ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 апреля 2013 года N 188-П
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 27.09.2012 Г. N 520-4-П
Правительство Челябинской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Правительства Челябинской области от 27.09.2012 г. N 520-4-П "Об областной целевой Программе развития образования в Челябинской области на 2013 - 2015 годы" (Южноуральская панорама, 29 декабря 2012 г., N 201, спецвыпуск N 49) следующие изменения:
1) в пункте 1 слова "Программу развития образования Челябинской области" заменить словами "Программу развития образования в Челябинской области";
2) областную целевую Программу развития образования в Челябинской области на 2013 - 2015 годы, утвержденную указанным постановлением, изложить в новой редакции (прилагается).
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
3. Организацию выполнения настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Челябинской области Гехт И.А.
Исполняющий обязанности председателя
Правительства Челябинской области
С.Л. Комяков
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства Челябинской области
от 27.09.2012 г. N 520-4-П
(в редакции постановления Правительства Челябинской области от 18.04.2013 г. N 188-П)
Областная целевая Программа развития образования в Челябинской области на 2013-2015 годы
паспорт областной целевой Программы развития образования в Челябинской области на 2013-2015 годы
Наименование | - | областная целевая Программа развития образования в Челябинск ой области на 2013-2015 годы (далее именуется – Программа) |
Дата принятия решения | - | распоряжение Губернатора Челябинской области от 18.07.2012 г. N 846-р "О создании рабочей группы" |
Государственный заказчик Программы | - | Правительство Челябинской области |
Основной разработчик Программы | - | Министерство образования и науки Челябинской области |
Цель Программы | - | обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития Челябинской области |
Задачи Программы | - | модернизация образования как института социального развития; |
развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг | ||
Важнейшие целевые | - | доля семей, чьи дети старшего дошкольного возраста имеют возможность получать доступные качественные услуги предшкольного образования, в общей численности семей, имеющих детей старшего дошкольного возраста (в процентах); |
доля школьников, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями, в общей численности школьников (в процентах); | ||
доля детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного общего | ||
доля учителей, эффективно использующих современные образовательные технологии (в том числе информационно-коммуникационные технологии) в профессиональной деятельности, в общей численности учителей (в процентах); | ||
доля руководящих и педагогических работников учреждений профессионального образования, эффективно использующих современные образовательные технологии (в том числе информационно-коммуникационные технологии) в профессионально й деятельности, в общей численности руководящих и педагогических работников учреждений профессионального образования (в процентах); | ||
доля образовательных систем муниципальных образований Челябинской области, охваченных процессами переподготовки и повышения квалификации преподавательского и управленческого корпуса системы дошкольного и общего образования на базе площадок, созданных для распространения современных моделей доступного и качественного образования, а также моделей региональных и муниципальных образовательных систем, обеспечивающих государственно-общественный характер управления образованием, в общей численности образовательных систем муниципальных образований Челябинской области (в процентах); | ||
доля выпускников дневной (очной) формы обучения по основным образовательным программам профессионального образования, трудоустроившихся не позднее завершения первого года после выпуска, в общей численности выпускников дневной (очной) формы обучения по основным образовательным программам профессионального образования соответствующего года (в процентах); | ||
доля учителей, участвующих в деятельности профессиональных сетевых сообществ и саморегулируемых организаций и регулярно получающих в них профессиональную помощь и поддержку, в общей численности учителей (в процентах); | ||
доля обучающихся в общей численности обучающихся на всех уровнях образования, получивших оценку своих достижений (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий) через добровольные и обязательные процедуры оценивания для построения на основе этого индивидуальной образовательной траектории, способствующей социализации личности (в процентах); | ||
доля специалистов преподавательского и управленческого корпуса системы дошкольного и общего образования, обеспечивающих распространение современных моделей доступного и качественного образования, а также моделей региональных и муниципальных образовательных систем, обеспечивающих государственно-общественный характер управления образованием, в общей численности специалистов преподавательского и управленческого корпуса системы дошкольного и общего образования (в процентах); | ||
доля учителей, прошедших обучение по новым адресным моделям повышения квалификации и имевшим возможность выбора программ обучения, в общей численности учителей (в процентах); | ||
доля детей в возрасте от 5 до 7 лет, охваченных услугами дошкольного образования в Челябинском городском округе, в общей численности детей указанного возраста, нуждающихся в таком образовании (в процентах); | ||
доля детей в возрасте от 1 года до 7 лет, охваченных услугами дошкольного образования в Челябинском городском округе, в общей численности детей указанного возраста, нуждающихся в таком образовании (в процентах); | ||
доля детей, охваченных услугами дошкольного образования в иных формах (в том числе в негосударственных образовательных учреждениях, семейных группах, у индивидуальных предпринимателей и других) в Челябинском городском округе, в общей численности детей, получающих дошкольное образование (в процентах); | ||
доля образовательных учреждений среднего профессионального образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (в процентах); | ||
доля педагогических работников в возрасте до 30 лет, работающих в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях дополнительного образования детей (в процентах); | ||
доля детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, которым созданы условия для получения качественного профессионального образования, в общей численности детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, зачисленных в областные государственные бюджетные и автономные образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования (в процентах); | ||
