Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 января 2013 года N 32

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ПРИБРЕЖНОГО РЫБОЛОВСТВА И БЕРЕГОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2018 ГОДЫ"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2014 года на основании Постановления Правительства Сахалинской области от 26.06.2013 N 325.
____________________________________________________________________

{Утрачивает силу:
постановлением Правительства Сахалинской области от 26.06.2013 N 325}

В соответствии с постановлением Правительства Сахалинской области от 04.10.2010 N 476 "О долгосрочных и ведомственных целевых программах в Сахалинской области" Правительство Сахалинской области постановляет:

1. Утвердить долгосрочную целевую программу "Развитие прибрежного рыболовства и береговой инфраструктуры Сахалинской области на 2013 - 2018 годы" (далее - Программа) (прилагается).

2. Министерству финансов Сахалинской области и министерству экономического развития Сахалинской области при формировании проекта областного бюджета на соответствующий год включать Программу в перечень долгосрочных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств областного бюджета Сахалинской области.

3. Опубликовать настоящее постановление в газете "Губернские ведомости".

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Сахалинской области С.П.Карепкина.

Исполняющий обязанности председателя

Правительства Сахалинской области С.В. Хоточкин

Утверждена
Постановлением правительства
Сахалинской области
От 29.01.2013 N 32

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Развитие прибрежного рыболовства и береговой инфраструктуры Сахалинской области на 2013 - 2018 годы"

Паспорт долгосрочной целевой программы "Развитие прибрежного рыболовства и береговой инфраструктуры Сахалинской области на 2013 - 2018 годы"


Наименование Программы

Долгосрочная целевая программа "Развитие прибрежного рыболовства и береговой инфраструктуры Сахалинской области на 2013 - 2018 годы" (далее - Программа)

Основание
 для разработки Программы

1. Постановление Правительства Сахалинской области от 28.03.2011 N 99 "О Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года".
 2. Закон Сахалинской области от 27.07.2011 N 85-ЗО
 "О Программе социально-экономического развития
 Сахалинской области на 2011 - 2015 годы и на период
 до 2018 года"
.
 3. Распоряжение Правительства Сахалинской области от 01.06.2012 N 391-р "О разработке Концепции долгосрочной целевой программы " Развитие прибрежного рыболовства и береговой инфраструктуры Сахалинской области на 2013 - 2018 годы".
 4. Распоряжение Правительства Сахалинской области от 16.08.2012 N 618-р "Об утверждении Концепции долгосрочной целевой программы "Развитие прибрежного рыболовства и береговой инфраструктуры Сахалинской области на 2013 - 2018 годы"

Государственный заказчик
 Программы

Правительство Сахалинской области

Разработчик
 и координатор Программы

Агентство по рыболовству Сахалинской области

Цели (цели)
 Программы

1. создание условий для эффективного, устойчивого функционирования рыбохозяйственного комплекса, в том числе создание условий для более полного освоения недоиспользуемых промысловых запасов, развития аквакультуры, повышения конкурентоспособности рыботоваров, производимых в Сахалинской области, повышение инвестиционной привлекательности отрасли;

 2. сохранение и увеличение рабочих мест;

 3. участие в реализации целей функционирования РХК, определенных нормативными актами федерального уровня (в том числе: обеспечение продовольственной безопасности страны, геополитические цели)

Задачи
 Программы

1. повышение эффективности использования ресурсной базы прибрежного рыболовства на основе ее рационального использования, сохранения и воспроизводства;

 2. развитие морской аквакультуры, повышение эффективности и увеличение объемов искусственного и естественного воспроизводства водных биоресурсов (в т.ч. восстановление нерестилищ тихоокеанских лососей, экосистем бассейнов лососевых рек) и рыбоводных мощностей;

 3. осуществление государственной поддержки отрасли по обновлению флота, развитию береговой инфраструктуры РХК, модернизации перерабатывающих мощностей, а также предприятий, занимающихся выпуском рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью, стимулированию круглогодичной занятости в прибрежном промысле и береговой рыбоперереработке;

