Недействующий

О ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "МОДЕРНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 2010 - 2013 ГОДЫ, С ПРОГНОЗОМ ДО 2020 ГОДА"

Паспорт долгосрочной целевой программы

Наименование программы

Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования Сахалинской области на период 2010-2013 годы, с прогнозом до 2020 года

Основание для разработки

Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2009 N 2094-р)

Государственный заказчик

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области
 {в ред. постановления Правительства Сахалинской области от 23.11.2011 N 488 }

Разработчик прогр аммы

Хабаровский филиал ОАО "ГИПРОДОРНИИ"

Основные цели и задачи программы

Главная цель: Создание материально-технических, экономических и организационных условий в дорожном хозяйстве, необходимых для сохранения и расширения единого экономического пространства, обеспечения доступности качественных транспортных услуг для населения и хозяйствующих субъектов на территории Сахалинской области
 Цели и задачи программы:
 1.  Формирование связной, качественной сети автомобильных дорог общего пользования на магистральных направлениях межмуниципальных транспортных связей, обеспечивающей круглогодичное транспортное сообщение между областным центром и центрами муниципальных образований, между перспективными  точками экономического роста на территории муниципальных образований и их административными центрами, а также с магистральными транспортными системами на территории области
 1.1.  Развитие участков опорной дорожной сети, обеспечивающих транспортные связи областного центра с центрами муниципальных образований, а также подъезды к морским портам и аэропортам на территории о.Сахалин и на Курильских островах
 1.2.  Строительство подъездов к населенным пунктам, имеющим существенный потенциал развития, расположенных в сельскохозяйственных районах, для обеспечения их круглогодичной связи по дорогам с твердым покрытием с дорожной сетью общего пользования
 2.  Приведение существующих автомобильных дорог общего пользования на магистральных направлениях межмуниципальных транспортных связей в нормативное состояние, соответствующее требованиям технических регламентов, обеспечения безопасности дорожного движения и транспортным нагрузкам
 2.1.  Повышение уровня обслуживания автомобильных дорог общего пользования на магистральных направлениях межмуниципальных транспортных связей с увеличением межремонтных сроков службы дорожных сооружений до нормативных требований
 2.2.  Повышение надежности и безопасности движения по автомобильным дорогам общего пользования на магистральных направлениях межмуниципальных транспортных связей
 3.  Создание эффективной системы управления состоянием автомобильных дорог общего пользования, обеспечивающей надлежащий учет и сохранность государственно собственности в дорожном хозяйстве с оптимальным использованием бюджетных средств, материально-технических и трудовых ресурсов
 3.1.  Совершенствование организационных механизмов, методов и технологий управления автомобильными дорогами на территории области
 3.2.  Развитие материально-технической и технологической базы дорожных служб на территории области
 4.  Создание стабильной институциональной среды в дорожном хозяйстве области, ориентированной на повышение качества услуг, адаптированной к рыночным условиям функционирования, обеспечивающей эффективную реакцию на изменение потребнос тей пользователей автомобильных дорог
 4.1.  Нормативно-правовое, научное и методическое обеспечение задач по развитию системы бюджетирования ориентированного на результат в дорожном хозяйстве области с учетом отраслевой специфики
 4.2.  Нормативно-правовое и методическое обеспечение реализации задач по совершенствованию системы ценообразования и закупок для государственных и муниципальных нужд в дорожном хозяйстве области
 4.3.  Совершенствование экономических и финансовых механизмов в дорожном секторе, включая  государственно-частное партнерство, направленных на повышение инвестиционной привлекательности отрасли
 4.4.  Формирование сбалансированной системы социальных стандартов, нормативов и регламентов на услуги государственного сектора дорожного хозяйства области
 4.5.  Создание условий и механизмов, обеспечивающих эффективную реализацию творческого потенциала работников дорожных служб области, повышение их профессионального уровня и мотивации на инновационное мышление, развитие кадрового потенциала дорожной отрасли

Сроки реализации программы

2010 - 2015 годы. (с прогнозом до 2020 года)
 {в ред. постановления Правительства Сахалинской области от 23.11.2011 N 488
 {в ред. постановления Правительства Сахалинской области от 04.07.2012  N 335 }

