Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 мая 2006 года N 338

О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 года N 848

____________________________________________________________________
Утратило силу с 18 апреля 2019 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2019 года N 393
____________________________________________________________________


Правительство Российской Федерации

постановляет:

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 года N 848 "О федеральной целевой программе "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 51, ст.4895).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Фрадков

     

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 31 мая 2006 года N 338

ИЗМЕНЕНИЯ,
которые вносятся в постановление Правительства Российской
Федерации от 5 декабря 2001 года N 848 "О федеральной целевой
программе "Модернизация транспортной системы России
(2002-2010 годы)"


1. В пункте 3 слова "Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации" заменить словами "Министерству образования и науки Российской Федерации".

2. Федеральную целевую программу "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)", утвержденную указанным постановлением, изложить в следующей редакции:

"ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)"

ПАСПОРТ
федеральной целевой программы "Модернизация транспортной
системы России (2002-2010 годы)"

Наименование
Программы

-

федеральная целевая программа
"Модернизация транспортной системы России
(2002-2010 годы)"

Основание для
разработки Программы

Государственный
заказчик - координатор     
Программы

Государственные
заказчики Программы

-


-



-

распоряжение Правительства Российской
Федерации от 16 февраля 2001 года N 232-р


Министерство транспорта Российской
Федерации


Министерство транспорта Российской
Федерации (подпрограмма "Развитие экспорта
транспортных услуг"), Федеральное
агентство железнодорожного транспорта,
Федеральное дорожное агентство,
Федеральное агентство воздушного
транспорта, Федеральное агентство морского
и речного транспорта

Основные
разработчики
Программы

-

головной разработчик - автономная
некоммерческая организация "Центр
стратегии и совершенствования управления
транспортным комплексом".
Соисполнители - закрытое акционерное
общество "Научно-исследовательский и
проектный институт территориального
развития и транспортной инфраструктуры",
федеральное государственное унитарное
предприятие "Государственный
научно-исследовательский институт
гражданской авиации", федеральное
государственное унитарное предприятие
"Государственный проектно-изыскательский и
научно-исследовательский институт морского
транспорта "Союзморниипроект", открытое
акционерное общество "Центральный
научно-исследовательский институт
экономики и эксплуатации водного
транспорта", федеральное государственное
учреждение "Дирекция государственного
заказчика по реализации федеральной
целевой программы "Модернизация
транспортной системы России"

Цель и задачи
Программы

-

основной целью является повышение
сбалансированности, эффективности и
безопасности функционирования транспортной
системы, обеспечивающей жизненно важные
национальные интересы страны.

Основными задачами являются:

совершенствование и развитие опорной
транспортной сети;

повышение эффективности системы
товародвижения;

повышение конкурентоспособности
транспортной системы России и обеспечение
реализации транзитного потенциала страны;

обеспечение гарантированной доступности
транспортных услуг для населения и
организаций;

повышение комплексной безопасности и
устойчивости транспортной системы

Важнейшие целевые
индикаторы
и показатели
Программы

-

реализация мероприятий Программы позволит
в 2010 году увеличить по сравнению с
уровнем 2000 года грузооборот
железнодорожного транспорта в 1,6 раза,
пассажирооборот транспортной авиации - в
2,2 раза. Объем перевалки грузов в
российских морских портах увеличится почти
в 3 раза и достигнет 542 млн.тонн в год

Сроки и этапы
реализации
Программы

-

2002-2010 годы:

I этап - 2002-2007 годы;

II этап - 2008-2010 годы

Перечень
подпрограмм
Программы

-

2002-2005 годы - "Автомобильные дороги",
"Безопасность дорожного движения",
"Внутренний водный транспорт",
"Гражданская авиация", "Единая система
организации воздушного движения",
"Железнодорожный транспорт",
"Информатизация", "Международные
транспортные коридоры", "Морской
транспорт" и "Реформирование пассажирского
транспорта общего пользования".

С 2006 года - "Железнодорожный транспорт",
"Автомобильные дороги", "Гражданская
авиация", "Морской транспорт", "Внутренние
водные пути" и "Развитие экспорта
транспортных услуг"

Объемы и источники
финансирования
Программы

-

общий объем финансирования мероприятий
Программы составляет 5163,5 млрд.рублей в
ценах соответствующих лет. Расходы за счет
средств федерального бюджета
предусматриваются в размере 1227,1 млрд.рублей, расходы за счет средств бюджетов
субъектов Российской Федерации - 1128,3
млрд.рублей, расходы за счет средств
внебюджетных источников - 2808,2 млрд.рублей.