 4. организационная поддержка сертификации рыбных промыслов и  рыбной продукции в соответствии с требованиями, установленными для государств - членов Всемирной торговой организации;

 5. повышение доступности кредитных ресурсов для предприятий рыбной отрасли;

 6. развитие социального партнерства с предприятиями РХК , разработка и реализация мероприятий, направленных на самоорганизацию бизнеса (совместно с общественными организациями рыбопромышленников);

 7. поддержка участия предприятий рыбной отрасли Сахалинской области в областных и федеральных программах по активизации инвестиционной и инновационной деятельности, содействие формированию региональных брендов рыбной продукции

Мероприятия Программы

В рамках Программы планируется реализовать комплекс взаимоувязанных мероприятий по следующим направлениям:
 - проведение научно-исследовательских, проектных и опытно-конструкторских работ;

 - обновление рыбопромыслового флота;

 - восстановление естественных нерестилищ тихоокеанских лососей;

 - развитие аквакультуры, в том числе естественного и искусственного воспроизводства лососевых видов рыб;

 - государственная поддержка предприятий рыбохозяйственного комплекса;

 - строительство заводов (либо приобретение технологического оборудования) по переработке рыбных отходов;

 - восстановление разрушенных и строительство новых портковшей и причальных сооружений;

 - совершенствов ание системы контроля качества рыбной продукции на основе ее сертификации в соответствии с требованиями Всемирной торговой организации;

 - осуществление социального партнерства между органами государственной власти и предприятиями рыбохозяйственного комплекса

Сроки и этапы
 реализации
 Программы

Программа реализуется в период 2013 - 2018 годов, в том числе:
 I этап - 2013 год;

 II этап - 2014-2015 годы;

 III этап - 2016 - 2018 годы

Исполнители Программы

Агентство по рыболовству Сахалинской области, министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области

Объемы и
 источники
 финансирования

Объем финансирования, всего по Программе -
 5 025 000 тыс. рублей, из них:
 2013 год - 344 000 тыс. рублей;

 2014 год - 809 000 тыс. рублей;

 2015 год - 823 000 тыс. рублей;

 2016 год - 922 000 тыс. рублей;

 2017 год - 1 011 000 тыс. рублей;

 2018 год - 1 116 000 тыс. рублей.
 В том числе:
 - из средств областного бюджета, всего: 2 235 000 тыс. рублей, в том числе:
 2013 год - не предусмотрено;

 2014 год - 402 000 тыс. рублей;

 2015 год - 360 000 тыс. рублей;

 2016 год - 435 000 тыс. рублей;

 2017 год - 495 000 тыс. рублей;

 2018 год - 543 000 тыс. рублей;

 - из внебюджетных источников, всего: 2 790 000 тыс. рублей из них:
 2013 год - 344 000 тыс. рублей;

 2014 год - 407 000 тыс. рублей;

 2015 год - 463 000 тыс. рублей;

 2016 год - 487 000 тыс. рублей;

 2017 год - 516 000 тыс. рублей;

 2018 год - 573 000 тыс. рублей

Планируемые результаты Программы (количественные значения индикаторов результативности Программы и оценка социально-экономической эффективности реализации Программы)

1. увеличение объемов вылова водных биоресурсов до 776 тысяч тонн;
производства пищевой рыбной продукции, включая консервы, - до 489 тысяч тонн;

 2. рост средней стоимости 1 тонны пищевой рыбной продукции, реализованной на внешнем рынке, в 1,7 раза;

 3. рост среднедушевого потребления рыбных товаров
 до 35,5 кг;

 4. поступление доходов в консолидированный бюджет Сахалинской области от деятельности предприятий рыбной отрасли составит около 2 млрд. рублей (рост к уровню 2011 года на 29,1%);

 5. увеличение количества рабочих мест до 12,8 тысячи;

 6. увеличение других показателей отрасли в соответствии с приложением N 2 к настоящей Программе

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года рыбохозяйственный комплекс страны рассматривается как компонент стратегического значения, обеспечивающий продовольственную безопасность, заселенность отдельных прибрежных регионов и их социально-экономическое развитие.