Перечень основных мероприятий программы

Реконструкция и строительство автомобильных дорог регионального (межмуниципального) значения Южно-Сахалинск - Оха, Невельск – Томари – аэропорт Шахтерск, Огоньки – Невельск, Тымовское – Александровск-Сахалинский, Южно-Курильск – Головнино (о.Кунашир).
 Строительство подъездов к населенным пунктам, имеющим существенный потенциал развития, расположенным в сельскохозяйственных районах, для обеспечения их круглогодичной связи по дорогам с твердым покрытием с дорожной сетью общего пользования
 Повышение уровня обслуживания автомобильных дорог общего пользования на магистральных направлениях межмуниципальных транспортных связей с увеличением межремонтных сроков службы дорожных сооружений до нормативных требований за счет выполнения  работ: по капитальному ремонту на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, по ремонтному обслуживанию на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения.
 Повышение надежности и безопасности движения по автомобильным дорогам общего пользования на магистральных направлениях межмуниципальных транспортных связей за счет устройства берегозащитных сооружений на автомобильных дорогах Южно-Сахалинск -Оха, прочих мероприятий по обустройству автомобильных дорог общего пользования, разработки комплексных схем обустройства автомобильных дорог регионального (межмуниципального) значения объектами дорожного сервиса, проведения исследований, разработка программ и проектов по формированию автоматизированной системы управления и мониторинга движения, систем связи и метеорологического обеспечения на сети автомобильных дорог регионального (межмуниципального) значения, создания системы весового контроля на основных направлениях автомобильных дорог регионального (межмуниципального) значения.
 Совершенствование организационных механизмов, методов и техно логий управления автомобильными дорогами на территории области за счет обеспечения организационной и правовой поддержки задач по государственной регистрации прав собственности на объекты недвижимости дорожного хозяйства, проведения работ по диагностике и мониторингу транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог регионального (межмуниципального) значения, разработки, проектирования и внедрения единой отраслевой автоматизированной системы управления и информационно-аналитических систем, обеспечения информирования населения о ходе и итогах выполнения программы, разъяснения ее целей и задач, работы со СМИ, организации и участия в выставках, конференциях, семинарах по вопросам реализации мероприятий программы, обмену опытом и внедрению инновационных технологий, прочих мероприятиях по информационному обеспечению дорожного хозяйства и мероприятий программы, совершенствования организационной структуры дорожных служб на территории области.
 Развитие материально-технической и технологической базы дорожных служб на территории области за счет приобретения новой дорожной техники для обновления парка государственных унитарных дорожно-эксплуатационных предприятий, разработки мероприятий и механизмов по стимулированию внедрения современных дорожных технологий и материалов,  проведения исследовательских работ по адаптации имеющихся и по разработке новых видов дорожных конструкций и материалов применительно к условиям Сахалинской области, с максимальным использованием собственной ресурсной базы области, проведения работ по расширению собственной ресурсной базы дорожного хозяйства области и по обеспечению производства на территории области отдельных видов конструкций, завозимых извне.

Исполнители программы

ГКУ "Управление Сахалинавтодор"
 {в ред. постановления Правительства Сахалинской области от 23.11.2011 N 488 }

Объем и источники финансирования

"Общий объем финансирования - 43703,5 млн. рублей, в том числе:
 2010 - 4449,4 млн. рублей
 2011 - 5527,8 млн. рублей
 2012 - 7721,4 млн. рублей
 2013 - 9267,4 млн. рублей
 2014 - 8950,6 млн. рублей
 2015 - 7786,9 млн. рублей
 из бюджета Сахалинской области - 35148,8 млн. рублей, в том числе:
 2010 - 3404,8 млн. рублей
 2011 - 4648,6 млн. рублей
 2012 - 6494,1 млн. рублей
 2013 - 7019,2 млн. рублей
 2014 - 7114,2 млн. рублей
 2015 - 6468,0 млн. рублей
 из федерального бюджета - 8554,7 млн. рублей, в том числе:
 2010 - 1044,6 млн. рублей
 2011 - 879,2 млн. рублей
 2012 - 1227,3 млн. рублей
 2013 - 2248,2 млн. рублей
 2014 - 1836,5 млн. рублей
 2015 - 1318,9 млн. рублей
  {в ред. постановления Правительства Сахалинской области от 04.07.2012  N 335 }
 {в ред. постановление Правительства Сахалинской области от 05.09.2012 N 441 }
 {в ред. Постановления Правительства Сахалинской области от 19.12.2012 N 637 }
 {в ред. Постановления Правительства Сахалинской области от 23.09.2013 N 537 }

