:
в 2013 году - 199084,6 тыс. рублей;
в 2014 году - 196052,7 тыс. рублей;
в 2015 году - 196052,7 тыс. рублей;
за счет средств федерального бюджета - 60872,7 тыс.
рублей, из них:
в 2013 году - 60872,7 тыс. рублей;
за счет внебюджетных средств - 1000,0 тыс. рублей, из
них:
в 2013 году - 1000,0 тыс. рублей (В редакции
Постановления Правительства Челябинской области
от 04.10.2013 г. N 326-П)

Ожидаемые конечные
результаты реализации
Программы и
показатели социально-
экономической
эффективности
































































































































































-





































































































































































увеличение доли семей, чьи дети старшего
дошкольного возраста имеют возможность получать
доступные качественные услуги предшкольного
образования, в общей численности семей, имеющих
детей старшего дошкольного возраста, до 97
процентов;
увеличение доли школьников, которым предоставлена
возможность обучаться в соответствии с основными
современными требованиями, в общей численности
школьников до 70 процентов;
увеличение доли детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов, которым
созданы условия для получения качественного общего
образования (в том числе с использованием
дистанционных образовательных технологий), в общей
численности детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов школьного возраста до
96 процентов;
увеличение доли учителей, эффективно использующих
современные образовательные технологии (в том
числе информационно-коммуникационные технологии) в
профессиональной деятельности, в общей численности
учителей до 13,6 процента;
увеличение доли руководящих и педагогических
работников учреждений профессионального
образования, эффективно использующих современные
образовательные технологии (в том числе
информационно-коммуникационные технологии) в
профессиональной деятельности, в общей численности
руководящих и педагогических работников учреждений
профессионального образования до 85 процентов;
увеличение доли образовательных систем
муниципальных образований Челябинской области,
охваченных процессами переподготовки и повышения
квалификации преподавательского и управленческого
корпуса системы дошкольного и общего образования
на базе площадок, созданных для распространения
современных моделей доступного и качественного
образования, а также моделей региональных и
муниципальных образовательных систем,
обеспечивающих государственно-общественный
характер управления образованием, в общей
численности образовательных систем муниципальных
образований Челябинской области до 100 процентов;
увеличение доли выпускников дневной (очной) формы
обучения по основным образовательным программам
профессионального образования, трудоустроившихся
не позднее завершения первого года после выпуска,
в общей численности выпускников дневной (очной)
формы обучения по основным образовательным
программам профессионального образования
соответствующего года до 95 процентов;
увеличение доли учителей, участвующих в
деятельности профессиональных сетевых сообществ и
саморегулируемых организаций и регулярно
получающих в них профессиональную помощь и
поддержку, в общей численности учителей до 41
процента;
увеличение доли обучающихся в общей численности
обучающихся на всех уровнях образования,
получивших оценку своих достижений (в том числе с
использованием информационно-коммуникационных
технологий) через добровольные и обязательные
процедуры оценивания для построения на основе
этого индивидуальной образовательной траектории,
способствующей социализации личности, до 37,8
процента;
увеличение доли специалистов преподавательского и
управленческого корпуса системы дошкольного и
общего образования, обеспечивающих распространение
современных моделей доступного и качественного
образования, а также моделей региональных и
муниципальных образовательных систем,
обеспечивающих государственно-общественный
характер управления образованием, в общей
численности специалистов преподавательского и
управленческого корпуса системы дошкольного и
общего образования до 60 процентов;
увеличение доли учителей, прошедших обучение по
новым адресным моделям повышения квалификации и
имевшим возможность выбора программ обучения, в
общей численности учителей до 60 процентов;
увеличение доли детей в возрасте от 5 до 7 лет,
охваченных услугами дошкольного образования в
Челябинском городском округе, в общей численности
детей указанного возраста, нуждающихся в таком
образовании, до 100 процентов;
увеличение доли детей в возрасте от 1 года до 7
лет, охваченных услугами дошкольного образования в
Челябинском городском округе, в общей численности
детей указанного возраста, нуждающихся в таком
образовании, до 91 процента;
увеличение доли детей, охваченных услугами
дошкольного образования в иных формах (в том числе
в негосударственных образовательных учреждениях,
семейных группах, у индивидуальных
предпринимателей и других) в Челябинском городском
округе, в общей численности детей, получающих
дошкольное образование, до 10 процентов;
увеличение доли образовательных учреждений
среднего профессионального образования, здания
которых приспособлены для обучения лиц с
ограниченными возможностями здоровья, до 10
процентов;
увеличение доли педагогических работников в
возрасте до 30 лет, работающих в государственных и
муниципальных общеобразовательных учреждениях,
специальных (коррекционных) образовательных
учреждениях для обучающихся, воспитанников с
отклонениями в развитии, дошкольных
образовательных учреждениях, образовательных
учреждениях дополнительного образования детей, до
17,7 процента;
увеличение доли детей-инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья, которым
созданы условия для получения качественного
профессионального образования, в общей численности
детей-инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья, зачисленных в областные
государственные бюджетные и автономные
образовательные учреждения начального и среднего
профессионального образования, до 30 процентов;
увеличение доли победителей, призеров, дипломантов
всероссийских мероприятий
художественно-эстетической,
физкультурно-спортивной, интеллектуальной,
эколого-биологической, технической,
военно-патриотической направленностей в общем
количестве участников всероссийских мероприятий
указанных направленностей среди обучающихся
областных государственных и муниципальных
образовательных учреждений, реализующих программы
начального, основного, среднего (полного) общего и
дополнительного общего образования до 25
процентов;
увеличение доли победителей, призеров, дипломантов
всероссийских мероприятий профессиональной
направленности в общем количестве участников
всероссийских мероприятий указанной
направленности, проводимых среди обучающихся и
педагогических работников учреждений
профессионального образования до 20 процентов;
увеличение доли программ профилактической
направленности, рекомендованных к использованию в
образовательных учреждениях Челябинской области по
итогам областного конкурса образовательных
учреждений, разработавших образовательные и
просветительские программы по профилактике
асоциальных явлений, от общего количества
программ, представленных на указанный областной
конкурс, до 30 процентов;
увеличение доли обучающихся 9 - 11 классов
общеобразовательных учреждений, принявших участие
в региональных этапах олимпиад школьников по
общеобразовательным предметам, в общей численности
обучающихся 9 - 11 классов общеобразовательных
учреждений до 8,5 процента;
увеличение доли образовательных учреждений общего
образования, функционирующих в рамках национальной
образовательной инициативы "Наша новая школа", в
общем количестве образовательных учреждений общего
образования в Челябинской области до 100 процентов
увеличение доли детей по категориям места жительства,
социального и имущественного статуса, состояния
здоровья, охваченных моделями и программами
социализации, в общем количестве детей по указанным
категориям в Челябинской области до 45 процентов