В этой связи, практически во всех приморских субъектах федерации проводится протекционистская политика по отношению к отрасли и созданию такого правового поля, которое бы позволяло региональным рыбохозяйственным комплексам эффективно функционировать в условиях обостряющейся международной (вступление в ВТО) и межрегиональной конкуренции.

Рыбохозяйственный комплекс Сахалинской области включает широкий спектр видов экономической деятельности - от прогнозирования сырьевой базы до организации торговли рыбной продукцией в России и за рубежом. Рыбохозяйственный комплекс имеет сложный состав и многоотраслевую структуру. Кроме рыбопромышленных подотраслей и производств (рыбодобыча, рыбопереработка, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов), он включает целый ряд вспомогательных и обслуживающих отраслей и производств, а также элементы производственной и социальной инфраструктуры.

Стратегией социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 28.03.2011 N 99, значение рыбохозяйственного комплекса для социально-экономического развития Сахалинской области определяется обеспечением занятости населения (более 18 тыс. человек в период путины) и пополнением части местных бюджетов. Этим же документом определены стратегические направления развития отрасли:

- создание условий для повышения эффективности используемых водно-биологических ресурсов на основе модернизации имеющихся производственных мощностей флота с привлечением инновационных технологий и инвестиций;

- переработка рыбы для внутреннего рынка при условии снижения логистических издержек и привлечения рабочей силы в отрасль;

- рост инвестиций в добычу и первичную переработку рыбных ресурсов.

Реализация стратегических направлений увязана с совершенствованием методологии управления отраслью, созданием замкнутых технологических производств (хозяйство аквакультуры - добыча - переработка), ориентацией на круглогодичную обработку, развитием аквакультуры, изучением и вовлечением в хозяйственный оборот новых водно-биологических ресурсов.

На протяжении последних лет для рыбной отрасли Сахалинской области характерны положительные тенденции роста натуральных и финансовых показателей по основным видам экономической деятельности: рыболовство, рыбоводство, переработка и консервирование рыбо- и морепродуктов. Отрасль развивается достаточно динамично. Среднегодовой объем вылова водных биологических ресурсов в Сахалинской области в 2010-2011 годах составлял 688 тысяч тонн, это 22% промысла рыбы и морепродуктов в Дальневосточном федеральном округе и 15% общероссийских уловов.

В Дальневосточном федеральном округе по вылову водных биоресурсов и выпуску товарно-пищевой продукции область занимает стабильное третье место. Уникальное островное расположение Сахалинской области позволяет вести рыбохозяйственную деятельность в морских акваториях со значительным потенциалом их не истощительного использования.

Рыбохозяйственной деятельностью на территории Сахалинской области занимается более 1356 организаций и предприятий различных форм собственности, из них промысловых организаций - 518, промыслово-перерабатывающих - 171, рыбоперерабатывающих - 380.

Среднесписочная численность работников рыбохозяйственных предприятий в Сахалинской области на 01 января 2012 года составила 12,1 тыс. человек. В прибрежных поселениях рыбная отрасль является градообразующей, основным источником доходов местного бюджета. В период лососевой путины занятость населения достигает 18 тыс. человек. В области действует 38 лососевых рыбоводных заводов, обеспечивающих 14% от выпуска молоди лососевых государствами Северной части Тихого океана, более 80% - российского.

В Сахалинской области заложены основы для перехода к экологически и экономически прогрессивному способу освоения водных биологических ресурсов (рыбоводное/аквакультурное хозяйство - добыча - переработка). По оценке ФГУП "СахНИРО" промысловый возврат в результате деятельности лососевых рыбоводных заводов ежегодно составляет около 28 тыс. тонн кеты и 34 тыс. тонн горбуши. Существенная часть объемов возврата осваивается предприятиями этого типа.

Ресурсное обеспечение рыбопромышленного комплекса Сахалинской области позволяет добывать около одного миллиона тонн водных биологических ресурсов ежегодно. Оно складывается из объемов, установленных предприятиям приказами Федерального агентства по рыболовству и агентства по рыболовству Сахалинской области в объемах общих допустимых уловов, а также объемами возможного вылова объектов, общий допустимый объем которых не устанавливается.

