ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 мая 2006 года N 338
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 года N 848
____________________________________________________________________
Утратило силу с 18 апреля 2019 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2019 года N 393
____________________________________________________________________
Правительство Российской Федерации
постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 года N 848 "О федеральной целевой программе "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 51, ст.4895).
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Фрадков
ИЗМЕНЕНИЯ,
которые вносятся в постановление Правительства Российской
Федерации от 5 декабря 2001 года N 848 "О федеральной целевой
программе "Модернизация транспортной системы России
(2002-2010 годы)"
1. В пункте 3 слова "Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации" заменить словами "Министерству образования и науки Российской Федерации".
2. Федеральную целевую программу "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)", утвержденную указанным постановлением, изложить в следующей редакции:
Наименование | - | федеральная целевая программа |
Основание для | - | распоряжение Правительства Российской |
Основные | - | головной разработчик - автономная |
Цель и задачи | - | основной целью является повышение |
Важнейшие целевые | - | реализация мероприятий Программы позволит |
Сроки и этапы | - | 2002-2010 годы: |
Перечень | - | 2002-2005 годы - "Автомобильные дороги", |
Объемы и источники | - | общий объем финансирования мероприятий |
Ожидаемые конечные | - | на железнодорожном транспорте |
Экономическая стратегия Правительства Российской Федерации, намеченная в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), определяет транспортную систему России как важнейшую составную часть производственной инфраструктуры, а ее развитие как одну из приоритетных задач государственной деятельности.
Создание динамично развивающейся, устойчиво функционирующей и сбалансированной национальной транспортной системы является необходимым условием подъема экономики, обеспечения целостности страны, повышения уровня жизни.
В условиях реформирования экономики усиливается взаимосвязь развития транспортной отрасли с развитием других отраслей экономики и социальной сферы, которые не только определяют требования к транспорту в отношении направлений, объемов и качества перевозок, но и возможности развития отрасли. Удешевление и ускорение грузовых перевозок стимулируют расширение транспортно-экономических связей, а удешевление, ускорение и повышение качества пассажирского сообщения приводят к росту мобильности населения и улучшению условий его жизни.
Таким образом, развитие и модернизация сферы транспорта являются факторами, стимулирующими социально-экономическое развитие страны, укрепляющими ее федерализм и территориальную целостность.
Роль транспорта еще более повышается в условиях глобализации мировой экономики, приводящей к значительному увеличению межгосударственных связей.
Наряду с развитием рынка транспортных услуг в первые годы реформ осуществлялось совершенствование системы управления транспортом и формирование законодательно-правовой базы, регламентирующей транспортную деятельность. Были разработаны федеральные и отраслевые целевые программы развития всех видов транспорта, реализация которых должна была обеспечить эффективное удовлетворение потребностей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров в рыночных условиях.
Уменьшение доходов транспортных организаций из-за резкого сокращения спроса на перевозки при одновременном росте цен на необходимые им технические средства и материалы, топливо и энергию привели к существенному замедлению обновления основных фондов всех видов транспорта и ухудшению их состояния.
Развитие транспортной системы осуществлялось в соответствии с отдельными целевыми федеральными и ведомственными программами, разработанными без должной увязки друг с другом, ориентированными в основном на федеральный бюджет и не обеспеченными ресурсами.
Вследствие этого в сфере транспорта накопилось много нерешенных проблем, которые могут стать тормозом в осуществлении социально-экономической политики государства на долгосрочную перспективу.
Федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)" (далее - Программа) разработана на достаточно длительный срок с учетом значительной инерционности транспортной системы.
Изменившиеся социально-экономические условия потребовали уточнения приоритетов развития транспортной системы и задач государства в области развития транспорта, направлений и механизмов их реализации. В апреле 2005 года Правительством Российской Федерации была одобрена Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года, определяющая транспортную политику, этапы и направления ее реализации в долгосрочной перспективе.
Во исполнение поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществлена корректировка Программы в соответствии с положениями Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, с учетом осуществляемых административной и бюджетной реформ, а также итогов реализации Программы в 2002-2005 годах.
Цели и задачи Программы формировались исходя из состояния транспортной системы в настоящее время.
Основные фонды всех видов транспорта обновляются недостаточными темпами, их износ достиг 55-65 процентов и продолжает увеличиваться.
Транспортные технологии не отвечают современным требованиям эффективного функционирования транспорта в условиях рынка, не получили достаточного развития мультимодальные перевозки.
Уровень информатизации транспортных процессов и информационного взаимодействия отрасли транспорта с другими отраслями экономики недостаточен, что мешает ее интеграции в мировую коммуникационную систему.
Недостаточно научное обеспечение функционирования и развития транспортной системы.