Ожидаемые конечные результаты программы

-  увеличение доли протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационным показателям, в общей протяженности автомобильных дорог регионального (межмуниципального) значения области до 37% (рост к существующему уровню - в 1,4 раза);

 -  увеличение доли протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения с твердым покрытием проезжей части в общей протяженности автомобильных дорог регионального (межмуниципального) значения области до 59%;

 -  Прирост количества населенных пунктов, обеспеченных постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием регионального (межмуниципального) значения - 20.
 Основные последствия реализации программных мероприятий:
 В экономической сфере:
 -  создание условий для формирования единого экономического пространства на территории каждого из заселенных островов области, расширения рынков товаров и услуг, развития перерабатывающих производств за счет улучшения транспортной доступности территории области и снижения транспортных издержек в экономике;

 -   увеличение скорости товарооборота, сокращение потребности в оборотных средствах и запасах материальных ресурсов вследствие увеличения скорости товародвижения и сокращения времени нахождения грузов в пути и на перевалочных базах;

 -   увеличение инвестиционного потенциала вследствие улучшения транспортной доступности потенциальных точек экономического роста на территории области и повышения их привлекательности для инвесторов, создания благоприятных транспортных условий для освоения дополнительных экономических ресурсов и дальнейшего роста валового внутреннего продукта области;

 -  обеспечение возможности сбалансированного экономического развития муниципальных образований вследствие выравнивания их транспортной обеспеченности дорожной инфраструктурой;

 -  создание возможностей для более рационального размещения и закрепления населения на территории области за счет повышения привлекательности для жизни периферийных территорий области и муниципальных образований;

 -  стимулирование развития отраслей, связанных с обеспечением потребностей дорожного строительства и эксплуатации - производства строительных материалов и конструкций, производства и ремонта дорожно-строительной техники, информационного обслуживания и связи, лизинга;

 В социальной сфере:
 -  повышение комфортности условий труда и жизни населения области за счет экономии свободного и рабочего времени при передвижениях, повышения потребительских свойств, доступности и безопасности общественных транспортных систем;

 -  создание благоприятных транспортных условий для увеличения объема и качества социальных услуг (здравоохранения, образования, торговли, бытового обслуживания) за счет повышения мобильности и оперативности сервисных и социальных слу жб, сокращения их транспортных расходов и оптимизации их пространственного размещения;

 -  расширение возможностей по обеспечению населения доступным жильем в пригородных и сельских районах, за счет создания благоприятных условий для развития систем общественного транспорта и расширения зон их обслуживания, снижения стоимости и сроков строительства;

 -  создание условий для повышения индивидуальной мобильности жителей области, удовлетворения потребительского спроса на качественные транспортные услуги и повышение уровня доходов населения, за счет повышения доступности услуг общественного транспорта и индивидуального владения транспортными средствами, снижения расходов на эксплуатацию и обслуживание автомобилей в общественном и частном секторе, увеличение срока их полезной эксплуатации;

 -  стимулирование создания новых рабочих мест и расширение источников дохода населения, как за счет стимулирования экономической активности, так и вследствие расширения районов потенциального приложения труда;

 -  сокращение рисков для жизни и здоровья людей вследствие повышения уровня безопасности дорожного движения и улучшения экологической ситуации в зоне влияния автомобильных дорог;

 В транспортной сфере:
 -  создание условий для расширения маршрутной сети пассажирского автомобильного транспорта общего пользования, сокращения издержек на его эксплуатацию и техническое обслуживание;