доля победителей, призеров, дипломантов всероссийских мероприятий художественно-эстетической, физкультурно-спортивной, интеллектуальной, эколого-биологической, технической, военно-патриотической направленностей в общем количестве участников всероссийских мероприятий указанных направленностей среди обучающихся областных государственных и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального, основного, среднего (полного) общего и дополнительного общего образования (в процентах); | ||
доля победителей, призеров, дипломантов всероссийских мероприятий профессиональной направленности в общем количестве участников всероссийских мероприятий указанной направленности, проводимых среди обучающихся и педагогических работников учреждений профессионального образования (в процентах); | ||
доля программ профилактической направленности, рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях Челябинской области по итогам областного конкурса образовательных учреждений, разработавших образовательные и просветительские программы по профилактике асоциальных явлений, от общего количества программ, представленных на указанный областной конкурс (в процентах); | ||
доля обучающихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений, принявших участие в региональных этапах олимпиад школьников по общеобразовательным предметам, в общей численности обучающихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений (в процентах); | ||
доля образовательных учреждений общего образования, функционирующих в рамках национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", в общем количестве образовательных учреждений общего образования в Челябинской области (в процентах) | ||
Сроки и этапы реализации | ? | 2013-2015 годы. Программа реализуется в 2 этапа: |
Перечень | ? | мероприятия, необходимые для выполнения задачи "Модернизация образования как института социального развития", реализуются по следующим направлениям: |
развитие инфраструктуры образовательных учреждений; | ||
поддержка и развитие образовательных учреждений; | ||
обучение и повышение квалификации руководящих и педагогических работников образовательных учреждений по вопросам развития системы образования; | ||
поддержка и развитие профессионального мастерства педагогических работников; | ||
развитие системы поддержки одаренных детей и талантливой молодежи; | ||
повышение доступности образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов; | ||
внедрение инновационных образовательных моделей и технологий; | ||
формирование здоровьесберегающих и безопасных условий организации образовательного процесса. | ||
Мероприятия, необходимые для выполнения задачи "Развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг", реализуются по следующим направлениям: | ||
аналитическое и информационное сопровождение процессов модернизации образования. | ||
Объемы и источники | ? | общий объем финансирования мероприятий Программы в 2013-2015 годах составит 589158,1 тыс. рублей, в том числе: |
Ожидаемые конечные | ? | увеличение доли семей, чьи дети старшего дошкольного возраста имеют возможность получать доступные качественные услуги предшкольного образования, в общей численности семей, имеющих детей старшего дошкольного возраста, до 97 процентов; |
увеличение доли школьников, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями, в общей численности школьников до 70 процентов; | ||
увеличение доли детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного общего образования (в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий), в общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов школьного возраста до 96 процентов; | ||
увеличение доли учителей, эффективно использующих современные образовательные технологии (в том числе информационно-коммуникационные технологии) в профессиональной деятельности, в общей численности учителей до13,6 процента; | ||
увеличение доли руководящих и педагогических работников учреждений профессионального образования, эффективно использующих современные образовательные технологии (в том числе информационно-коммуникационные технологии) в профессиональной деятельности, в общей численности руководящих и педагогических работников учреждений профессионального образования до 85 процентов; | ||
увеличение доли образовательных систем муниципальных образований Челябинской области, охваченных процессами переподготовки и повышения квалификации преподавательского и управленческого корпуса системы дошкольного и общего образования на базе площадок, созданных для распространения современных моделей доступного и качественного образования, а также моделей региональных и муниципальных образовательных систем, обеспечивающих государственно-общественный характер управления образованием, в общей численности образовательных систем муниципальных образований Челябинской области до 100 процентов; | ||
увеличение доли выпускников дневной (очной) формы обучения по основным образовательным программам профессионального образования, трудоустроившихся не позднее завершения первого года после выпуска, в общей численности выпускников дневной (очной) формы обучения по основным образовательным программам профессионального образования соответствующего года до 95 процентов; | ||
увеличение доли учителей, участвующих в деятельности профессиональных сетевых сообществ и саморегулируемых организаций и регулярно получающих в них профессиональную помощь и поддержку, в общей численности учителей до 41 процента; |
увеличение доли обучающихся в общей численности обучающихся на всех уровнях образования, получивших оценку своих достижений (в том числе с использованием информационно-коммуникационных техно-логий) через добровольные и обязательные процедуры оценивания для построения на основе этого индивидуальной образовательной траектории, способствующей социализации личности, до 37,8 процента; | ||
увеличение доли специалистов преподавательского и управленческого корпуса системы дошкольного и общего образования, обеспечивающих распространение современных моделей доступного и качественного образования, а также моделей региональных и муниципальных образовательных систем, обеспечивающих государственно-общественный характер управления образованием, в общей численности специалистов преподавательского и управленческого корпуса системы дошкольного и общего образования до 60 процентов; | ||
увеличение доли учителей, прошедших обучение по новым адресным моделям повышения квалификации и имевшим возможность выбора программ обучения, в общей численности учителей до 60 процентов; | ||
