Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 08 июня 2012 года N 277

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ "ДОСТУПНАЯ СРЕДА В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2018 ГОДЫ"

{Утратило силу: постановление Правительства Сахалинской области от 31.05.2013 N 280}

{Изменения:
Постановление Правительства Сахалинской области от 14.03.2013 N 116;
Постановление Правительства Сахалинской области от 22.03.2013 N 135;
Постановление Правительства Сахалинской области от 27.03.2013 N 141;
Постановление Правительство Сахалинской области от 12.08.2013 N 450;
Постановление Правительство Сахалинской области от 16.10.2013 N 594;
Постановление Правительство Сахалинской области от 22.10.2013 N 604;
постановление Правительства Сахалинской области от 01.11.2013 N 626;
постановление Правительства Сахалинской области от 27.12.2013 N 788}

В целях формирования условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам и услугам, а также интеграции инвалидов в общество и повышения уровня их жизни Правительство Сахалинской области постановляет:

1. Утвердить долгосрочную целевую программу Сахалинской области "Доступная среда в Сахалинской области на 2013 - 2018 годы" (прилагается).

2. Министерству финансов Сахалинской области (Т.В.Карпова) и министерству экономического развития Сахалинской области (С.А.Карпенко) при формировании проекта областного бюджета на соответствующий год включать долгосрочную целевую программу "Доступная среда в Сахалинской области на 2013 - 2018 годы" в перечень долгосрочных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств областного бюджета.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления Сахалинской области принять муниципальные программы по формированию беспрепятственной среды жизнедеятельности для инвалидов.

4. Опубликовать настоящее постановление в газете "Губернские ведомости".

Исполняющий обязанности председателя

Правительства Сахалинской области С.Г. Шередекин

Утверждена
постановлением правительства
Сахалинской области
от 08.06.2012 N 277
{в ред. постановления Правительства Сахалинской области от 22.03.2013 N 135}
{в ред. Постановления Правительства Сахалинской области от 27.03.2013 N 141}
{в ред. Постановления Правительство Сахалинской области от 12.08.2013 N 450}
{в ред. Постановления Правительство Сахалинской области от 16.10.2013 N 594}

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ "ДОСТУПНАЯ СРЕДА В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2018 ГОДЫ"


Наименование Программы

Долгосрочная целевая программа Сахалинской области "Доступная среда в Сахалинской области на 2013 - 2018 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

1. Федеральный закон от 24.11.95 N 181-ФЗ   "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
 2. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.03.2011 N 175 "О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы".
 3. Распоряжение Правительства Сахалинской области от 03.11.2011 N 770-р "Об утверждении Концепции долгосрочной целевой программы "Доступная среда в Сахалинской области на 2013 - 2018 годы".
 4. Распоряжение Правительства Сахалинской области от 31.08.2010 N 657-р "О формировании доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Сахалинской области" с учетом изменений, внесенных распоряжениями Правительства Сахалинской области от 04.02.2011
 N 50-р, от 14.06.2011 N 396-р.
 5. Решения совета по делам инвалидов при Губернаторе Сахалинской области от 22.12.2010 N 2 и от 19.05.2011 N 3.

Заказчик Программы

Правительство Сахалинской области

Разработчик Программы

Министерство социальной защиты Сахалинской области

Цель (цели) Программы

1. Создание для инвалидов и других маломобильных категорий граждан условий для безбарьерного доступа к объектам социальной, транспортной, инженерной инфраструктур, а также услугам в приоритетных направлениях жизнедеятельности и средствам информации Сахалинской области.
 2. Усиление взаимодействия органов государственной власти с общественными организациями инвалидов.

Задачи Программы

1. Обеспечение доступности общественных учреждений социального обслуживания, здравоохранения, образования, культуры, спорта.
 2. Обеспечение транспортной доступности.
 3. Обеспечение информационной доступности и доступности образования.
 4. Обеспечение доступности культурно-массовых мероприятий.
 5. Обеспечение доступности спорта.
 6. Формирование в обществе толерантного отношения к инвалидам.
 7. Повышение качества предоставления услуг инвалидам и детям-инвалидам.
 8. Информационно-методическое и кадровое обеспечение работы с инвалидами.
 9. Оказание государственной поддержки общественным организациям инвалидов, направленной на обеспечение деятельности организации и участие в областных, всероссийских, международных спортивных соревнованиях, фестивалях, конкурсах, выставках среди инвалидов и других культурных мероприятиях.