 -  повышение производительности и улучшение условий труда на автомобильном транспорте за счет улучшения дорожных условий и расширения возможностей использования более производительных типов транспортных средств и транспортных технологий;

 -  снижение потерь и порчи товарно-материальных ценностей при транспортировке за счет увеличения скорости доставки, сокращения рисков дорожно-транспортных происшествий и использования современных транспортных технологий, исключающих промежуточные этапы, связанные с перевалкой и длительным хранением грузов;

 -   увеличение доходов транспортных предприятий в виду расширения возможностей по удовлетворению потребительского спроса на транспортные услуги;

 В бюджетной сфере:
 -  увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, как вследствие производства дополнительной продукции и услуг в отраслях экономики, так и вследствие увеличения объемов производства подрядных дорожно-строительных работ, увеличения оценочной стоимости земельных участков при улучшении их транспортной доступности и вовлечения в хозяйственное использование;

 -  высвобождение дополнительных бюджетных средств, за счет снижения себестоимости бюджетных услуг, связанных с использованием автомобильного транспорта, оптимизации пространственной структуры бюджетных учреждений и организаций при улучшении транспортной доступности территории;

 -  экономия бюджетных расходов, связанных с предотвращением и ликвидацией техногенных и природных чрезвычайных ситуаций, вследствие повышения надежности функционирования общественных дорожных систем и снижения транспортных издержек;

 В сфере дорожного хозяйства:
 -  развитие рынка подрядных дорожных работ, сохранение кадрового и производственного потенциала, увеличение инвестиционной привлекательности отрасли;

 -  повышение производительности и улучшение условий труда за счет внедрения новых дорожных технологий и организационных схем управления дорожными работами, возможных при увеличении доходной базы дорожных предприятий и организаций;

 -  стабилизация и последующее снижение стоимости дорожных работ вследствие внедрения поточных методов при увеличении масштабов работ до массового производства;

 -  повышение качества технической эксплуатации автомобильных дорог за счет увеличения объемов регламентных работ по содержанию и соблюдения требуемой периодичности ремонтов, использования современных технологий и материалов;

 Всего за период 2010 - 2015 годов предполагается:
 - строительство и реконструкция 289.4 км автомобильных дорог регионального (межмуниципального) значения и 1020,2 п. м искусственных сооружений на них;

 - капитальные ремонты автомобильных дорог и искусственных сооружений в период до 2016 года 58.6 км и 877,6 п. м соответственно;

 - ремонты автомобильных дорог и искусственных сооружений в период до 2015 года 219,9 км и 1208 п. м соответственно;

 - регламентное (с 2014 года) содержание автомобильных дорог и искусственных сооружений общим протяжением 1532,5 км и 12204 п. м соответственно.
 {абзацы 33-37 в ред. постановления Правительства Сахалинской области от 23.11.2011 N 488 ;

 {в ред. постановления Правительства Сахалинской области от 04.07.2012 N 335 }
   Интегральный экономический эффект от реализации программных мероприятий составит 34 млрд.руб. (чистый дисконтированный доход за 20 лет). Индекс доходности инвестиций - 1,46, внутренняя н орма доходности инвестиций - 17,6%.

Организация контроля над реализацией программы

Общий контроль над реализацией программы осуществляет государственный заказчик - Министерство транспорта, связи и дорожного хозяйства Сахалинской области.
 Контроль за целевым и эффективным использованием средств, выделяемых на реализацию мероприятий программы, осуществляет Министерство экономического развития Сахалинской области. Текущее управление реализацией подпрограммы осуществляет областной орган исполнительной власти, назначенный ответственным за текущее управление реализацией целевой программы.
 Ежеквартально областной орган исполнительной власти, назначенный ответственным за текущее управление реализацией целевой программы представляет в Министерство экономического развития Сахалинской области отчет о ходе реализации программы.

