ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 сентября 2012 года N 520-4-П
Об областной целевой Программе развития образования в Челябинской области на 2013 - 2015 годы
(В редакции Постановлений Правительства Челябинской области от 18.04.2013 г. N 188-П;
от 28.06.2013 г. N 122-П; от 04.10.2013 г. N 326-П)
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации Правительство Челябинской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую Программу развития образования в Челябинской области на 2013 - 2015 годы. (В редакции Постановления Правительства Челябинской области от 18.04.2013 г. N 188-П)
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
3. Организацию выполнения настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Челябинской области Рыжего П.А.
Исполняющий обязанности
председателя
Правительства
Челябинской области
С.Л. Комяков
(В редакции Постановлений Правительства Челябинской области
от 18.04.2013 г. N 188-П; от 28.06.2013 г. N 122-П;
от 04.10.2013 г. N 326-П)
Областная целевая Программа развития образования в Челябинской области на 2013 - 2015 годы
Наименование | - | областная целевая Программа развития образования в |
Дата принятия решения | - | распоряжение Губернатора Челябинской области от |
Государственный | - | Правительство Челябинской области |
Основной разработчик | - | Министерство образования и науки Челябинской |
Цель Программы | - | обеспечение доступности качественного образования, |
Задачи Программы | - | модернизация образования как института социального |
Важнейшие целевые | - | доля семей, чьи дети старшего дошкольного возраста |
Сроки и этапы | - | 2013 - 2015 годы. Программа реализуется в 2 этапа: |
Перечень программных | - | мероприятия, необходимые для выполнения задачи |
Объемы | - | общий объем финансирования мероприятий Программы в 2013 -2015 годах составит 653062,7 тыс. рублей, в том числе: |
Ожидаемые конечные | - | увеличение доли семей, чьи дети старшего |
(В редакции Постановления Правительства Челябинской области от 04.10.2013 г. N 326-П)
1. Целью реализации в 2006 - 2012 годах областной целевой Программы реализации национального проекта "Образование" в Челябинской области на 2006 - 2010 годы, принятой постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 22.12.2005 г. N 1992 "О принятии областной целевой Программы реализации национального проекта "Образование" в Челябинской области на 2006 - 2010 годы", и областной целевой Программы реализации национального проекта "Образование" в Челябинской области на 2009 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 20.11.2009 г. N 298-П "Об областной целевой Программе реализации национального проекта "Образование" в Челябинской области на 2009 - 2012 годы" (далее именуются - национальный проект), являлось повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики.
В ходе выполнения национального проекта внимание было сконцентрировано на выявлении, поддержке и распространении инновационного опыта, внедрении новых финансово-экономических механизмов, развитии инфраструктуры системы образования, поддержке и поощрении лучших педагогических работников, стимулировании одаренных детей и талантливой молодежи.
Системность реализации мероприятий национального проекта позволила комплексно приступить к решению проблемы, названной в качестве приоритетной в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р. Этой проблемой является несоответствие человеческого капитала как основного фактора экономического развития запросам экономики, общества, личности.
2. Анализ современного состояния образования в Челябинской области с учетом результатов реализации национального проекта свидетельствует о том, что в образовательной системе сложились тенденции и подходы к созданию условий, обеспечивающих качество и доступность образовательных услуг. Вместе с тем уровень развития образования пока не соответствует требованиям инновационного социально ориентированного развития региона, а в системе образования сохраняются очевидные проблемы и противоречия.
Реализация национального проекта явилась началом формирования основ для инновационного развития российского образования и значительных институциональных изменений, обеспеченных государственным планово-бюджетным финансированием.
3. В рамках национального проекта отработан эффективный механизм финансирования системы образования, когда субсидии из федерального бюджета дополнялись вложениями областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Челябинской области. Последовательное применение принципа софинансирования позволило не только привлечь дополнительные средства в систему образования, но и целевым образом направить их на приоритетные направления развития системы образования.
За 2006 - июль 2012 года на реализацию национального проекта из бюджетов всех уровней направлено более 6,4 млрд. рублей.
