ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 октября 2012 года N 626-пп
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОХРАНА ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2013 - 2018 ГОДЫ
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2017 года на основании Постановления Правительства Тверской области от 30.12.2016 N 456-пп.
____________________________________________________________________
(в редакции Постановлений Правительства Тверской области от 30.12.2013 N 717-пп, от 18.02.2014 N 81-пп, от 10.02.2015 N 59-пп, от 30.10.2015 N 501-пп, от 10.02.2016 N 56-пп)
В соответствии с Законом Тверской области от 18.01.2006 N 13-ЗО "О бюджетном процессе в Тверской области" Правительство Тверской области постановляет:
1. Утвердить государственную программу Тверской области "Государственная охрана объектов культурного наследия Тверской области" на 2013 - 2018 годы (далее - государственная программа Тверской области) (прилагается).
2. Определить администратором государственной программы Тверской области Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области.
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его подписания, подлежит официальному опубликованию и размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте администратора государственной программы Тверской области.
Губернатор Тверской области
А.В.ШЕВЕЛЕВ
Государственная программа Тверской области "Государственная охрана объектов культурного наследия Тверской области" на 2013 - 2018 годы
(в ред. Постановлений Правительства Тверской области от 10.02.2015 N 59-пп, от 30.10.2015 N 501-пп, от 10.02.2016 N 56-пп)
г. Тверь 2012
Наименование Программы | "Государственная охрана объектов культурного наследия Тверской области" на 2013 - 2018 годы (далее - Программа) |
Администратор Программы | Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области (далее - Главное управление) |
(раздел в ред. Постановления Правительства Тверской области от 10.02.2016 N 56-пп) | |
Срок реализации Программы | 2013 - 2018 годы |
Цель Программы | Предотвращение разрушения и утраты объектов культурного наследия Тверской области (далее - объекты культурного наследия) |
Подпрограммы | Подпрограмма 1 "Повышение результативности контроля в сфере государственной охраны и использования объектов культурного наследия" (далее - подпрограмма 1). Обеспечивающая подпрограмма |
Ожидаемые результаты реализации Программы | Увеличение доли объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, от общего числа объектов культурного наследия с 37 до 43%. Увеличение доли объектов культурного наследия, в отношении которых проводились мероприятия по государственной охране, от общего числа объектов культурного наследия с 12 до 17% |
(раздел в ред. Постановления Правительства Тверской области от 10.02.2016 N 56-пп) | |
Плановые объемы и источники финансирования Программы по годам ее реализации в разрезе подпрограмм | Объем финансирования Программы по годам реализации: 2013 год - 30958,5 тыс. руб., в том числе: за счет средств областного бюджета Тверской области - 24754,6 тыс. руб. за счет средств федерального бюджета - 6203,9 тыс. руб. Подпрограмма 1 - 0,0 тыс. руб. Обеспечивающая подпрограмма - 30958,5 тыс. руб.: 2014 год - 33737,4 тыс. руб., в том числе: за счет средств областного бюджета Тверской области - 26924,9 тыс. руб. за счет средств федерального бюджета - 6812,5 тыс. руб. Подпрограмма 1 - 1000,0 тыс. руб. Обеспечивающая подпрограмма - 32737,4 тыс. руб.; 2015 год - 30659,3 тыс. руб., в том числе: за счет средств областного бюджета Тверской области - 24714,2 тыс. руб. за счет средств федерального бюджета - 5945,1 тыс. руб. Подпрограмма 1 - 770,0 тыс. руб. Обеспечивающая подпрограмма - 29889,3 тыс. руб.; 2016 год - 32998,6 тыс. руб., в том числе: за счет средств областного бюджета Тверской области - 27098,8 тыс. руб. за счет средств федерального бюджета - 5899,8 тыс. руб. Подпрограмма 1 - 755,2 тыс. руб. Обеспечивающая подпрограмма - 32243,4 тыс. руб.; 2017 год - 33337,2 тыс. руб., в том числе: за счет средств областного бюджета Тверской области - 26343,6 тыс. руб. за счет средств федерального бюджета - 6993,6 тыс. руб. Подпрограмма 1 - 0,0 тыс. руб. Обеспечивающая подпрограмма - 33337,2 тыс. руб.; 2018 год - 33337,2 тыс. руб., в том числе: за счет средств областного бюджета Тверской области - 26343,6 тыс. руб. за счет средств федерального бюджета - 6993,6 тыс. руб. Подпрограмма 1 - 0,0 тыс. руб. Обеспечивающая подпрограмма - 33337,2 тыс. руб. |
(раздел в ред. Постановления Правительства Тверской области от 10.02.2016 N 56-пп) |
1. Настоящая Программа определяет основные направления деятельности, призванной максимально защитить объекты культурного наследия от разрушения и видоизменения под воздействием различных антропогенных факторов.