Мероприятия Программы

1. Совершенствование нормативной правовой базы по вопросам обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры.
 2. Обеспечение доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, информации, формирование позитивного общественного мнения по отношению к проблемам инвалидов.
 3. Усиление взаимодействия органов государственной власти с общественными организациями инвалидов.
 4. Повышение доступности реабилитационных услуг.
 5. Организационно-методическая работа.
 6. Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов на территории муниципальных образований.

Сроки реализации Программы

2013 - 2018 годы

Исполнители Программы

Министерство социальной защиты Сахалинской области;
министерство здравоохранения Сахалинской области;
министерство образования Сахалинской области;
министерство культуры Сахалинской области;
министерство транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области;
министерство спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской области;
агентство государственной службы занятости населения Сахалинской области;
управление делами Губернатора и Правительства Сахалинской области, аппарат Губернатора и Правительства Сахалинской области;
муниципальные образования Сахалинской области.

Подпрограммы

Не предусмотрены

Объемы и источники финансирования Про-граммы

Общий объем средств, направляемых
 на реализацию мероприятий, составляет 715970,3 тыс. руб., в том числе по годам:
 2013 год - 44842,6 тыс. рублей;

 2014 год - 119454,5 тыс. рублей;

 2015 год -  180376,5 тыс. рублей;

 2016 год - 200337,5 тыс. рублей;

 2017 год - 88832,6 тыс. рублей;

 2018 год - 82126,6 тыс. рублей.
 Из них по источникам:
 1. Средства областного бюджета Сахалинской области - 664380,9 тыс. рублей, в том числе по годам:
 2013 год - 42635 тыс. рублей;

 2014 год - 77555,7 тыс. рублей;

 2015 год - 179537,5 тыс. рублей;

 2016 год - 198939,5 тыс. рублей;

 2017 год - 86374,6 тыс. рублей;

 2018 год - 79338,6 тыс. рублей.
 2. Средства местных бюджетов - 7959,4 тыс. руб., в том числе по годам:
 2013 год - 147,6 тыс. рублей;

 2014 год -  498,8 тыс. рублей;

 2015 год - 689 тыс. рублей;

 2016 год - 1398 тыс. рублей;

 2017 год - 2438 тыс. рублей;

 2018 год - 2788 тыс. рублей.
 3. Средства из внебюджетных источников -43630 тыс. рублей, в том числе по годам:
 2013 год - 2060 тыс. рублей;

 2014 год -  41400 тыс. рублей;

 2015 год - 150 тыс. рублей;

 2017 год - 20 тыс. рублей.

Планируемые результаты Программы

Социально-экономический эффект от реализации комплекса мероприятий Программы выражается в создании системы формирования в области доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения.
 Реализация Программы позволит к 2018 году достичь следующих показателей:
 - доля доступных объектов социальной инфраструктуры, находящихся в ведении органов исполнительной власти Сахалинской области, оборудованных с целью доступности для инвалидов, в общем количестве объектов социальной инфраструктуры, находящихся в ведении органов исполнительной власти Сахалинской области, - не менее 30%;

 - доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной и транспортной инфраструктуры в общей численности приоритетных объектов - не менее 15%;

 - количество адаптированных для доступа инвалидов приоритетных общественных зданий и сооружений - не менее 85 объектов;

 - количество приобретенных "низкопольных" автобусов для перевозки инвалидов на городских маршрутах - не менее 5 ед.;

 - доля инвалидов, пользующихся услугами службы "Социальное такси", в общей численности инвалидов - не менее 1,5%;

 - количество произведенных и транслированных субтитров для субтитрирования телевизионных программ - не менее 500 часов в год;

 - количество телевизионных тематических передач, произведенных и транслируемых в телеэфире, - не менее 24 единиц в год (2 часов в год);

 - доля общественных организаций инвалидов, получивших государственную поддержку на обеспечение деятельности организации, реализацию социальных проектов и участие в областных, всероссийских, международных спортивных соревнованиях, фестивалях, конкурсах, выставках среди инвалидов и других
 культурных мероприятиях, - 100%.

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами


13 декабря 2006 года Генеральная Ассамблея ООН Резолюцией 61/106 приняла Конвенцию о правах инвалидов и Факультативный протокол к ней. Российской Федерацией Конвенция подписана в 2008 году.

Конвенция стала первым международным договором в области прав человека, принятым в новом столетии. Положениями Конвенции предусматривается создание полноценной безбарьерной среды для инвалидов, обеспечение их права на работу, медицинское обслуживание, образование, полноценное участие в общественной жизни.