Помимо указанных общих проблем имеются также следующие специфические проблемы развития отдельных видов транспорта:
а) на железнодорожном транспорте:
износ основных производственных фондов достиг 68 процентов, особенно высоким является износ подвижного состава;
"узким" местом на сети железных дорог становятся подходы к морским портам и пограничные пункты пропуска;
недостаточен уровень взаимодействия с другими видами транспорта, прежде всего с морским транспортом, не находят должного развития мультимодальные перевозки;
недостаточен уровень механизации работ по обслуживанию инфраструктуры железнодорожного транспорта;
б) в дорожном хозяйстве:
по всем удельным показателям развития сети автомобильных дорог общего пользования Россия значительно уступает зарубежным странам, развитие дорожной сети не соответствует темпам автомобилизации страны;
не завершено формирование опорной сети федеральных автомобильных дорог, особенно в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока;
все более резко проявляется дефицит пропускной способности федеральной дорожной сети, в первую очередь на подходах к крупным городам и транспортным узлам страны;
низкий технический уровень дорог обусловливает увеличение себестоимости перевозок в 1,5 раза, а расхода горючего на 30 процентов по отношению к аналогичным показателям развитых зарубежных стран;
не обеспечена связь по автомобильным дорогам с твердым покрытием около 50 тыс.населенных пунктов;
не урегулированы и требуют решения вопросы сопряжения магистральных дорог, обеспечивающих подъезд автомобильного транспорта к городам, и внутригородских улиц и дорог;
в) в гражданской авиации:
парк воздушных судов морально и физически устарел, его основу составляют воздушные суда, отстающие по своим характеристикам от зарубежных аналогов;
объекты инфраструктуры воздушного транспорта значительно изношены, особенно объекты, находящиеся в федеральной собственности, - взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, места стоянок самолетов, светосигнальное оборудование;
нестабильно функционируют аэропорты в ряде районов, где авиация является основным или безальтернативным видом транспорта;
г) на морском транспорте:
доля флота под российским флагом в общем тоннаже флота, контролируемого Российской Федерацией, составляет 50 процентов, что недостаточно, обновление этого флота осуществляется низкими темпами - средний возраст судов превышает 20 лет, доля отечественного флота в перевозках российских грузов остается крайне низкой;
сохраняется тенденция к строительству судов, их регистрации и осуществлению судоходного бизнеса за рубежом;
специализация и оснащенность российских торговых портов не соответствуют сложившимся и перспективным структуре и объемам внешнеторговых и транзитных грузопотоков, в результате чего почти 20 процентов российских внешнеторговых грузов, перевозимых с использованием морского транспорта, следует через иностранные порты;
недостаточными темпами осуществляется обновление флота ледоколов, буксиров и спасательных судов, что снижает надежность транспортного обслуживания и создает проблемы обеспечения безопасности мореплавания;
д) на внутренних водных путях:
ряд судоходных гидротехнических сооружений, создающих потенциальную угрозу возникновения техногенных катастроф, находится в неудовлетворительном состоянии;
на Единой глубоководной системе европейской части Российской Федерации развитие перевозок сдерживают участки внутренних водных путей в районе Кочетовского, Нижне-Свирского и Городецкого гидроузлов.
Для решения указанных проблем необходимо принять неотложные меры по преодолению сложившихся в развитии транспортной отрасли негативных тенденций.
Техническое перевооружение транспорта в сложившихся условиях является ключевой задачей. Без него нельзя добиться существенного улучшения использования транспортного потенциала страны и эффективного обслуживания экономики и населения, а также обеспечить в полной мере безопасность перевозок и охрану окружающей среды.
Обновление и пополнение парков транспортных средств предпочтительно осуществлять за счет техники отечественного производства с целью обеспечения безопасности страны и уменьшения ее зависимости от закупок транспортной техники за рубежом. При этом перевозчикам должны поставляться новые перспективные типы транспортных средств, имеющие более высокий коэффициент полезного действия, потребляющие меньше энергоресурсов, более полно удовлетворяющие требованиям по безопасности перевозок и охране окружающей среды.
Необходимо обновить парки транспортных средств всех видов транспорта, пополнить их прогрессивными типами локомотивов, вагонов, автомобилей, морских, речных и воздушных судов, обеспечить их соответствие прогнозируемой потребности в перевозках. При этом важно обеспечить рациональную структуру этих парков по мощности, грузоподъемности, пассажировместимости, специализации, виду потребляемого топлива и другим параметрам.
Необходимо также улучшить состояние и техническую оснащенность объектов инфраструктуры, привести их в соответствие с современными требованиями, ликвидировать имеющиеся "узкие" места, увеличить пропускную и провозную способность звеньев, ограничивающих перевозки, создать условия для полной реализации технических возможностей современных подвижных средств.
На железнодорожном транспорте предстоит продолжить электрификацию участков, работающих на тепловозной тяге, усилить подходы к морским портам, на ряде магистральных направлений выполнить работы, связанные с включением их в состав международных транспортных коридоров.
Большие работы предстоит осуществить на сети автомобильных дорог. Необходимо реконструировать многие автомобильные магистрали, улучшить их дорожные покрытия, построить обходы населенных пунктов, развязки на разных уровнях и объекты дорожного сервиса, увеличить протяженность дорог общего пользования с твердым покрытием.
Для обеспечения надежного и безопасного функционирования гражданской авиации необходимы масштабные мероприятия по обновлению парка воздушных судов и их модернизации, реконструкция объектов наземной производственной базы, развитие и оснащение этой базы современным оборудованием в соответствии с установленными нормативами.
Для эффективного освоения прогнозируемых объемов перевозок морским транспортом и уменьшения грузопотоков, следующих в настоящее время через порты сопредельных стран, необходимы существенное наращивание мощности перегрузочных комплексов в отечественных морских портах и модернизация погрузочно-разгрузочного оборудования в них.
На внутренних водных путях нуждаются в срочной реконструкции судоходные шлюзы на многих гидротехнических сооружениях Волжско-Камского бассейна и сибирских реках, необходимо увеличить объемы путевых работ по поддержанию судоходных условий на эксплуатируемых реках.
Наряду с совершенствованием перевозочного процесса, выполняемого по традиционной технологии, должны получить широкое применение новые прогрессивные технологии перевозок, использующие последние достижения науки и техники.