Тверская область, расположенная в центре России, между двух исторических столиц, насчитывает более 10000 объектов историко-культурного наследия. На государственной охране состоит 7735 объектов культурного наследия, на государственном учете - 2854 выявленных объекта культурного наследия, 14 исторических городов и около 2000 исторически ценных градоформирующих объектов. Количество памятников истории и культуры в Тверской области значительно больше, чем в большинстве регионов России.
Особенностью Тверской области является большое количество памятников археологии, которое составляет 53% от общего количества объектов культурного наследия. Сохранение памятников не только способствует популяризации высоких образцов национальной культуры. Историко-культурное наследие - особого рода экономический ресурс. Каждый восстановленный объект будет способствовать устойчивому развитию целой территории, ее инфраструктуры, содействовать созданию новых рабочих мест и пополнению бюджетов.
Современная ситуация в сфере охраны культурного наследия характеризуется общим неудовлетворительным состоянием объектов культурного наследия. В Тверской области 3476 памятников архитектуры. Только 30% от общего количества объектов культурного наследия находятся в удовлетворительном техническом состоянии. В таких условиях существует реальная опасность, что в ближайшее время могут быть безвозвратно утрачены многие историко-культурные ценности. Основными причинами резкого ухудшения технического состояния памятников являются резкое сокращение государственного финансирования в 90-е годы XX века, отсутствие целевых ассигнований на мероприятия по сохранению объектов культурного наследия в бюджетах муниципальных образований, нерешенность вопроса разграничения собственности на объекты культурного наследия.
2. Программа направлена на создание действенных механизмов системы государственной охраны памятников, что позволит сохранить для будущих поколений большее количество объектов культурного наследия, расположенных на территории Тверской области.
Наибольший ущерб объектам культурного наследия Тверской области (далее - объекты культурного наследия) наносится умышленными действиями физических и юридических лиц при ведении хозяйственной деятельности на территориях памятников. Несоблюдение требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия - достаточно широко распространенное явление.
Большая часть объектов культурного наследия не имеет утвержденных в установленном порядке зон охраны, что приводит к нарушениям при использовании объектов культурного наследия.
Согласование землеустроительной документации, а также решений органов местного самоуправления о предоставлении земель и изменении их правового режима зачастую проводится с нарушением требований Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
3. С 2010 года Главное управление активизировало работу по обеспечению объектов культурного наследия документацией, содержащей сведения об объектах культурного наследия согласно статье 17 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
За 3 года были разработаны зоны охраны на 12% и проведена инвентаризация 11% объектов культурного наследия. Получение актуальной информации по объектам культурного наследия позволяет более предметно анализировать характер использования объектов культурного наследия, более оперативно реагировать на нарушения и привлекать к ответственности нарушителей. Реализация указанных мероприятий, безусловно, создала необходимые условия для повышения эффективности охраны объектов культурного наследия.
4. Из-за отсутствия в настоящее время долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, долгосрочной бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, прогноза социально-экономического развития Тверской области на долгосрочный период и долгосрочной бюджетной стратегии Тверской области прогноз развития сферы реализации Программы представлен в виде принципиальных тенденций развития сферы реализации Программы, к которым относятся:
а) активизация работ по государственной охране и контролю за использованием объектов культурного наследия Тверской области;
б) сокращение отрицательной динамики состояния объектов культурного наследия, претерпевающих изменения под воздействием антропогенных факторов;
в) обеспечение вовлечения большего количества объектов культурного наследия в экономический оборот.
