ПРАВИТЕЛЬСТВО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 08 июня 2012 года N 277
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ "ДОСТУПНАЯ СРЕДА В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2018 ГОДЫ"
{Утратило силу: постановление Правительства Сахалинской области от 31.05.2013 N 280}
{Изменения:
Постановление Правительства Сахалинской области от 14.03.2013 N 116;
Постановление Правительства Сахалинской области от 22.03.2013 N 135;
Постановление Правительства Сахалинской области от 27.03.2013 N 141;
Постановление Правительство Сахалинской области от 12.08.2013 N 450;
Постановление Правительство Сахалинской области от 16.10.2013 N 594;
Постановление Правительство Сахалинской области от 22.10.2013 N 604;
постановление Правительства Сахалинской области от 01.11.2013 N 626;
постановление Правительства Сахалинской области от 27.12.2013 N 788}
В целях формирования условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам и услугам, а также интеграции инвалидов в общество и повышения уровня их жизни Правительство Сахалинской области постановляет:
1. Утвердить долгосрочную целевую программу Сахалинской области "Доступная среда в Сахалинской области на 2013 - 2018 годы" (прилагается).
2. Министерству финансов Сахалинской области (Т.В.Карпова) и министерству экономического развития Сахалинской области (С.А.Карпенко) при формировании проекта областного бюджета на соответствующий год включать долгосрочную целевую программу "Доступная среда в Сахалинской области на 2013 - 2018 годы" в перечень долгосрочных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств областного бюджета.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления Сахалинской области принять муниципальные программы по формированию беспрепятственной среды жизнедеятельности для инвалидов.
4. Опубликовать настоящее постановление в газете "Губернские ведомости".
Исполняющий обязанности председателя
Правительства Сахалинской области С.Г. Шередекин
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ "ДОСТУПНАЯ СРЕДА В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2018 ГОДЫ"
Наименование Программы | Долгосрочная целевая программа Сахалинской области "Доступная среда в Сахалинской области на 2013 - 2018 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | 1. Федеральный закон от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". |
Заказчик Программы | Правительство Сахалинской области |
Разработчик Программы | Министерство социальной защиты Сахалинской области |
Цель (цели) Программы | 1. Создание для инвалидов и других маломобильных категорий граждан условий для безбарьерного доступа к объектам социальной, транспортной, инженерной инфраструктур, а также услугам в приоритетных направлениях жизнедеятельности и средствам информации Сахалинской области. |
Задачи Программы | 1. Обеспечение доступности общественных учреждений социального обслуживания, здравоохранения, образования, культуры, спорта. |
Мероприятия Программы | 1. Совершенствование нормативной правовой базы по вопросам обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры. |
Сроки реализации Программы | 2013 - 2018 годы |
Исполнители Программы | Министерство социальной защиты Сахалинской области; |
Подпрограммы | Не предусмотрены |
Объемы и источники финансирования Про-граммы | Общий объем средств, направляемых |
Планируемые результаты Программы | Социально-экономический эффект от реализации комплекса мероприятий Программы выражается в создании системы формирования в области доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения. |
13 декабря 2006 года Генеральная Ассамблея ООН Резолюцией 61/106 приняла Конвенцию о правах инвалидов и Факультативный протокол к ней. Российской Федерацией Конвенция подписана в 2008 году.
Конвенция стала первым международным договором в области прав человека, принятым в новом столетии. Положениями Конвенции предусматривается создание полноценной безбарьерной среды для инвалидов, обеспечение их права на работу, медицинское обслуживание, образование, полноценное участие в общественной жизни.
Поддержка людей, оказавшихся в трудной ситуации, повышение уровня жизни, формирование комфортной среды жизнедеятельности являются приоритетными направлениями государственной политики. Этот вывод вытекает из Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года и Бюджетных посланий Президента Российской Федерации.
В 2011 году Правительством Российской Федерации в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации принята государственная программа "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, направленная на комплексное решение наиболее острых проблем инвалидов.
Базой для определения приоритетов, целей и задач Программы является Стратегия социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года, одним из направлений которой является снижение социального неравенства, устранение препятствий для интеграции в социальную жизнь лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечение равных возможностей лицам с особым социальным статусом и особыми потребностями для полноправного их участия в общественной, культурной и политической жизни общества.