В то же время реакция системы образования на изменения в подходах
к финансированию отрасли остается недостаточно оперативной, запаздывает относительно темпов социально-экономического развития Челябинской области и страны в целом.
4. По всем направлениям национального проекта отработан конкурсный механизм поддержки лидеров - точек роста нового качества образования, при котором бюджетные средства были распределены на основе общественной оценки, а учреждения наделялись обязанностями по распространению инновационного опыта.
Поддержка лидеров из числа отдельных образовательных учреждений, в том числе реализующих инновационные образовательные программы, позволила продемонстрировать новые подходы к осуществлению образовательной практики. В Челябинской области в 2006 - 2012 годах финансовую поддержку из бюджетов всех уровней получили 2111 образовательных учреждений.
В результате сформирована сеть образовательных учреждений, участвующих в инновационном развитии системы образования, созданы действующие образцы новых образовательных практик, обновлено представление о том, что такое современное образование.
Прежде всего это повышение открытости образовательной системы, ее восприимчивости к запросам граждан и общества. Так, заявки на участие в конкурсах, проводимых в рамках реализации национального проекта, представляли органы государственно-общественного управления образовательных учреждений или профессиональные сообщества учителей. Это расширило практику создания в образовательных учреждениях попечительских, управляющих и иных советов. Доля образовательных учреждений Челябинской области, имеющих орган управления, реализующий государственно-общественный характер управления, увеличился с 70,2 процента в 2009 году до 90,6 процента в 2011 году.
С другой стороны, гражданские институты принимали участие в экспертизе, оценивании образовательных учреждений и педагогов. Состоялось общественное обсуждение самих конкурсных критериев. Это способствовало становлению нового, сформулированного обществом представления о качестве образования, а также развитию новых форм его оценки (открытой, прозрачной, критериальной, внешней (не внутриведомственной), с участием общественности).
Вместе с тем количество образовательных учреждений, использующих инновационные подходы в своей деятельности, невелико, отсутствуют действенные механизмы распространения новых подходов к реализации образовательных программ. Ряд образовательных инициатив носит локальный характер и не может быть распространен на всю систему образования. В результате охват качественным образованием, модель которого апробирована в отдельном образовательном учреждении и которое необходимо для обеспечения равных стартовых возможностей всех обучающихся, продолжает оставаться недостаточным.
Дальнейшая модернизация образования требует масштабных изменений - вовлечения большей части образовательных учреждений в процессы инновационного развития системы образования, региона, страны в целом.
5. В рамках национального проекта обновлены механизмы и организационные формы поддержки, поощрения и стимулирования педагогических работников. Поддержка в разных формах из бюджетов всех уровней оказана более чем 18,6 тысячи педагогических работников Челябинской области.
Дала результаты система поддержки классных руководителей (18,5 тысячи педагогов) и молодых специалистов. Впервые в истории отечественного образования нормативно закреплен статус классного руководителя, а значимость воспитательной деятельности если и не определена в качестве приоритетной, то поставлена в равное положение с преподаванием общеобразовательных дисциплин. Это в значительной степени способствовало активизации воспитательной работы в
общеобразовательных учреждениях.
Получены результаты в повышении престижа профессии учителя. Обновляется кадровый состав работников образования. Доля педагогических работников в возрасте до 30 лет, работающих в образовательных учреждениях системы общего образования, увеличилась с 16,3 процента в 2008 году до 17,4 процента в 2011 году.
При создании современных условий, моральных и материальных стимулов для качественной работы и профессионального роста педагога перспективными задачами являются:
1) формирование и предъявление новых требований к современному учителю;
2) внедрение новых подходов в системе повышения квалификации и переподготовки педагогов с максимальной персонификацией программ за счет модульности и вариативности;
3) использование кадрового потенциала лучших учителей в решении задач национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" при внедрении федерального государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения.
6. В результате реализации национального проекта, а в последующем - национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", проекта модернизации общего образования существенно обновлена инфраструктура образования.