Поддержка людей, оказавшихся в трудной ситуации, повышение уровня жизни, формирование комфортной среды жизнедеятельности являются приоритетными направлениями государственной политики. Этот вывод вытекает из Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года и Бюджетных посланий Президента Российской Федерации.

В 2011 году Правительством Российской Федерации в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации принята государственная программа "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, направленная на комплексное решение наиболее острых проблем инвалидов.

Базой для определения приоритетов, целей и задач Программы является Стратегия социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года, одним из направлений которой является снижение социального неравенства, устранение препятствий для интеграции в социальную жизнь лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечение равных возможностей лицам с особым социальным статусом и особыми потребностями для полноправного их участия в общественной, культурной и политической жизни общества.

Доступность среды для инвалидов предполагает собой сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта, настройку под нужды инвалидов правил работы социальных, информационных и прочих служб.

Положительный эффект от устранения барьеров (архитектурных, информационных, в сфере образования, труда, культуры, транспорта) заключается не только в улучшении качества жизни инвалидов, но и в повышении общего уровня комфортности среды для гораздо более широкого круга людей, в частности, пожилых граждан, а также лиц, испытывающих временные ограничения мобильности, в том числе детей.

Создание условий для улучшения качества жизни лиц с особыми потребностями путем формирования для них доступной среды жизнедеятельности соответствует основным целям и задачам социально-экономического развития Сахалинской области.

В Программе используются следующие термины:

- безбарьерная среда - обустроенная городская среда жизнедеятельности для маломобильных граждан в условиях проживания, трудоустройства, при пешеходных передвижениях и на транспорте, различных формах культурно-бытового обслуживания;

- маломобильные граждане - инвалиды всех категорий, к которым относятся лица, имеющие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приведшими к ограничению жизнедеятельности, и вызывающее необходимость их социальной защиты; лица пожилого возраста; граждане с малолетними детьми, в том числе использующие детские коляски; другие лица с ограниченными способностями или возможностями самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, вынужденные в силу устойчивого или временного физического недостатка использовать для своего передвижения необходимые средства, приспособления и собак-проводников;

- маломобильные группы населения - обобщающая категория граждан, выделяемая на основе каких-либо ограничений в мобильности (по совокупности возрастных и (или) медицинских отклонений в здоровье), лица старшей возрастной группы, 60 лет и старше, инвалиды трудоспособного возраста 16 - 60 лет, дети-инвалиды до 16 лет, дети до 8 - 10 лет, пешеходы с детскими колясками, временно нетрудоспособные;

- адаптация - приспособление;

- реконструкция - проведение строительных работ в целях изменения существующих технико-экономических показателей объекта и повышения эффективности его использования, предусматривающих один или несколько видов работ;

- адаптация зданий к потребностям маломобильных групп населения - комплекс организационно-технических и ремонтно-строительных мероприятий, направленных на обеспечение жизнедеятельности маломобильных групп населения;

- адаптированная квартира - квартира в существующем жилом доме, приспособленная для проживания маломобильных групп населения с учетом их психофизических особенностей;

- доступность - возможность для маломобильных групп населения достичь определенного места, зоны, помещения, здания или сооружения с минимальными, сообразно состоянию здоровья, затратами времени и сил, а также возможность воспользоваться оборудованием или услугой;

- доступные для маломобильных групп населения здания и сооружения - те здания и сооружения, в которых реализуется комплекс инженерно-технических, конструкционных и организационных мероприятий для обеспечения их полноценной жизнедеятельности и безопасности.

Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного числа лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности.

Краткий сравнительный анализ инвалидности в Сахалинской области за период 2007 - 2011 годов показал следующее.

Удельный вес впервые освидетельствованных из числа взрослого населения стабильно снижается в течение указанного периода (2007 год - 3045 человек, 2008 год - 2579 человек, 2009 год - 2624 человека, 2010 год - 2447 человек). За указанный период отмечено стабильное снижение показателей первичного выхода на инвалидность (2007 год - 2694 человека, 2008 год - 2224 человека, 2009 год - 2212 человек, 2010 год - 2069 человек, 2011 год - 2099 человек). Растет число лиц, не признанных инвалидами при первичном освидетельствовании (2007 год - 299 человек, 2008 год - 324 человека, 2009 год - 360 человек, 2010 год - 366 человек).