Кроме того, предусматриваются расходы за
счет средств Инвестиционного фонда
Российской Федерации в размере 250,5 млрд.рублей (размер расходов на реализацию
Программы за счет средств Инвестиционного
фонда Российской Федерации определяется по
результатам конкурсного отбора
инвестиционных проектов в соответствии с
Положением об Инвестиционном фонде
Российской Федерации
, утвержденном
постановлением Правительства Российской
Федерации от 23 ноября 2005 года N 694
).

По целевому назначению общая потребность в
ресурсном обеспечении распределяется
следующим образом:

капитальные вложения, включая средства
Инвестиционного фонда Российской
Федерации, составляют 4339,3 млрд.рублей,
в том числе субсидии бюджетам субъектов
Российской Федерации на строительство и
реконструкцию территориальных автомобильных дорог - 324,6 млрд.рублей;

расходы на научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы - 34,7 млрд.рублей;

расходы на прочие нужды - 1040 млрд.рублей

Ожидаемые конечные
результаты реализации
Программы и
показатели социально-
экономической
эффективности




















































-

























































на железнодорожном транспорте
протяженность электрифицированных линий
достигнет 44,5 тыс.км, средняя участковая
скорость грузовых поездов увеличится на
13,5 процента, а их средний вес - на 18,6
процента, удельный расход электроэнергии
на тягу поездов понизится на 10 процентов
по сравнению с уровнем 2000 года.

Протяженность автомобильных дорог общего
пользования (в действующей классификации)
достигнет 605,1 тыс.км. Протяженность
автомобильных дорог федерального значения,
соответствующих нормативным требованиям,
возрастет до 18,7 тыс.км, дорог
регионального и межмуниципального
значения - до 125,9 тыс.км.

В гражданской авиации будет обеспечен
среднегодовой прирост авиатранспортных
работ на уровне 8 процентов. Развитие
объектов инфраструктуры воздушного
транспорта обеспечит формирование опорной
сети аэропортов.

На морском транспорте суммарная пропускная
способность отечественных портов
увеличится на 370 млн.тонн в год, тоннаж
флота, контролируемого Российской
Федерацией, возрастет до 16,8 млн.тонн,
доля морских портов в переработке
российских внешнеторговых и транзитных
грузов возрастет до 90 процентов.

На внутренних водных путях будет
обеспечена безопасность и надежность
функционирования судоходных
гидротехнических сооружений, что позволит
значительно снизить риск крупномасштабных
техногенных катастроф в густонаселенных
приречных районах европейской части
страны, уменьшить масштабы и последствия
затопления паводковыми водами в отдельных
регионах страны, повысить эффективность
судоходства (прежде всего при обеспечении
внешнеторговых и транзитных перевозок).

Реализация подпрограммы "Развитие экспорта
транспортных услуг" обеспечит
согласованное развитие объектов
транспортной инфраструктуры, повысит
конкурентоспособность российских
перевозчиков на мировом рынке транспортных
услуг, позволит получать дополнительные
доходы в размере более 6 млрд.долларов
США в год.

Модернизация транспортной системы позволит
обеспечить работой более 2 млн.человек в
смежных отраслях экономики -
машиностроении, строительстве и др.

Общественная эффективность за период
реализации проектов оценивается в 2,1
трлн. рублей, коммерческая - 337,4 млрд.рублей, бюджетная - 304,3 млрд.рублей


I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами

Экономическая стратегия Правительства Российской Федерации, намеченная в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), определяет транспортную систему России как важнейшую составную часть производственной инфраструктуры, а ее развитие как одну из приоритетных задач государственной деятельности.

Создание динамично развивающейся, устойчиво функционирующей и сбалансированной национальной транспортной системы является необходимым условием подъема экономики, обеспечения целостности страны, повышения уровня жизни.

В условиях реформирования экономики усиливается взаимосвязь развития транспортной отрасли с развитием других отраслей экономики и социальной сферы, которые не только определяют требования к транспорту в отношении направлений, объемов и качества перевозок, но и возможности развития отрасли. Удешевление и ускорение грузовых перевозок стимулируют расширение транспортно-экономических связей, а удешевление, ускорение и повышение качества пассажирского сообщения приводят к росту мобильности населения и улучшению условий его жизни.