Доступность среды для инвалидов предполагает собой сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта, настройку под нужды инвалидов правил работы социальных, информационных и прочих служб.
Положительный эффект от устранения барьеров (архитектурных, информационных, в сфере образования, труда, культуры, транспорта) заключается не только в улучшении качества жизни инвалидов, но и в повышении общего уровня комфортности среды для гораздо более широкого круга людей, в частности, пожилых граждан, а также лиц, испытывающих временные ограничения мобильности, в том числе детей.
Создание условий для улучшения качества жизни лиц с особыми потребностями путем формирования для них доступной среды жизнедеятельности соответствует основным целям и задачам социально-экономического развития Сахалинской области.
В Программе используются следующие термины:
- безбарьерная среда - обустроенная городская среда жизнедеятельности для маломобильных граждан в условиях проживания, трудоустройства, при пешеходных передвижениях и на транспорте, различных формах культурно-бытового обслуживания;
- маломобильные граждане - инвалиды всех категорий, к которым относятся лица, имеющие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приведшими к ограничению жизнедеятельности, и вызывающее необходимость их социальной защиты; лица пожилого возраста; граждане с малолетними детьми, в том числе использующие детские коляски; другие лица с ограниченными способностями или возможностями самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, вынужденные в силу устойчивого или временного физического недостатка использовать для своего передвижения необходимые средства, приспособления и собак-проводников;
- маломобильные группы населения - обобщающая категория граждан, выделяемая на основе каких-либо ограничений в мобильности (по совокупности возрастных и (или) медицинских отклонений в здоровье), лица старшей возрастной группы, 60 лет и старше, инвалиды трудоспособного возраста 16 - 60 лет, дети-инвалиды до 16 лет, дети до 8 - 10 лет, пешеходы с детскими колясками, временно нетрудоспособные;
- адаптация - приспособление;
- реконструкция - проведение строительных работ в целях изменения существующих технико-экономических показателей объекта и повышения эффективности его использования, предусматривающих один или несколько видов работ;
- адаптация зданий к потребностям маломобильных групп населения - комплекс организационно-технических и ремонтно-строительных мероприятий, направленных на обеспечение жизнедеятельности маломобильных групп населения;
- адаптированная квартира - квартира в существующем жилом доме, приспособленная для проживания маломобильных групп населения с учетом их психофизических особенностей;
- доступность - возможность для маломобильных групп населения достичь определенного места, зоны, помещения, здания или сооружения с минимальными, сообразно состоянию здоровья, затратами времени и сил, а также возможность воспользоваться оборудованием или услугой;
- доступные для маломобильных групп населения здания и сооружения - те здания и сооружения, в которых реализуется комплекс инженерно-технических, конструкционных и организационных мероприятий для обеспечения их полноценной жизнедеятельности и безопасности.
Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного числа лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности.
Краткий сравнительный анализ инвалидности в Сахалинской области за период 2007 - 2011 годов показал следующее.
Удельный вес впервые освидетельствованных из числа взрослого населения стабильно снижается в течение указанного периода (2007 год - 3045 человек, 2008 год - 2579 человек, 2009 год - 2624 человека, 2010 год - 2447 человек). За указанный период отмечено стабильное снижение показателей первичного выхода на инвалидность (2007 год - 2694 человека, 2008 год - 2224 человека, 2009 год - 2212 человек, 2010 год - 2069 человек, 2011 год - 2099 человек). Растет число лиц, не признанных инвалидами при первичном освидетельствовании (2007 год - 299 человек, 2008 год - 324 человека, 2009 год - 360 человек, 2010 год - 366 человек).
В 2011 году в Сахалинской области уровень инвалидности составил 200,8 на 10 тысяч взрослого населения, уровень повторной инвалидности - 148,9 на 10 тысяч взрослого населения. В результате проведения медико-социальной экспертизы ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Сахалинской области" в 2010 году всего освидетельствовано 10463 человека, в 2011 году - 9757 человек, из них 8747 и 8126 гражданам соответственно установлена инвалидность. В целом в Сахалинской области отмечается приостановление роста инвалидизации населения (2007 год - 29567 человек, 2008 год - 29018 человек, 2009 год - 28182 человека, 2010 год - 27332 человека, 2011 год - 26343 человека), однако число граждан, нуждающихся в социальной поддержке и социально-реабилитационных услугах, остается значительным.