В 2011 году в Сахалинской области уровень инвалидности составил 200,8 на 10 тысяч взрослого населения, уровень повторной инвалидности - 148,9 на 10 тысяч взрослого населения. В результате проведения медико-социальной экспертизы ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Сахалинской области" в 2010 году всего освидетельствовано 10463 человека, в 2011 году - 9757 человек, из них 8747 и 8126 гражданам соответственно установлена инвалидность. В целом в Сахалинской области отмечается приостановление роста инвалидизации населения (2007 год - 29567 человек, 2008 год - 29018 человек, 2009 год - 28182 человека, 2010 год - 27332 человека, 2011 год - 26343 человека), однако число граждан, нуждающихся в социальной поддержке и социально-реабилитационных услугах, остается значительным.

Значительная часть инвалидов страдает тяжелыми нарушениями здоровья, приводящими к утрате трудоспособности и ограничению самообслуживания. Основной категорией инвалидов, нуждающихся в мерах по обеспечению доступной среды жизнедеятельности, являются лица, имеющие I-III степени ограничения жизнедеятельности в самостоятельном передвижении. Только за период с 2006 по 2011 год 2073 гражданам, признанным инвалидами, были рекомендованы кресла-коляски:

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

Взрослое население

264

294

307

424

301

351

Дети до 18 лет

17

20

17

22

20

36

Всего

281

314

324

446

321

387

Проблемы государственной поддержки и реабилитации инвалидов определяются комплексом взаимосвязанных проблем, охватывающих все сферы и стороны жизни инвалидов, важнейшими из которых являются:

- недостатки в организации медико-социальной экспертизы;

- низкая эффективность механизмов компенсации последствий инвалидности на основе индивидуальных программ реабилитации;

- недостаточный уровень лекарственного обеспечения, медицинского и санаторно-курортного обслуживания инвалидов;

- недостаточное обеспечение техническими средствами реабилитации;

- низкий уровень оснащения быта маломобильных категорий инвалидов специальными техническими и вспомогательными средствами;

- медленное и фрагментарное устранение существующих физических барьеров в социальной, транспортной и инженерной инфраструктурах;

- сохраняющиеся ограничения доступности инвалидов в сферу образования и труда;

- трудности в получении инвалидами информации о своих законных правах;

- недостаточно сформированные в массовом общественном сознании толерантное восприятие инвалидности, объективные представления о проблемах инвалидов и путях их решения;

- дефицит внимания и морально-психологической поддержки со стороны общества в проблемных ситуациях;

- ограниченные возможности развития и реализации личностного потенциала, творческих возможностей, приобщения к культурно-эстетическим ценностям;

- отсутствие эффективной профессиональной реабилитации и четкого механизма реализации прав инвалидов на трудоустройство;

- отсутствие сети учреждений, оказывающих услуги комплексной реабилитации.

Нерешенность проблемы доступа инвалидов и маломобильных групп населения к среде жизнедеятельности порождает ряд серьезных социально-экономических последствий: дестимуляцию трудовой и социальной активности инвалидов; вынужденную самоизоляцию инвалидов; негативное отношение к инвалидам в массовом сознании; дискомфорт, ограничение жизнедеятельности иных маломобильных групп населения - лиц преклонного возраста, временно нетрудоспособных, беременных женщин, людей с детскими колясками, детей дошкольного возраста.

В Сахалинской области последовательно решаются задачи развития системы государственной поддержки отдельных категорий граждан, в том числе инвалидов, направленные на улучшение их социального положения, повышение доходов и качества жизни.

Инвалидам в полном объеме и своевременно предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Сахалинской области. Начиная с 2007 года, инвалидам за счет средств бюджета Сахалинской области предоставляются дополнительные меры социальной поддержки: компенсация стоимости услуги за установку телефона, 50% компенсация стоимости транспортных услуг по доставке топлива, ежемесячная стипендия, компенсация проезда к месту обучения и обратно студентам, обучающимся в учебных заведениях профессионального образования на территории Сахалинской области, и другие.

Сахалинская область установила размер величины прожиточного минимума для пенсионеров, в том числе инвалидов, выше размера, установленного на федеральном уровне. Это достигается путем региональной доплаты в рамках Закона Сахалинской области от 07.12.2009 N 108-ЗО "О региональной социальной доплате к пенсии пенсионерам, проживающим на территории Сахалинской области" за счет средств бюджета Сахалинской области и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета областному бюджету.

Создана эффективная система по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации.

Реализуется Закон Сахалинской области от 30.01.2008 N 3-ЗО "Об областной целевой программе "Обеспечение доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры на 2008 - 2013 годы", направленный на повышение качества жизни инвалидов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»