5. Результатами анализа влияния внешней и внутренней среды на сферу реализации Программы является установление:
а) положительного влияния внешней и внутренней среды на сферу реализации Программы в виде событий или условий, предоставляющих дополнительные возможности или преимущества для функционирования организаций в сфере реализации Программы и по своей сути являющихся потенциальным ресурсом сферы реализации Программы;
б) отрицательного влияния внешней и внутренней среды на сферу реализации Программы в виде событий или условий, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие или отсутствие важных ресурсов для функционирования организаций в сфере реализации Программы и по своей сути является потенциальным ограничением сферы реализации Программы.
6. К положительному влиянию на сферу реализации Программы (потенциальному ресурсу сферы реализации Программы):
а) обусловленному внешней средой, относится наличие усиления внимания мирового сообщества к культурному наследию;
б) обусловленному внутренней средой, относятся:
наличие нормативной правовой базы Тверской области по вопросам повышения качества организации охраны культурного наследия Тверской области;
переход с 2013 года на формирование и исполнение областного бюджета Тверской области на основе Программы;
автоматизация процессов управления реализацией Программы и проведения оценки эффективности ее реализации.
7. К отрицательному влиянию на сферу реализации Программы (потенциальному ограничению сферы реализации Программы):
а) обусловленному внешней средой, относятся:
недостаточная эффективность государственных вложений;
наличие высокой ресурсоемкости сферы культурного наследия;
отсутствие нормативно-методического обеспечения и сложившейся практики охраны культурного наследия в свете появления новых нормативных актов;
отсутствие оценки практических последствий принимаемых решений и соответственно отсутствие ответственности;
недостаточная действенность системы государственного контроля за использованием объектов культурного наследия в рамках существующего законодательства;
наличие отдельных федеральных полномочий, не охватывающих весь объем мероприятий по охране культурного наследия;
наличие задержки в развитии институтов планирования государственных заказов и исполнения государственных контрактов;
отсутствие глубокого всестороннего анализа сложившейся практики применения государственных заданий в целях дальнейшего совершенствования данного механизма;
наличие ряда механизмов в сфере охраны культурного наследия, недостаточно эффективных и требующих серьезной проработки;
б) обусловленному внутренней средой, относятся:
отсутствие стратегического планирования, увязанного с бюджетным планированием;
отсутствие оценки всего набора инструментов, применяемых для достижения целей государственной политики;
несоблюдение законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия органами местного самоуправления в ходе ведения хозяйственной деятельности;
отсутствие финансирования в местных бюджетах в ряде муниципальных образований Тверской области на мероприятия по сохранению объектов культурного наследия;
отсутствие опыта проведения оценки эффективности реализации Программы и оценки вклада Программы в решение вопросов социально-экономического развития Тверской области;
необходимость дальнейшего совершенствования методологии формирования государственных программ Тверской области.
8. Перечень основных проблем в сфере реализации Программы сформирован на основе отрицательного влияния внешней и внутренней среды на сферу реализации Программы, указанного в пункте 7 настоящего раздела.
9. Перечень основных проблем в сфере реализации Программы представляет собой совокупность проблем, которые в среднесрочной перспективе способны оказать негативное влияние на достижение целей Программы, в частности:
а) при осуществлении государственной охраны объектов культурного наследия Тверской области:
в связи с отсутствием реального механизма государственной охраны, ориентированного на предотвращение разрушения объекта культурного наследия, а не на привлечение к ответственности по фактам нарушений;
в связи с отсутствием собственников у ряда объектов культурного наследия;
б) при осуществлении деятельности по согласованию проектной документации на объекты культурного наследия:
в связи с недостатком квалифицированных кадров в Главном управлении и увеличением документооборота;
в) при осуществлении государственного контроля в сфере государственной охраны и использования объектов культурного наследия:
отсутствие некоторых подзаконных актов в сфере государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
г) при осуществлении мероприятий, направленных на формирование Единого государственного реестра объектов культурного наследия народов Российской Федерации (далее - Реестр):
отсутствие налаженного взаимодействия с Министерством культуры Российской Федерации;
отсутствие методических рекомендаций по формированию документации для Реестра;