Таким образом, развитие и модернизация сферы транспорта являются факторами, стимулирующими социально-экономическое развитие страны, укрепляющими ее федерализм и территориальную целостность.

Роль транспорта еще более повышается в условиях глобализации мировой экономики, приводящей к значительному увеличению межгосударственных связей.

Наряду с развитием рынка транспортных услуг в первые годы реформ осуществлялось совершенствование системы управления транспортом и формирование законодательно-правовой базы, регламентирующей транспортную деятельность. Были разработаны федеральные и отраслевые целевые программы развития всех видов транспорта, реализация которых должна была обеспечить эффективное удовлетворение потребностей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров в рыночных условиях.

Уменьшение доходов транспортных организаций из-за резкого сокращения спроса на перевозки при одновременном росте цен на необходимые им технические средства и материалы, топливо и энергию привели к существенному замедлению обновления основных фондов всех видов транспорта и ухудшению их состояния.

Развитие транспортной системы осуществлялось в соответствии с отдельными целевыми федеральными и ведомственными программами, разработанными без должной увязки друг с другом, ориентированными в основном на федеральный бюджет и не обеспеченными ресурсами.

Вследствие этого в сфере транспорта накопилось много нерешенных проблем, которые могут стать тормозом в осуществлении социально-экономической политики государства на долгосрочную перспективу.

Федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)" (далее - Программа) разработана на достаточно длительный срок с учетом значительной инерционности транспортной системы.

Изменившиеся социально-экономические условия потребовали уточнения приоритетов развития транспортной системы и задач государства в области развития транспорта, направлений и механизмов их реализации. В апреле 2005 года Правительством Российской Федерации была одобрена Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года, определяющая транспортную политику, этапы и направления ее реализации в долгосрочной перспективе.

Во исполнение поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществлена корректировка Программы в соответствии с положениями Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, с учетом осуществляемых административной и бюджетной реформ, а также итогов реализации Программы в 2002-2005 годах.

Цели и задачи Программы формировались исходя из состояния транспортной системы в настоящее время.

Основные фонды всех видов транспорта обновляются недостаточными темпами, их износ достиг 55-65 процентов и продолжает увеличиваться.

Транспортные технологии не отвечают современным требованиям эффективного функционирования транспорта в условиях рынка, не получили достаточного развития мультимодальные перевозки.

Уровень информатизации транспортных процессов и информационного взаимодействия отрасли транспорта с другими отраслями экономики недостаточен, что мешает ее интеграции в мировую коммуникационную систему.

Недостаточно научное обеспечение функционирования и развития транспортной системы.

Помимо указанных общих проблем имеются также следующие специфические проблемы развития отдельных видов транспорта:

а) на железнодорожном транспорте:

износ основных производственных фондов достиг 68 процентов, особенно высоким является износ подвижного состава;

"узким" местом на сети железных дорог становятся подходы к морским портам и пограничные пункты пропуска;

недостаточен уровень взаимодействия с другими видами транспорта, прежде всего с морским транспортом, не находят должного развития мультимодальные перевозки;

недостаточен уровень механизации работ по обслуживанию инфраструктуры железнодорожного транспорта;

б) в дорожном хозяйстве:

по всем удельным показателям развития сети автомобильных дорог общего пользования Россия значительно уступает зарубежным странам, развитие дорожной сети не соответствует темпам автомобилизации страны;

не завершено формирование опорной сети федеральных автомобильных дорог, особенно в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока;

все более резко проявляется дефицит пропускной способности федеральной дорожной сети, в первую очередь на подходах к крупным городам и транспортным узлам страны;

низкий технический уровень дорог обусловливает увеличение себестоимости перевозок в 1,5 раза, а расхода горючего на 30 процентов по отношению к аналогичным показателям развитых зарубежных стран;

не обеспечена связь по автомобильным дорогам с твердым покрытием около 50 тыс.населенных пунктов;

не урегулированы и требуют решения вопросы сопряжения магистральных дорог, обеспечивающих подъезд автомобильного транспорта к городам, и внутригородских улиц и дорог;

в) в гражданской авиации:

парк воздушных судов морально и физически устарел, его основу составляют воздушные суда, отстающие по своим характеристикам от зарубежных аналогов;

объекты инфраструктуры воздушного транспорта значительно изношены, особенно объекты, находящиеся в федеральной собственности, - взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, места стоянок самолетов, светосигнальное оборудование;

нестабильно функционируют аэропорты в ряде районов, где авиация является основным или безальтернативным видом транспорта;