(В редакции Постановления Правительства Челябинской области от 04.10.2013 г. N 326-П)

           

Раздел I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

1. Целью реализации в 2006 - 2012 годах областной целевой Программы реализации национального проекта "Образование" в Челябинской области на 2006 - 2010 годы, принятой постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 22.12.2005 г. N 1992 "О принятии областной целевой Программы реализации национального проекта "Образование" в Челябинской области на 2006 - 2010 годы", и областной целевой Программы реализации национального проекта "Образование" в Челябинской области на 2009 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 20.11.2009 г. N 298-П "Об областной целевой Программе реализации национального проекта "Образование" в Челябинской области на 2009 - 2012 годы" (далее именуются - национальный проект), являлось повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики.

В ходе выполнения национального проекта внимание было сконцентрировано на выявлении, поддержке и распространении инновационного опыта, внедрении новых финансово-экономических механизмов, развитии инфраструктуры системы образования, поддержке и поощрении лучших педагогических работников, стимулировании одаренных детей и талантливой молодежи.

Системность реализации мероприятий национального проекта позволила комплексно приступить к решению проблемы, названной в качестве приоритетной в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р. Этой проблемой является несоответствие человеческого капитала как основного фактора экономического развития запросам экономики, общества, личности.

2. Анализ современного состояния образования в Челябинской области с учетом результатов реализации национального проекта свидетельствует о том, что в образовательной системе сложились тенденции и подходы к созданию условий, обеспечивающих качество и доступность образовательных услуг. Вместе с тем уровень развития образования пока не соответствует требованиям инновационного социально ориентированного развития региона, а в системе образования сохраняются очевидные проблемы и противоречия.