Основными объектами промысла традиционно являются минтай, треска, сельдь, камбалы, навага, терпуг, сайра, тихоокеанские лососи и крабы. В тоже время многие объекты промысла, такие как кальмар, анчоус, ламинария и др., несмотря на значительные объемы возможного вылова (например: квота по бурым водорослям на 2011 год - 160,3 тысяч тонн) осваиваются незначительно.

Общее количество рыбодобывающих и транспортных судов, имеющих приписку к портам Сахалинской области, составляет 670 единиц. За последний год флот сократился на 15 судов. Средний возраст судна в рыбной промышленности Сахалинской области составляет более 25 лет. Доля новых судов возрастом менее 10 лет не превышает 3,4% (новострой обеспечен деятельностью областного предприятия "Сахалинлизингфлот").

С 2000 года по 2011 год включительно предприятием поставлено 22 единицы малых рыболовных судов. Общая стоимость судов и оборудования составила 367,5 млн. рублей (321,5 млн. рублей - суда и 46 млн. рублей - рыбоперерабатывающее оборудование). Это позволило дополнительно создать более 250 рабочих мест в промысле и увеличить объемы и качество поставляемого на береговую переработку сырца.

Рыбоперерабатывающие мощности позволяют производить широкую номенклатуру рыбной продукции: мороженую, консервную, пресервную, копченую, вяленую, кулинарную и т. д. Производственный потенциал береговой переработки располагает: 10385,7 тонн/сутки морозильных емкостей, холодильниками на 147,3 тыс. тонн единовременного хранения, 2,6 муб/сутки производства консервов. Стоимость основных фондов береговых перерабатывающих мощностей рыбохозяйственного комплекса (далее - РХК) составляет 12,4 млрд. рублей.

Продукция сахалинских производителей рыботоваров пользуется устойчивым спросом. Объем реализованной продукции собственного производства составил 22492,9 млн. рублей. Рост объема реализации продукции составил к прошлому году 22,1% (+4066,3 млн. рублей). По сравнению с предыдущими годами в 2011 году изменилась структура экспортных поставок. Увеличились поставки продукции с высокой добавленной стоимостью: рыбы охлажденной, филе рыбного и субпродуктов.

Целенаправленная государственная политика в области рыболовства, направленная на закрепление за хозяйствующими субъектами долгосрочного права на доступ к промыслу водных биологических ресурсов, ликвидацию избыточных административных барьеров, финансовую поддержку предприятий отрасли (в т.ч. налоговыми льготами), обусловила рост натуральных и финансовых показателей рыбохозяйственной деятельности.

Если в 2008 году убытки предприятий отрасли в регионе составили 236 млн. рублей, то по итогам 2011 года совокупная прибыль предприятий составила около 2 млрд. рублей. Инвестиции в основной капитал рыбохозяйственных предприятий превышают 1 млрд. 900 млн. рублей, а это новые рабочие места с достойной заработной платой.

Растет производительность труда. Если в 2008 году на одного работающего приходилось 1,4 млн. рублей выпущенной товарной продукции, то в 2011 году уже 1,8 млн. рублей. Повышается заработная плата и налоговые поступления в бюджеты всех уровней.

Несмотря на достигнутые положительные тенденции в рыбохозяйственном комплексе Сахалинской области, в отрасли существует ряд внешних и внутренних угроз, являющихся общими для рыбохозяйственного комплекса страны.

К внешним угрозам относятся:

- обострение глобальной конкуренции за право добычи водных биоресурсов;

- нестабильная конъюнктура мировых цен на рыбные товары;

- значительное удорожание топливно-энергетических ресурсов;

- рост конкурентоспособности импортируемой на территорию Российской Федерации рыбной продукции.