увеличение доли детей в возрасте от 5 до 7 лет, охваченных услугами дошкольного образования в Челябинском городском округе, в общей численности детей указанного возраста, нуждающихся в таком образовании, до 100 процентов; | ||
увеличение доли детей в возрасте от 1 года до 7 лет, охваченных услугами дошкольного образования в Челябинском городском округе, в общей численности детей указанного возраста, нуждающихся в таком образовании, до 91 процента; | ||
увеличение доли детей, охваченных услугами дошкольного образования в иных формах (в том числе в негосударственных образовательных учреждениях, семейных группах, у индивидуальных предпринимателей и других) в Челябинском городском округе, в общей численности детей, получающих дошкольное образование, до 10 процентов; | ||
увеличение доли образовательных учреждений среднего профессионального образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, до 10 процентов; | ||
увеличение доли педагогических работников в возрасте до 30 лет, работающих в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях дополнительного образования детей, до 17,7 процента; | ||
увеличение доли детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, которым созданы условия для получения качественного профессионального образования, в общей численности детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, зачисленных в областные государственные бюджетные и автономные образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования, до 30 процентов; | ||
увеличение доли победителей, призеров, дипломантов всероссийских мероприятий художественно-эстетической, физкультурно-спортивной, интеллектуальной, эколого-биологической, технической, военно-патриотической направленностей в общем количестве участников всероссийских мероприятий указанных направленностей среди обучающихся областных государственных и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального, основного, среднего (полного) общего и дополнительного общего образования до 25 процентов; | ||
увеличение доли победителей, призеров, дипломантов всероссийских мероприятий профессиональной направленности в общем количестве участников всероссийских мероприятий указанной направленности, проводимых среди обучающихся и педагогических работников учреждений профессионального образования до 20 процентов; | ||
увеличение доли программ профилактической направленности, рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях Челябинской области по итогам областного конкурса образовательных учреждений, разработавших образовательные и просветительские программы по профилактике асоциальных явлений, от общего количества программ, представленных на указанный областной конкурс, до 30 процентов; | ||
увеличение доли обучающихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений, принявших участие в региональных этапах олимпиад школьников по общеобразовательным предметам, в общей численности обучающихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений до 8,5 процента; | ||
увеличение доли образовательных учреждений общего образования, функционирующих в рамках национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", в общем количестве образовательных учреждений общего образования в Челябинской области до 100 процентов |
Раздел I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
1. Целью реализации в 2006-2012 годах областной целевой Программы реализации национального проекта "Образование" в Челябинской области на 2006-2010 годы, принятой постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 22.12.2005 г. N 1992 "О принятии областной целевой Программы реализации национального проекта "Образование" в Челябинской области на 2006-2010 годы", и областной целевой Программы реализации национального проекта "Образование" в Челябинской области на 2009-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 20.11.2009 г. N 298-П "Об областной целевой Программе реализации национального проекта "Образование" в Челябинской области на 2009 - 2012 годы" (далее именуются – национальный проект), являлось повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики.
В ходе выполнения национального проекта внимание было сконцентрировано на выявлении, поддержке и распространении инновационного опыта, внедрении новых финансово-экономических механизмов, развитии инфраструктуры системы образования, поддержке и поощрении лучших педагогических работников, стимулировании одаренных детей и талантливой молодежи.
Системность реализации мероприятий национального проекта позволила комплексно приступить к решению проблемы, названной в качестве приоритетной в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р. Этой проблемой является несоответствие человеческого капитала как основного фактора экономического развития запросам экономики, общества, личности.
2. Анализ современного состояния образования в Челябинской области с учетом результатов реализации национального проекта свидетельствует о том, что в образовательной системе сложились тенденции и подходы к созданию условий, обеспечивающих качество и доступность образовательных услуг. Вместе с тем уровень развития образования пока не соответствует требованиям инновационного социально ориентированного развития региона, а в системе образования сохраняются очевидные проблемы и противоречия.
Реализация национального проекта явилась началом формирования основ для инновационного развития российского образования и значительных институциональных изменений, обеспеченных государственным планово-бюджетным финансированием.
3. В рамках национального проекта отработан эффективный механизм финансирования системы образования, когда субсидии из федерального бюджета дополнялись вложениями областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Челябинской области. Последовательное применение принципа софинансирования позволило не только привлечь дополнительные средства в систему образования, но и целевым образом направить их на приоритетные направления развития системы образования.
За 2006 - июль 2012 года на реализацию национального проекта из бюджетов всех уровней направлено более 6,4 млрд. рублей.
В то же время реакция системы образования на изменения в подходах к финансированию отрасли остается недостаточно оперативной, запаздывает относительно темпов социально-экономического развития Челябинской области и страны в целом.
4. По всем направлениям национального проекта отработан конкурсный механизм поддержки лидеров - точек роста нового качества образования, при котором бюджетные средства были распределены на основе общественной оценки, а учреждения наделялись обязанностями по распространению инновационного опыта.