Реализация национального проекта явилась началом формирования основ для инновационного развития российского образования и значительных институциональных изменений, обеспеченных государственным планово-бюджетным финансированием.

3. В рамках национального проекта отработан эффективный механизм финансирования системы образования, когда субсидии из федерального бюджета дополнялись вложениями областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Челябинской области. Последовательное применение принципа софинансирования позволило не только привлечь дополнительные средства в систему образования, но и целевым образом направить их на приоритетные направления развития системы образования.

За 2006 - июль 2012 года на реализацию национального проекта из бюджетов всех уровней направлено более 6,4 млрд. рублей.

В то же время реакция системы образования на изменения в подходах

к финансированию отрасли остается недостаточно оперативной, запаздывает относительно темпов социально-экономического развития Челябинской области и страны в целом.

4. По всем направлениям национального проекта отработан конкурсный механизм поддержки лидеров - точек роста нового качества образования, при котором бюджетные средства были распределены на основе общественной оценки, а учреждения наделялись обязанностями по распространению инновационного опыта.

Поддержка лидеров из числа отдельных образовательных учреждений, в том числе реализующих инновационные образовательные программы, позволила продемонстрировать новые подходы к осуществлению образовательной практики. В Челябинской области в 2006 - 2012 годах финансовую поддержку из бюджетов всех уровней получили 2111 образовательных учреждений.

В результате сформирована сеть образовательных учреждений, участвующих в инновационном развитии системы образования, созданы действующие образцы новых образовательных практик, обновлено представление о том, что такое современное образование.

Прежде всего это повышение открытости образовательной системы, ее восприимчивости к запросам граждан и общества. Так, заявки на участие в конкурсах, проводимых в рамках реализации национального проекта, представляли органы государственно-общественного управления образовательных учреждений или профессиональные сообщества учителей. Это расширило практику создания в образовательных учреждениях попечительских, управляющих и иных советов. Доля образовательных учреждений Челябинской области, имеющих орган управления, реализующий государственно-общественный характер управления, увеличился с 70,2 процента в 2009 году до 90,6 процента в 2011 году.

С другой стороны, гражданские институты принимали участие в экспертизе, оценивании образовательных учреждений и педагогов. Состоялось общественное обсуждение самих конкурсных критериев. Это способствовало становлению нового, сформулированного обществом представления о качестве образования, а также развитию новых форм его оценки (открытой, прозрачной, критериальной, внешней (не внутриведомственной), с участием общественности).

Вместе с тем количество образовательных учреждений, использующих инновационные подходы в своей деятельности, невелико, отсутствуют действенные механизмы распространения новых подходов к реализации образовательных программ. Ряд образовательных инициатив носит локальный характер и не может быть распространен на всю систему образования. В результате охват качественным образованием, модель которого апробирована в отдельном образовательном учреждении и которое необходимо для обеспечения равных стартовых возможностей всех обучающихся, продолжает оставаться недостаточным.

Дальнейшая модернизация образования требует масштабных изменений - вовлечения большей части образовательных учреждений в процессы инновационного развития системы образования, региона, страны в целом.

5. В рамках национального проекта обновлены механизмы и организационные формы поддержки, поощрения и стимулирования педагогических работников. Поддержка в разных формах из бюджетов всех уровней оказана более чем 18,6 тысячи педагогических работников Челябинской области.

Дала результаты система поддержки классных руководителей (18,5 тысячи педагогов) и молодых специалистов. Впервые в истории отечественного образования нормативно закреплен статус классного руководителя, а значимость воспитательной деятельности если и не определена в качестве приоритетной, то поставлена в равное положение с преподаванием общеобразовательных дисциплин. Это в значительной степени способствовало активизации воспитательной работы в

общеобразовательных учреждениях.

Получены результаты в повышении престижа профессии учителя. Обновляется кадровый состав работников образования. Доля педагогических работников в возрасте до 30 лет, работающих в образовательных учреждениях системы общего образования, увеличилась с 16,3 процента в 2008 году до 17,4 процента в 2011 году.

При создании современных условий, моральных и материальных стимулов для качественной работы и профессионального роста педагога перспективными задачами являются:

1) формирование и предъявление новых требований к современному учителю;

2) внедрение новых подходов в системе повышения квалификации и переподготовки педагогов с максимальной персонификацией программ за счет модульности и вариативности;

3) использование кадрового потенциала лучших учителей в решении задач национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" при внедрении федерального государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения.