г) на морском транспорте:

доля флота под российским флагом в общем тоннаже флота, контролируемого Российской Федерацией, составляет 50 процентов, что недостаточно, обновление этого флота осуществляется низкими темпами - средний возраст судов превышает 20 лет, доля отечественного флота в перевозках российских грузов остается крайне низкой;

сохраняется тенденция к строительству судов, их регистрации и осуществлению судоходного бизнеса за рубежом;

специализация и оснащенность российских торговых портов не соответствуют сложившимся и перспективным структуре и объемам внешнеторговых и транзитных грузопотоков, в результате чего почти 20 процентов российских внешнеторговых грузов, перевозимых с использованием морского транспорта, следует через иностранные порты;

недостаточными темпами осуществляется обновление флота ледоколов, буксиров и спасательных судов, что снижает надежность транспортного обслуживания и создает проблемы обеспечения безопасности мореплавания;

д) на внутренних водных путях:

ряд судоходных гидротехнических сооружений, создающих потенциальную угрозу возникновения техногенных катастроф, находится в неудовлетворительном состоянии;

на Единой глубоководной системе европейской части Российской Федерации развитие перевозок сдерживают участки внутренних водных путей в районе Кочетовского, Нижне-Свирского и Городецкого гидроузлов.

Для решения указанных проблем необходимо принять неотложные меры по преодолению сложившихся в развитии транспортной отрасли негативных тенденций.

Техническое перевооружение транспорта в сложившихся условиях является ключевой задачей. Без него нельзя добиться существенного улучшения использования транспортного потенциала страны и эффективного обслуживания экономики и населения, а также обеспечить в полной мере безопасность перевозок и охрану окружающей среды.

Обновление и пополнение парков транспортных средств предпочтительно осуществлять за счет техники отечественного производства с целью обеспечения безопасности страны и уменьшения ее зависимости от закупок транспортной техники за рубежом. При этом перевозчикам должны поставляться новые перспективные типы транспортных средств, имеющие более высокий коэффициент полезного действия, потребляющие меньше энергоресурсов, более полно удовлетворяющие требованиям по безопасности перевозок и охране окружающей среды.

Необходимо обновить парки транспортных средств всех видов транспорта, пополнить их прогрессивными типами локомотивов, вагонов, автомобилей, морских, речных и воздушных судов, обеспечить их соответствие прогнозируемой потребности в перевозках. При этом важно обеспечить рациональную структуру этих парков по мощности, грузоподъемности, пассажировместимости, специализации, виду потребляемого топлива и другим параметрам.

Необходимо также улучшить состояние и техническую оснащенность объектов инфраструктуры, привести их в соответствие с современными требованиями, ликвидировать имеющиеся "узкие" места, увеличить пропускную и провозную способность звеньев, ограничивающих перевозки, создать условия для полной реализации технических возможностей современных подвижных средств.

На железнодорожном транспорте предстоит продолжить электрификацию участков, работающих на тепловозной тяге, усилить подходы к морским портам, на ряде магистральных направлений выполнить работы, связанные с включением их в состав международных транспортных коридоров.

Большие работы предстоит осуществить на сети автомобильных дорог. Необходимо реконструировать многие автомобильные магистрали, улучшить их дорожные покрытия, построить обходы населенных пунктов, развязки на разных уровнях и объекты дорожного сервиса, увеличить протяженность дорог общего пользования с твердым покрытием.

Для обеспечения надежного и безопасного функционирования гражданской авиации необходимы масштабные мероприятия по обновлению парка воздушных судов и их модернизации, реконструкция объектов наземной производственной базы, развитие и оснащение этой базы современным оборудованием в соответствии с установленными нормативами.

Для эффективного освоения прогнозируемых объемов перевозок морским транспортом и уменьшения грузопотоков, следующих в настоящее время через порты сопредельных стран, необходимы существенное наращивание мощности перегрузочных комплексов в отечественных морских портах и модернизация погрузочно-разгрузочного оборудования в них.

На внутренних водных путях нуждаются в срочной реконструкции судоходные шлюзы на многих гидротехнических сооружениях Волжско-Камского бассейна и сибирских реках, необходимо увеличить объемы путевых работ по поддержанию судоходных условий на эксплуатируемых реках.

Наряду с совершенствованием перевозочного процесса, выполняемого по традиционной технологии, должны получить широкое применение новые прогрессивные технологии перевозок, использующие последние достижения науки и техники.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»