Значительная часть инвалидов страдает тяжелыми нарушениями здоровья, приводящими к утрате трудоспособности и ограничению самообслуживания. Основной категорией инвалидов, нуждающихся в мерах по обеспечению доступной среды жизнедеятельности, являются лица, имеющие I-III степени ограничения жизнедеятельности в самостоятельном передвижении. Только за период с 2006 по 2011 год 2073 гражданам, признанным инвалидами, были рекомендованы кресла-коляски:
2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | |
Взрослое население | 264 | 294 | 307 | 424 | 301 | 351 |
Дети до 18 лет | 17 | 20 | 17 | 22 | 20 | 36 |
Всего | 281 | 314 | 324 | 446 | 321 | 387 |
Проблемы государственной поддержки и реабилитации инвалидов определяются комплексом взаимосвязанных проблем, охватывающих все сферы и стороны жизни инвалидов, важнейшими из которых являются:
- недостатки в организации медико-социальной экспертизы;
- низкая эффективность механизмов компенсации последствий инвалидности на основе индивидуальных программ реабилитации;
- недостаточный уровень лекарственного обеспечения, медицинского и санаторно-курортного обслуживания инвалидов;
- недостаточное обеспечение техническими средствами реабилитации;
- низкий уровень оснащения быта маломобильных категорий инвалидов специальными техническими и вспомогательными средствами;
- медленное и фрагментарное устранение существующих физических барьеров в социальной, транспортной и инженерной инфраструктурах;
- сохраняющиеся ограничения доступности инвалидов в сферу образования и труда;
- трудности в получении инвалидами информации о своих законных правах;
- недостаточно сформированные в массовом общественном сознании толерантное восприятие инвалидности, объективные представления о проблемах инвалидов и путях их решения;
- дефицит внимания и морально-психологической поддержки со стороны общества в проблемных ситуациях;
- ограниченные возможности развития и реализации личностного потенциала, творческих возможностей, приобщения к культурно-эстетическим ценностям;
- отсутствие эффективной профессиональной реабилитации и четкого механизма реализации прав инвалидов на трудоустройство;
- отсутствие сети учреждений, оказывающих услуги комплексной реабилитации.
Нерешенность проблемы доступа инвалидов и маломобильных групп населения к среде жизнедеятельности порождает ряд серьезных социально-экономических последствий: дестимуляцию трудовой и социальной активности инвалидов; вынужденную самоизоляцию инвалидов; негативное отношение к инвалидам в массовом сознании; дискомфорт, ограничение жизнедеятельности иных маломобильных групп населения - лиц преклонного возраста, временно нетрудоспособных, беременных женщин, людей с детскими колясками, детей дошкольного возраста.
В Сахалинской области последовательно решаются задачи развития системы государственной поддержки отдельных категорий граждан, в том числе инвалидов, направленные на улучшение их социального положения, повышение доходов и качества жизни.
Инвалидам в полном объеме и своевременно предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Сахалинской области. Начиная с 2007 года, инвалидам за счет средств бюджета Сахалинской области предоставляются дополнительные меры социальной поддержки: компенсация стоимости услуги за установку телефона, 50% компенсация стоимости транспортных услуг по доставке топлива, ежемесячная стипендия, компенсация проезда к месту обучения и обратно студентам, обучающимся в учебных заведениях профессионального образования на территории Сахалинской области, и другие.
Сахалинская область установила размер величины прожиточного минимума для пенсионеров, в том числе инвалидов, выше размера, установленного на федеральном уровне. Это достигается путем региональной доплаты в рамках Закона Сахалинской области от 07.12.2009 N 108-ЗО "О региональной социальной доплате к пенсии пенсионерам, проживающим на территории Сахалинской области" за счет средств бюджета Сахалинской области и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета областному бюджету.
Создана эффективная система по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации.
Реализуется Закон Сахалинской области от 30.01.2008 N 3-ЗО "Об областной целевой программе "Обеспечение доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры на 2008 - 2013 годы", направленный на повышение качества жизни инвалидов.