6. В результате реализации национального проекта, а в последующем - национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", проекта модернизации общего образования существенно обновлена инфраструктура образования.

В 2006 - 2011 годах более 1,5 млрд. рублей из бюджетов всех уровней направлено на обновление оборудования образовательных учреждений и укрепление информационно-коммуникационной составляющей образования.

Наряду с подключением всех школ к сети Интернет более чем в два раза увеличилось количество в них компьютеров. Это позволило достичь соотношения 11,5 обучающегося в среднем на один компьютер. Произошло формирование единых локальных вычислительных сетей образовательных учреждений с выходом в сеть Интернет.

Внедрение в образовательный процесс современных информационно-коммуникационных технологий способствовало:

во-первых, формированию современного облика образования и принципиально нового качества предоставления образовательных услуг;

во-вторых, выравниванию учебных возможностей для всех обучающихся и условий труда для всех педагогов;

в-третьих, предъявлению иных требований к профессиональной деятельности педагога;

в-четвертых, расширению возможностей реализации индивидуальных образовательных программ для обучающихся и педагогических работников.

7. Создание в образовательных учреждениях современных условий обучения является наиболее заметным и значимым результатом реализации национального проекта.

Еще в 2006 году доля школьников, обучающихся в современных условиях, в среднем по Российской Федерации не превышала 21 процента. В Челябинской области к началу 2012 года более половины школьников (52,5 процента, или 165 тысяч обучающихся) обучались в условиях, отвечающих современным требованиям (полная оснащенность современным оборудованием, укомплектованность квалифицированными кадрами, соответствие требованиям строительных и социальных норм).

При этом сохраняется межмуниципальная дифференциация по уровню соответствия инфраструктуры образования современным требованиям.

Вместе с тем использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов в современной образовательной и управленческой практике носит эпизодический характер. Не создана целостная электронная образовательная среда как фактор повышения качества образования. Необходимо создание технических и технологических условий, которые позволят педагогам и обучающимся получить эффективный доступ к источникам информации по всем отраслям науки и техники, использовать новые электронные образовательные ресурсы в процессе обучения, в том числе дистанционно.

8. Выявление и поощрение в рамках национального проекта талантливой молодежи стало в образовательных учреждениях муниципальных

образований Челябинской области ядром широкой системной поддержки и сопровождения юных талантов. Более 35 тысяч одаренных детей и талантливых молодых людей получили государственную и муниципальную поддержку.

На протяжении последних шести лет Челябинская область входила в пятерку лидеров по количеству победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам.

В результате удалось приступить к созданию условий для реализации инновационного потенциала российской молодежи.

Вместе с тем несформированность системы целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью продолжает оставаться серьезной проблемой системы образования. В данной деятельности отсутствуют эффективные механизмы обеспечения непрерывности интеграции возможностей образовательных учреждений, реализующих программы разного уровня - от общего до высшего профессионального, недостаточно используются возможности научных учреждений, учреждений дополнительного образования детей.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", в котором поставлена задача по разработке комплексных мер, направленных на выявление и поддержку одаренных детей и талантливой молодежи, необходимо разработать систему, при которой такие достижения школьников и студентов, как победы в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, реализованные проекты, признавались бы в качестве значимых образовательных результатов и учитывались в их дальнейшем образовании и карьере.

Особого внимания требуют дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды. В соответствии с инициативой "Наша новая школа" в любом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную социализацию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

9. Без решения вышеуказанных проблем, требующих комплексного подхода, противоречия в системе образования не только сохранятся, но будут нарастать, замедляя социально-экономическое развитие региона и страны в целом.

Оптимальное решение проблем, указанных выше, может быть обеспечено применением программно-целевого метода, который основан на подчинении распределения ресурсов и мероприятий достижению определенной цели.

Целью Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года, принятой постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 25.10.2007 N 890 "О принятии Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года", является рост благосостояния и качества жизни населения за счет устойчивого и динамичного развития и повышения конкурентоспособности экономики Челябинской области.

При этом стратегической целью государственной политики в области образования согласно Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской от 7 февраля 2011 г. N 61 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы", является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»