К внутренним угрозам относятся:

- значительное удорожание большинства видов товаров и услуг, используемых в секторе;

- недостаточный мониторинг за состоянием запасов водных биоресурсов и, как следствие, существенные погрешности при определении возможного вылова;

- высокий уровень физического износа и морального старения рыбопромыслового флота и береговой рыбоперерабатывающей инфраструктуры;

- несовершенство действующего законодательства в области рыболовства;

- неразвитость береговой инфраструктуры (плохое физическое состояние причальных сооружений рыбных терминалов морских портов, недостаток холодильных мощностей, высокие железнодорожные и морские тарифы на доставку рыбы в центральные регионы страны).

Общие для рыбохозяйственного комплекса страны проблемы оказывают сдерживающее влияние на развитие отрасли в Сахалинской области. Вместе с тем географическое своеобразие Сахалинской области: единственная в Российской Федерации область, расположенная на островах в одном из самых продуктивных районов Тихого Океана, близость зарубежных рынков сбыта, отдаленность от центров российского потребления (неконкурентная другим субъектам Российской Федерации логистика), лидерство в Российской Федерации в искусственном воспроизводстве тихоокеанских лососей, традиционность для населения рыбохозяйственной деятельности позволили нивелировать часть общероссийских проблем и сформировать положительные тенденции в рыбохозяйственной деятельности. Вместе с тем положительные изменения коснулись лишь части предприятий областного рыбохозяйственного комплекса.

Географические особенности и особенности развития экономики субъекта федерации обусловили и возникновение ряда проблем, характерных для рыбохозяйственного комплекса области.

Одной из основных стратегических задач развития отрасли является увеличение добавленной стоимости в производимой продукции. В области пока не много предприятий, ориентирующихся на максимально возможный результат (т.е. максимальный доход).

К примеру, усредненная денежная оценка продукции, выпущенной из 1 кг улова лососевых (данные 2011 года), составляет: ЗАО "Курильский рыбак" - 87 рублей, ООО "Компания Тунайча" - 92 рубля. Близкие и даже более высокие показатели имеют не только крупные предприятия, ориентированные на глубокую переработку (филе, консервы), но и предприятия, обеспечивающие промыслом круглогодичную загрузку своих перерабатывающих мощностей (как правило, это выпуск кулинарной продукции).

Усредненная денежная оценка продукции, выпущенной из 1 кг улова лососевых (данные 2011 года), по предприятиям, занимающимся промыслом и переработкой лососевых, в разрезе МО:

- Смирныховский район - 18,0 рублей кг;

- Макаровский район - 33,6 рублей кг;

- Долинский район - 36,7 рублей кг;

- Поронайский район - 33,0 рублей кг.

Практически пятикратный разброс цен на реализуемую предприятиями области продукцию, с одной стороны, показывает потенциал роста объемов производства отрасли, с другой стороны, характеризует бизнес - цели, финансовые, технологические и организационные возможности менеджмента конкретных предприятий, формируя (размывая), в свою очередь, все учитываемые органами управления показатели эффективности работы рыбохозяйственного комплекса области.

К примеру, из 1,9 млрд. рублей инвестиций в основной капитал 82% (1,6 млрд. рублей) - средства ЗАО "Сахалин Лизинг Флот", ЗАО "Экарма Сахалин", ЗАО "Гидрострой", ООО ПО "Сахалинрыбаксоюз", ЗАО "Курильский Рыбак", ООО "Рыболовецкий колхоз им. Кирова, ООО ПКФ "Южно-Курильский рыбокомбинат". Кроме этих предприятий, инвестировали в развитие производства 72 предприятия, что составляет 5,3% из 1356 хозяйствующих субъектов, ведущих рыбохозяйственную деятельность. При этом льготы по налогообложению, в т.ч. уменьшение ставки сбора за ВБР получили практически все предприятия отрасли.

Аналогично складывается ситуация с рентабельностью рыбохозяйственной деятельности. С одной стороны, 2008 год предприятия отрасли закрыли с минусом в 236 млн. рублей, а в 2011 году с плюсом в 1,9 млн. рублей, что свидетельствует о положительной динамике экономики предприятий. Однако за этот же период произошло существенное снижение доли рентабельных предприятий:

- в рыбопереработке с 97% в 2008 году до 72% в 2011 году;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»