{в ред. постановления Правительства Сахалинской области от 26.11.2010 N 571

{в ред. постановления Правительства Сахалинской области от 06.05.2011 N 165}

{в ред. постановления Правительства Сахалинской области от 04.07.2012 N 335}

{в ред. постановление Правительства Сахалинской области от 05.09.2012 N 441}

1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программно-целевым методом

1.1. Характеристика проблемной ситуации

1.1.1.Характеристика системы федеральных целей и задач в сфере развития транспортной инфраструктуры и автомобильных дорог

Одним из важнейших условий устойчивого развития национальной экономики является опережающее развитие транспортной инфраструктуры, способствующее росту товарооборота, повышению уровня производственной и социальной кооперации, эффективности использования производственных мощностей и ресурсов, оптимизации структуры экономики. Транспортная инфраструктура должна отвечать требованиям надежности, безопасности и доступности всех составляющих её систем и обеспечивать предоставление транспортных услуг потребителям с минимальными для них затратами, с высоким качеством, в полном объеме и в кратчайшие сроки.

Транспортная инфраструктура является необходимым элементом хозяйственного устройства и интеграции любой территории, неотъемлемой частью жизненного пространства современного человека, а также особым экономическим ресурсом, эффективность использования которого оказывает существенное влияние на параметры функционирования экономической системы в целом. Транспорт, сокращая издержки производства и цены на перевозимую продукцию, является приоритетной сферой с точки зрения антиинфляционного воздействия на рост ВВП.

Необходимость именно опережающего развития транспортной инфраструктуры обусловлена тем, что по своей природе транспортные системы должны быть избыточны, использоваться не на пределе своей номинальной мощности. В противном случае возникают дополнительные издержки для пользователей, связанные с ожиданием в очередях на обслуживание (заторы), снижением уровня сервисных услуг, удобства и скорости перемещения. Владелец объекта транспортной инфраструктуры также несет в этом случае дополнительные (предельные) эксплуатационные издержки, связанные с ускоренным износом сооружений.

Автомобильные дороги в долгосрочной перспективе будет оставаться наиболее значимым элементом транспортной инфраструктуры Сахалинской области. Потенциал[1] этой системы в значительной степени определяет будущие возможности экономического и социального развития области.

Автомобильные дороги общего пользования, находящиеся в областной государственной собственности, как часть единой системы путей сообщения относятся к объектам материальной ("жесткой") инфраструктуры, обеспечивающей жизнедеятельность области. Однако, в отличие от других объектов транспортной инфраструктуры, дорожные системы общего пользования регионального или межмуниципального значения управляются непосредственно администрацией области. Владение этим дорогостоящим материальным активом, управление его состоянием, возможность формирования политики его развития дает областной государственной власти дополнительные инструменты воздействия на процессы территориального обустройства и экономического развития. В частности, таким инструментом является инфраструктурная поддержка соответствующих государственным приоритетам частных, корпоративных, федеральных или муниципальных проектов (программ), формирование условий для их появления и реализации.

В настоящее время возможности этого экономического инструмента, к сожалению, используются властями области еще не в полной мере для целей экономического развития, хотя и существует понимание необходимости его использования, а также предпринимаются конкретные шаги по его активизации.

Государственная политика в сфере транспорта и дорожного хозяйства в настоящее время определяется следующими документами:

- Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной на заседании Правительства РФ 28.04.2005 г., утвержденной приказом Министерства транспорта РФ от 12.05.2005 г. N 45;

- Федеральной целевой программой "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)", утвержденной постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2001 г. N 848, с изменениями внесенными постановлением Правительства РФ от 31 мая 2006 г. N 338, и входящей в её состав подпрограммой "Автомобильные дороги";

- Федеральным законом Российской Федерации "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 08.11.2007 N 257-ФЗ.

Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года миссия государства в сфере функционирования и развития транспортной системы Российской Федерации сформулирована как содействие экономическому росту и повышению благосостояния населения через доступ к безопасным и качественным транспортным услугам и превращение географических особенностей России в ее конкурентное преимущество.

Стратегическими целями развития транспортной системы Российской Федерации являются:

1. Создание современной, развитой и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение движения потоков пассажиров, товародвижения, снижение транспортных издержек в экономике;

2. Повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения;

3. Повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны;

4. Повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы;

5. Улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений в транспортном комплексе.

Выполнение данной миссии дорожным комплексом России обеспечивается за счет решения приоритетных задач, определенных подпрограммой "Автомобильные дороги". Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)":