В 2006 - 2011 годах более 1,5 млрд. рублей из бюджетов всех уровней направлено на обновление оборудования образовательных учреждений и укрепление информационно-коммуникационной составляющей образования.
Наряду с подключением всех школ к сети Интернет более чем в два раза увеличилось количество в них компьютеров. Это позволило достичь соотношения 11,5 обучающегося в среднем на один компьютер. Произошло формирование единых локальных вычислительных сетей образовательных учреждений с выходом в сеть Интернет.
Внедрение в образовательный процесс современных информационно-коммуникационных технологий способствовало:
во-первых, формированию современного облика образования и принципиально нового качества предоставления образовательных услуг;
во-вторых, выравниванию учебных возможностей для всех обучающихся и условий труда для всех педагогов;
в-третьих, предъявлению иных требований к профессиональной деятельности педагога;
в-четвертых, расширению возможностей реализации индивидуальных образовательных программ для обучающихся и педагогических работников.
7. Создание в образовательных учреждениях современных условий обучения является наиболее заметным и значимым результатом реализации национального проекта.
Еще в 2006 году доля школьников, обучающихся в современных условиях, в среднем по Российской Федерации не превышала 21 процента. В Челябинской области к началу 2012 года более половины школьников (52,5 процента, или 165 тысяч обучающихся) обучались в условиях, отвечающих современным требованиям (полная оснащенность современным оборудованием, укомплектованность квалифицированными кадрами, соответствие требованиям строительных и социальных норм).
При этом сохраняется межмуниципальная дифференциация по уровню соответствия инфраструктуры образования современным требованиям.
Вместе с тем использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов в современной образовательной и управленческой практике носит эпизодический характер. Не создана целостная электронная образовательная среда как фактор повышения качества образования. Необходимо создание технических и технологических условий, которые позволят педагогам и обучающимся получить эффективный доступ к источникам информации по всем отраслям науки и техники, использовать новые электронные образовательные ресурсы в процессе обучения, в том числе дистанционно.
8. Выявление и поощрение в рамках национального проекта талантливой молодежи стало в образовательных учреждениях муниципальных
образований Челябинской области ядром широкой системной поддержки и сопровождения юных талантов. Более 35 тысяч одаренных детей и талантливых молодых людей получили государственную и муниципальную поддержку.
На протяжении последних шести лет Челябинская область входила в пятерку лидеров по количеству победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам.
В результате удалось приступить к созданию условий для реализации инновационного потенциала российской молодежи.
Вместе с тем несформированность системы целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью продолжает оставаться серьезной проблемой системы образования. В данной деятельности отсутствуют эффективные механизмы обеспечения непрерывности интеграции возможностей образовательных учреждений, реализующих программы разного уровня - от общего до высшего профессионального, недостаточно используются возможности научных учреждений, учреждений дополнительного образования детей.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", в котором поставлена задача по разработке комплексных мер, направленных на выявление и поддержку одаренных детей и талантливой молодежи, необходимо разработать систему, при которой такие достижения школьников и студентов, как победы в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, реализованные проекты, признавались бы в качестве значимых образовательных результатов и учитывались в их дальнейшем образовании и карьере.
Особого внимания требуют дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды. В соответствии с инициативой "Наша новая школа" в любом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную социализацию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
9. Без решения вышеуказанных проблем, требующих комплексного подхода, противоречия в системе образования не только сохранятся, но будут нарастать, замедляя социально-экономическое развитие региона и страны в целом.
Оптимальное решение проблем, указанных выше, может быть обеспечено применением программно-целевого метода, который основан на подчинении распределения ресурсов и мероприятий достижению определенной цели.
Целью Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года, принятой постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 25.10.2007 N 890 "О принятии Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года", является рост благосостояния и качества жизни населения за счет устойчивого и динамичного развития и повышения конкурентоспособности экономики Челябинской области.
При этом стратегической целью государственной политики в области образования согласно Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской от 7 февраля 2011 г. N 61 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы", является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.